ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению; со 2-й пол. 19 в. закрепился в рус. пед. науке и шк. практике для обозначения обязательного по программе раздела обучения чтению. В отеч. школе В. ч. стало элементом уч.-воспитат. процесса, охватывающим все ступени обучения, включая старшую.

Специфика В. ч. лит. произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой - выбором педагога-организатора. Исторически за В. ч. закрепились след. осн. цели: расширение и углубление читательского кругозора, познават. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и целенаправленно читать книги в свободное время по собств. выбору. Средства пед. организации В. ч. разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с б-кой и библиотечно-Библиографич. видами помощи читателю, а также непосредств. уч. в доступном круге чтения, систематич. его изучение как сферы избирательного общения. Для В. ч. характерны испецифич. формы организации уч. процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. праздники, конференции, конкурсы, посещение лит. музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в б-ке и др. внешк. учреждениях.

Иерархия и приоритетность целей В. ч., выбор средств и форм обучения зависят от системы руководства детским, подростковым и юношеским чтением, к-рой придерживается педагог-организатор. Существуют неск. таких систем.

Исходная, традиционная, система пед. организации дет. чтения в массовой школе сложилась эмпирически (в России она начала формироваться в 18 в.). В этой системе на первое место в качестве цели выдвигались расширение и углубление знаний, навыков, предусмотренных шк. программой, начиная с непосредственного совершенствования техники чтения в нач. школе до последующей профориентации. Воспитание любви к книге и самостоят. чтению рассматривалось как логическое следствие аксиоматич. и авторитарных установок типа: «Будешь много читать - будешь много знать!», «Любите книгу - источник знаний!». Соответственно среди средств обучения предпочтение отдавалось беседе, рассказам о книгах и пользе чтения, чтению вслух, рекомендательным (а по сути обязательным) спискам, нужным, по мнению педагога, в равной мере всем учащимся. Осн. формы руководства В. ч. в этом случае - уроки. В. ч. (их периодичность регулировалась уч. планом и программой), а также все виды внеурочной работы с читателями. Причём эти формы работы практически не дифференцировались, так как их функции - пропаганда книг и контроль за дет. чтением - совпадали. Гл. условие эффективности данной системы - высокий социальный статус учителя, а по мере взросления учеников и престижность собственно знаний и1 образованности. Недостаток системы - отсутствие организованного обучения, вследствие чего уч-ся так и не узнавали доступного им круга чтения во всей полноте, книгой пользоваться не умели, выбирать книг в расчёте на себя не пробовали (книги им «давали» или «задавали»). Т. е, необходимых читательских знаний, умений и привычек в рамках В. ч. уч-ся в шк. курсе не приобретали.

Более совершенной была система В. ч., появление к-рой в . 19 - нач. 20 вв. связано с созданием и распространением спец. дет, библиотек, в т. ч. школьных, и читален. Правда, цели этой системы выходили за рамки собственно В. ч. и как бы интегрировали чтение классное и внеклассное в нач. школе, урочное и внеурочное - в ср. звене, программное и внепрограммное - в ст. классах, ибо в центр внимания было выдвинуто у уч-ся культуры чтения.

Ведущими средствами пед. организации самостоят. работы с лит-рой, кроме чтения вслух, рассказов о книгах и разного рода бесед, стали знакомство с библиотекой, формирование навыков пользования ею, приобретение учащимися знаний о видах помощи читателю. Формы организации В. ч. представляли собой сочетание соответствующих уроков (строились на материале внепрограммных лит. произведений, нередко собранных для удобства в особые хрестоматии по классам) с библиотечными уроками, для к-рых были разработаны спец. программы занятий (также по классам). Уроки В. ч. дублировали цели и содержание уроков классного чтения и лит-ры. Практически В. ч. как бы раздваивалось, либо приобретая необязательности в условиях школы, либо превращаясь в строго регламентированную работу (внеурочную или внешкольную) детей с книгой в б-ке. Эффективность обучения была обусловлена наличием вблизи школ специализи-ров. дет. б-к и читален с организованным книжным фондом, личностью и уровнем квалификации библиотекаря, согласованностью пед. и читательских пристрастий и действий учителя и библиотекаря в рамках данной системы. Практика показала, что соблюсти единство этих трёх факторов удаётся крайне редко. В оптимальном случае, когда особое организаторов В. ч. уделяется индивидуальной и групповой работе с читателями, у детей чспешно формируются практич. навыки обращения в б-ку, работы в читальном зале. Это обеспечивает расширение и углубление читат. кругозора, развитие поз-нават. интересов. Пользуясь б-кой, уч-ся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях т. п. и приобщиться к творческой и ясследоват. деятельности. Однако, поскольку непосредств. с книгой осуществляется только в условиях , то отсутствие книжного фонда в классе ведёт к потере у детей интереса к урокам чтения и лит-ры. В этих условиях уч-ся недополучают и умения для самостоят. чтения, чего даже ква-лифициров. библиотекарь, встречаясь с классом один раз в неделю, восполнить не может.

В ряде случаев, не имея спец. программы и уч. материала для В. ч., передоверяет его организацию библиотекарю. Уч-ся, особенно в нач. классах, где формируется чтения, как правило, приходят в б-ку только на библиотечные уроки. Часто их «проводят» строго по расписанию для всего класса, не считаясь с индивидуальными желаниями и потребностями; уч-ся должны отчитываться перед библиотекарем за своё чтение. Это приводит к тому, что вместо культуры чтения у уч-ся вырабатывается стойкий «иммунитет» по отношению к б-ке.

С развитием психолого-пед., книговедческих и др. наук в 20 в. дет. лит-ра стала восприниматься не просто как нек-рая совокупность произведений для дет. чтения, но как особый книжный мир, специфич. часть культуры. Теоретич. осмысление дет. чтения значительно активизировалось в 70-е гг. с позиций деятель-ностного подхода. В МГПИ были осуществлены теоретико-эксперим. исследования и предложена теория активного формирования читательской деятельности учащихся. На этой основе разработана новая система В. ч. Её ведущая цель - воспитание у учащихся, начиная с мл. шк. возраста, интереса к книге как опыту, необходимому формирующейся личности, и читательской самостоятельности. Эта последовательно проводимая пед. деятельность направлена на пробуждение и осознание каждым учащимся своих личностных социально-культурных потребностей и возможностей, затем на их стабилизацию и развитие с помощью избирательного самостоят. чтения. Осн. - изучение книги как инструмента просвещения, мира книг как сокровищницы социально-культурного опыта и воспитание отношения к чтению как деятельности, обеспечивающей растущего человека. Ведущие формы организации уч. процесса - уроки читательской самостоятельности, идущие параллельно сначала с обучением грамоте, затем с обучением самостоят. работе с текстом лит. произведений на уроках классного чтения в нач. школе или лит. чтения и лит-ры в ср. и ст. классах. Все внеурочные формы организации дет. чтения (школьные и внешкольные) сохраняют своё значение и используются в работе с учащимися во внеурочное время по индивидуальному желанию. Эти формы организации В. ч. могут рассматриваться также как средство избирательного творческого самовыражения уч-ся в их движении по пути самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Условия эффективной реализации системы в практике массовой школы: обеспечение уч. процесса (особенно в нач. классах) дет. книгами разнообразного содержания всех осн. типов и структур; знание педагогом объективных закономерностей, определяющих методику В. ч. по этапам и периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся к разным видам читательской деятельности; систематич. посещение учащимися б-ки - индивидуально, с личностно-осознаваемой целью (для самостоят. пользования абонементом, работы в читальном зале). В этом случае возможна миним. зависимость самостоят. читательской деятельности учащихся от непосредств. организатора В. ч. и макс, свобода для пробуждения и формирования у детей личностных потребностей, предпочтений. Система также рассчитана на то, что по мере овладения методикой Б. ч. педагог не только получает возможность дифференцировать уч.-воспитат. работу и индивидуализировать чтению, но и сам совершенствуется как профессионал и .

Совершенствование методики чтения в совр. условиях предусматривает возможность поиска альтернативных систем пед. организации В. ч.

Лит.: Шереметевский В. П., Соч., М., 1897; Актуальные проблемы методики обучения чтению в нач. классах, М., 1977, гл. 5; Светловская H. H., Самостоят. чтение мл. школьников (теоретпко-эксперим. ), М., 1980; её же, Методика внеклассного чтения, M. М Н. Светловская.

Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ" в других словарях:

    Внеклассное чтение -

    Внеклассное чтение - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает… … Педагогический терминологический словарь

    Внеклассное чтение (книга) - Внеклассное чтение Автор: Борис Акунин Жанр: детектив Язык оригинала: русский Оригинал издан: 2003 Серия: «Приключения магистра» Издательство: « … Википедия

    чтение - сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? чтения, чему? чтению, (вижу) что? чтение, чем? чтением, о чём? о чтении; мн. что? чтения, (нет) чего? чтений, чему? чтениям, (вижу) что? чтения, чем? чтениями, о чём? о чтениях 1. Чтением называется… … Толковый словарь Дмитриева

    Детское чтение и детская литература

    Детское чтение и Д. литература - Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Наберите в инете "список книг для чтения после 1 класса " и получите списки по всем программам. Имхо, но после 1 класса это как раз не проблема. Просто классика по возрасту, лишь бы ребенок читал и мог осилить предложенный объем.

Раздел: Книги (внеклассное чтение 3 класс юмористические рассказы). списки для внеклассного чтения - 3-4 кл. Списки для чтения 8 -10 лет. Книги. Ребенок от 7 до 10. Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение.

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1-4 класс. Книги для внеклассного чтения. Купить учебники и тетради не выходя из дома. Внеклассное чтение - список литературы.

Список книг для чтения летом: 1 -4 класс. Одобрено Минобрнауки. Версия для печати. Облегчаем задачу для тех, у кого дети пока в начальной школе, и публикуем Правда, я весь первый класс параллельно со школой занималась с ребенком по 2100 для 1 класса.

Посоветую пройслера книги про разбойника хотценплоца. По ссылке первая.. Как раз в первом классе читал старший сын. Книги для внеклассного чтения первоклашкам??? Моя тоже первоклашка. Читает их по 8 страниц каждый день.

Книги для внеклассного чтения 2 класс. Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях. мы первоклашки...на внекласнном Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. И я просмотрела ссылки, тоже показалось, что многое не для 1 класса.

Подскажите пожалуйста,у кого дети идут в 4-й класс,список литературы на лето.Я конечно понимаю,что в разных школах он отличается,но нужен хотя бы примерный,хоть 5,6 произведений.

Нам списка давать не будут вообще. Анька читает много, но в основном фэнтези - Легенды ночных стражей, Таню Гроттер, Гимназия №13, и пр. Поделитесь своими списками, может, что оттуда выберу. Учится по программе Школа 21 век.

Хотя первые 5 книг я ребенку во 2 классе прочитала, так как в домах отдыха аниматоры часто устраивают викторины на эту тему. Книги для детей 7-10 и 10-14 лет. Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1 -4 класс.

Нормы чтения в школе и дома. Школа. Ребенок от 7 до 10. Уважаемые родители, я вот знаю про нормы чтения - минимум слов в минуту для первоклашек. А вот кто-нибудь знает а сколько по времени минимум ребенку надо читать?

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. есть много новых УЧЕБНИКОВ для начальной школы - разные системы образования! Литературное чтение 2 класс Хрестоматия (Малаховская) 6. Литературное чтение 3 класс часть 1 (Чуракова) 7...

Ребенку дали список литературы для первого класса, стали читать книги из этого списка, просто кошмар какой-то и в плане текста и в Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1 -4 класс. Одобрено Минобрнауки.

Подскажите, пожалуйста!. Книги. Ребенок от 7 до 10. Если Вы имеете ввиду с 1 на 2 класс, то у нас такой Бианки "Как муравьишка домой спешил" и др.

Внеклассное чтение. Новая версия книги «Элла в первом классе ». Девочки подскажите пожалуйста нужна книга для внеклассного чтения для деток на Я дочке вот такую дарила в первом классе Подарок первокласснику Бумага белая, шрифт нормальый...

Милые дамы! у меня как оказалось огромная библиотека и ребенок, который читает, но только не то, что в ней есть. Хочу оптимизировать хранение книг, часть перевезти на дачу. Но не хочется сплавлять туда обязаловку, прописанную в списках для внеклассного чтения. Может фигурируют тут где-то в виде ссылок такие списки? Дайте наводки, пожалуйста. Спасибо!

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг на лето для 8-летки. И приучать к этому нужно именно в начальной школе, чтобы выработался навык. Список литературы, рекомендованный для чтения летом после 1 класса.

Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом. 17. лондон белый клык 18. кинан-роулинг сверстники 19. твен том сойер, гек финн 20. бернет таинственный сад 21. уайльд звездный мальчеГ 22. додж серебряные коньки 23. даррелл.

Возьмите учебник чтения за 2-й класс, загляните в оглавление - почти все эти произведения они и будут проходить. В учебнике есть только отрывки, но предполагается, что нужно знать зодержание всей книги, хотя бы приблизительно. Так нам сказала наша учительница...

Школа вооружает ребенка навыком чтения, и организация формирует чтеца. Но этого недостаточно: она должна воспитать активного читателя, который был бы в состоянии самостоятельно прочесть книгу и разобраться в ней, имел бы потребность систематического чтения, умел бы выбрать нужную книгу на определенную тему, читал бы не только занимательные книги, но и газеты, журналы пользовался бы справочной литературой.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа - это прежде всего книга... Книга - это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека». Внеклассное чтение служит прекрасным средством воспитания: развивает желание учиться, много знать и уметь, приобщает детей к высоким подвигам борцов за свободу народа, за коммунистические идеалы, формирует общественное, гражданское самосознание детей.

Современная программа определяет круг знаний и умений учащихся в области внеклассного чтения: знание лучших произведений детских писателей дореволюционного и советского времени, умение правильно оценить самостоятельно прочитанные книги, навык ориентирования по каталожным карточкам, умение выбрать нужный материал, вести читательский дневник и т. д.

Умения и навыки общения с книгой формируются «ступенчато», качественно усложняясь от класса к классу. Это сказывается и в выборе книг (тематика, жанры, язык, размеры книг), и в интересе к их авторам, и в пользовании аппаратом книги (обложка» титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации и пр.), в ведении записей. Школа сообщает каждому учащемуся определенный минимум читательских умений и навыков, необходимых в жизни. Внедряется методика чтения - рассматривание книги.

Иными словами, в школе организована систем руководства внеклассным чтением учащихся, предусматривающая не только углубление того, что дети читают сами, но и специальное обучение - сообщение строго очерченных знаний, умений и навыков. Выполнение программы по внеклассному чтению осуществляется через внеклассные мероприятия, организуемые школой и библиотекой, через индивидуальную работу с детьми, в семье. С 1959 г. введена новая форма руководства внеклассным чтением, специальные уроки, проводимые в I-II классах еженедельно, а в III классе - один раз в две недели. Уроки внеклассного чтения стали основной формой работы школы в этой области.

Младшие школьники отличаются, как правило, широтой интересов: они любят читать про Великую Отечественную войну про революцию, о В. И. Ленине, о жизни школьников, о полетах в космос и о путешествиях, о животных и вообще о природе, о машинах, заводах, о колхозах и очень любят сказки. Они отдают явное предпочтение книгам о героическом - о подвигах революционеров, советских воинов об отважных путешественниках, исследователях, о детях-героях; не снижается, впрочем, интерес к книгам о природе, о жизни животных, о науке.


Общепризнанны успехи советской детской литературы и книгоиздательского дела. В нашей стране детская литература представляет собой самостоятельную отрасль литературы, она характеризуется такими именами, как А. П. Гайдар, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, Г. Скребицкий, В. Бианки, А. Барто. Для детей писали А. М. Горький и В. В. Маяковский. В круг детского чтения входят также произведения, специально для детей не предназначавшиеся, но доступные им: рассказы М. М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. М. Пескова, стихотворения М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского, С. А. Есенина. Ежегодно издаются десятки миллионов экземпляров книг для детей.

Одна из задач методики - отбор и рекомендация книг для внеклассного чтения учащихся. Современная программа по русскому языку не дает списка обязательных для внеклассного чтения произведений: рекомендательные списки ежегодно публикует Всесоюзный дом детской книги. Каковы же методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям?

Во-первых , при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями. В круг детского чтения должны входить книги о революционной борьбе народов, о выдающихся борцах за освобождение трудящихся от эксплуатации, о защите Родины, о дружбе народов, о героическом труде, о нравственных проблемах, возникающих в быту, в семье, в школе, в отношениях между товарищами, о любви к природе и об ее охране и т. д.

Во-вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; книги о сегодняшнем дне и о прошедшем; произведения писателей - классиков и современных авторов; фольклор - сказки, загадки; книга и журнал, газета; произведения русских авторов и переводы...

В-третьих , учет возрастных особенностей детей, принцип доступности. Так, I классу рекомендуют рассказы, сказки, стихотворения на такие доступные детям темы, как Родина, жизнь В. И. Ленина, подвиги борцов за революцию, жизнь детей, растения и животные, сказки. В I классе авторы - К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Осеева, Г. Скребицкий, а также А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

Во II классе тематика расширяется и уточняется: появляются книги о пионерах-героях, о жизни детей за рубежом, о Великой Отечественной войне, о труде на заводе и в колхозе, сказки разных народов, научно-популярные книжки и т. п. Появляются имена В. В. Маяковского, Д. Родари, Ш. Перро, Г. X. Андерсена, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Носова, А. Кононова, С. Алексеева, Ю. Яковлева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. М. Горького, И. А. Крылова. Появляется детская периодика - журнал, газета.

В III классе к указанной тематике и жанрам добавляется познавательная, документальная, научно-популярная литература, например энциклопедия «Что такое? Кто такой?» «Про тебя самого» А. Дорохова, «Партизанской тропой Гайдара» Б. Камова, появляется историческая литература - «Наша древняя столица» Н. Кончаловской и т. п.; биографические произведения, воспоминания о великих людях - «Рассказы о Дзержинском» Ю. Германа, «Жизнь Ленина» М. Прилежаевой, приключения- «Остров сокровищ» Л. Стивенсона, подвиги науки- «Дорога в космос» Ю. А. Гагарина, фантастика. Третьеклассники читают: М. Ю. Лермонтова и С. Т. Аксакова, Н. А. Некрасова и А. П. Чехова, А. И. Куприна и Марка Твена, Д. Дефо и К. Паустовского и Б. Полевого.

Отбор литературы - дело учителя, библиотекаря. Но рекомендация должна быть тактичной, книгу нельзя навязывать, книгой надо заинтересовать юного читателя.

Четвертый принцип отбора книг для детей- принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги. Самостоятельность не означает стихийности, самотека: самостоятельность воспитывают, к ней ведут. Для воспитания читателя ценно, если он сам выберет себе нужную книгу, и эта книга будет действительно хороша.

Наконец, пятый принцип: детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами. Конечно, плохие книги и тем более порочные в идейном отношении книги у нас не издаются (в отличие от капиталистических стран). Тем не менее далеко не все книги действительно могут быть названы образцовыми по языку, по соответствию жизненной правде. Поэтому нужно ориентироваться в первую очередь на книги уже признанные, получившие положительную оценку в критике, а также те, которые выдержали проверку временем. Именно этим соображением объясняется тот факт, что в публикуемых у нас рекомендательных списках такое большое место занимает дореволюционная, советская и зарубежная классика.

Внеклассное чтение развивается в тесной связи с классным. Уроки классного чтения формируют навык чтения, совершенно необходимый для внеклассного чтения, учат понимать читаемое произведение, обогащают словарь, прививают любовь к чтению, к книге. В свою очередь внеклассное чтение, как более интересная, увлекательная деятельность, повышает интерес к чтению вообще и к урокам классного чтения, расширяет кругозор детей, дает материал для сопоставлений - для связи классного чтения с внеклассным.

В целом классное чтение - это средство подготовки к жизни, а внеклассное чтение - сама жизнь. При таком взгляде внеклассное чтение перестает выступать в роли чего-то побочного, вспомогательного и превращается в важнейшее дело школы - дело перспективное, жизненно необходимое.

Как уже говорилось, основной формой руководства внеклассным чтением учащихся являются специальные уроки; методике этих уроков посвящаются отдельные параграфы данной главы. Вспомогательные формы, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающие фон для уроков внеклассного чтения, будут описаны здесь.

Пропаганда книг. В школе и в классах вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Библиотека или учителя организуют выставки книжных новинок или книг на темы дат красного календаря, выставки, посвященные творчеству писателя-юбиляра, и т. п. В газете (общешкольной, классной) помещаются отзывы учащихся о прочитанных книгах, выпускаются монтажи о творчестве писателя, о книгах на ту или иную тему и т. п. Книги пропагандируются также в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми.

Индивидуальная помощь и повседневный контроль . Беседы с учащимся о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записей ученика о прочитанных книгах, анализ сочинений-отзывов о прочитанном, посещение библиотеки или книжного магазина учителем вместе с учеником, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т. п.

Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, журналистами, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры, викторины. К подготовке массовых мероприятий привлекаются учащиеся старших классов.

На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

Запись в библиотеку . В школьную библиотеку первоклассники записываются по разрешению учительницы, по мере овладения навыком чтения. К концу первого полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1-2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомится с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

Обычно дети записываются также и в другую библиотеку - районную, городскую, сельскую, при клубе и пр. Посещение нешкольной библиотеки очень развивает детей, и эту работу следует поощрять.

Учет прочитанного . Учитывать прочитанное можно по библиотечным формулярам. Но желательно привлечь каждого школьника-читателя к этой работе. В школе используются читательские дневники начиная с I класса. В I классе к концу года дети записывают название книги и фамилию ее автора; во II классе к этому добавляется подзаголовок, количество страниц, место и год издания, дата прочтения; в III классе - отзыв о книге или краткое замечание о ее содержании. Вторая форма учета прочитанного - конверты, куда вкладываются листки с записью сведений о прочитанной книге; такой конверт подается учителю по требованию. Третья форма - те же карточки, но вкладываются они не в конверты, а в индивидуальные карманчики на специальном классном стенде; последняя форма удобна тем, что любой ученик в классе может узнать, что читает его товарищ.

Наибольшее распространение в школах получили читательские дневники, так как они лучше сохраняются, их легче проверять.

Прочитанное учитывается также и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учительницей.

Начиная со II класса к организации читательской работы привлекаются сами школьники, они получают поручения в своих октябрятских звездочках. К числу таких поручений можно отнести ведение классной библиотечки, участие в подготовке массовых мероприятий, взаимопомощь и взаимоконтроль в классном коллективе, подготовку выставок и монтажей, участие в ремонте книг и иную помощь библиотеке и т. п. Приучить детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге - немаловажная задача школы.

Таким образом, руководство внеклассным чтением представляет собой сложный комплекс форм работы учащихся, учителя, библиотекаря. Но те виды, о которых здесь сказано, еще не создают системы: система не полна без основной формы руководства внеклассным чтением учащихся - специальных уроков.

Уроки внеклассного чтения имеют собственную специфику и принципиально отличаются от уроков обычного классного чтения! на них, как уже говорилось, решаются иные задачи.

С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество.

С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним на протяжении недели или двух.

Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигнет учитель со своим классом.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач. Рассмотрим эти требования.

На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендации разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учительницы с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставочки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций, и демонстрация диапозитивов, фрагментов фильма и т. п.

На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему, читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух; но используется также и тихое чтение, и чтение стихов наизусть, и инсценирование, и чтение по ролям.

На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответов на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книжку?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?» В процессе анализа, как правило, выделяется и подчеркивается нравственная идея, все то высокое, героическое, что особенно ценно в деле коммунистического воспитания учащихся.

На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение писать отзыв о книге или вести читательский дневник и т. п.

Как используются на уроках внеклассного чтения традиционные приемы работы - пересказ, словарная работа и пр.?

Словарная работа , как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно (в отличие от обычного чтения, где все слова и обороты речи должны быть поняты детьми, а большая часть - и активизирована). Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами, эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близкого к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанной книги (т. е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги. Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как, впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т. п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы. Систематически используется и такой вид творчества детей, как сочинение в связи с прочитанным, сочинение типа отзыва о прочитанном, заметки в газету о прочитанной книге и пр. Составляются тематические альбомы, монтажи.

Беседа на уроках внеклассного чтения, как уже говорилось, используется, но не так развернуто, как на обычных уроках чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых; элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи. Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую самостоятельность учащихся, чем обычно, на развернутые, неодносложные ответы, на привлечение дополнительных сведений - из жизни, из других книг.

Как и на обычных у роках, "беседы бывают вводные (вступительные), сопутствующие и обобщающие, итоговые.

Уместно заметить, что многие уроки внеклассного чтения строятся в значительной степени как обобщающие уроки (например, урок на тему «Книги о В. И. Ленине» или «Творчество А. П. Гайдара»), Элементы обобщения имеют место в структуре большинства уроков внеклассного чтения. Задача обобщения определяет и отбор методических средств, и построение урока: постановку вопросов, требующих выделения главного, сопоставлений, выводов, привлечение дополнительных материалов и пр. Обобщению способствуют и выставки, и составление альбомов, и привлечение картин.

Одна из важнейших задач уроков внеклассного чтения - воспитание читательской самостоятельности учащихся. Но в то же время специфика урока такова, что нелегко бывает охватить всех учащихся самостоятельной работой. Более того, учителю легче ориентироваться в работе лишь на «сильных» учащихся, тогда «слабые» остаются в роли пассивных слушателей. . Поэтому учитель, разрабатывая урок внеклассного чтения, продумывает формы самостоятельной работы учащихся и пути привлечения к ней всех учащихся: на каждом уроке - 4-6 выступлений о прочитанном, в результате каждый школьник выступит с таким сообщением два раза в течение учебной четверти; каждый школьник должен принять участие, как минимум, 1-2 раза в год в каком-то массовом мероприятии; на уроке читают все, даже плохо читающие (их можно подготовить к чтению определенного отрывка, чтобы их самих не ставить в неловкое положение перед товарищами); беседы носят характер обсуждения, вопросы стимулируют оценочный подход к прочитанному, что тоже способствует развитию самостоятельности учащихся.

Значительное место на уроках внеклассного чтения принадлежит элементам занимательности. Выше уже говорилось о некоторых творческих видах работы, как-то: инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация и пр. Уместны на уроках также литературные викторины (одна из самых любимых учащимися форм работы), конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание загадок (может быть даже проведен урок «Праздник русской загадки»), составление альбома загадок и даже сочинение собственных, импровизация сказок - коллективная или индивидуальная, элементы юмора - шутки, веселые прибаутки, анекдоты из жизни школьников, меткие изречения писателей и пословицы, шаржи, карикатуры и пр. Нельзя забывать, насколько велика роль интереса, настроения и эмоционального фактора в развитии ребенка. Некоторые учителя вводят постоянные моменты на уроках внеклассного чтения - «Шутке - минутку!», «5 секунд на размышление» (викторина), «Отгадай загадку», «Клуб «Знатоки» и пр. Элементы соревнования, занимательность, оживление работы очень важны науроках внеклассного чтения; дети очень любят эти уроки и ждут их, как праздника.

Поскольку уроки внеклассного чтения проводятся сравнительно редко - один раз в неделю в I-II классах и один раз в две недели в III классе, то очень важным представляется вопрос об их с и с т е м е, об их планировании на длительный срок. Обычно рекомендуется уроки внеклассного чтения планировать на полугодие или на весь год. Планирование уроков на длительный срок позволяет предусмотреть их разнообразие, последовательность, связь между ними, а также распределение видов работ на уроках, распределение тем в соответствии с задачами воспитания и развития детей, с датами красного календаря, с календарем знаменательных дат, сезонными интересами учащихся и другими факторами.

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

Очень важно для разработки системы уроков внеклассного чтения, как и других форм этой работы, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.

Задачи, стоящие перед учащимися на этих этапах, а также методику разработала Н. Н. Светловская.

Первый этап - подготовительный - охватывает первое полугодие I класса. Уроков внеклассного чтения, в строгом смысле, здесь еще нет: для целей внеклассного чтения выделяются фрагменты уроков по 20 минут, на которых учительница или овладевшие грамотой учащиеся читают первоклассникам доступные произведения. Дети учатся воспринимать на слух рассказ, сказку, дают простейшие оценки прочитанному, соотносят содержание с заглавием, рисуют словесные картинки к прочитанному, знакомятся с основными правилами гигиены чтения и обращения с книгой.

Второй этап - начальный - второе полугодие I класса. Вводятся самостоятельные еженедельные уроки внеклассного чтения. Расширяется круг чтения. Происходит знакомство с книгой: дети учатся находить фамилию автора, заглавие книги, рассматривать иллюстрации, определять примерное содержание книги до ее чтения, учатся рассказывать о прочитанном, обсуждать его и кратко выражать к нему свое отношение, делать простейшие записи о прочитанном.

На этом этапе еще значительны различия между детьми в темпе чтения: одни читают словами, другие - по слогам. Как те, так и другие пока не могут еще свободно читать книжки, которые очень привлекают их. Медленное, невыразительное чтение не дает детям удовлетворения, радость общения с книгой омрачается плохой техникой чтения. На этом этапе особенно нужен тактичный и внимательный индивидуальный подход учителя. Нужно приучить маленького читателя к общению с книгой «один на один». Поэтому на начальном этапе внеклассного чтения нельзя еще задавать классу какую-то книгу к указанному сроку; общие книги читаются на уроках; задания для домашнего чтения строго индивидуализированы. В классе всегда есть несколько школьников, которые читают свободно. На них учитель опирается, организуя взаимопомощь.

Задания для чтения дифференцируются и на уроке: «слабые» учащиеся читают небольшие отрывки произведения, не содержащие сложных конструкций и незнакомых слов.

В концу начального этапа (т. е. I класса) навык чтения у учащихся уже несколько стабилизируется, дети переходят на синтетическое чтение словами, многие читают плавно и выразительно. Индивидуальные различия несколько уменьшаются. Возрастает общая начитанность детей и их опыт учебного труда. Все это создает предпосылки для перехода к следующему, основному, этапу формирования читательской самостоятельности детей.

Основной этап охватывает два года - II и III классы, срок значительный: на его протяжении происходит укрепление навыка чтения, общее развитие школьников изменяется неузнаваемо. Именно на этом этапе внеклассное чтение в полном смысле становится внеклассным, т. е. внеурочным, а так называемые уроки внеклассного чтения становятся формой руководства самостоятельным внеклассным чтением.

На основном этапе вводится выставление оценок за внеклассное чтение (отрицательную оценку выставлять не рекомендуется). При выставлении оценки учитывается, во-первых, овладение требованиями программы по внеклассному чтению, во-вторых, активность школьника в общеклассной работе по внеклассному чтению, наконец, количество и качество самостоятельного чтения, умение разобраться в прочитанном, читательский кругозор, суждения о прочитанном и пр. Овладение техникой чтения на уроках внеклассного чтения не оценивается - дети должны это знать.

К концу третьего, основного этапа все младшие школьники должны быть вооружены умениями и навыками, необходимыми активному читателю: техникой чтения, ориентировочными и гигиеническими умениями, а главное, они должны полюбить книгу и самостоятельное чтение.

Если учесть различия между этапами организации внеклассного чтения и необычно широкий диапазон требований к юному читателю на протяжении трех лет обучения, станет понятным, насколько разнообразны уроки; посвященные решению этих задач. Особенности уроков определяются, во-первых, этапами системы внеклассного чтения, во-вторых, учебными задачами, т. е. программой; в-третьих, воспитательными задачами, которые ставятся школой или учителем в классе, в-четвертых, интересами, склонностями самих учащихся. В I классе преобладают уроки, на которых новые тексты читаются учителем или отдельными учащимися, уже овладевшими навыком чтения (первое полугодие - подготовительный этап); на втором этапе - начальном - на уроках внеклассного чтения читают сами школьники, причем не отдельные; а все, но домашнее, самостоятельное чтение у учащихся еще слабо развито. На подготовительном этапе для 20-минутного фрагмента урока подбирается произведение (рассказ, сказка, стихотворение), доступное и интересное первоклассникам,; рассчитанное на 5-6-минутное чтение, с тем, чтобы осталось время для беседы, пересказа содержания для рассматривания обложки, иллюстраций.

Возможный вариант построения такого фрагмента:

1. Вводная беседа: «Ребята, кто видел ежа? Сережа, покажи ежа. (Сережа, подготовленный заранее, показывает классу чучело ежа.) Что у ежа на спинке?» И т. п. Учительница кратко рассказывает про ежа (не более 2 мин.).

2. Чтение рассказа М. М. Пришвина «Еж»; читает учащаяся III класса, подготовленная заблаговременно.

3. Беседа по прочитанному: «Почему еж перестал бояться человека? У кого из вас есть животные - кошка, собака? Вы их любите? А как обращаетесь? Расскажите, как еж защищается от врагов. Для чего ежу понадобилась газета, ведь он неграмотный?»

Рассматриваются картинки: «Расскажите, как еж плывет! А как еж пьет молоко? Как он носит яблоки в свое гнездо?»

4. «Ребята, кто из вас знает сказку про ежа? Кто знает стихотворения про ежа? Прочитайте стихотворение про ежа».

5. «Посмотрите на обложку книжки и скажите, кто написал рассказ «Еж».

Просматривают другие книжки про животных, принесенные на урок учительницей, читают их названия и фамилии авторов (Г. Скребшгкий, Е. Чарушин, Н. Сладков). «Про каких животных написано в этих книжках? Есть ли про ежа? Про кого вы хотите почитать в следующий раз? У кого есть дома книжки о животных? Кто сам читал про них?»

6. «Дома перескажите рассказ «Еж» маме, папе, дедушке или бабушке. Нарисуйте ежа или другого зверька».

На начальном этапе возникает необходимость обеспечить всех учащихся класса одинаковыми книжками. Это трудная задача, не всегда удается ее выполнить. Для успешной работы на уроке очень важно, чтобы все учащиеся могли работать над текстом книжки.

Во втором полугодии I класса проводятся следующие виды уроков: основной вид - урок на котором читается 1-2 рассказали стихотворения, причем читают и учительница, и учащиеся; на этих уроках вводятся элементы обобщения того, что дети читали ранее, знакомство со структурой книг, с писателями. В течение полугодия проводится 6-7 тематических или авторских выставок на уроках, изготовляется один альбом или монтаж, проводится 2-3 конкурса, создается классная библиотечка, подготавливается утренник. На 2-3 уроках используются экранные пособия, на 4-5 уроках - музыкальное сопровождение, на 6-7 уроках - иллюстрирование прочитанного. Один урок проводится в библиотеке с целью ухода за книгами, с целью обучения ремонту книги.

На каждом уроке вводится фрагмент ориентирования по обложке, по оглавлению, иллюстрациям.

На подготовительном этапе дети читают еще плохо, в результате может быть нарушена целостность восприятия, и поэтому особенно важно обеспечить высокий эмоциональный уровень уроков: самому учителю тщательно отрабатывать выразительное чтение, чаще практиковать подготовку учащихся к чтению перед классом, использовать оживляющие средства - музыку, иллюстрацию, (_декламацию, драматизацию и пр.

В процессе бесед по прочитанному нельзя ограничиваться вопросами и заданиями, требующими лишь воспроизведения прочитанного: здесь нужно развивать анализ, вопросы должны наталкивать школьников на размышления, сопоставления, выводы. " На начальном этапе дети учатся выражать свое отношение к прочитанному.

Дети отзывчивы к чужому горю и к радости, им доступны нравственные проблемы, их радуют честные люди и возмущают лживые, подлые. У детей развито воображение, они сопереживают героям художественных произведений, входят в роль при инсценировании и в пересказе. Все это нужно учитывать в организации урока.

Покажем один из возможных вариантов урока внеклассного чтения на начальном этапе на тему «Праздник сказки».

Подготовка к уроку «Праздник сказки» начинается за две недели до его проведения. Группа школьников по поручению учительницы готовит выставку книг-сказок, отбираются сказки, сочиненные самими учащимися, дети рисуют иллюстрации к сказкам (задание дано на предыдущем уроке). На урок «Праздник сказки» каждый первоклассник приносит свою книжку сказок.

Построение урока:

1. Урок открывают двое учащихся, одетых как герои одной из сказок, они читают наизусть стихотворение о сказках или присказку, например: На море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево - золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

2. Дети кратко рассказывают о сказках, которые они знают (сказки они прочитали сами или прослушали). Показывают свои книжки сказок. Можно выслушать 5-6 человек. Книжки остальных лежат на партах.

3. Беседа учителя: небольшое эмоциональное вступительное слово на тему сказок, об идейной направленности сказок, их нравственном содержании.

4. Чтение сказки учителем, например сказки «Кот, Петухи Лиса». Краткая беседа по этой сказке.

5. Чтение одной двух сказок учащимися, по их собственному выбору. Краткая беседа по этим сказкам. Чтение может быть проведено в ролях, желательно инсценирование сказки.

6. Работа над картинками к сказкам. Рассматривание и обсуждение картинок, нарисованных учащимися.

7. Импровизированная сказка (по предварительному отбору). Читает сам автор сказки.

9. Задание на дом: выбрать сказку и подготовить ее к конкурсу на лучшего рассказчика-сказочника (итоги конкурса будут подведены через две недели).

Данный урок-праздник отличается высокой эмоциональностью, творческой направленностью всей работы, широким вовлечением всех учащихся в его подготовку и проведение, введением игровых приемов.

На начальном этапе учитель проявляет заботу о повышении познавательной активности учащихся на уроках, руководствуется этой целью в отборе методических приемов работы на уроке, в организации учебного труда учащихся.

На третьем, основном этапе обучения (II-III классы) уроки внеклассного чтения служат подведением итога прочитанного за неделю (во II классе) или за две недели (в III классе), а нередко - и за более длительный срок. В большинстве случаев па этом этапе читаемые детьми книги значительны по объему и на одном уроке прочитаны быть не могут. Следовательно, на уроке читаются лишь отрывки, проводится аналитическая работа, обобщение всего прочитанного, обсуждение и т. п. Иными словами, уроки на этом этапе носят по преимуществу обобщающий характер.

Между II и III классами, естественно, есть различия. Во II классе еще встречаются уроки такого типа, как на начальном этапе - во втором полугодии I класса. Здесь еще нередко читает учитель. В целом же II класс читает самостоятельно. На уроках больше внимания уделяется авторам - известным детским писателям. Проводятся специальные уроки знакомства с журналом «Мурзилка» и с газетой «Пионерская правда», один или два урока по составлению коллективного отзыва на книгу, прочитанную всеми учащимися и обсужденную на уроке. При планировании уроков внеклассного чтения на год предусматривается 12-15 уроков, посвященных творчеству отдельных писателей (С. Михалкова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, Е. Пермяка, Н. Носова, Джанни Родари, Г. X. Андерсена и др.); 6-7 уроков о книгах, посвященных теме революции теме Родины важнейшим событиям истории СССР и выдающимся деятелям советского народа1 («Книги о В. И. Ленине», «С днем рожденья, Родина Октября!», «Книги о Великой Отечественной войне», «Что мы читали о героях гражданской войны», «На страже Родины» и т. п.); 2-3 урока посвящаются сказкам - народным и написанным писателями(2-3 урока - любимым книгам учащихся по их свободному выбору, 3-4 урока - книгам о природе, о животных, о лесе; о современной науке, о технике, о труде людей - 4-5 уроков; в начале года проводится урок-отчет о прочитанном за лето; 5-6 уроков посвящаются нравственным проблемам. На нескольких уроках читаются юмористические произведения.

Растет познавательная активность второклассников на уроках. Шире применяются такие приемы, как обсуждение книг, творческий пересказ, инсценировка, иллюстрирование, выразительное чтение, взаимная рекомендация книг и т. п.

В III классе углубляется работа по ознакомлению детей с творчеством писателей, усиливается характер обобщения. Для обсуждения рекомендуется большее количество произведений. Учащиеся также знакомятся с произведениями писателей-классиков. Количество уроков в III классе в два раза меньше, чем во II, поэтому длительность подготовки к каждому уроку возрастает до двух недель и более. Здесь каждый урок сопровождается выставкой, конкурсом, викториной, подготовкой выступлений и т. п.,; но многое выносится за рамки урока и проводится в системе внеклассной работы, по октябрятским звездочкам.

В III классе проводится урок по «Пионерской правде», может быть проведен урок по какому-либо новому журналу, например по журналу «Юный натуралист»; письмо отзыва о прочитанной книге проводится 1-2 раза в год по индивидуальным темам, в отличие от II класса (каждый учащийся пишет.о той книге, которую он выбрал).

На уроках внеклассного чтения в III классе серьезнее проводится работа с книгой (анализ ее справочного аппарата), с каталогами и картотеками.

Приведем примеры - возможные варианты уроков во II и в III классах: «Книги С. В. Михалкова для детей» во II и «Мы читаем газету «Пионерская правда» в III классе.

Подготовка к уроку о стихах С. В. Михалкова начинается за месяц до его проведения: учитель рекомендует детям некоторые произведения писателя, узнает в библиотеке, достаточно ли экземпляров сочинений С. В. Михалкова, время от времени спрашивает детей, что и как они читают. За неделю до урока создается группа учащихся, которые готовят выставку книг С. В. Михалкова, находят его портрет, рисуют 2-3 иллюстрации к его книжкам, а также готовят 4-5 отрывков из стихов С. В. Михалкова для чтения на уроке наизусть. Учительница, по договоренности с учителем литературы старших классов, приглашает учащегося VIII или IX класса с «докладом» - небольшим сообщением, на 7-8 минут, о жизни и творчестве С. В. Михалкова. Подбирается пластинка с записью стихов С. В. Михалкова в исполнении мастеров слова.

Урок строится так:

1. Открывается урок групповым чтением стихотворений С. В. Михалкова «Веселый турист», «Про мимозу». Затем - «живая выставка»: 8-10 учащихся, держа в руках книжки С. В. Михалкова, выстраиваются перед классом, каждый показывает свою книжку, прочитывает ее название и кратко, в одном двух предложениях, говорит о ее достоинствах.

2. Чтение поэмы С. В. Михалкова «В Музее В. И. Ленина» (в отрывках). Читают учащиеся. Чтение сопровождается показом иллюстраций.

3. Беседа по прочитанному: «Кто побывал в Музее В. И. Ленина? Назовите книжки о В. И. Ленине, которые вы читали. Какие еще произведения С. В. Михалкова о В. И. Ленине вы знаете?» (В I классе дети читали стихотворение С. В. Михалкова «На родине В. И. Ленина».)

4. Чтение сатирических и юмористических стихов С. В. Михалкова: «Фома», «Как старик корову продавал». Читают специально подготовленные учащиеся класса.

5. Чтение стихотворения из испанского цикла «Три товарища». Беседа. Краткое сообщение о борьбе испанских коммунистов против фашистов.

6. Заключительная беседа. Разнообразие творчества С. Михалкова: тематическое, жанровое.

Урок завершается чтением какого-либо юмористического стихотворения поэта или же исполнением песенки на его слова.

Урок «Мы читаем газету «Пионерская правда» в III классе.

На каждой парте - газета «Пионерская правда» за одно и то же число. На столе учителя - подшивка этой газеты. Выставка газет и журналов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Комсомольская правда», «Ленинские искры» и др.

Ход урока:

1. Заранее подготовленный учащимися рассказ о том, как печаталась ленинская «Искра», как переправлялась тайно в Россию, как ее читали рабочие. Ленинская «Правда». Младшая сестра «Правды» - «Пионерская правда».

2. Рассматривание заглавной части газеты «Пионерская правда»: почему так названа? Что означают призывы «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»? Ордена, изображения которых помещены в заголовке: орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени и орден Дружбы народов.

Кто является издателем газеты? Когда она начала издаваться, сколько лет выходит? Найти номер газеты, указать число и год.

Все эти сведения даются в форме беседы, на высоком уровне познавательной самостоятельности учащихся.

3. Структура газеты: первая, вторая, третья и четвертая полосы газеты; основное содержание полос.

Передовая статья. Важнейшие сообщения на первой полосе. Заголовки и подзаголовки.

Вести со всей страны и со всего мира. Статьи, заметки, письма, репортажи, фотоинформация.

Рассказ или повесть, идущая из номера в номер. Стихотворения, фельетоны. Уголок юмора. Загадки, ребусы и другие занимательные материалы.

В конце четвертой полосы - объявления, информация.

Адрес редакции.

4. Чтение статей и других материалов: с первой полосы - передовая статья «Медаль за бой, медаль за труд» (29 апреля 1975 г.).

На второй полосе читают: «Пионерское знамя, отвоеванное в Берлине» из подборки «Салют, победа!» (письмо и репортаж).

На третьей полосе - «Праздник красного галстука», статья.

На четвертой полосе - иллюстрации «Веселый зоопарк» и подписи под иллюстрациями.

5. Одна из прочитанных статей обсуждается (обсудить все не хватит времени). В данном случае это статья «Праздник красного галстука»; в статье даются рекомендации к проведению такого праздника, учащиеся вносят свои предложения.

6. Обобщающая беседа: как построена газета? О чем в ней рассказывается? Какие материалы в ней помещаются? Посмотрите, из каких республик, стран и городов присланы материалы в номер. (Белоруссия, Узбекистан, Молдавия, Украина, Россия - Новосибирск, Москва, а также Португалия, Чехословакия, Германская Демократическая Республика.)

Какие газеты и журналы выписывают в вашей семье? Какие из них ты читаешь? Какие читает отец? Какие газеты у нас издаются для молодежи? Для работников сельского хозяйства? Промышленности? Для военнослужащих?

Урок завершается заданием: вести дома подшивку «Пионерской правды». Красным карандашом отмечать понравившиеся статьи. Собирать материал к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне. В начале следующего учебного года (в IV классе) будет проведен очередной урок по газете «Пионерская правда».

Система уроков внеклассного чтения в III классе должна быть перспективна: в ней закладываются основы чтения в IV классе (отбор книг, их рекомендация, начало подготовки к тематическим урокам, которые будут проведены в IV классе, к массовым мероприятиям).

В III классе уже заметны индивидуальные склонности и интересы учащихся. Поэтому в организации внеклассного чтения все возрастающую роль играет индивидуальный подход - как в выборе книг для чтения, так и, особенно, в их анализе.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не столько программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг. Она подчинена задаче привития потребности чтения книг, газет и журналов, так как в современном обществе, .в век научно-технической революции каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний. Он должен быть разносторонним читателем - уметь разбираться и в художественной, и в политической, и в научной литературе.

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел. Список литературы на лето (о чтении, как таковом). В начальной школе списки - это для читающего ребенка прекрасный ориентир. У меня младший любитель чтения и эти списки очень помогают подкинуть ему интересные и...

Приближается лето. Мои многочисленные ученики разъезжаются на каникулы. Кто-то едет к морю, кто-то к бабушке в другой город, многие проводят каникулы на даче. Как же быть с изучением английского? Летние каникулы длятся целых 3 месяца, это очень большой перерыв в изучении языка. Многим учителям знакома ситуация, когда ребенок в сентябре приходит в класс отдохнувшим, но растерявшим свои навыки. Чтение книг – отличный способ поддерживать уровень английского. Как же правильно выбрать книгу для...

Недоумевающее: список литературы на лето. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Мой сын читал, как раз из списка на лето. Сам не стал бы читать, но по программе надо было. Есть совершенно чудесное "Вафельное сердце" на возраст младшей школы, там уж точно без...

2 апреля 2015 года во всем мире отмечается День детской книги. В этот день, ровно 210 лет назад родился замечательный писатель, автор любимых миллионами взрослых и детей сборников сказок Ганс Христиан Андерсен. С тех пор было написано много замечательных книг, и сегодня психолог, эксперт фонда «В ответе за будущее» Павел Куделин рассказывает, какие из них и в каком возрасте читать интереснее всего. Своя книга Родители часто задаются вопросом – почему их дети не читают? Все очень просто...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

В разделе подкастов на сайте 7я.ру опубликован подкаст "Списки литературы для младшей и средней школы. Чтение на лето". Летом дети зачастую предоставлены сами себе. Отдыхать нужно всем, но к концу июля бездельничать надоедает даже самим стойким. Чем можно и нужно занять ребенка? Ответ - в новом подкасте!

Дали огромный список литературы на лето, ей все не интересно. Я говорю, читай, что интересно, предлагаю кучу книг разной тематики. Младшему 3 года почти не читаю, очень редко. И есть какая-то внутренняя уверенность, что он будет сам читать и начнет рано, но он...

Сижу заказываю тетради на 3 класс ученикам нашим) и случайно сегодня нашла список книг для внеклассного чтения на лето. Там очень большие книги, например: 1. Приключения Мюнхаузена 2. Волшебник страны ОЗ 3. Мерри Поппинс 4. Старик Хоттабыч 5. Урфин Джюс и его деревянные солдаты - Семь подземных королей 6. Гарри Поттер и философский камень 7. Королевство кривых зеркал В связи с чем вопрос, а будет "считаться", если мы Гарри Поттера на ДВД посмотрим? И еще вот К.С. Льюис "Лев, ведьма и платяной...

97% педагогов согласны с тем, что уделять время вопросам внеклассного чтения в школе необходимо Большая часть родителей читает детям вслух, как в младшей, так и в средней школе По результатам опроса составлены списки литературы для школьников: 100 книг...

Литература на лето: список книг для средней школы. Список литературы для начальной школы: внеклассное чтение. Список книг для чтения летом: 1-4 класс.

Продолжаю публиковать списки. (Первый, на 3-4 года - здесь [ссылка-1] .) Знаю, что этого, на 5-6 лет, многие очень ждут. Все нижеперечисленные книги (даю в алфавитном порядке по фамилии автора) мы с детьми читали, большинство из них - как раз в данном возрасте. (Другое дело что старшему, скажем, было 5 при первом чтении муми-троллей, а младшему-то всего три года...) Короче говоря, возраст всегда условен, возможно, вы прочтете это раньше или позже. Список буду дополнять (может, что забыла), а...

Периодически думаю о том, как сделать так, чтобы моя дочь любила читать книги. Нельзя сказать, что у меня есть такая цель, но сама я очень люблю читать и читаю постоянно, не могу без книг. И при этом знаю многих людей разного возраста, которые не читают вообще. Так вот, один мой товарищ подал интересную мысль. Он прочёл модную нынче книгу "После трех уже поздно". Там есть несколько глав про влияние ранних детских впечатлений на развитие мозга и формирование наклонностей ребенка. И вот он...

Список внеклассной литературы. Мамы детишек, окончивших начальную школу (4-ый класс), выручайте! Сын любит читать, а в школе список литиратуры на лето не дали...может кто На нашем веку это первый список книг для чтения, в новой школе:-) В старой не давали.

Теперь вопросы: 1) Какие у ваших деток списки литературы на лето перед 1 классом 2) Мамочкам чьи дети учатся: список литературы дан для того чтобы в следующем году было легче учиться? Или для увеличения скорости чтения?

Подскажите, может кто знает, список лит-ры на лето по окончании 6-го класса? Детёныш говорит, им не дали этот список. Хотя в прошлом году давали. Докапываться и припирать к стенке нет никакого желания. Уж лучше припереть к стенке самим списком, добытым самой:-))) Может, кто на память помнит какие книжки, большая просьба подсказать.

В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.

У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.

Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.

ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:

  1. Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
  2. Стимулирование читательского интереса.
  3. Создание самостоятельного читательского опыта.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная : научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
  • Развивающая : развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
  • Воспитательная : расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.

Теперь нужно разобрать определение «система внеклассного чтения». В нашем понимании это не 1-2 урока в течение года, а ежемесячная (еженедельная - в зависимости от уровня подготовки класса) работа со второго класса, а с четвёртого класса необходимо сотрудничество учителя начальных классов и учителя средней школы, у которого будут учиться дети, для разработки списка чтения на лето. Без преемственности система развалится.

Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»).

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:

  1. В 2-6 классах нужно подбирать интересную ДЕТЯМ литературу и проводить по ней игровые уроки.
  2. При изучении литературы применять историко - литературный аспект (там, где возможно).
  3. Интегрировать уроки русского языка и внеклассного чтения. Особенно удачен с этой точки зрения учебник Г.Г. Граник (большое спасибо авторам за рекомендованную в упражнениях литературу, которую дети читают с огромным удовольствием).
  4. В 7-11 классах применять проблемно-поисковый метод.
  5. Начиная с 9 класса постепенно уменьшать список внеклассного чтения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).

В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.

Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.

Естественно, чем старше становятся дети, тем меньше становится игровых занятий и тем больше становится уроков, направленных на морально-этическое и эстетическое воспитание, большую часть которых проводит учитель. Уроки проводятся на классных часах, консультациях, спецкурсах, резервных часах - не жалейте времени на внеклассное чтение.

Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.

И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5 КЛАСС

  1. Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери»
  2. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
  3. В. Драгунский «Денискины рассказы»
  4. В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина»
  5. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
  6. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
  7. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  8. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  9. П. Треверс «Мери Поппинс»
  10. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  11. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика»
  12. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка»(все книги)
  13. Д. Мамин-Сибиряк «Рассказы»
  14. К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и др.рассказы
  15. А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец»
  16. А.И. Свирский «Рыжик»
  17. М. Прилежаева «Семиклассницы»

6 КЛАСС

  1. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
  2. А. Гайдар «Школа», «Клятва Тимура»
  3. Дж.Свифт «Гулливер»
  4. Д. Даррелл «Зоопарк в багажнике»
  5. В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея»
  6. В. Осеева «Динка»
  7. Р. Фраерман «Повесть о первой любви»
  8. А. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  9. Л. Толстой «Детство», «Кавказский пленник »
  10. Ф. Достоевский «Мальчики» («Братья Карамазовы» т.2 ч.4 кн.10), «Мальчик у Христа на ёлке»
  11. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  12. А.Н. Толстой «Детство Никиты»
  13. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
  14. Н.С. Лесков «Зверь»
  15. В. Гюго «Козетта»
  16. Ф. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
  17. Л. Андреев «Кусака», « Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец»
  18. А. Куприн «Белый пудель», «Тапёр», «В недрах земли», «Чудесный доктор»
  19. А.С. Пушкин «Дубровский»

7 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Рождественские истории», «Приключения Оливера Твиста»
  2. А. Конан-Дойль «Шерлок Холмс»(рассказы, «Собака Баскервилей»), «Затерянный мир»
  3. Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
  4. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  5. Дж. Лондон «Белый клык», «На берегах Сакраменто»
  6. А. Беляев «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия»
  7. Кир Булычёв 2 книги на выбор ученика
  8. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  9. М. Твен «Принц и нищий»
  10. А. Линдгрен «Расмус-бродяга»
  11. Ж. Верн «Таинственный остров», «15-летний капитан»

8 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Большие надежды»
  2. В. Гюго «Отверженные»
  3. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
  4. В. Каверин «Два капитана»
  5. А. Дюма «Три мушкетёра»
  6. В. Крапивин 2 книги по выбору учащихся
  7. А. Фадеев «Молодая гвардия»
  8. В. Скотт «Айвенго»
  9. М. Рид «Всадник без головы»
  10. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «За 80 дней вокруг света», «80 лье под водой»
  11. Л. Кассиль «Чаша гладиатора», «Ход белой королевы»
  12. А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Золотая цепь»
  13. К. Федин «Необыкновенное лето»
  14. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

9 КЛАСС

  1. А. Рыбаков «Приключения Кроша» (все книги)
  2. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  3. Ф. Достоевский «Бедные люди»
  4. В. Железняков «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков»
  5. А. Беляев «Старая крепость»
  6. А. Кронин «Замок Броуди»
  7. У. Коллинз «Лунный камень»
  8. Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо »
  9. В. Обручев «Земля Санникова»
  10. Г. Мельвин «Моби Дик» (по желанию).
  11. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба

10-11 КЛАСС

  1. Э.М. Ремарк «Искра жизни», «Три товарища»
  2. Л. Улицкая «Рассказы»
  3. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
  4. Г. Щербакова «Вам и не снилось»
  5. П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Уточняю ещё раз, что список вариативный.

ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»

ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ)
Организационный момент Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие
Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии
«Шарики» По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями
«Имена» Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе
Конкурс кроссвордов Каждой группе ведущие выдают кроссворды
Театральный конкурс Изображение сцен из романа по группам
«Самый умный» Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке».
  1. События в романе происходят во времена правления:
    – Карла 9;
    – Генриха 4;
    – Франциска 1;
    – Людовика 13.
  2. Королева Анна Австрийская, жена короля Франции, по национальности была:
    – испанкой;
    – англичанкой;
    – француженкой;
    – немкой.
  3. События в книге начинаются:
    – в первый понедельник апреля 1625 года;
    – в первый понедельник апреля 1635 года;
    – в первое воскресенье 1625 года;
    – в первый понедельник 1623 года.
  4. Что посоветовал приобрести Портос главному герою, когда он получил деньги о короля?
    – слугу;
    – коня;
    – сменить одежду;
    – шпагу.
  5. Сколько подвесок приказал кардинал срезать Миледи у герцога Бэкингема?
    – 1;
    – 3;
    – 2;
    – 4.
  6. Как звали слугу Арамиса?
    – Базен;
    – Планше;
    – Гримо;
    – Мушкетон.
  7. В какую сумму английский ювелир оценил срезанные подвески?
    – 1,5 тыс. пистолей каждая;
    – 2 тыс. пистолей за все;
    – 2 тыс. пистолей каждая;
    – 1,5 тыс. пистолей все.