2 Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.


3 Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему). Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).


4 Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.


5 Основные задачи гигиены: Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; Обоснование гигиенических нормативов; Разработка санитарного законодательства; Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов


6 Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены.


7 Основные законы гигиены «Отрицательные» законы: Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. «Положительные» законы: Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека «Технологический» закон: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей в) восприимчивого организма


8 Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.


9 В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия. В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.




11 Методы и методики 1. Методы санитарного обследования среды: Метод санитарного описания объектов Метод санитарного описания объектов Методы углубленного обследования факторов среды: Методы углубленного обследования факторов среды: а) физические; б) химические; в) физико-химические; а) физические; б) химические; в) физико-химические; г) биологические и микробиологические. г) биологические и микробиологические. 2. Методы изучения реакций живого организма: Экспериментальные (на животных); Экспериментальные (на животных); Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Метод клинического наблюдения. Метод клинического наблюдения. 3.Методы обработки результатов исследований: Статистические методы; Статистические методы; Методы математического моделирования и прогнозирования. Методы математического моделирования и прогнозирования. 4.Специфические методы гигиены: Эпидемиологический метод; Эпидемиологический метод; Оценка социальной и экономической эффективности; Оценка социальной и экономической эффективности; Методы санитарной экспертизы. Методы санитарной экспертизы.


12 Задачи и содержание гигиены: Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Проверка эффективности проведенных мероприятий. Проверка эффективности проведенных мероприятий.


13 Греческий философ и врач Гиппократ В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ


14 Аристотель (IV в. до н.э.). ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности




16 Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э. В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания




18 М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) - Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России, ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения. ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.


19 А.П.Доброславин () является создателем первой русской гигиенической школы первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт- Петербурга первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт- Петербурга второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов


20 Ф.Ф.Эрисман () основоположник гигиенической школы в Москве в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно- практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно- исследовательский институт. в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно- практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно- исследовательский институт.


21 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности


22 Полномочия должностных лиц Должностные лица государственной санитарно- эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий: 1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; 2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; 3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; 4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы; 5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.


23 Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды Периоды Возраст (годы) Периоды Каменный век г.г. 35,6 Бронзовый век 21, г.г. 40,6 Период европейской античности 27, г.г. 44,8 ХY1 век 27, г.г. 56 ХYП век г.г. 59,8 ХYШ век 28, г.г. 57,7 ХХ1 век г.г. 67,3


24 Виды естественного прироста Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации: - регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0; - стационарный – когда сколько рождается, столько и умирает, прироста и убыли нет; - прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.



26 Экология человека Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. (Сидоренко Г.И. и др., 1998).


27 Приоритетные направления: Экология и рациональное природопользование Экология и рациональное природопользование Технологии живых систем Технологии живых систем Приоритетные технологии Приоритетные технологии Системы жизнеобеспечения и защиты человека Системы жизнеобеспечения и защиты человека Мониторинг окружающей среды Мониторинг окружающей среды Генодиагностика и генотерапия Генодиагностика и генотерапия Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф



История становления и развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела

Слайд 2

ГИГИЕНА (греч. Higienos) – приносящая здоровье

Слайд 3

Гигея В древнегреческой мифологии - дочь Асклепия, богиня здоровья. Гигея изображалась в виде молодой женщины в длинной одежде, со змеей, которую она кормит из чаши.

Слайд 4

ГИГИЕНА – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Слайд 5

В истории развития гигиены выделяют следующие этапы: 1.Эмпирический 2.Научно-экспериментальный

Слайд 6: Древний Египет

C уществовали санитарные рекомендации и ограничения, касавшиеся потребления продуктов питания, личной гигиены, применения массажа, водолечения, надзора за рынками и погребения умерших. Существовали правила устройства и содержания улиц, сооружались водопроводы. Эмпирический период

Слайд 7: Древний Китай

Особое внимание уделялось рациональной диете, закаливающим процедурам, лечебной гимнастике, режиму отдыха и сна. Существовали требования к размещению и планировке населённых мест и анализ их санитарно-технического благоустройства. Была известна вакцинация (активная иммунизация против оспы).

Слайд 8: Древняя Индия

Придавалось большое значение влиянию климата и погоды на здоровье человека. В древнеиндийских сводах законов были отражены требования к личной гигиен е, полезность физической подвижности, употребления молока, мёда, свежей растительной пиши.

Слайд 9: Древний Рим

Был создан ряд законодательных документов, регламентирующих санитарные требования к строительству, продаже пищевых продуктов, питанию войск. За соблюдением сан итарных требований следили городские чиновники – эдилы. Они обладали правом наказывать нарушителей санитарного порядка.

10

Слайд 10

ГИППОКРАТ (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.), древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Впервые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О здоровом образе жизни», «О воздухе, воде и почве».

11

Слайд 11

Авиценна (16.09.980-18.06.1037) - уделял большое внимание гигиене в своих трудах: «О хорошем воздухе», «О качестве воды», «О сохранении здоровья». Раннее средневековье

12

Слайд 12

вошли в историю как период упадка санитарной культуры. Это связано с многочисленными крестовыми походами, феодальными войнами, гнётом инквизиции и др. В большинстве городов отсутствовали водопроводы и канализация, не соблюдались правила личной гигиены. Были распространены эпидемии чумы, оспы, холеры. Средние века (XII-XV)

13

Слайд 13

Основоположником научно-экспериментальной гигиены считается Макс фон Петтенкофер (1818-1901). Он разработал и внедрил в гигиену объективные методы исследования (химические, физические) факторов окружающей среды с целью гигиенической оценки. Научно-экспериментальный период

14

Слайд 14: Доброславин Алексей Петрович (1842 - 1889)

Первый профессор гигиены в России. В 1871 г. организовал в Петербурге кафедру гигиены в медико-хирургической академии. Создал первую гигиеническую школу, санитарную лабораторию для исследования продуктов питания. Основал и редактировал первый в России «Журнал здоровье (1874)». Обогатил разные отрасли гигиены ценными теоретическими исследованиями и практическими предложениями, в частности в области гигиены питания, школьной гигиены и др. Написал «Курс военной гигиены» и «Гигиена- курс общественного здравоохранения». Был сторонником необходимости научно- экспериментального обоснования практических санитарных рекомендаций и хорошо понимал значение социальных факторов для возможности их реализации.

15

Слайд 15: Эрисман Федор Федорович (1842-1915)

Возглавлял организованную им кафедру гигиены Московского университета. Изучал вопросы школьной гигиены, санитарные условия труда и быта рабочих фабрик. Один из создателей санитарных учреждений в дореволюционной России. Рассматривал гигиену как науку, органически связанную с медициной и являющуюся её неразрывной частью. Неоднократно подчёркивал общественное значение гигиены.

16

Слайд 16: 1920 – 1930-е годы

Основным содержанием работы санитарно- эпидемиологической службы в 20-30-е годы явились ликвидация тяжёлых санитарных последствий гражданской войны, разработка и реконструкция населённых мест, изучение и оздоровление условий труда, быта рабочих отдельных отраслей промышлен- ности, санитарный надзор за строительством и эксплуатацией водопроводно- канализационных сооружений, очисткой населённых мест, охраной чистоты атмосферного воздуха. Большое внимание уделялось повышению гигиенической грамотности населения. В 1933г. создаётся Всесоюзная государственная санитарная инспекция в связи с большим объёмом промышленного и гражданского строительства в целях обеспечения предупредительного санитарного надзора. 1920 – 1930-е годы

17

Слайд 17: Период Великой Отечественной войны

В период ВОВ благодаря чёткой работе санитарно- эпидемиологической службы ни в армии, ни среди гражданского населения не было эпидемий и в целом сохранялось санитарное благополучие. Период Великой Отечественной войны

18

Слайд 18: ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Послевоенные годы выдвинули перед гигиенической наукой и санитарной практикой качественно новые задачи. Если в довоенные годы главным объектом изучения были преимущественно санитарно- технические аспекты охраны и оздоровления окружающей среды, то в послевоенные годы - изучение и регламентиро- вание влияния на здоровье человека отдельных факторов окружающей среды и их комплекса в условиях научно- технического прогресса. Актуальной стала задача гигиенического нормирования содержания различных веществ в атмосферном воздухе, почве, воде, пищевых продуктах. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

19

Слайд 19

Интенсивное развитие получил новый раздел гигиены - радиационная гигиена. Активизирова - лось изучение вопросов проектирования и эксплуатации лечебно- профилактических учреждений, факторов микроклимата и воздушной среды производственных и жилых помещений, микроэлементного состава почвы, воды, пищевых продуктов, очистки сточных вод. Большое внимание уделялось проблемам гигиены села. Развиваются исследования, связанные с освоением территориально-промышленных комплексов, новой техники космического пространства. Появилась необходимость выявления и гигиенического изучения экзогенных факторов риска возникновения и течения различных заболеваний.

20

Слайд 20: Современный этап

развития гигиены характеризуется ростом её роли в общественных мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья населения. Основная задача исследований - глубокое изучение характера и закономерностей комплексного влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье человека в условиях научно-технического прогресса. При этом основное внимание следует уделять проблемам гигиенических регламентаций совместного воздействия факторов окружающей среды различной природы, обоснованию и внедрению рекомендаций по личной гигиене и здоровому образу жизни, урбанизации и экологии, эффективной первичной профилактике наиболее распространённых заболеваний. Современный этап

21

Слайд 21

Марзеев Александр Никитович (1883-1956) Важнейшие деятели гигиенической науки Коммунальная гигиена Шандала Михаил Георгиевич (1928)

1 слайд

Дисциплина: Гигиена и экология человека Аудиторная нагрузка (48 часов): 18 лекций (36 часов) + 6 практических занятий (12 часов) Самостоятельная работа (24 часа) Итог: дифференцированный зачет по рейтинговой системе Для занятий необходимо: 4 тетради: 1) лекционная 2) практические работы 3) самостоятельная работа 4) контрольные работы (тонкая)

2 слайд

Рейтинговая система Всего можно набрать 100 баллов Оценка от 70 до 80 баллов – 3 (удовлетворительно) от 81 до 90 баллов – 4 (хорошо) от 91 до 100 баллов – 5 (отлично) В оценке учитывается: - присутствие на занятии - наличие конспекта - устные ответы - выполненная домашняя работа - самостоятельная работа - контрольные работы

3 слайд

Учебники: Гигиена и экология человека: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под ред. Н.А. Матвеевой. - М.:Академия, 2008 Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Общая гигиена с основами экологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001

4 слайд

Дисциплина: Гигиена и экология человека Лекция 1 Тема: Предмет гигиены и экологии человека Преподаватель: к.м.н. Сизова Валентина Владимировна

5 слайд

Источники Гигиена под ред. Н.А.Матвеевой стр.4-28 Гигиена Трушкина Л.Ю. и др. стр.5-40

6 слайд

Факторы окружающей среды делят на 4 группы: химические физические биологические психогенные В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрицательному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды.

7 слайд

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.

8 слайд

Гигиена как отрасль профилактической медицины призвана решать следующие актуальные задачи, стоящие перед современным обществом. Мониторинг объектов природной и социальной среды обитания Гигиеническое нормирование Мониторинг здоровья населения динамическое слежение за медико-демографическими показателями первичная диспансеризация населения Утверждение здорового образа жизни каждого человека

9 слайд

Отличие гигиены: в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек); гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна). Главная задача всех медработников, а средних особенно – участвовать в проведении санитарного просвещения населения (легче предупредить болезнь, чем вылечить).

10 слайд

К основным методам гигиены можно отнести: метод гигиенического наблюдения метод гигиенического эксперимента В гигиене творчески и широко используют методы других наук: для изучения факторов окружающей среды применяют физические, химические, биологические методы; состояние здоровья оценивают по совокупности физиологических, биохимических и клинических методов, адекватно отражающих реакции организма на воздействие факторов; анализ причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения проводят с помощью методов статистики, математического моделирования.

11 слайд

История гигиены Гигиея - богиня здоровья - проводила мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний и укрепления здоровья. О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) «О воздухах, водах и местностях», в котором излагаются наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека и о связи их с болезнями.

12 слайд

Основатели гигиенической науки в России Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) Федор Федорович Эрисман (1842-1915 гг.) Д.З. найти и записать кем они были

13 слайд

С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

14 слайд

гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды, а экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье.

15 слайд

Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды). основным объектом изучения экологии человека служит антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека. Оно характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения. Д.З. подготовить эссе «Экологическое мировоззрение»

16 слайд

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы. Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой Основы общей экологии Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем. (Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.) Д.З. найти и записать кем он был

17 слайд

Структура экологии ЭКОЛОГИЯ ФУНДАМЕТАЛЬНАЯ ПРИКЛАДНАЯ экология человека социальная экология глобальная экология

18 слайд

Разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека: экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия; социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды; глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

19 слайд

Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). Планета Земля Биосфера является одной из геологических оболочек Земли или геосфер.

20 слайд

Антропогенные факторы – это проявления деятельности человеческого общества, изменяющие среду обитания для разнообразных организмов. Деятельность человечества, ничтожного по своей биомассе, оказывает влияние на состав земных океанов и атмосферы.

21 слайд

Виды антропогенного воздействия 1. Разрушительное (деструктивное) - приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды. а) неосознанное (охота, вырубка и выжигание лесов древним человеком,…) - Сахара вместо леса б) осознанное (хищническое) 2. Стабилизирующее - это воздействие целенаправленное. Ему предшествует осознание экологической угрозы конкретному ландшафту - полю, лесу, пляжу, зеленому наряду городов. Действия направляются на замедление деструкции (разрушения).. 3. Конструктивное (например, рекультивация)- действие целенаправленное, его результатом должно стать восстановление нарушенного ландшафта, например лесовосстановительные работы либо воссоздание искусственного ландшафта на месте безвозвратно утраченного.

22 слайд

Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями: изменение климата планеты вследствие изменения баланса газов в атмосфере; разрушение биосферного озонового экрана; загрязнение Мирового океана тяжелыми металлами и вод суши; разрыв естественных экологических связей между океаном и водами суши в результате строительства плотин на реках; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков; опустынивание планеты; деградация почвенного слоя, уменьшение площади плодородных земель;

23 слайд

Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями: радиоактивное загрязнение отдельных территорий в связи с захоронением радиоактивных отходов; накопление на суше бытового мусора и промышленных отходов; сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу газов атмосферы; загрязнение подземного пространства, включая подземные воды; массовое и быстрое, лавинообразное исчезновение видов живого вещества; ухудшение среды жизни в населенных местах, прежде всего урбанизированных территориях; нарушение иерархии экосистем, увеличение системного однообразия на планете.

24 слайд

25 слайд

Экологический риск - это вероятность причинения вреда любым объектам природной среды ради достижения какого-либо эффекта, чаще всего экономического. риск оказывается минимальным, если антропогенное вмешательство в биосферу основано на познании и правильном использовании законов развития природы при сохранении реальной возможности самовоспроизводства использованных природных ресурсов По определению ВОЗ риск - это ожидаемая частота нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.

Гигие на (от др. -греч. ὑγιεινή «здоровая» , из ὑγίεια «здоровье») - наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения - факторы среды и реакцию организма человека, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук.

Греция Большая роль в развитии гигиенических знаний принадлежит врачам античной Греции. Основоположник научной медицины Гиппократ, обобщая знания и опыт лечебной медицины, делает попытку определить в трактате «О воздухах, водах и местностях» роль и значение чистого воздуха, воды, почвы для здоровья и деятельности человека. Он пишет, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы исполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает

Рим В Римском государстве осуществлялись такие крупные общественные санитарно-технические мероприятия, как строительство городских водопроводов и канализации. Например, в самом Риме было 14 больших и около 20 мелких водопроводов, доставлявших в город за десятки километров до 1, 5 млн. м 3 горной ключевой воды в год.

В средние века (VI-XIV) вместе с упадком древних государств и древней античной культуры были забыты и многие положения гигиены. Феодализм с его раздробленностью государств, постоянными междоусобицами, войнами и грабежами тормозил развитие науки вообще и гигиенических знаний в частности. Христианская религия, распространившаяся к тому времени в Европе, также не способствовала прогрессу гигиены, так как проповедовала аскетизм и самоотречение, объявляла заботу о теле и здоровье делом второстепенным и даже греховным.

Лишь отдельные очаги науки и культуры продолжали хранить и развивать наследие ученых древности. С IX века в Италии (Салерно) существовал университет, в котором идеи Гиппократа и Галена получили широкое развитие. На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны (980 - 1037). Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, указал на возможность распространения болезней через почву и воду.

XV и XVI века ознаменовались зарождением капиталистического способа производства, что повлекло за собой развитие наук и искусств, в том числе и современного естествознания. Медицина, преодолевая религиозные, схоластические представления о болезни и ее причинах, о функции и строении организма, становится на научный путь развития. Врач и химик Парацельс (1493 -1541) изучает болезни обмена веществ, профессиональные заболевания горнорабочих, ранения и вопросы медицинской химии. Врач и астроном Джироламо Фракасторо (1478 - 1553) обобщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат "О заразных болезнях" (1546), а врач Бернардино Рамаццини (1633 - 1714) - трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей (1700). Прусский пастор Зюссмильх в 1742 г. выпустил свой "Божественный порядок в изменениях человеческого рода", положивший начало медикосанитарной статистике и демографии.

В 1788 году выходит первое капитальное шеститомное сочинение по всем вопросам общественной гигиены Петера Франка (1745 - 1821) "Полная система медицинской полиции", а в 1796 ггоду - "Макробиотика" Х. В. Гуфеланда - - по всем вопросам личной гигиены. В этих двух книгах подводится итог эмпирическому, созерцательному периоду развития гигиены, основанному на житейском опыте.

Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научно обоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях и эксперименте…

Первыми крупными сочинениями, отвечающими этим требованиям, было руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 году в Париже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Э. Паркса (1819 - 1876), опубликованное в 1854 году в Лондоне. Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого Макса Петтенкофера (1818 -1901) и созданной им школы гигиенистов. Его многочисленные методические работы по исследованию отдельных элементов внешней среды (воды, воздуха, пищи, почвы) превратили гигиену в точную науку и отвечающую насущным потребностям жизни людей санитарную практику. В 1865 г. на медицинском факультете Мюнхенского университета Петтенкофер организует первую в истории медицины кафедру гигиены.

К этому времени относится деятельность таких крупных ученых микробиологов, физиологов и гигиенистов, как Луи Пастер (18221895), Роберт Кох (1843 -1910), Карл Фойт (1831 -1908), Уилбур Этуотер (1844 -1907), Макс Рубнер (1854 -1932) и других. Их открытия в области микробиологии (Л. Пастер, Р. Кох), исследования качественной и количественной стороны питания, нормирования калорийности пищи (К. Фойт), энергетического обмена и преобразования питательных веществ (У. Этуотер, М. Рубнер) заложили научную основу гигиены как профилактической медицинской дисциплины. В дальнейшем гигиена на Западе развивалась в основном в эпидемиологическом и санитарнотехническом направлениях и во многом потеряла свою общественную значимость.

В России зачатки эмпирических знаний гигиены возникли очень давно - еще в Киевской и Новгородской Руси. В трактате о быте зажиточной русской семьи "Домострое" много внимания уделяется чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами.

Позже, с началом формирования Московского государства, возникла потребность в научных медицинских знаниях и врачебных кадрах. Аптекарский приказ, основанный в начале XVII столетия для медицинского обслуживания московского царя, его семьи и приближенных, начинает распространять свою деятельность на все государство и прежде всего на войско. В 1615 г. вводится должность полкового врача. При Петре I Аптекарский приказ переименован в Медицинскую канцелярию и во главе ее поставлен врач.

Издается ряд указов об охране здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках ("Регламент", 1741), об обязательном извещении в случае заразных болезней ("Наказ губернаторам и воеводам", 1743).

В 1786 году появляется первое русское руководство по военной гигиене военноморского врача А. Бахерахта (1724 - 1806). В этом руководстве сформулированы основные требования к условиям жизни военнослужащих: ". . . добрый покой, добрая пища, свежий и сухой воздух, достаточная одежда, телесным силам соразмерное движение и работа, довольное отдохновение ночью, удаление от пьянства. Поддержание такого порядка должно быть неотлагательное в начатии, усердное и беспрерывное".

В 1797 году на врачей был возложен медико-полицейский надзор за доброкачественностью съестных припасов, состоянием казарменных помещений и общим санитарным состоянием войск. Большое внимание гигиеническим вопросам в армии уделял великий русский полководец А. В. Суворов. Из 7 условий победы, перечисленных в "Науке побеждать", три относятся к состоянию здоровья солдата (чистота, здоровье, опрятность). "Иметь ежевременное попечение о соблюдении паче здоровья здоровых" - приказывал он своим подчиненным.

В 1813 г. издается вторая русская книга по гигиене "Карманная книга по военной гигиене, или замечания о сохранении здоровья русских солдат", написанная доктором медицины и хирургом Медикохирургической академии И. Энегольмом (1764 - 1838). В ней даны подробные указания о сбережении здоровья солдат в мирное и военное время, в том числе и рациональные меры профилактики цинги.

К этому же времени относится деятельность М. Я. Мудрова (1776 -1831), профессора терапии медицинского факультета Московского университета, читавшего курс военной гигиены. В 1809 г. вышла в свет в виде отдельной книги его знаменитая актовая речь под названием "Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки о сохранении здоровья военнослужащих". "Военная гигиена говорится в этой книге - полезна каждому, начиная от унтер-офицера до генерала, чтобы беречь свое и своих подчиненных здоровье и учить их сохранять оное". И далее: "Полковых лекарей и дивизионных докторов должность есть не столь лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье. Сытые и здоровые солдаты суть храбры, в трудах неутомимы и, следовательно, непобедимы". Матвей Мудров считается одним из первых ученых-медиков России, серьезно занимавшихся вопросами гигиены и преподаванием ее в виде отдельного курса в высшей школе.

Большой вклад в практическую часть военной гигиены внес видный организатор медицинской службы русской армии генерал-штаб-доктор Роман Четыркин (1797 - 1865). Им и под его руководством написан ряд наставлений о профилактическом и лечебном обеспечении войск, в том числе "Наставление по части практической военно -медицинской полиции", "Опыт военномедицинской полиции, или правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе". При нем вводятся систематические медицинские осмотры нижних чинов, контроль за размещением войск в казармах, контроль врачей за питанием и водоснабжением.

Однако эти устремления передовых деятелей русской военной медицины и военных начальников не могли дать должного эффекта в условиях царского самодержавия и при существовавшем уровне материальной обеспеченности населения и войск. Заболеваемость цингой, инфекционными и неинфекционными болезнями была очень высока. Потери от болезней во время войн намного превосходили потери от оружия.

Основоположники отечественной клинической медицины прогрессивно мыслящие врачи того времени Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов и другие указывали, что наиболее успешным методом борьбы с такой высокой заболеваемостью является профилактика, базирующаяся на научных гигиенических знаниях. В этот период в Медико-хирургической академии начал обсуждаться вопрос об улучшении профилактической подготовки врачей и об организации в связи с этим самостоятельной кафедры гигиены. Гигиена в виде самостоятельного курса преподавалась с момента организации академии, то есть с 1798 года Этот курс под названием "Медицинская полиция", а с 1835 года - "Медицинская полиция и гигиена" входил в состав так называемой судной науки, впоследствии судебной медицины.

Необходимость учреждения самостоятельной кафедры в академии сознавали многие ее прогрессивные деятели. Еще в 1805 году Петер Франк (в то время начальник академии) в проекте реорганизации академии предусмотрел выделение гигиены в самостоятельную кафедру. Однако это предложение тогда не было реализовано. Вновь вопрос о создании самостоятельной кафедры гигиены был поднят в 1862 году профессорами Я. А. Чистовичем, С. П. Боткиным и Н. Ф. Здекауером. В 1864 году конференция академии поддержала это предложение, а в 1865 году после его утверждения был объявлен конкурс на замещение должности профессора кафедры гигиены. Однако из-за трудности условий конкурса лишь в 1871 году на эту должность был избран приватдоцент академии Алексей Петрович Доброславин (1842 -1889), который в том же году прочитал вступительную лекцию первого самостоятельного курса на кафедре общей, военно-сухопутной и военно-морской гигиены. С этого момента начала существовать кафедра гигиены в академии, первая в России.

Наше время… В настоящее время гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Часто гигиена и экология человека занимаются общими вопросами (например, вопросы демографии). Но есть существенное различие - экология не изучает отдельного индивидуума и не разрабатывает мероприятия по улучшению его жизни и здоровья. Стоит отметить также, что Российские экологические нормативы - ПДВ и ПДС, в настоящее время рассчитываются исходя из гигиенических нормативов - ПДК.

Департамент Здравоохранения города Москвы Государственная бюджетная профессиональная образовательная организация Медицинскийколледж №6
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ КАК
НАУКИ
работу выполнила
студентка 2С 1 группы
Макарова Алёна
преподаватель – Маликова Наталья Анатольевна

Цель

Познакомиться с историей развития
гигиены как науки

Задачи

Дать определение понятию «Гигиена»
Рассказать об учёных, которые внесли
вклад в развитие гигиены как науки
Проследить основные этапы развития
гигиены как науки

Гигиена

Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности
воздействия на организм факторов окружающей среды с целью
предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей
среды. Она изучает влияние факторов внешней среды на
здоровье человека, его работоспособность и
продолжительность жизни, разрабатывает мероприятия,
направленные на оздоровление населенных мест.

Развитие гигиены как науки можно
разбить на несколько периодов,
отражавших влияние социальных и
экономических условий каждой эпохи.

Первый период -
древняя история
(гигиена Египта, Иудеи,
Греции, Рима, Индии,
Китая). У народов этих
стран наблюдались
попытки создания
благоприятных условий
для здоровья людей. В
древнем мире гигиена
имела
преимущественно
практическое
направление.

Первые дошедшие до
нас гигиенические
трактаты - «О
здоровом образе
жизни», «О воздухах,
водах и местностях» -
принадлежат
основоположнику
античной медицины
Гиппократу (ок. 460 до
н.э. между 377 и 356 до
н.э.). В этих работах
дана опенка
гигиенического влияния
различных факторов на
здоровье.

Второй период - Средние века (VL-XIV вв.) - эпоха забвения
всех гигиенических требований. Примитивная жизнь того
времени, крепостничество, феодализм и беспрерывные войны
давали почву для развития бесконечных эпидемий и пандемий.
Пандемия чумы - «черная смерть» - в XIV в. унесла в Европе
25 млн. жизней.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась
самостоятельным путем. Многие санитарные мероприятия были
осуществлены в России раньше, чем на Западе. Так, уже в XI в.
в Новгороде существовал общественный водопровод, мощение
улиц в Пскове проводилось в XII в., тогда как в Западной Европе
эти новшества появились на 300 лет позднее.

Третий период - эпоха
Возрождения (XV-XVI
вв.) - характеризуется
некоторым оживлением
интереса к гигиене, в
частности, к
профессиональной
гигиене. Научный
трактат итальянского
врача Бернардино
Рамаццини (1633-
1714) «Рассуждения о
болезнях
ремесленников»
является первым
сочинением в этой
области.

М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.)

Указывает, что плохое
питание является одной
из основных причин
плохого здоровья
населения России,
ставит вопрос о
необходимости
государственного
подхода к организации
правильного питания
населения.

Четвёртый период - вторая половина XIX в. Наибольший
расцвет гигиены начался в этот период. Поводом к этому
послужили рост крупных промышленных городов и
сосредоточение на их территории значительного числа рабочих,
не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных
условиях, вследствие чего намного возросла опасность
эпидемических заболеваний.

Огромную роль в
становлении гигиенической
науки сыграл немецкий
ученый Макс Петтенкофер,
который по праву считается
ее основоположником. Он
основал первую
гигиеническую кафедру при
медицинском факультете
Мюнхенского университета,
ввел в гигиену
экспериментальный метод,
благодаря чему она
превратилась в точную
науку, располагающую
объективными способами
исследования.

В России 60-80-е годы XIX в. были периодом становления и
последующего развития научной гигиены. На особое значение
профилактических мероприятий в предупреждении высокой
заболеваемости указывали многие русские врачи: Н.И. Пирогов,
Г.А. Захарьин, М.Я. Мудров.

Вывод

Таким образом, мы познакомились с
историей развития гигиены как науки,
дали определение понятию «Гигиена»,
рассказали об учёных, которые внесли
вклад в развитие гигиены как науки,
проследили основные этапы развития
гигиены как науки

Список литературы

http://www.bestreferat.ru/referat-282054.html
Гигиена, Малая медицинская энциклопедия. -
М.: Медицинская энциклопедия. 1991-1996.
Гигиена, Первая медицинская помощь. - М.:
Большая Российская Энциклопедия. 1994.
Гигиена, Энциклопедический словарь
медицинских терминов. - М.: Советская
энциклопедия. - 1982-1984.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гигиена