Суд над Декабрём

Николай Сладков

Суд над Декабрём

Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.

- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..

Суд над декабрём

Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.

- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..

Главные герои сказки Сладкова «Суд над Декабрем» — звери и птицы. Они собрались однажды вместе, чтобы судить месяц Декабрь. Этот месяц многим не нравился, и у многих было желание от него избавиться.

Слово на собрании взял Ворон и сказал, что Декабрь сделал световой день очень коротким. Поэтому теперь трудно добыть достаточное количество пищи до наступления темноты. После этого Ворон спросил, кто за то, чтобы осудить Декабрь?

Все звери выразили согласие, лишь Филин возразил. Он сообщил, что ему длинные ночи очень кстати, поскольку охотится Филин именно по ночам.

Тогда Ворон привел еще один аргумент за осуждение Декабря. Он сказал, что в Декабре в лесу очень скучно. И снова все звери согласились с ним. Только Налим возразил и пробулькал, что в Декабре ему скучать некогда, в этом месяце у него самый хороший аппетит.

Ворон стал критиковать состояние снега в Декабре. Он сказал, что снег в этом месяце рыхлый и очень глубокий. Удержаться на поверхности такого снежного покрова очень трудно, и докопаться до почвы тоже требует больших усилий. И снова звери и птицы согласились, что Декабрь с такими плохими снегами достоин осуждения.

На этот раз в защиту Декабря высказались Тетерев и Глухарь. Им рыхлый снег был по душе. В таком снегу легко прятаться от хищников и тепло спать.

Ворон пришел к выводу, что тогда непонятно, как поступить с Декабрем. На это звери и птицы закричали, что ничего и не надо делать, потому что Декабрь не будет длиться вечно и однажды закончится. На этом суд и завершился.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Суд над Декабрем» заключается в том, что законы живой природы никому не подвластны. Звери и птицы собрались изгонять Декабрь, не подумав о том, что сделать этого они не смогут. Их суд был совершенно бесполезным. Кроме того, выяснилось, что некоторым обитателям леса Декабрь нравится.

Сказка Сладкова учит проявлять здравомыслие и благоразумие при обсуждении разного рода вопросов.

Какие пословицы подходят к сказке «Суд над Декабрем»?

Декабрь – шапка зимы.
Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
У природы нет плохой погоды.

Тема: Н. И. Сладков «Суд над декабрем»

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Предметные результаты: знать сюжет сказки; называть героев; ориентироваться в тексте; читать выразительно; быстро просматривать текст; делить текст на смысловые части.

Метапредметные результаты:

- регулятивные УУД: определять учебную задачу урока в совместном обсуждении; соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока; оценивать себя на различных этапах урока.

- познавательные УУД: воспроизводить выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке; понять идею произведения в ходе анализа; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.

- коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе; обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать; задавать вопросы собеседникам, отвечать на вопросы своих одноклассников.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству Н. И. Сладкова и чтению его произведений; осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где еще может пригодиться данное умение.

Оборудование:

1.Презентация к уроку

2. Сафонова И. В., Черкезова М. В., Чиж И. В. Литературное чтение. 3 класс. Дрофа 2012.

План

  1. Организационный момент

1.Приветствие

2. Установка внимания

  1. Проверка домашнего задания
  2. Актуализация знаний учащихся

1.Работа с текстом до чтения

а) антиципация (загадки, рассматривание иллюстраций)

б) постановка целей урока

а) первичное чтение текста

б) проверка восприятия (Что взволновало?)

в) перечитывание текста:

г) повторное чтение по частям

д) анализ

е) работа над выразительным чтением

ж) беседа по содержанию в целом

Физкультминутка

а) рассказ о творчестве Н. И. Сладкова

б) обсуждение смысла заглавия

  1. Подведение итогов. Рефлексия

1.Оценивание

  1. Задание на дом

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Встали все красиво, глазки на меня. Посмотрите все ли у вас на месте. Садитесь.

Меня зовут Юлия Алексеевна. И я сегодня буду ввести урок чтения.

  1. Проверка домашнего задания

Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Какое задание вам было на дом?

(Ответы детей)

  1. Актуализация знаний учащихся:

1.Работа с текстом до чтения

- Я вам загадаю загадки. Кто догадается, поднимет руку. Хором не отвечаем.

Слушаем внимательно.

а) Загадки

  • Кто в холод не боится

Остаться без перинки

И вытряхнет на землю

Летящие пушинки (Зима)

  • Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне (Мороз)

  • «Году конец и начало зиме!»

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в (декабре)

Какие времена года вам известны? Перечислите по порядку.

Какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

б) антиципация, рассмотрение иллюстраций

Откройте книги на стр. 85. Посмотрите на картинку. Что изображено на ней? (Ответы детей)

Прочитайте название произведения.

Что вы знаете о декабре? (1-ый зимний месяц; ночь длинная, день короткий; последний месяц года). – Работа в парах

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(Ответы детей)

2. Работа с текстом во время чтения

а) первичное чтение текста

б) проверка восприятия (что взволновало?)

Что мы прочитали? (сказку). Докажите, почему это сказка? Какая эта сказка? (о животных)

О чем эта сказка? Кто герои этой сказки?

в) повторное чтение по частям, анализ.

Просмотрите текст и определите, на сколько смысловых частей его можно разделить?

Поставим карандашом черточку. Здесь закончилась первая часть.

Где и когда происходят действия?

Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, в которой будет развиваться действие.

Давайте прочитаем вторую часть по ролям. Постараемся читать выразительно.

О чем мы узнаем в этой части? (День Декабрь сократил, а ночь сделал длинной-предлинной; чем ночь длиннее, тем сытнее; в Декабре скучища в лесу; снега в Декабре очень плохие: сверху не держат, и до земли не дороешься; в рыхлом снегу спится здорово, скрытно, тепло, мягко).

Главные герои сказки? (Ворон, Филин, Налим, Тетерев, Глухарь).

Следующую часть прочитает…

Что мы узнали из этой части?

д) беседа по содержанию в целом

Что решили делать с декабрем звери? (Ничего, сам по себе кончится)

На странице 87 есть вопросы к тексту. Найдите 2 вопрос. Прочитает нам его….

Кто вам больше всего понравился в сказке? Почему?

Физкультминутка

А теперь все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись. Еще раз ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем).

3. Работа с текстом после чтения

Кто судил Декабрь? Как вы думаете почему в русских сказках Ворон назван мудрым? (Ворон в русских сказках это прежде всего очень разумная птица. Чаще всего его появление означает приближение серьезного несчастья. Есть и другой вариант. Тогда он ассоциируется с мудростью и долголетием.)

Каким можно назвать Ворона в этой сказке?

9. Рассказ о творчестве Сладкова.

Вы раньше читали его произведения?

10. Обсуждение смысла заглавия

Как вы думаете, почему сказка называется «Суд над Декабрем»? (я) думаю, что…

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Произведение какого автора вы сегодня читали?

Что нового вы для себя узнали?

Понравился ли вам урок?

Что понравилось на уроке?

1.Оценивание

- «3». Почему?

Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Урок окончен.

  1. Задание на дом

Стр. 85-87 содержание


Суд над декабрём

Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.

- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..