Cлайд 1

«Уроки французского» – уроки человечности (урок-проект по рассказу В.Г.Распутина)

Cлайд 2

Цели: 1)создать условия для раскрытия проблематики рассказа и уроков, которые он преподносит; развития умения сжато излагать повествовательный текст с элементами рассуждения и творческого анализа; 2)создать условия для развития навыков анализа и синтеза путем создания проектов; 3)способствовать развитию наблюдательности, воспитанию отзывчивости, сопереживания, доброты Предварительная работа - работа в группах: 1)создать нравственный словарь произведения (на основе нравственных слов-понятий из рассказа), 2)подготовить выставку рисунков на тему «Добро и жестокость в жизни», 3) и 4) работа над эпистолярным проектом (написать письмо от имени Лидии Михайловны главному герою, письмо от имени главного героя учительнице)

Cлайд 3

Эпиграф: Я написал этот рассказ в надежде, что данные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека. В.Распутин

Cлайд 4

Создание 5-ой группы. (5 человек буду записывать на отдельных листах маркерами выводы, которые мы будем делать в процессе диалога).

Cлайд 5

Вспомните, какие проблемы автор поднимает в рассказе, и, опираясь на них, попробуйте поставить перед собой цели 1 проблема: человек и время (раскрыть трудности послевоенного времени, описанного в рассказе) 2 проблема: подросток и улица (оценить поведение героя, который начинает самостоятельную жизнь) 3 проблема: учитель и ученик (определить роль учительницы в жизни мальчика) В конце урока каждый должен ответить на проблемный вопрос: Только ли французскому учились мы с главным героем рассказа?

Cлайд 6

Лексическое значение слова «урок» Урок – это: 1)учебный час, посвященный отдельному предмету; 2)нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. (словарь С.И.Ожегова) Каким признанием открывается рассказ? О чем мы догадываемся из этого признания?

Cлайд 7

1 проблема: человек и время Когда и где происходят события? Как Валентин оказался в райцентре? Какие испытания ждали мальчика? Как мальчик относился к учебе?

Cлайд 8

Выводы, уроки 1.Время вносит жестокость в души людей. 2.В жизни нужно стремиться быть лучше. 3.не отступай перед трудностями. 4.Жить нужно по законам нравственности. 5.Никогда не поздно просить прощения. 6.Терпение и труд все перетрут. 7.Мать должна заботиться о детях. 8.Жизнь учит. 9.Ничего не делай спустя рукава.

Cлайд 9

Отчет 1 группы – проект «Нравственный словарь рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Cлайд 10

2 проблема: подросток и улица (оценка поведения Валентина) Почему Валик стал играть на деньги? Почему он быстро обучился и стал выигрывать? Главный герой стал умелым игроком. Руководила ли им жажда наживы? Сравните, какие качества характера проявляются в игре у Валика и Вадика (работа в парах).

Cлайд 11

Валик Вадик Настойчивость Целеустремленность Гордость Честность Справедливость Любознательность Чувство меры стойкость Грубость Жестокость Лживость Хитрость Эгоизм Властность Самоуверенность Жажда наживы

Cлайд 12

Мы увидели и сравнили мир добра и жестокости в рассказе. Отчет 2 группы – выставка рисунков на тему «Добро и жестокость в жизни»

Cлайд 13

Выводы, уроки 1.Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. 2.Не делай другому того, чего себе не желаешь. 3.Жестокости можно и нужно противостоять. 4.Жадность губит человека. 5.Будь гордым и самостоятельным. 6.Не горячись, умей уступить тем, кому ничего не докажешь. 7.Будь принципиальным. 8.Знай чувство меры. 9.Умей постоять за себя. 10.Ложь и предательство губительны. 11.Будь честным и искренним.

Cлайд 14

2 проблема: подросток и улица (роль Лидии Михайловны в жизни Валика) Что поняла о жизни героя учительница и как пыталась помочь мальчику? Как проходили уроки? Почему Лидия Михайловна стала играть на деньги? Почему не побоялась уронить себя в глазах ученика?
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Обучающая

  • Показать на примере повести В. Распутина какое значение в жизни имеет доброта;

Развивающие

  • развивать умение анализировать художественный текст;
  • развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • развивать функциональную грамотность;

Воспитательная

  • воспитание гуманизма.

На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности : мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.

Ход урока

I. Стадия вызова.

В мае этого года мы отмечаем 67 лет со дня окончания Великой Отечественной войны (слайд)

Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту (слады 2-4)

Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.

Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)

Учитель :

– Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?

– Кто для вас является добрым человеком?

Составить акростих на тему: «Добро».

Учитель : Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Слайд.

И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно

Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)

Верю я, придет пора.
Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока

(потому что, во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).

Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.

1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.

1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.

Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд.

2 ученик : Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд.

Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи

3 ученик читает стихотворение :

Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет
И вот тарелка светится, сверкает белизной.
Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной
Еще движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война
Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед
Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице
Забудь, другое времечко и сказочка не та
Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.

В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.

Словарь – урока – слайд

И пользуясь положением писателя Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.

Да и нет (блиц-задание на знание биографии)

  1. писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
  2. детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
  3. закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
  4. в начале 60-х годов появились его первые рассказы
  5. в 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
  6. этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
  7. его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
  8. фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.
  9. этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.
  10. Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)

II. Стадия осмысления .

  1. Выявление авторской позиции (персонаж, человек, повествование)
  2. Проблема : персонаж, человек, повествователь.

Компонент мира художественной литературы

– ребята, какие проблемы мы с вами выставили?

– от какого лица ведется повествование? (от первого)

– и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).

Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор – ребенок – детские голоса, автор – взрослый человек – взрослый голос. (работа в группах)

  1. Больше на меня не обращали внимания я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило
  2. Я вертелся между Вадиком и Птахой. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и тоже: «Перевернул! Перевернул!». Во мне все как-то затвердело и сомкнулось. Вообще у меня не было сил достать из себя слово. Не было в тот день и не могло быть, во всем белом свете человека несчастнее меня
  3. упал, – брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличного объяснения.

После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.

  1. Я оставался один, не понимая и не выделял из горького своего положения одиночества откуда мне было знать, что в своем деле он вырвался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет по следу.
  2. я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками

– не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.

Составить синквейн:

  • Автор – мальчик
  • Автор – взрослый

III. Переходим к работе над композицией рассказа .

Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Учитель : Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?

Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.

Составить кластер. Слайд (композиция рассказа)

  1. Составляет кластер.
  2. Написать эссе (история героя)

IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).

Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека. Слайд.

Прием «Узнавание адресата»

Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (слайд)

Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.

Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.

Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).

Докажите.

Лабораторная работа. (слайд)

Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.

Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.

Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.

Сколько игр было на деньги (2).

Как назывались? (чика замеряшка).

Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).

Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.

Мозговой штурм.

– почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

– как герой догадался что посылку отправляла не мать?

– почему он перестал бояться уроков французского?

– зачем учительница стала играть с учеником на деньги?

– как в этих играх описано мастерство и плутовство?

Как играет герой?

Как учительнице удалось, убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?

Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.

– сколько посылок пришло мальчику?

Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь не обижая своей жалостью.

Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

«Прием пластилиновый герой»

Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.

– ребята. А ваши учителя добрые?

– а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими

Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)

Защита своих поделок.

V. Стадия рефлексии .

– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.

Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.

Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд)

В. Г. Распутин «Уроки французского» МОУ СОШ № 93, г. Красноярск Урок – презентация в 6 классе. Подготовила Самусева Наталья Ивановна, учитель высшей категории. Тема:

Смысл названия

рассказа В. Распутина

"УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО"

Цель урока:

  • проанализировать проблематику рассказа,
  • выяснить, какие уроки он несёт;
  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
В.Г. Распутин

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

Из истории создания рассказа « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой». Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина

  • "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
  • Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
  • Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Лидия Михайловна Молокова

.

Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина "Уроки французского" жила в последнее время в Нижнем Новгороде.

Кадр из фильма Евгения Ташкова «Уроки французского» 1978 г. Лидия Михайловна (актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

  • Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
  • Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Главный герой рассказа (Михаил Егоров) кадр из фильма Е. Ташкова Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
  • Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
  • Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Иллюстрация к рассказу художника И. Пчелко

Слайд 1

В. Г. Распутин «Уроки французского».
Урок литературы в 6 классе

Слайд 2

Заполнить таблицу
Даты Факты биографии
Родился в селе Усть-Уда Иркутской области
Окончил Иркутский университет, историко-филологический факультет
1961
Повесть «Последний срок»
Впервые опубликован рассказ «Уроки французского

Слайд 3

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни.

Слайд 4

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.

Слайд 5

Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

Слайд 6

Автобиографичность рассказа «Уроки французского»
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».
И.Глазунов. Портрет В.Г. Распутина.

Слайд 7

Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

Слайд 8

Слайд 9

Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.

Слайд 10

Уроки доброты
«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» .

Слайд 11

Словарная работа:
Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области. Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).

Слайд 12

О чем говорит название рассказа? -От чьего лица ведется повествование? Почему? -О каком времени пишет автор? -Как жилось в деревне? -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? -Какие испытания ожидали его?

Слайд 13

Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Слайд 14

Как ведёт себя герой на следующий день после драки? -Как учительница выясняет, что случилось с героем? -Какие чувства испытывает герой? -Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

Слайд 15

Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? -Какой приём применяет автор в описании учительницы? -Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? - Какие черты характера проявляет герой?

В. Г. Распутин

«Уроки французского».

Урок литературы

в 6 классе

Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии" (1967), свидетельствовавшая об интересе писателя к вопросам морали и нравственности. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Заслугой Распутина стало художественное открытие, вслед за А.И. Солженицыным, типа героя праведника. В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.



“ Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...” Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.



Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве ”.


Автобиографичность рассказа «Уроки французского»

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

И.Глазунов. Портрет

В.Г. Распутина.


Автобиография последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

«Там мне ничего не пришлось

выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной.

За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».




Уроки доброты

«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.

Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой » .


Словарная работа:

  • Полуторка (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
  • Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.
  • Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный
  • заём).

-О чем говорит название рассказа?

-От чьего лица ведется повествование? Почему?

-Как жилось в деревне?

-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

-Какие испытания ожидали его?


Почему герой рассказа начал играть в «чику»?

Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

Почему Вадик и Птаха избили его?

Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.


Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

Как учительница выясняет, что случилось с героем?

Какие чувства испытывает герой?

Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?


- Какой представлялась мальчику

Лидия Михайловна?

-Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?

  • Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?

-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

- Какие черты характера проявляет герой?


Почему Лидия Михайловна решилась на игру

в «замеряшки» со своим учеником?


- Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в

разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?


Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

-Какую роль играет послесловие?


Тема и идея рассказа.

  • Тема произведения – жизнь в послевоенные годы.
  • Идея рассказа «Уроки французского»:

самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность .

  • Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Заключение

  • На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского».
  • Вы узнали:
  • о трудностях послевоенного детства писателя;
  • о доброте, которая изменила судьбу мальчика;
  • об особенностях автобиографического рассказа.