Мы живём на земле. «От земли человек взят, землей и кормится » — эта истина известна давно.

«Кормилицей» землю мы называем потому, что она сторицей возвращает нам засеянное в добрый час. «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей! » — мудрость эта доказана веками.

«Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает! ». За все те щедроты, которые ниспосылает земля человеку, род людской испытывает к ней сыновние чувства.

«Ничего нет для человека в жизни святее материнского чувства. Сын родной земли — живущий-кормящийся ее щедротами, русский народ-пахарь, дышащий одним дыханием с природою, исполнен к Матери-Сырой-Земле истинно сыновней любви и почтительности ».

«А людям всем нужна еда,
Не получить её, конечно,
Без кропотливого труда.
Трудиться надо на земле,
Она — кормилица тебе!»
(Автор стиха: Ирис Ревю )

Не может человек жить без пищи. Просто пропадёт. А кормит человека земля. Но семя, кинутое в землю, без хорошего присмотра, без вложенного труда, и доброго слова не даст хорошего урожая. На земле-то работает Человек. Простой люд пашет, сеет, боронует. Из поколения в поколение передаются навыки, опыт. Каждый сторожил знает немало премудростей по возделыванию земли. «Земля – кормилица, а и то сама пить-есть просит ». Немало сложено в народе пословиц-поговорок, стишков-закличек про родную землю – кормилицу людей.

«Больше землю удобряй – выше будет урожай».

«Что посеешь, то и пожнешь».

«Хорошо трудится – хлеб уродится».

«Землю вскачь не пашут».

«Гой, земля сырая,
Землица дорогая,
Матерь нам родная!
Всех нас породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Водой чистой напоила
И злак всякий народила »…

Вот и вывод напрашивается: «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь».

Большинству людей знакомо высказывание о том, как называют Землю и почву, оно старо, как мир, и уже давно стало настоящим фразеологизмом, популярной поговоркой, используемой в обиходе.

Однако задумывались ли вы о том, почему Землю называют матушкой, а почву – кормилицей? Нет? Тогда предлагаем вам ознакомиться с материалами нашей сегодняшней статьи, в которой мы постараемся дать ответ на данный вопрос.

Земля — матушка

Для начала стоит понять, почему землю называют матушкой. Дело в том, что в контексте данного фразеологизма понятие «Земля» используется не в качестве той земли, которая находится под нашими ногами, в огороде, то есть – не о черноземе, а непосредственно о нашей планете, о том месте, где мы все живем, развиваемся, трудимся.

Все мы родились на планете Земля, и она дала нам дом, жилье, возможности для роста, обучения и самосовершенствования. Именно поэтому нашу планету можно метафорически назвать матерью для всего живого. В том числе, Земля является матерью и для всех нас, для всех людей.

Почва — кормилица

Что же касается второй части выражения, то в ней речь идет о почве, и это уже касается непосредственно той земли, которая является черноземом. Как известно, чернозем используется для выращивания в нем всевозможных овощей и фруктов, которые, в результате, используются людьми для питания, приготовления пищи, в качестве корма для скота и других животных.

Исходя из того, что все эти растительные продукты берут свое начало в земле, то есть – в почве, становится вполне очевидно, почему её называют кормилицей, ведь она в буквальном смысле кормит нас.

Не стоит забывать и о том, что из почвы растут деревья, которые, помимо съедобных плодов, дают людям и еще кое-что жизненно важное. Мы говорим о кислороде, без которого жизнь на планете Земля была бы попросту невозможна.

Именно деревья являются природным механизмом для переработки углекислого газа и выработки кислорода. Поэтому справедливо будет сказать и о том, что почва кормит нас не только продуктами питания, но и снабжает средствами для жизни на Земле.

Исходя из описанных выше фактов, а также приведенных примеров, можно легко понять, почему Земля – матушка, а почва – кормилица. Это высказывания так точно описывает основные функции и преимущества, данные нам Землей и почвой, что становится очевидно, почему данное выражение используется людьми на протяжении многих столетий, и даже в 21 веке остается актуальным.


Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку, выполнять задания из электронного приложения учебника, обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата - под ногами. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв своего региона. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Знать

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями портнёров.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

понятие «почва», состав воды и почв.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять поч-ву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Изучение нового материала

Земля-кормилица

КАКИЕ БЫВАЮТ ПОЧВЫ

Рассмотри изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какие из этих почв наиболее плодородные? Почему? Проверь себя по тексту учебника.

В разных местах нашей страны почвы не оди-наковы. Учёные-почвоведы различают большое число типов почв.

Разрезы основных типов почв: 1. Тундровая почва. 2. Под-золистая почва. 3. Серая лесная почва. 4. Чернозём. 5. Болотная почва. 6. Луговая почва.

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах — подзолистые поч-вы, в лиственных лесах — серые лесные почвы, в степях — чернозёмные почвы, или чернозёмы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов — луговые.

Самые распространённые в нашей стране поч-вы — подзолистые. А самые плодородные — чер-нозёмные. Эти почвы особенно богаты перегно-ем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём — одна из самых плодородных почв мира.

Болотные почвы интересны тем, что содержат толстый слой торфа. А в луговых почвах хоро-шо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

ОХРАНА ПОЧВЫ

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 — 300 лет, двадцать сантиметров — за 5—6 тысяч лет!

Ты уже знаешь о том, что растения защища-ют почву от действия ветра и потоков воды. Там, где нет растений, ветер и вода могут бы-стро развеять и смыть всю почву или её часть. Это и происходит на многих полях.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать полезащитные лесные полосы, а зимой проводить снегозадержание. Наиболее распрост-ранённый способ снегозадержания — устройство снежных валов. Их нарезают с помощью тракто-ра специальными снегопахами на расстоянии 5—10 метров один от другого.

Очень важно правильно распахивать почву на склонах. Вспомни, как это нужно делать

Почва многого «боится», например ядохимика-тов. Если их используют больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В ре-зультате гибнут черви, личинки насекомых, бак-терии, без которых почва теряет плодородие.

Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней на-капливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.В краеведческой литературе найдите ин-формацию о почвах вашего края. Сделайте за-писи в рабочей тетради. Подумайте и расскажи-те, какая деятельность человека может угрожать почвам вашего края.

2.Вылепите из пластилина макет разреза поч-вы, характерной для вашего края.

3.Представьте, что вам нужно убедить одно-классников в огромном значении почвы для жиз-ни на Земле. Подготовьте выступление. Сравните его с образцом, приведённым на «Страничках для самопроверки».

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

Приведи примеры различных типов почв.

Какая почва самая плодородная? 3. Какие почвы в вашем крае? 4. Почему нужно бережно относиться к почвам? 5. Как нужно охранять почвы?

Вывод

Существуют различные типы почв: тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные и другие. Все они образуются в природе очень медленно и нуждаются в охране.

Задание для домашней работы

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?

Земля - кормилица

Поля России

Основные типы почв России

Цели:

1. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.

2. Ввести понятие «круговорот веществ».

3. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Земля - кормилица.

Цели:

1. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.

2. Ввести понятие «круговорот веществ».

3. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: физическая карта России; карта края; схема «Типы почв»; материал для опытов; схема «Состав почвы».

УУД. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Прозвенел звонок – начался урок.

Нам природу надо знать, изучать и охранять.

II. Проверка домашнего задания.

Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые.)

1. Соедините стрелками полезное ископаемое и свойства.

2. Работа по индивидуальным карточкам.

I вариант.

1.Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется.

2.Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. ________________________________

3. Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит. ________________________________

4. Бесцветный газ. Легче воздуха. Хорошо горит. ________________________________

II вариант.

*Напишите названия полезных ископаемых.

1. Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов. _________________________________

2. Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

_________________________________

3 . Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит. _________________________________

4. Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.

_________________________________

3. Игра «Узнай меня».

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

По трубе течёт

Пироги печёт. (Газ.)

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета

Отгадайте же, что это? (Нефть.)

Не зря она варилась

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи… (Железная руда.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу,

Она понадобиться сразу (Глина.)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях (Известняк.)

Он несёт в дома тепло,

Помогают плавить стали,

Делать краски и эмали

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь.)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (Торф.)

2. Работа с картой.

По знакам условным

Найдешь, если надо,

На карте любые

Подземные клады.

- Найдите на карте России месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

3. Характеристика полезных ископаемых.

Краткая характеристика полезных ископаемых по плану:

а) название;

б) свойства;

в) способ добычи;

г) применение, значение в народном хозяйстве.

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Загадка.

- Отгадайте загадку и выясните тему урока.

И ветер меня обдувает,

И ливень порой поливает,

И норку во мне прорывает

Проворная мышь полевая.

И солнце все крепче и крепче

Меня обнимает и шепчет:

Готовься к страде-урожаю.

- Это земля-кормилица.

- Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди называют землю «кормилицей».

III. Работа над новым материалом.

1. Сказка «Чудесная кладовая».

- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой.

Чудесная кладовая.

Есть на свете чудесная кладовая.

Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело.

А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. М. Ильин

Вы уже, конечно, догадались, как она называется.

Земля, почва.

А почему?

- Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горсточек и т. д.

- Что же издавна делает земля-матушка?

- Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

- Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай.

Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва.

Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

- Остатки старых сухих листьев, старой травы, сухих насекомых.

Какого цвета почва?

- Почва темного цвета.

Давайте вспомним, что еще входит в состав почвы.

2. Практическая работа.

Опыт 1.

Учитель. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чём это говорит?

Ученики. Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

Опыт 2.

Учитель. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?

Ученики. Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.

Опыт 3.

Учитель. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?

Ученики. Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 4.

Учитель. Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

Ученики. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.

Учитель. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Ученики. В составе почвы есть перегной – гумус.

Опыт 5.

Учитель. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?

Ученики. На стекле образовался белый налет. Это соль.

Учитель. Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.

Учащиеся заполняют схему.

3. Рассказ.

Видеоролик.

Учитель. Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Ученики. От количества перегноя.

В разных странах почва разного цвета: она то бурая, то красная, то темная, почти черная. Да и в нашей стране почвы тоже очень разнообразны. (Показ разных образцов почвы.)

В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв на стр.171 учебника. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы. Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

Ученики. Чернозем, в ней много перегноя.

Учитель. Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке на них можно получить высокий урожай.

Плодородие – основное свойство почвы.

Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

Физминутка.

Видеоролик.

Учитель. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

Учитель открывает схему на доске:

Учитель. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Позже в почве селятся различные животные: черви, личинки, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются полезные вещества. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

Почва образуется в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев.

А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина.

4. Чтение статьи «Охрана почвы» на стр. 162–163 учебника.

Учитель. Что необходимо делать для защиты почвы ?

Ученики. Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Ответы на вопросы.

Учитель. Что называют почвой?

Ученики. Почва – верхний рыхлый, плодородный слой земли.

Учитель. Из чего состоит почва?

Ученики. Почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, гумуса, солей.

2. Кроссворд.

Слой земли, на котором растут растения. (Почва.)

Одна из составных частей почвы. (Песок.)

Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

Основное свойство почвы. (Плодородие.)

V. Итоги урока. Выставление оценок.

1. Ответы на вопросы (стр. 163).

VI. Домашнее задание (cтр. 160-163, ответы на вопросы)