Кадровая политика организации выстраивается под влиянием мировоззрения и базовых ценностей руководства компании, а также ее практической деятельности. В этой связи практики в области управления персоналом предлагают рассматривать кадровую политику в качестве "копилки" всех принципов и установок, которые определяют содержание и форму кадровых процессов.

Проблемы разработки кадровой политики обусловлены следующими противоречиями в системе управления персоналом.

  • 1. Между стратегическим, оперативным и текущим управлением персоналом. Несоблюдение баланса между этими типами управления ведет либо к невыполнению текущих рабочих заданий и потери прибыли, либо к дополнительным затратам на управление персоналом вследствие нецеленаправленного развития системы управления персоналом, высокой текучести персонала и снижению конкурентоспособности организации на рынке труда.
  • 2. Между функциями управления персоналом. Рассогласование целей развития персонала на разных уровнях иерархии организации отдельных элементов приводит к противоречиям между функциями, неравномерному развитию их элементов, рассогласованности в выполнении функций, нарушению методологических принципов в системе и ее неэффективности.
  • 3. Между объектами системы управления персоналом (работниками в коллективе, социальными группами, целевыми объектами управления персоналом). Несоответствие работника профессиональной деятельности, культуре организации и т.д. ведет к неэффективной индивидуальной деятельности. Низкий уровень взаимодействия работника с коллективом снижает уровень кооперации труда, подрывает культуру сотрудничества, взаимопомощи, традиции.
  • 4. Между субъектами и объектами системы управления персоналом. Эти противоречия ведут к конфликтам между работниками и работодателями, что приводит к повышению текучести кадров, а следовательно, к увеличению затрат на управление персоналом и поддержание системы в равновесии.

Рассматривая проблемы формирования кадровой политики, следует учитывать зависимость кадровой стратегии от стадии жизненного цикла организации.

Так, на стадии зарождения , когда основной целью организации становится поиск необходимых ресурсов для производства продуктов и оказания услуг, чтобы достойно конкурировать на рынке, управление персоналом сводится к документообороту, определению вознаграждения, найму и увольнению. При этом основными проблемами являются отсутствие у компании финансовых средств на содержание службы управления персоналом, фрагментированность кадровой политики или даже ее полное отсутствие.

На стадии интенсивного роста организация создает новые подразделения и меняет свою организационную структуру в целях удовлетворения возрастающего спроса на результаты своей деятельности. На данном этапе основными задачами управления персоналом становятся привлечение новых сотрудников с соответствующей квалификацией, чтобы уменьшить временные и финансовые затраты на обучение персонала. Основной проблемой для организации становится привлечение большого количества сотрудников, что может привести к разрушению сложившейся корпоративной культуры за счет формирования различных субкультур внутри организации.

Стадия стабилизации , характеризующаяся стабильностью, предполагает реализацию разработанной кадровой политики и определенный стиль управления. Основной задачей организации на данном этапе является управление организационной культурой, способствующее ее адаптивности и гибкости. Основными вызовами становятся необходимость удержания достигнутого уровня рентабельности, снижение затрат, в том числе на персонал.

Стадия кризиса характеризуется уменьшением объема производства продукции, сокращением всех расходом до минимального уровня, неплатежеспособностью и, как следствие, возможным банкротством. Этот процесс также сопровождается повышенной социально-психологической напряженностью в коллективе, что требует принятия определенных мер. Первоочередной задачей в этом случае становится определенная трансформация кадровой политики, предполагающая диагностику кадрового потенциала организации, выявление лишних звеньев, переподготовку сотрудников с наименьшими финансовыми затратами. Согласно общеиндустриальному обзору заработных плат и компенсаций за 2008– 2009 гг., представленному компанией Emst & Young, доля расходов на персонал в структуре общих расходов в условиях нормального функционирования предприятия составляет 33%.

Таким образом, в условиях кризиса происходит вынужденная трансформация кадровой политики.

Остановимся более подробно на проблемах кадровой политики организации, находящейся на стадии кризиса .

Если в нормальных условиях кадровая политика представляет собой стратегически важный инструмент, направленный на достижение целей организации, то в период кризиса она превращается в совокупность мероприятий, направленных на выживание предприятия и сохранение кадрового ядра. При этом первоочередными задачами кадровой политики становятся кадровый анализ и аудит. Необходимо подчеркнуть, как влияет на кадровую политику кризисная ситуация в разных отраслях экономики. Половина иностранных компаний, работающих на российском рынке, и около 38% российских компаний пересмотрели кадровую политику в связи с общемировым кризисом.

Так, опрос директоров служб управления персоналом 87 крупнейших российских компаний выявил, что 40% компаний намеревались сократить затраты на обучение персонала в среднем на 14% . Хотя стоит отметить, что некоторые программы (например, одна из программ компании "ВымпелКом") не сокращали затраты на обучение, а лишь ограничивали число командировок для участия в международных конференциях, в то время как компаниям финансового сектора пришлось принять меры по сокращению штатов от 20 до 60% . Некоторые кризисные предприятия прибегали к оптимизации расходов за счет снижения заработных плат сотрудников и их увольнения. В производственном секторе кризис сопровождается сокращением объема производства, что в свою очередь приводит к высвобождению рабочих мест. Политика же других компаний была нацелена на сохранение коллектива, и меры по оптимизации расходов ограничивались переходом на четырехдневную рабочую неделю.

Проведенное в 2008 г. исследование среди административноуправленческого персонала и рядовых сотрудников кризисных российских организаций (78 человек), нацеленных на реструктуризацию, выявило следующие основные проблемы подобных предприятий.

  • 1. Дефицит квалифицированного персонала. При антикризисном управлении резко возрастает потребность в специалистах и руководителях с высшим образованием, новыми знаниями и углубленной специализацией в области развития экономики и управления в этой сфере. Как выявил опрос, высшее образование имели только около 27% респондентов.
  • 2. Неумение руководства большинства предприятий предвидеть приближение кризиса и вовремя реализовать антикризисные меры в области управления персоналом. Как выяснилось, больше половины административного состава (62%) не стремятся принимать активное участие в реорганизации. Рядовые сотрудники в основном также безразличны к реорганизации и только немногие готовы активно поддерживать руководство в этом процессе (около 12%). При этом безразличие сотрудников объясняется отсутствием со стороны руководства моральной поддержки.

Согласно результатам исследования причины безразличия к изменениям кроются в первостепенных стимулах персонала к труду. Как выяснилось, основными стимулирующими факторами для сотрудников всех звеньев являются благоприятные отношения в коллективе (27%), а также стабильность выплаты заработной платы (20%). При этом высокий уровень заработной платы интересует в первую очередь рядовых работников предприятия (33%) в отличие от руководящего звена (18%). Такое отсутствие разнообразия стимулов для персонала осложняет управление персоналом, так как в условиях кризиса предприятия не всегда могут обеспечить высокий уровень заработной платы и стабильность выплат. Другой важной проблемой становится наличие конфликтных ситуаций в кризисной организации, что разрушает благоприятный климат в коллективе. Так, в ходе исследования выяснилось, что сотрудники считают причиной конфликтов межличностные трения (около 45%) и несправедливость руководства (27%). К тому же протестные настроения и апатия рядовых сотрудников вызваны тем, что они считают виновником кризиса руководство предприятия, что приводит к противостоянию между руководством и сотрудниками.

Исследование, проведенное среди иркутских кризисных предприятий в 2009 г. , выявило, что треть этих компаний разработала антикризисные меры но управлению персоналом, среди которых наиболее популярными оказались следующие:

  • переподготовка, обучение и повышение квалификации персонала (6% компаний);
  • внедрение новых методов мотивации персонала (4%);
  • оптимизация численности персонала (4%);
  • увеличение загруженности персонала и объема выполняемых работ (2%);
  • изменение режима работы, сокращение рабочего дня (2%);
  • проведение реструктуризации (2%).

При этом важно отмстить, что изменение кадровой политики целесообразно проводить в следующей последовательности.

  • 1. Анализ изменений, происходящих в компании, и определение участков кадровой политики, на которые они влияют.
  • 2. Разработка концепции (разъяснение причин и характера изменений).
  • 3. Внесение изменений в локальные и нормативные акты, касающиеся кадровой политики (Положение о персонале и т.д.).
  • 4. Реализация запланированных мер: разъяснение причин происходящих изменений персоналу, знакомство сотрудников с локальными актами и нормативными документами, которые претерпели изменения.

Ситуация для анализа

Система управления в древнем Израиле

Согласно Библии после того как Моисей вывел народ Израиля из плена египетского, началась обычная будничная жизнь со всеми ее проблемами. В том числе возникло много управленческих ситуаций, приводящих к спорам, судебным разбирательствам и т.п. Моисей все управленческие функции замкнул на себя. Со всеми житейскими вопросами, за советом, судом люди шли непосредственно к нему.

Говоря современным языком, Моисей "вел прием населения" с утра и до захода солнца. При этом, естественно, успевал далеко не все, много вопросов при такой постановке дела оставались нерешенными, в том числе и очень важные.

Развитие управленческой ситуации. Тесть Моисея Иофор, обладавший большим житейским опытом и мудростью, посоветовал Моисею изменить систему управления народом Израиля, резко ограничив число людей, имевших к нему непосредственный доступ.

Моисей воспользовался советом тестя и, выбрав наиболее способных, сделал их тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками, которым были делегированы полномочия по принятию управленческих решений. И лишь при необходимости решения действительно важных вопросов выбранные "управленцы" обращались непосредственно к Моисею.

После проведенных изменений система управления народом Израиля стала более эффективной. Реализованная в ней норма управляемости примерно соответствовала современным нормам.

В обсуждаемой ситуации аморфная система управления была заменена на структурированную с достаточно жесткой иерархической лестницей.

В любой организации от ее высшего руководителя до руководителя любого иерархического уровня существует управленческая цепочка, по которой может быть передано распоряжение или запрошена необходимая управленческая информация.

Выбор лица, которому делегируются полномочия по принятию достаточно важных управленческих решений, является ответственным актом. Эта ответственность тем выше, чем выше место, занимаемое руководителем в управленческой иерархии.

Проблема. Проанализируйте сложившуюся управленческую ситуацию. Правильно ли было организовано управление народом Израиля? Что следовало бы изменить, чтобы сделать систему управления более эффективной?

  • Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 1. С. 36.
  • Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. № 1. С. 75–77.
  • Клейменова Л. В. Проблемы формирования кадровой политики в условиях кризиса// Известия ИГЭА. 2009. № 5. С. 113–116.
  • Петрова Е. А. Влияние кризисных условий на систему управления персоналом предприятий Иркутской области // Известия ИГЭА, 2010. № 2. С. 104–108.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА КОММЕРЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Герасюта Екатерина Викторовна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса


Аннотация
Что такое кадровая политика? Какие существуют проблемы в кадровой политике на сегодняшний день? Как реализуется кадровая политика в коммерческой организации? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в данной статье. В качестве примера будет выступать ГК «Мирей».

PROBLEMS OF REALIZATION OF PERSONNEL POLICY AT THE COMMERCIAL ENTERPRISE

Gerasyuta Ekaterina Viktorovna
Vladivostok State University of Economics and Service


Abstract
What is a personnel policy? What are the problems in personnel policy today? How is the personnel policy in a commercial organization? On these and other questions, I will try to answer in this article. As an example, will be the GC "Mirey".

Кадровая политика – это генеральное направление в кадровой работе, которое определяется совокупностью самых важных, принципиальных положений. В наше время это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов организации и ее работников.

Процесс проведения кадровой политики организации является неотъемлемым на любом этапе развития предприятия, потому что кадры – это эффективнейший инструмент в решении бизнес-задач разного вида, а также существует высокая необходимость меняться под воздействием внешних факторов, изменений в мировой экономике и другими смежными явлениями. В связи с этим, проблемы с реализацией кадровой политики – очень актуальный и важный вопрос.

Кадровая политика за последнее время перенесла много серьезных изменений. На лицо – дефицит квалифицированной рабочей силы, которая способна работать в постоянно меняющихся условиях. Говоря иначе, проблема качества персонала сегодня вышла на первое место. Конкуренцию выдерживает тот, у кого самый лучший кадровый потенциал. Осознавая это большинство коммерческих организаций начинают делать ставки на человеческий фактор.

У кадровой политики есть проблемы, которые чаще всего проявляются из-за непонимания руководством потребностей своих служащих, а также из-за некачественного управления кадровым потенциалом.

Проблемы кадровой политики на коммерческом предприятии, можно включить в следующие четыре группы:

1. Проблемы планирования персонала (целенаправленное, планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных работников, непрерывное повышение их профессионального мастерства, общее образование и постоянное воспитание кадров).

2. Проблемы организации персонала (рациональное использование кадров);

3. Проблемы мотивации или управления персоналом (материальное и моральное стимулирование их деятельности, развитие специальных способностей, формирование удовлетворенности трудом);

4. Проблемы контроля кадров (организация кадровой, социальной работы, контроль за деятельностью кадров формирование и развитие комплексной системы управления кадровыми ресурсами).

Группа компаний «Мирей» основана в 1996 году в г. Владивостоке как общество с ограниченной ответственностью. «Мирей» – это группа компаний в которую входят: ООО “Элит Трейд”, ООО “Мирей”, ООО “Лидер”. Группа компаний “Мирей” – один из лидеров на рынке алкогольной продукции Приморского края.

Задача руководства группы компаний «Мирей» направить менеджмент на комплексное развитие организации, когда цели, стратегии и другие инструменты кадровой политики определяются одновременно с учетом интересов клиентов, сотрудников и окружающего мира.

При работе с персоналом сохраняются основные черты, основополагающие идеи, которые носят устойчивый и долговременный характер и составляют основные принципы организации кадровой работы, лежащие в процессе планирования работы, набора, подбора, расстановки и использования кадрового потенциала.

Формирует кадровую политику компании отдел кадров. Он же разрабатывает основные направления кадровой политики.

«Мирей» имеет устоявшуюся структуру службы управления кадрами. В этой компании функция управления и работы с персоналом разделена главным образом между директором группы компаний и его заместителями. Они проводят открытую кадровую политику.

Существует и проверенный механизм подготовки квалификации персонала. Он строится по принципу: опыт – поддержка и поощрение – обеспечение вовлечения работников – интеграция их усилий на благо компании.

Уделяется внимание и найму работников. В компании ведется жесткий отбор служащих, и еще кадровые подразделения ведут необходимую работу по адаптации кадров в организации.

Но, в этой компании, как и во многих других коммерческих организациях, нерешенным остается один из вопросов – планирование персонала. Поскольку организация очень большая, а также состоит из нескольких компаний, эту проблему приходится решать постоянно, но не получается в полной мере. Предоставить рабочие места в необходимое время и в нужном количестве в соответствии с умениями, способностями сотрудников и выдвигаемыми требованиями сложно, а иногда даже невозможно. Поэтому «Мирей» старается не брать кадровое планирование во внимание.

В этой организации поиск и отбор кадров не планируется заранее и осуществляются только тогда, когда компания сталкивается с необходимостью заполнить те или иные вакансий. Поэтому избежать часто повторяющихся ошибок бывает нелегко: набор недостаточного и, наоборот, чрезмерного числа сотрудников определенной направленности; запаздывание в обеспечении нужным персоналом процесса организационных изменений и т.д.

Чтобы устранить эту проблему необходимо подойти к ней со всей ответственность и энтузиазмом. Для улучшения кадровой политики коммерческого предприятия часто проводятся некоторые мероприятия. Их также можно применить и к группе компаний «Мирей».

Необходимо усилить системность в подборе кадрового персонала и охватить все: от найма до ухода сотрудника. Улучшить процедуру выдвижения: информация о существующих вакансиях, кандидатах. Многие коммерческие организации прибегают к помощи фрилансеров, которые подбирают кандидатов на разные необходимые специальности, проводят процедуры обсуждения, назначения и введения в должность. Если взять каждый элемент отдельно, то они окажутся не совсем действенными. Но в целом это позволит подняться на новую ступень в работе по подбору кадров группы компаний «Мирей».

В целях хорошей работы компании, планирования ее развития необходимым будет долгосрочное планирование кадровой политики организации.

В компании «Мирей» отделы кадров и службы управления человеческими ресурсами в какой-то мере привыкли планировать численность сотрудников. Приоритетная задача «Мирей» – добиться того, чтобы в группе компаний было столько сотрудников, сколько нужно в соответствии с объемом работы в данное время.

Так могла быть составлена согласованная кадровая политика, которая включает в себя системы набора, подготовки, совершенствования и оплаты персонала и политика отношений между администрацией и служащими. Этот стратегический план можно разбить на определенные программы использования трудовых ресурсов.

Не менее актуально в современном мире, и что самое главное, очень будет подходить рассматриваемое группе компаний, – это создание кадрового резерва, т.е. вести учет своих сотрудников, как потенциальных, так и покинувших это место работы по различным причинам. Ведь, если объем работы в организации усилится в разы, потребуется рабочая сила, а при помощи кадрового резерва эту проблему можно будет устранить за небольшой срок.

Надлежит принять решения об источниках потенциального набора, устанавливать и поддерживать различные контакты для обеспечения того, чтобы потребности предприятия и потенциальное вознаграждение за труд, моральное или денежное, были известны будущим кадрам.

«Мирей» крупная компания, она может участвовать в ежегодных встречах с выпускниками ВУЗов с целью обеспечения информацией о возможностях их карьеры в одной из своих компаний. Источники подбора наиболее квалифицированных кадров на руководящие должности различны, среди них есть центры занятости, специальные агентства и консультанты по кадровому подбору, консультанты по поиску руководящих административных работников.

Итак, рассмотрев самую главную проблему ГК «Мирей» в ходе реализации ее кадровой политики, следует сделать вывод, что такие крупные компании должны выстраивать план решения проблем по планированию кадров в соответствии со своим настоящим положением, но прогнозирую будущее Если совершать вышеперечисленные действия не в системе, то эффекта не получится. Одна область предприятия будет развиваться, а другая может стоять на месте, что приведет к неравномерному развитию компаний, а это уже повлечет за собой и потерю клиентов, и сокращение объемов производства.

Таким образом, чтобы быстро, а самое главное, эффективно решать проблемы реализации кадровой политики на коммерческих предприятиях, нужно придерживаться определенной концепции учета кадрового потенциала. Если все необходимое происходит, то ошибки при наборе персонала становятся менее значительными.

Сегодня в сфере труда и государственной кадровой политики явственно видны актуальные проблемы, которые необходимо решать. Условно их можно разделить на две группы - теоретические и практические. К числу теоретических проблем государственной кадровой политики относятся следующие.

1. Определение социально-политической и функциональной модели государственной кадровой политики. От того, какая модель будет выбрана для ГКП в качестве исходной, зависит, в конечном счете, прочность механизма власти и государственного управления. В мире существует три варианта такой модели: централизованная, частично централизованная и децентрализованная.

Централизованная - авторитарная модель кадровой политики и деятельности государства. Опыт показывает, что излишняя централизация государственного управления и кадровой деятельности вредит государству и обществу, лишая их динамизма и гибкости.

Децентрализованная, т.е. либеральная, модель ГКП основывается на известной теории "государства - ночного сторожа". Согласно этой теории государство рассматривается как один из многих социальных институтов общества, оказывающий определенные (управленческие и сервисные) услуги гражданскому обществу. В данном случае государство бесправно, как бесправна и государственная кадровая политика. История показывает, что этот путь для России в силу ее политических традиций, геополитических особенностей и менталитета населения неэффективен.

Частично централизованная - идеология и политика "центризма". Такой тип кадрового управления означает не командование, а регулирование кадровых процессов и отношений в стране правовыми методами. Это наиболее перспективный путь, нацеленный на прочное кадровое обеспечение развивающегося демократического правового федеративного государства, позволяющий сформировать и реализовать динамичную государственную кадровую политику.

2. Выработка и научное обоснование системы и механизма кадровой политики и деятельности. Система работы с кадрами, ее цели, задачи, приоритеты в решающей степени зависят от государства, политического режима, царящего в стране, традиций в кадровой сфере и на рынке труда от общей и правовой культуры руководителей и ряда других факторов. Задача заключается в том, чтобы в процессе выработки и реализации ГКП человек рассматривался как главный социальный ресурс общественного развития, чтобы в кадровой сфере был найден разумный баланс между интересами государства, общества и гражданина

Анализ механизма кадровой деятельности или кадрового управления показывает, что он включает в себя ряд уровневых составляющих: концептуальные основы ГКП, научно обосновывающие кадровую политику и деятельность; законодательную базу ГКП, нормативно регулирующую кадровые отношения и процессы; организационные структуры, т.е. властные органы, приводящие ГКП в действие; рациональные технологии кадровой работы.

Находясь в системе, данные элементы взаимодействуют, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными. Властям и кадровым руководителям важно понимать системный механизм кадровой деятельности.

3. Единство ГКП в масштабе Российской Федерации и разграничение предметов ведения в этой сфере. Речь идет о такой проблеме, как соотношение федеральной и региональной кадровой политики.

ГКП должна быть единой для всей Российской Федерации, поскольку согласно Конституции РФ суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а федеральное устройство основано на государственной целостности и единстве системы государственной власти. Поэтому в основе решения данной проблемы должен лежать конституционный принцип разграничения предметов веления и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

В современной России - стране федеративной, имеющей согласно Конституции РФ два уровня государственной власти и местное самоуправление, сложилась довольно стройная система публичного управления делами государства и общества: федеральный уровень, региональный уровень (субъекта РФ), уровень местного самоуправления (муниципальных образований).

Каждому уровню публичного государственного управления соответствует свой уровень кадровой политики. Высшим является федеральный уровень, и ему соответствует федеральная государственная кадровая политика. Второй уровень ГКП - региональный (уровень субъекта Федерации), которому соответствует региональная кадровая политика. Третий уровень - уровень муниципальной кадровой политики, который, не являясь государственным и будучи самостоятельным, вместе с тем встроен в единую систему кадровой политики в государстве и обществе.

Именно такая система кадровой политики соответствует статусу федеративного государства. В соответствии с этим можно сказать, что государственная кадровая политика РФ включает два компонента (контура) - федеральную и региональную (субъектов Федерации) государственную кадровую политику. Кроме того, в системе управления делами государства и общества имеется уровень муниципального управления, что даст нам право говорить и о муниципальной кадровой политике (третий контур).

На этих уровнях усилиями соответствующих им органов власти и должностных лиц, а также кадровых служб посредством определенных механизмов формируется и осуществляется общенациональная кадровая политика, включающая федеральную государственную, региональную государственную и муниципальную кадровую политику.

Федеральная государственная кадровая политика играет ведущую роль в государственном регулировании кадровых процессов и отношений. Ее главная задача - кадровое обеспечение федеральных органов государственной власти. Но она активно влияет и на региональную кадровую политику, прежде всего, нормативно-правовым путем. В 1990-е годы в условиях децентрализации государственного управления и укрепления самостоятельности субъектов РФ усилилась тенденция размежевания федеральной и региональной кадровой политики. Каждый губернатор, избранный местным населением, сам решал кадровые вопросы, не советуясь с центром.

В настоящее время ситуация изменилась в сторону укрепления вертикали власти, в том числе и кадровой. Пример тому - уход в прошлое эпохи выборности местных лидеров. Теперь предложение кандидатуры губернатора местному законодательному собранию - исключительная прерогатива Президента РФ. Укрепление единства ГКП при условии учета кадровых интересов местных элит и властей принципиально важно для сохранения и укрепления целостности России.

С другой стороны, государственная кадровая политика должна стать общероссийской и общенациональной. Исходя из норм Конституции РФ государственная кадровая политика выражая волю всего многонационального народа России, может в будущем стать политикой не только государства и его официальных органов, но и политикой всего народа, т.е. общенациональной политикой - более широкой, целостной и легитимной. Но на сегодняшний день это звучит как декларация о намерениях.

Среди проблем ГКП практического характера необходимо выделить следующие.

  • 1. Реализация (правоприменение) норм Трудового кодекса РФ, который требует установления государстве иных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. Важна реализация государственной конституционной гарантии создания условий для свободного распоряжения гражданами России своими способностями к труду, для выбора рода деятельности и профессии. В этом плане особо значима конституционная норма о равном допуске граждан к государственной службе (ст.32).
  • 2. Формирование свободного цивилизованного рынка труда и кадров. Решение этой проблемы возможно только при соблюдении основных принципов правового регулирования трудовых отношений: свободы труда, включая право на труд; запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечения права каждого на справедливые условия труда; равенства прав и возможностей работников; обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы; социального партнерства и т.п.
  • 3. Формирование современной нормативно-правовой базы государственной кадровой политики и кадровой деятельности. Трудовой кодекс РФ регулирует социально-трудовые отношения в целом; по сути, он ничего не говорит о государственной кадровой политике. Федеральные законы о государственной службе в какой-то степени регламентируют вопросы кадровой работы и формирования кадрового состава государственной службы. Но на сегодняшний день отсутствует нормативный правовой акт федерального уровня, регулирующий вопросы государственной кадровой политики и кадровой деятельности в масштабе всех категорий работников и всей страны.
  • 4. Создание в России единой информационно-справочной и аналитической базы данных кадрового потенциала и кадровой работы. Весьма важно централизованно сформировать и включить в работу кадровых служб единый электронный кадровый банк данных.
  • 5. Создание единой поэтапной системы профессионального образования работников с учетом новых социально-политических реалий и требований рыночных отношений. Решение этой задачи требует глубокого реформирования средней и высшей школы, всей системы послевузовского дополнительного профессионального образования.
  • 6. Защита от безработицы и содействие государства в трудоустройстве. Обеспечение максимально возможной трудовой занятости населения, предотвращение массовой безработицы, особенно среди молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных в запас, работников конверсионных предприятий.
  • 7. Протекционизм и коррупция. Кадровая политика вообще и государственная в частности субъективна по механизмам и технологиям формирования и особенно реализации. Она субъективна потому, что ее проводят люди, которые имеют свои взгляды, предпочтения, пристрастия и т.д., протекционизм.

На вопрос, заданный государственным служащим в ходе социологического опроса, насколько распространено в органах государственной власти назначение кадров на ключевые должности по личным связям, были получены следующие ответы: 63% - широко распространено. 27 % - распространено. но не столь широко и лишь 1% - не распространено. Социологические исследования в системе государственной службы.

8. Несоответствие теории, концепции ГКП и практики кадровой работы. Особенность ситуации сегодня состоит в том, что при большом динамизме кадровых процессов решение важных кадровых задач идет по двум направлениям: по пути быстрого практического решения неотложных кадровых вопросов и по пути разработки в научных центрах концептуальных основ новой ГКП. Оба эти пути развиваются изолированно друг от друга.

Главная задача, которая стоит сегодня перед властями в области государственной кадровой политики и кадровой деятельности, - решение кадровых проблем и устранение негативных явлений в данной сфере.

К негативным явлениям работы государства с кадрами следует отнести:

  • § отстаивание уровня профессионализма и компетентности кадров от динамично развивающихся потребностей общества и государственного управления;
  • § усиление самостоятельности и независимости государственного аппарата от представительных органов власти, снижение его подконтрольности как со стороны законодательной власти, так и со стороны гражданского общества;
  • § усиление бюрократической зависимости работников от руководства от субъективизма и служебного произвола начальника;
  • § утрата многих норм административной морали и этики, появление в служебной деятельности и поведение чиновников вседозволенности, неуважение к людям;
  • § усиление кадровой, правовой и социальной незащищенности государственный и муниципальных служащих;
  • § кадровая зависимость от политической конъюнктуры, от субъективизма руководителей, приходящих на высокие посты со своей "кадровой командой". Это порождает у служащих неуверенность в завтрашнем дне.

Кадровая политика всегда рассматривается прежде всего как инструмент власти, средство достижения своих интересов. На вопрос социологического исследования, какие меры необходимо принять для повышения эффективности государственной кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти, респонденты - государственные служащие ответили (по убывающей): обеспечить профессиональный отбор новых кадров государственной службы, осуществлять на деле конкурсный отбор и объективную оценку персонала, пересмотреть нормы и создать более гибкую систему оплаты труда государственных служащих, повысить профессиональный уровень работников кадровых служб, не допускать участия работников государственного аппарата в политическом противоборстве и межпартийной борьбе.

Роль государства в сфере труда и кадров заключается в том, что оно должно создавать необходимые социальные условия и правовые гарантии . Гражданин должен быть свободен на свободном рынке труда (Конституция РФ, ст. 37). В этом отношении у пас еще много нерешенных проблем, особенно в негосударственном секторе экономики. Очень многое предстоит сделать органам государственной трудовой инспекции. По крайней мере, у нас законодательно должны быть установлены и обеспечены стартовые гарантии для молодых людей, вступающих в трудовую жизнь (особенно па этапе поступления в вуз при выборе профессии).

Сегодня в вопросах государственной кадровой политики (ГКП) отчетливо вырисовались проблемы, которые необходимо незамедлительно решать. Условно их можно разделить на две группы - теоретические и практические.

К числу теоретических проблем государственной кадровой политики относятся следующие.

Прежде всего, это чрезмерное разнообразие понятийного и категориального аппарата. Известно, что как самостоятельная наука кадровая политика и управление персоналом зарождались и развивались в области общей теории управления, теории рынка труда, теории организации, психологии, экономики труда, социологии, теории права и ряда других наук. Сложность объекта и предмета управления этого вида деятельности объективно требовала интеграции различных научных знаний. С этим сопряжено и привнесение в теорию и кадровой политики, и управления персоналом многообразия понятийного и категориального аппарата. Поэтому теория этого социального явления в настоящее время еще не в полной мере вычленила, не отдифференцировала свой предмет от других научных дисциплин, находится в состоянии становления и развития как область научного знания. Она обладает многопарадигмальным статусом и ее дальнейшее развитие требует синкретичного и интегративного подхода к созданию теоретикометодологических основ, что неизбежно будет сопровождаться формированием общепризнанной парадигмы, структурных компонентов ее теории - принципов, категорий, закономерностей, методов познания 1 ".

С первой проблемой тесно связана концептуальная проблема. От деклараций о ценности человека, его профессионального опыта, способностей надо было давно переходить к научно-обоснованным, системным решениям - разработке стратегии государства по воспроизводству и востребованию кадрового потенциала, т.е. к государственной кадровой политике, разработке её концептуальных положений . Практическим шагом в решении острейших проблем кадровой политики для её индивидуальных, коллегиальных и институциональных субъектов могло бы стать принятие концепции кадровой политики Российской Федерации.

Не менее важная теоретическая проблема - выработка и научное обоснование системы и механизма кадровой политики и деятельности. Система работы с кадрами, ее цели, задачи, приоритеты в решающей степени зависят от государства, политического режима, царящего в стране, традиций в кадровой сфере и на рынке труда, от общей и правовой культуры руководителей и ряда других факторов . Наша задача заключается в том, чтобы в процессе выработки и реализации ГКП человек рассматривался как главный социальный ресурс общественного развития, чтобы в кадровой сфере был найден разумный баланс между интересами государства, общества и гражданина.

В основе этой проблемы лежит упрощённое понимание решения проблемы создания повой системы государственного управления в незрелых рыночных отношениях, а также отсутствие подготовленного к общественному служению кадрового состава государственных служащих. И общество, и власть столкнулись с проблемой системного, многоуровневого, не поддающегося одномоментному и основанному исключительно на умозрительном, а значит, эмпирическом подходе, решению проблемы государственной кадровой политики, нерешённость которой сегодня создаёт реальные угрозы национальной безопасно- сти"". Кадровая политика, система работы с персоналом государственной службы не только носит архаичный характер, формируется методом проб и ошибок, но и остаётся инструментом борьбы за власть, не вышла за рамки «кадровой работы» и не стала ключевым механизмом динамичного развития общества.

Анализ вопроса о механизме кадровой деятельности или кадрового управления показывает, что он включает в себя ряд уровневых составляющих: во-первых, это концептуальные основы ГКП, научно обосновывающие кадровую политику и деятельность; во-вторых, законодательная база ГКП, нормативно регулирующая кадровые отношения и процессы; в-третьих, организационные структуры, т.е. властные органы, приводящие ГКП в действие; в-четвертых, рациональные технологии кадровой работы .

Находясь в системе, данные элементы взаимодействуют, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными. Властям и кадровым руководителям важно видеть и понимать системный механизм кадровой деятельности, не упуская из виду пи одной составляющей механизма кадровой политики и работы. Если не будет работать хотя бы одна составляющая, не будет работать весь механизм.

Актуальной проблемной задачей в области теории управления персоналом является разработка эффективных механизмов воспроизводства и востребования высокопрофессионального потенциала в государственном и муниципальном управлении. Это связано с активным открытым и/или скрытым влиянием на кадровые процессы и кадровые отношения в государственной и муниципальной службе политических партий, корпоративных и клановых сообществ. Зачастую это влияние не корреспондируется с интересами общества иметь в системе государственного управления кадры, целью деятельности которых является общественное служение. Под действием этих сил профессиональные работники вынуждены уходить с государственной службы и находить свое применение в других сферах деятельности. Общество и государство несут прямые и, как правило, трудно восполняемые потери. Блокирование этих деструктивных факторов - приоритетная задача повышения эффективности государственного управ-

Еще одна теоретическая проблема, имеющая прямой выход на практику - проблема единства ГКП в масштабе Российской Федерации и разграничения предметов ведения в этой сфере. Речь идет о такой проблеме, как соотношение федеральной и региональной кадровой политики.

ГКП должна быть единой для всей Российской Федерации, поскольку, согласно Конституции РФ, суверенитет России распространяется на всю ее территорию, а федеральное устройство основано на государственной целостности и единстве системы государственной власти 2 . Поэтому в основе решения данной проблемы должен лежать конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Федеральная государственная кадровая политика играет ведущую роль в государственном регулировании кадровых процессов и отношений. Ее главная задача - кадровое обеспечение федеральных органов государственной власти. Но она активно влияет и на региональную кадровую политику, прежде всего, нормативно-правовым путем. Укрепление единства ГКП при условии учета кадровых интересов местных элит и властей принципиально важно для сохранения и укрепления целостности России.

С другой стороны, государственная кадровая политика должна стать общероссийской и общенациональной. Исходя из норм и духа Конституции РФ государственная кадровая политика, выражая волю всего многонационального народа России, может в будущем стать политикой не только государства и его официальных органов, но и политикой всего народа, т. е. общенациональной политикой - более широкой, целостной и легитимной. Но на сегодняшний день данный тезис звучит как декларация о намерениях.

Среди проблем ГКП практического характера представляется необходимым выделить следующие. Настойчивое и точное претворение в жизнь норм Трудового кодекса РФ, который требует установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. Важна реализация на практике государственной конституционной гарантии создания условий для свободного распоряжения гражданами России своими способностями к труду, для выбора рода деятельности и профессии.

Немало проблем в практике кадровой политики создают представители так называемых «позвоночников», земляки, друзья, родственники, клановики. Социальная солидарность этих групп людей в организациях порождает такую интимную болезнь кадровой политики как протекционизм. Сам по себе протекционизм не так уж плох при условии продвижения талантливых людей, за которых просят умелые и перспективные руководители. Однако в реалии он имеет извращенные формы и, в свою очередь, ведет к социомонополизации видов деятельности, одной из которых выступает этномонополизация. Эти угрозы обостряются слабостью кадровых органов в противодействии кадровому волюнтаризму, формальным применение многих норм законодательства. В период трансформации социально-экономических отношений в России практика кадровой политики «обогатилась» новыми и весьма заметными группами в отечественных организациях, предприятиях и в государственном и муниципальном управлении. Это олигархозависимые, криминальпозависимые кадры и деструктивные профессионалы .

Известное противостояние между работником и работодателем, гражданином и государством приобрело в настоящее время конкретную форму и выразилось в противоречии между уровнем профессионального развития, уровнем образования и культуры работника с одной стороны и несправедливыми условиями их востребования в своей собственной стране, деформацией общественной морали, ставшими нормами отношений в виде коррупционных связей, протекционизма, цинизма, власти денег и откровенного пренебрежения нормами права, с другой .

В результате, не уменьшается отток квалифицированных специалистов за границу в поисках возможностей реализации своего творческого и профессионального потенциала. Значительная часть образованных граждан осознала нарастающую несправедливость в области кадровой политики в условиях незрелости рыночных отношений. Ключевым противоречием, которое «закачивало» в общество недовольство этой части граждан, стало противоречие между декларируемыми в условиях рынка равными условиями для реализации гражданином своих способностей и реальными условиями для их реализации. И если раньше па первый план в противоречиях между работником и работодателем выдвигалось недовольство работников уровнем заработной платы и условиями труда, то теперь недовольство связано и с осознанием человеком «девальвации уважения» к себе и возможностью для самореализации в своей стране, декларированием ценности человеческого потенциала и человеческого капитала и неадекватными усилиями государства по созданию конкурентных преимуществ в России для их востребованности. Заложенный потенциал в российские кадры, трудовые ресурсы, постепенно дает о себе знать , но это пока не решает проблемы.

Вторая проблема - формирование свободного цивилизованного рынка труда (рынка кадров). Ее решение возможно только при соблюдении основных принципов правового регулирования трудовых отношений: свобода труда, включая право на труд; обеспечение права каждого па справедливые условия труда; равенство прав и возможностей работников; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника па своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы; социальное партнерство и т. д. .

Наиболее опасной проблемой является низкий уровень профессионализма прежде всего управленческих кадров во многих сферах деятельности. Об устойчивой стабильности снижения качества этого слоя кадрового потенциала также свидетельствуют социологические исследования, проводимые в режиме мониторинга. Они показали, что оценка уровня профессионализма руководителей высших звеньев управления по критерию «низкий» и «средний» в 2009 г. составляла 47%, в 2012 г. - 48.4%, среднего звена - 62,6 и 65,7%) соответственно, а линейного звена - 69,6 и 73,1%" .

Нарастает отставание уровня профессионализма и компетентности кадров от динамично развивающихся потребностей общества и государственного управления. Этот уровень не адекватен стоящим задачам. Среди персонала государственной службы, например, достаточно велико число работников, не соответствующих их базовому образованию, не имеющих функционально-профессионального (особенно управленческого) образования .

По сути, сегодня управленческая профессиональная среда общества характеризуется «серостью». Управленческие звенья, как в государственных структурах, так и в бизнесе захлестнула волна дилетантизма. Дилетантизм - социальное явление, природа которого связана с действиями людей-дилетантов, поверхностно, фрагментарно, не системно, неглубоко представляющих ту профессиональную область, в которой они находятся. Их профессиональный флёр (своеобразная пелена, скрывающая их непрофессионализм), быстро рассеивается, когда они начинают действовать в профессиональной области и/или в профессиональной среде. Опасность для управленческих структур связана с тем, что творцы «кадровой серости» под стать себе плодят «серость», гасят потенциал других или «живут» за счёт интеллектуальных и профессиональных способностей своих «гибких» подчинённых, ибо профессионалы, которые в ладах с нравственностью, люди с высоким чувством собственного достоинства, стараются держаться от них подальше. Да и «творцам серости» профессионалы, как правило, не очень нужны . Дилетанты не могут быть аттракторами динамичного развития пи в профессиональной области, ни в сфере государственного управления. И как следствие - процветают «интеллектуальные вампиры», присваивающие чужие наработки, открытия за счет административного ресурса.

Следующей проблемой можно назвать низкий уровень кадровой культуры у многих новых собственников и руководителей. Незначительный период формирования социального опыта высокой культуры психологии собственника, отсутствие у них прочных связей своего будущего и будущего своих семей с общенациональными интересами, будет длительное время продуцировать и консервировать устаревшие управленческие методологические стереотипы о роли человека- профессионала в создании материальных и духовных ценностей и относиться к нему как к ресурсу из которого следует выжать всё и сейчас .

Не готовы оказались бизнес и другие организации, включая и систему государственных и муниципальных органов власти, к качественным переменам в области работы с кадровым потенциалом по правилам цивилизованного рынка в условиях глобализации рынков труда. Не оказалось и профессионалов по работе с профессионалами - специалистов в области управления персоналом. Службы управления персоналом, кадровые службы не способны влиять на изменение кадровой культуры и ведение грамотной кадровой политики, в том числе, и в системе государственного и муниципального управления. Кадровая зависимость от политической конъюнктуры, от субъективизма руководителей, приходящих па высокие посты со своей «кадровой командой» порождает у служащих неуверенность в завтрашнем дне .

Социальные патологии - коррупция, протекционизм, этномоно- полизация, инфантилизм, бюрократизм, пул «неприкосаемыых» и другие - стали хроническими прежде всего потому, что организационная культура не стимулирует трудовую отдачу, профессионализм не востребован. Уровень кадровой культуры отдельных руководителей граничит с никем и ничем не блокируемым протекционизмом, ценность профессионализма носит демонстративный и декларативный характер. Происходит утрата многих норм административной морали и этики, в служебной деятельности и поведении подобных руководителей появляется вседозволенность, неуважение к людям.

Пульт управления меритократическими, так называемыми «карьерными лифтами», для неординарных и высоконравственных профессионалов находится в руках тех, кто ориентирован на антиценности - личную преданность, исполнительскую безропотность и другие качества работников, фактически имеющие признаки профнепригодности . Вместо того, чтобы подниматься к вершинам управленческих пирамид по «карьерным лестницам», многие взбираются па них на высокоскоростных «карьерных лифтах», не имея для этого ни требуемого профессионального, ни жизненного опыта. При этом персональной ответственности у руководителя за подобное окружение - практически никакой.

Острой является проблема формирования современной нормативно-правовой базы государственной кадровой политики и кадровой деятельности. Требуется создание не только современной нормативно-правовой базы кадровой работы, но и единого для Российской Федерации правового поля в кадровой сфере, устранения, имеющихся в нормативных документах правовых коллизий, противоречий в регулировании кадровых процессов и отношений.

Отсутствие прочных правовых механизмов создает прямые и косвенные риски и угрозы кадровой безопасности и для общества в целом и для других его институтов в частности . Так, недостаточность и не системность нормативно-правового регулирования вопросов работы с кадрами государственных служащих и кадровой работы государственных органов являются причинами снижения эффективности государственной службы.

Назрела необходимость создания в России единой информационно-справочной и аналитической базы (банка) данных кадрового потенциала, кадрового состава и кадровых вакансий . Весьма важно централизованно сформировать и включить в работу кадровых служб единый электронный кадровый банк данных.

Еще одна задача - создание единой поэтапной системы профессионального образования работников с учетом новых социально-политических реалий и требований рыночных отношений. Следует признать, что система профессионального обучения, существующая на данный момент в России, не удовлетворяет потребности корпораций пи в объеме, пи в качестве. Может быть, и удалось бы убедить крупные российские компании инвестировать свои средства в развитие национальной системы профессионального обучения, но хаотичные реформы системы образования в стране только отпугивают бизнес от этой идеи. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, убрав временные критерии профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также документы государственного образца в этих видах обучения, фактически развязал руки псевдообразователям различной масти.

Проблема качественного профессионального обеспечения управленческих структур остается сложной и противоречивой. К тому же в силу субъективных факторов кадровая работа и кадровые процессы остаются слабо прогнозируемыми и неэффективными.

Важная проблемная задача - определение политики развития персонала, предполагающей творческую реализацию личности и управление деловой карьерой сотрудников. Система управления развитием персонала должна включать взаимосвязанные между собой цели, задачи, функции, принципы, технологии.

Отечественные технологии развития персонала в основном сводятся к работе с кадровым резервом и к обучению персонала на различных тренингах. При этом кадровый резерв, особенно в государственных структурах, нередко используется как технология скрытной реализации позвоночного права (назначение па ключевую должность по звонку от вышестоящего руководства).

Может не случайно на Западе, говоря о развитии персонала, не употребляют понятие кадровый резерв. Но давайте задумаемся - выделяя перспективных сотрудников в кадровый резерв, руководство организации остальным фактически отводит роль бесперспективных. А ведь управление деловой карьерой заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Более того, логично было бы сделать составной частью управления карьерой такую технологию цивилизованного сокращения сотрудников как аутплейсмент (от англ, outplacement - «трудоустройство уволенных»).

Управление кадровым резервом может быть в числе инструментов улучшения качества кадрового состава и, прежде всего, управленческого. Но это всего лишь одна из немногих кадровых технологий, один из инструментов кадровой политики. В России теория карьеры и карьерного менеджмента не успела оформиться в стройную концепцию, но управление карьерой всегда существовало и существует, вопрос только в степени осознанности и научности реализации этого процесса.

Серьезная проблема в сфере труда и кадров - защита от безработицы и содействие со стороны государства в трудоустройстве.

Как показали результаты социологических исследований мая 2015 г., высокую лояльность к государственным институтам проявляют те граждане, у которых не было дохода за последний месяц. Это говорит о том, что работу в условиях кризиса теряют в основном высокооплачиваемые категории трудящихся, и если они не найдут достойную работу в ближайшее время, у них снизится чувство своей защищенности и позитивное отношение к государству. Не менее остро стоит вопрос трудоустройства выпускников вузов, которые не могут полностью реализовать свой потенциал ввиду слабой востребованности рядом работодателей молодых специалистов .

Безусловно, одной из серьезных проблем государственной кадровой политики является довольно частое несоответствие и нестыковка теории, доктрины ГКП и практики кадровой работы. Особенность сегодняшней ситуации состоит в том, что при большом динамизме кадровых процессов решение важных кадровых задач идет по двум направлениям: по пути быстрого практического решения неотложных кадровых вопросов и по пути разработки в научных центрах концептуальных основ новой ГКП. Причем оба эти пути развиваются изолированно друг от друга - практики не слушают ученых, ученые не знают, что делают практики в сфере кадровых отношений. Данное непонимание и даже противостояние науки и практики необходимо преодолевать.

Политика организации - система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т. д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику .
Термин “кадровая политика” имеет широкое и узкое толкование:

Система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);

Набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова “кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием”, могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) - специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Типы кадровой политики

Можно выделить следующие типы кадровой политики:

Пассивная;

Реактивная;

Превентивная;

Активная.

Пассивная кадровая политика. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем.

Превентивная кадровая политика. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций - разработка целевых кадровых программ.

Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики - открытую и закрытую.

Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы “покупать” людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.

Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:

Разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;

Организационно-штатная политика - планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;

Информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;

Финансовая политика - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;

Политика развития персонала - обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;

Оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности).

Кадровые мероприятия - действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.

На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов - внешние по отношению к организации и внутренние.

Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:

1. Нормативные ограничения.

2. Ситуация на рынке труда.

Факторы внутренней среды . Наиболее значимыми представляются следующие факторы.

1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности.

2. Стиль управления, закрепленный, в том числе, и в структуре организации.

3. Условия труда.

Приведем некоторые наиболее важные характеристик работ, привлекающие или отталкивающие людей:

Степень требуемых физических и психических усилий,

Степень вредности работы для здоровья,

Месторасположение рабочих мест,

Продолжительность и структурированность работы,

Взаимодействие с другими людьми во время работы,

Степень свободы при решении задач,

Понимание и принятие цели организации.

4. Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.

5. Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:

Максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;

Обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;

Получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.