Интернет-магазины часто высказываются о плюсах и минусах логистики в России. Издание Rusbase решило собрать мнение экспертов отрасли – какие особенности рыночной ситуации в России влияют на логистику, в чем они видят недоставки в своей работе и какие процессы им бы хотелось изменить.

Наш руководитель Матвей Козловский прокомментировал проблемные вопросы логистического рынка, такие как обработка возвратов, последняя миля, магистральная доставка, прием денег и инкассация. Он написал много и подробно, поэтому не все его комментарии вошли в статью, которую можно прочитать по ссылке .

Не вошедшие в материал выдержки - публикуем на нашем сайте.

Прежде чем говорить о проблемных вопросах, давайте определимся с терминами. Логистика в e-commerce – это организация перевозок товаров/посылок между поставщиками, продавцами (интернет-магазинами), сервисными провайдерами и покупателями. «Правильная» логистика, за которой все гонятся, в первую очередь, должна быть быстрой и дешевой, а во вторую – удобной и застрахованной от потерь или порчи. Так, все основные проблемы в логистике завязаны на эти четыре основных параметра.

Обработка возвратов.

По своей сути возвратная логистика – мало чем отличается от прямой. В точке А нужно что-то забрать и перевезти в пункт Б, сохранив вложение и правильно задокументировав все этапы для отчетности. Сейчас основной канал для отправки возвратов – это Почта России, со всеми ее недостатками, основными из которых являются долгие сроки, низкий процент доставки, негарантированная сохранность товара при перевозке. Решить эту проблему может предоставление такой услуги коммерческими компаниями экспресс-доставки. Вдвойне удобно для покупателя, когда он может осуществить возврат через ту же компанию, через которую он получал заказ. Возможность вернуть неподошедший товар в интернет-магазин, вызвав курьера или самостоятельно передав посылку в ближайший ПВЗ, дает альтернативу возвратам через Почту. Это быстро, возврат защищен специальной упаковкой (сейф-пакет), отправителю доступен информативный онлайн-трекинг и услуга колл-центра.

Наша компания предоставляет услугу возврата для покупателей интернет-магазинов, для которых мы осуществляем доставку, однако мы хотим сделать ее стандартной для всех наших интернет-магазинов.

Последняя миля

Под проблемами последней мили понимается слабый контроль и управляемость процессами по доставке в населенных пунктах за пределами двух столиц. То есть там, где относительная плотность заказов низкая, конкуренция доставщиков слабая и, как следствие, плохая дисциплина и организация доставки. Каждая компания эти проблемы решает самостоятельно, в рамках обязательств перед своими заказчиками и получателями.

Самая важная технология, точнее подход к решению проблемы «последней мили» заключается в стандартизации доставочных процессов, выведение единой процедуры доставки независимо от населенного пункта, определение параметров качества, построение единой системы контроля доставки, доступной с разной детализацией данных для менеджмента службы доставки, заказчиков и получателей.

Магистральная перевозка в регионы

Есть набор компаний, которые предоставляют услуги магистральной перевозки отдельно авто, ж/д и авиа +комбинированные. Этот бизнес сформировался на базе перевозок коммерческих грузов еще до появления компаний электронной коммерции в России в том виде, в котором мы их знаем сейчас. Это бизнес характеризует закрытость, не гибкость, ядро бизнеса – в меньшей степени технологии, в большей степени разработка эффективных маршрутов, конкурентных тарифов, расширение зоны доставки.

Таким образом, внутри магистральной перевозки какие-то сторонние высокие технологии маловероятны, поэтому остается ждать позитивного движения от имеющихся операторов магистралки.

Наложенный платеж и инкассация

Основная проблема наложки – сам факт ее существования. Уникальность России как рынка электронной коммерции в подавляющем проценте заказов с наложенным платежом (по разным сегментам товаров он колеблется в районе 90%). Такие потоки наличных средств привлекают внимание государства - цепочка транзакций от момента сбора наличных средств до передачи их магазину сложна, не мгновенна (по факту от нескольких дней/недели до нескольких недель) и рискованна. Оплата банковскими картами решает эти проблемы, но использование карт населением за пределами городов-миллионников ничтожно (в среднем две транзакции в месяц – поступление заработной платы и в тот же день обналичивание всей суммы), да и в самих миллионниках процент использования при оплате полученного заказа редко достигает 10%.

Курьерская доставка – слабое звено логистической цепи. Именно проблемы с доставкой чаще всего омрачают покупателям радость онлайн-шопинга, перечеркивая усилия ретейлеров по повышению лояльности. Крупные логистические компании, перевозчики и агрегаторы, обрабатывающие десятки тысяч отправлений в день, не очень-то хорошо справляются c экспресс-доставкой в мегаполисах. Популярный сегодня способ решить проблемы «последней мили» в логистике – привлечь в качестве курьеров свободных исполнителей, брингеров, для большинства из которых это дополнительный заработок.

Проникновение модели краудсорсинга в разные сферы – «уберизация» (Uber – первопроходец в этой области) – сегодня «горячая» тема. В отличие от такси, доставка – нелицензируемая деятельность. Краудсорсинг в доставке используют не только небольшие специализированные компании, такие как Postmates, но и гиганты: Walmart, Amazon в сервисе Flex и сама Uber в проекте Rush.

Яркий пример цифровой трансформации «последней мили» логистики на российском рынке – компании Bringo и «Достависта». Изначально воспринимавшиеся как биржи фрилансеров или краудсорсинговые курьерские службы, сегодня они уверенно заявляют о себе как об ИТ-компаниях и строят планы выхода на зарубежные рынки.

От биржи фрилансеров к логистической платформе

Бизнес Bringo построен на двух идеях: каждый может зарабатывать свободным курьером, и с помощью этого ресурса можно заметно повысить качество доставки. Проект «выстрелил» сразу: накануне 2014 года Bringo дала первую рекламу в поисковиках, и уже через несколько часов курьеры, которые вначале были штатными, оказались завалены заказами. Сегодня годовой оборот компании приближается к 120 млн руб., при том, что в ее штате нет ни одного курьера.

Основные преимущества краудсорсинговой доставки – неограниченный ресурс, соблюдение четких регламентов и правил, качество и очень высокая скорость за счет отсутствия точек консолидации товара

«Основные преимущества краудсорсинговой доставки – неограниченный ресурс, соблюдение четких регламентов и правил, качество и очень высокая скорость за счет отсутствия точек консолидации товара», – говорит Марк Капчиц, основатель компании «Бринго (Евразия)». Требуемую четкость обеспечивает разрабатываемая компанией логистическая программная платформа: из 60 сотрудников половина занимаются разработкой и постановкой задач. «Мы – не курьерская служба, мы – ИТ-компания, – заявляет Капчиц. – Мы становимся инновационной краудсорсинговой платформой для решения логистических задач. У нас есть ресурс и инструменты управления им: все этапы доставки контролируются с полной отчетностью об исполнении каждого этапа».

Платформа представляет собой распределенную гетерогенную систему, построенную на принципах микросервисной архитектуры. Это обеспечивает простоту развертывания, дает возможность применять технологии, наиболее подходящие для решения тех или иных задач, повышать устойчивость системы, масштабировать только те ее части, которые в этом нуждаются, повторно использовать уже разработанный функционал для решения новых задач и оптимизировать любые компоненты.

Помимо собственно платформы, ИТ-продукт Bringo включает фронт-офисные системы: интерфейсы и приложения для работы курьеров и диспетчеров, сайт, личные кабинеты юридического и физического лица, курьерской службы. Примерно такова же структура отдела разработки, где есть также группа по разработке платежных инструментов, отдел тестирования и техподдержки (первую линию поддержки Bringo арендует).

Bringo – не доска объявлений, компания берет на себя обязательства выполнить доставку, обеспечив сохранность отправлений и выдержав срок.

Наиболее трудная задача – поиск баланса между количеством заказов и числом исполнителей

Наиболее трудная задача – поиск баланса между количеством заказов и числом исполнителей. Когда заказов недостаточно, исполнители уходят и приходится заново запускать механизм привлечения. Если же исполнителей не хватает, страдает качество и повышаются репутационные риски.

Главный ресурс – брингеры – тоже становится предметом конкуренции, ведь фрилансер волен работать на несколько компаний сразу. В Bringo стараются предельно упростить вхождение в курс дела нового курьера и процесс принятия заказа и держать цены на таком уровне, чтобы курьерам было интересно работать. «Мы постоянно опрашиваем курьеров и изучаем статистику, иногда готовы даже доплатить за нерентабельную для курьера доставку», – сообщил Капчиц.

Bringo

  • Запущена в конце 2013 года.
  • Объем инвестиций – около 4 млн долл.
  • Из 60 тыс. курьеров в базе – 5 тыс. активных.
  • Средняя сумма доставки по одному адресу для клиента – 350 руб.
  • Средняя комиссия в Москве – 19%, в других городах предполагается 25-30%.
  • В компании 60 сотрудников, из которых две трети – разработчики, продакт-менеджеры, бизнес- и системные аналитики
  • Валовой годовой оборот – около 120 млн руб.
  • Онлайн-магазины приносят 55% оборота.

Краудсорсинг как услуга

На стадии запуска и тестирования платформы Bringo работала преимущественно с небольшими компаниями: 55% оборота ей приносили онлайн-магазины. Переломный момент наступил в начале 2015 года. Платформой заинтересовались крупные операторы, и она, в свою очередь, уже готова выдержать их объемы: бэк-офисная часть системы достигла такого уровня, что ее можно предоставлять как SaaS-решение для курьерских услуг. Более того, гибкость и технологичность платформы дают возможность компании модифицировать ИТ-решения для партнера и обеспечивают готовность к интеграции любой сложности.

«Логистические операторы передают заказы на исполнение Bringo, которая способна осуществлять “последнюю милю” быстрее и эффективнее, – утверждает Капчиц. – Крупные логисты настроены очень позитивно и понимают, что мы даем им возможность быть более клиентоориентированными, удобными и конкурентными, особенно во времена кризиса». Первый шаг в этом направлении сделан с компанией DPD, сформировавшей на основе краудсорсинговой платформы новую услугу «Быстрая доставка». Вскоре начнется сотрудничество еще с несколькими международными операторами.

В SaaS-решении предусмотрены две важные опции: передать часть заказов на краудсорсинговую платформу, если в период пиковой загрузки курьеров не хватает, и, наоборот, отдать своих курьеров в аренду, если они простаивают. Bringo, которая сводит тех, кто нуждается в курьерах, и тех, кто имеет их в избытке, будет получать за это небольшую комиссию. «Мы ведем бизнес максимально прозрачно и законно, предоставляя клиентам чеки и полную бухгалтерскую отчетность», – заметил Капчиц.

Крупные компании пока не очень вдохновляет идея отдавать своих курьеров конкурентам даже с целью экономии, признается Капчиц, но он видит перспективу такого обмена между большими и мелкими курьерскими службами. Процедура сдачи курьеров в аренду уже опробована, в этом случае приложение не показывает курьеру партнера стоимость доставки, чтобы снизить риск его переманивания. «Набирать и удерживать хороших курьеров очень непросто и дорого, а мы становимся поставщиком ресурса и инструментов управления им», – говорит Капчиц.

Рост требует инвесторов

Основные проблемы, с которыми сталкивается Bringo сегодня, – экспоненциальный рост и привлечение инвестиций, чтобы этот рост поддержать. Частные инвесторы вложили в проект 4 млн долл., и сегодня он близок к окупаемости.

Работу платформы в регионах уже протестировали во Владивостоке, адаптировав архитектуру, и теперь компания готова развернуть бизнес в других городах-миллионниках. В столице программное обеспечение функционирует на собственном оборудовании Bringo в ЦОД, во Владивостоке компания сервер арендовала, в других городах рассматривается возможность перейти на облачное решение. Предполагается, что каждый город, где Bringo откроет представительство, станет самостоятельной бизнес-единицей со своей базой данных, предоставляющей головной компании данные для контроля качества услуг и отчеты о результатах.

В перспективе компания намерена выйти на рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии и США, так как привлечь инвестиции для развития в России стало крайне трудно. На Западе краудсорсинговые курьерские службы сосредоточены главным образом в секторе с2с, а Bringo нацелена на сегмент b2b, так что у нее неплохие шансы, полагает Капчиц. «Когда год назад Amazon предложила доставку “день в день”, говорили, что это всего лишь нишевое направление. А теперь недалек тот момент, когда это станет стандартом», – подчеркнул он.

Спрос на срочность

Для Михаила Александровского, основателя «Достависты», бывшего программиста и владельца рекламного агентства, создание краудсорсинговой курьерской службы поначалу было просто увлечением. На базе смартфонов с технологией геопозиционирования он задумал сделать логистическую игру. Но, не будучи специалистом в этой области, решил начать с мобильного приложения, помогающего студентам подрабатывать по дороге в институт. Однако бизнес становился все серьезнее, каждый год его объем увеличивался втрое. «Сейчас уже ясно, что это новая бизнес-модель курьерской доставки, основанная на двух вещах – смартфонах с геопозиционированием, которые позволяют найти ближайшего человека, готового взяться за заказ, и свободном выборе курьера, когда и сколько ему работать», – говорит Александровский. Сильной стороной этой модели он считает надежную доставку день в день и даже за пару часов.

«Мы растем за счет высокого спроса на срочную доставку, так как у классической курьерской службы со своим складом нет возможности и бизнес-процессов, чтобы ее организовать», – объясняет Александровский.

Самая большая и быстрорастущая категория клиентов, на которую приходится 75% заказов, – интернет-магазины. «Даже когда экономика падает и уровень розничных продаж снижается, объем онлайн-торговли растет, – говорит Александровский. – Поэтому мы уделяем ей самое пристальное внимание».

По оценкам компании, 15-20% всех отправлений в России клиенты совершенно точно хотят получить срочно. Ретейлеры пытаются реагировать на этот спрос, но им не всегда удается найти курьера. «Срочная доставка на основе штатных курьеров – плохая идея. В пик их не хватит, остальное время они будут сидеть без дела. Срочную доставку экономически целесообразно делать только краудсорсинговыми методами, – уверен Александровский. – Всем крупным магазинам рано или поздно придется пользоваться услугами таких компаний, как мы, для срочных доставок».

По его мнению, в России довольно комфортные условия для такого рода бизнеса. В среднем через сервис проходит несколько тысяч заказов в день, в декабре 2015-го было выполнено почти 100 тыс. доставок. В ноябре 2015 года компания вышла на окупаемость.

«Достависта»

  • Запущена в 2012 году.
  • Объем первоначальных инвестиций не раскрывается.
  • Объединяет несколько тысяч курьеров ежемесячно.
  • Фиксированная для клиента цена доставки по одному адресу – 390 руб.
  • Средняя комиссия составляет около 20% от цены доставки, варьируя от 0 до 40%.
  • Сотрудники – 10 разработчиков и 25 сотрудников контакт-центра.
  • В декабре 2015 года выполнено около 100 тыс. доставок.
  • Годовой оборот не раскрывается.
  • Объем бизнеса ежегодно растет в 3,5 раза.
  • Онлайн-магазины приносят 75% оборота.

Алгоритмы бизнеса

В основу бизнес-логики «Достависты» заложен принцип выбора курьером заказов. После того как заказ появляется в системе, а курьеры через приложения на своих смартфонах заявляют о готовности его принять, не более чем через пять минут робот решает, кому поручить доставку. Поскольку ценные отправления можно доверить не каждому, в системе предусмотрена скоринговая модель, выделяющая группы курьеров для отправлений определенной ценности. Робот должен показать каждому курьеру список доступных ему заказов, затем выбрать из списка откликнувшихся курьеров наиболее подходящего. «Оценка системой реальной возможности курьера выполнить набранные им заказы – тяжелый алгоритмический процесс, и наша экспертиза именно в этом – как управлять курьерским корпусом фрилансеров, – подчеркнул Александровский. – “Достависта” – не курьерская служба, а ИТ-компания, которая трансформирует бизнес на базе прорывных технологий. Мы придумываем бизнес-процессы и алгоритмы и программируем их». Раз в год команда «Достависты» выезжает поработать курьерами, чтобы прочувствовать на себе спроектированные бизнес-процессы.

Операционную деятельность компания ведет через облачные сервисы: документы лежат в Google Docs, постановщики задач разработчиков используют бесплатный онлайн-трекер задач. Подписи об отправке товара и его принятии клиенты ставят на экране смартфона курьера. «Мы очень близки к тому, чтобы совсем отказаться от бумажного документооборота», – говорит Александровский. Отчетность в налоговые органы отправляется в электронном виде с цифровой подписью, бумажными остаются только договоры с курьерами.


В системе отслеживаются все действия клиентов и курьеров – таким образом, всегда можно восстановить происходившее в тот или иной момент времени в нужном разрезе. Основная работа мененджера – изучить накопленные данные, чтобы понять, что следует изменить в системе для повышения эффективности, поставить задачу для разработчиков в трекер и проследить за выполнением. После того как задача выполнена, поступают новые данные, которые снова анализируют, чтобы выяснить, достигнута ли цель.

Каждую неделю ставится новый релиз серверного решения, приложения обновляются чуть реже. Так как это потенциально рискованная операция, политики обновления и тестирования настроены так, чтобы обеспечить максимально высокую надежность процессов. Серверные мощности компании расположены в нескольких московских ЦОД также с целью обеспечить высокую надежность, поскольку выход из строя инфраструктуры означает полную остановку бизнеса.

Серверная часть решения интегрирована с бухгалтерской системой «1С», IP-телефонией и через API общается c заказчиками и мобильными приложениями курьеров.

Мотивация исполнителей

Дизайн системы подразумевает логистическую оптимизацию самими курьерами, по желанию они используют Google Maps или «Яндекс.Карты». «Для оптимизации маршрутов мы используем “вычислительные мощности” самих курьеров, так как они явно мотивированы заработать больше, сэкономив время и усилия», – сообщил Александровский.

Для оптимизации маршрутов используются «вычислительные мощности» самих курьеров, так как они явно мотивированы заработать больше, сэкономив время и усилия

Комиссия «Достависты» варьирует от 0 до 40% и составляет в среднем 20% от цены доставки. Фактические комиссионные рассчитываются исходя из фиксированной для клиента цены доставки и сложности маршрута. «При доставке с одного конца Москвы на другой мы все деньги отдадим курьеру, но если на следующий день он возьмет доставку в пределах одного района, на этот раз мы возьмем максимальную комиссию, – поясняет Александровский. – Этот принцип работает, иначе короткие заказы бы разбирались, а длинные зависали». Примерно половина средств, полученных компанией, уходит на покрытие переменных издержек – на контакт-центр и комиссионные платежным системам, оставшаяся маржа составляет 10%.

Если штатный курьер – это обычный исполнитель, то в краудсорсинге он сам выбирает заказы, «охотится» за наиболее выгодными, конкурирует, нарабатывая рейтинг у заказчиков

Заботясь о том, чтобы курьерам было интересно, в компании стараются задействовать все главные мотиваторы: достижение целей, саморазвитие и одобрение социума. Если штатный курьер – это обычный исполнитель, то в краудсорсинге он сам выбирает заказы, «охотится» за наиболее выгодными, конкурирует, нарабатывая рейтинг у заказчиков. Когда у курьера в кармане или на банковской карте есть небольшие оборотные средства, он может действовать как мини-предприниматель, выкупая товар у магазина (эта услуга стоит магазину 2%) и продавая его потом покупателю. В компании планируют добавить еще элемент соревновательности, показывая курьеру его «место» среди всех остальных.

Сервис для миллионников

Ежемесячно услугами «Достависты» пользуются несколько тысяч клиентов – мелкий бизнес, частные лица и организации. Работа с ними полностью автоматизирована, включая финансовые расчеты. Для контакт-центра используется решение IP-телефонии «Астериск», интегрированное с базой данных и CRM-системой. Когда клиент звонит, на панели диспетчера сразу открываются и карточка заказа, и карточка клиента.

Первые заказы обычно совершают через форму на сайте, а затем подключаются к системе через API. В личном кабинете клиент видит статус текущего заказа, предыдущие заказы, местонахождение курьера на карте, опции выставления счета и его оплаты. Система «Достависты» интегрирована с «1С», так что когда деньги поступают на счет компании, они появляются на балансе клиента, который заказывает доставки в рамках этого аванса. Для ценных отправлений ставится флажок «Материальная ответственность “Достависты”» с указанием ценности. Тогда за 0,9% стоимости заказа служба берет на себя ответственность за его сохранность и в случае пропажи или порчи возвращает клиенту стоимость заказа в течение трех дней. «Но это единичные случаи. Возможно, потому что у нас всего одно логистическое плечо, а потери происходят главным образом на точках складирования, сортировки и распределения товара», – заметил Александровский.

Помимо Москвы, «Достависта» работает в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре. В московском офисе работают десять человек, а сотрудники контакт-центра распределены по другим городам.

«Так как у нас нет отдела по работе с клиентами, масштабирование не проблема», – утверждает Александровский. Теперь он подумывает о масштабировании и привлечении инвестиций для развертывания бизнеса в других странах. По его мнению, краудсорсинговая модель в ее текущем виде работоспособна в городах с населением от 15 млн человек, которых в мире всего два десятка. Чем меньше город, тем спокойнее и расслабленнее живут люди и тем менее они склонны платить за услугу доставки с целью сэкономить время.

Один сплошной краудсорсинг

По мнению Капчица, технологичная доставка, которая только зародилась и развивается, со временем переделает весь рынок и станет мейнстримом: не нужно будет ждать курьера целый день, мы точно будем знать, какой человек к нам приедет, видеть его на карте и ожидать прибытия точно вовремя.


«Свободный график – это настолько удобно, что непонятно, зачем курьерам оставаться в штате», – добавляет Александровский. Он также глубоко убежден в том, что в будущем все компании станут ИТ-компаниями, так как значение ИТ-составляющей растет и рано или поздно она везде станет главной. «На мой взгляд, ИТ-компании – это не те, что продают ИТ-решения, а те, что их разрабатывают и используют сами», – подчеркнул Александровский.

Согласно футуристическим прогнозам, подавляющая часть трудовых ресурсов будет управляться не людьми, а роботами или протоколами через API и лишь небольшая часть будет разрабатывать этих роботов и эти протоколы. «Это не так грустно, как может показаться на первый взгляд, так как робот не говорит человеку, что делать, а дает ему свободу выбора при принятии решения. И этот выбор бывает шире, чем в стандартной бизнес-структуре, управляемой человеком, поэтому такая работа может быть удобнее, комфортнее и интереснее», – полагает он.

Краудсорсинг в «последней миле» логистики – модель столь же привлекательная, сколь и легко реплицируемая. Помимо Bringo и «Достависты», ее реализуют компании «Пешкарики» и YouDo, позволяющие находить не только брингеров, но и помощников для решения других задач. Тема продолжает привлекать новых игроков: в 2015 году Qiwi и «Ситимобил» вложили 0,5 млн долл. в стартап Today Delivery. Впрочем, о серьезной конкуренции говорить рано, ниша срочной доставки еще новая и неосвоенная. В одиночку раскачивать новый рынок сложнее, так что появление конкурентов можно только приветствовать, заметил Александровский. Цены и размеры комиссии на этом рынке вряд ли будут существенно различаться. Что нас ждет – так это конкуренция алгоритмов.

Логист.Today предлагает своим читателям статью Адама Робинсона , опубликованную в интернет-издании cerasis.com, где он рассматривает новые тенденции в логистике последней мили, которые наметились в западных странах.

Грузоотправители сталкиваются со многими проблемами при доставке товаров конечному потребителю, поэтому логистика последней мили станет основным направлением для преобразований в ближайшие месяцы. Запросы и ожидания потребителей растут, и около 25% потребителей готовы доплатить за доставку заказанного товара в тот же день. Кроме того, способ доставки в день заказа достигнет 25% доли рынка к 2025 году. Уже к 2018 году доставка в день заказа и логистика последней мили будут оценены более чем в $1,35 млрд. Электронная коммерция является движущей силой внезапного роста в логистике последней мили и, как заявляет Logistics Management , ожидается, что в 2018 году электронная торговля вырастет до $2,4 трлн. Чтобы получить конкурентное преимущество в логистике последней мили, грузоотправители должны понять семь главных тенденций в этой сфере.

1. Более быстрое выполнение заказов

Сроки выполнения заказов значительно меняются. Потребители хотят более быстрого выполнения заказов, а значит грузоотправителям необходимо в кратчайшие сроки перемещать большое количество товаров. Обработку заказа, которая ранее занимала около часа, теперь необходимо сократить до трех минут, если не меньше. Следовательно, логистика последней мили наконец-то сможет стать частью решения этой задачи. Нынешнее поколение потребителей готово заплатить на 30% больше, чтобы получить заказанный товар в тот же день, сообщает консалтинговая компания McKinsey & Company, а подавляющее большинство предпочитает доплатить за гарантированную доставку, как показано ниже:

Потребительские предпочтения в сфере доставки товаров, %

70% потребителей удовлетворены самой дешевой формой доставки товара на дом

5% готовы платить больше за надежную, своевременную доставку

23% потребителей готовы доплатить за доставку заказа в тот же день

2% готовы платить больше за мгновенную доставку

Вместе с внезапной популярностью доставки посылок, сфера логистики последней мили будет продолжать расти на 10% ежегодно.

2. Влияние конкурентов

Конкуренты цепочки поставок, такие как стартапы с венчурным капиталом, также влияют на логистику последней мили. До 84% мирового фрахта приходится на транспортные расходы, включая топливо, трудовые ресурсы, технологии и отслеживание активов, что составляет более $800 в отрасли. По словам Business Insider, Amazon уже на пути создания своего приложения для грузоперевозок по аналогии с Uber. К сожалению, технологическая среда пестрит случаями неудач таких стартапов, но тенденция ясна и показывает мало признаков регрессии.

3. Интеллектуальные технологии для отслеживания доставки

Использование приложений, наподобие Uber, означает и другое влияние на тенденции в логистике последней мили – использование интеллектуальных технологий для отслеживания товаров. При помощи интернета вещей (IoT), интеллектуальные технологии и датчики могут успешно отслеживать отправку товара в режиме реального времени. Как потребители, так и грузоотправители смогут получать SMS-оповещения, уведомления по электронной почте и даже Google-уведомления по каждому передвижению доставки. В сочетании с предстоящим распоряжением об использовании электронных регистрационных устройств (ELD), использование интеллектуальных технологий для трекинга доставки последней мили будет увеличиваться.

4. Аналитика для снижения расходов

Объем информации, поступающей от автоматизированных систем и интеллектуальных технологий, может иметь другое назначение с применением аналитики. Аналитика позволяет субъектам цепочки поставок изолировать факторы, влияющие на стоимость, во всех видах доставок. Хотя незначительные перемены могут не оказать существенного влияния на первоначальные затраты, анализ данных предоставляет возможность для сведения стоимости затрат к минимуму. В результате, общая стоимость доставки последней мили может быть снижена, что побуждает больше потребителей делать выбор в пользу доставки в день заказа и других вариантов экспресс-доставки.

5. Внутренняя служба доставки

Аутсорсинг, по-видимому, является актуальной темой этого года, особенно среди компаний, предоставляющих услуги контрактной логистики (3PL). Тем не менее, внезапная популярность логистики последней мили мотивирует еще больше грузоотправителей самим заняться этим видом доставок. Другими словами, грузоотправители используют свои транспортные средства для краткосрочной доставки товаров местным потребителям. 90% грузоотправителей имеют менее шести грузовиков в своем автопарке, поэтому аутсорсинг может потребоваться для увеличения вариантов доставки “последней мили”.

6. Доставка при помощи автономных ТС, дронов и роботов

Автономные транспортные средства (ТС), также известные как самоходные транспортные средства и грузовики, также повлияют на логику последней мили. Грузовики, оборудованные системой автоматического вождения, беспилотные летательные аппараты и роботы станут ключом к увеличению вариантов доставки последней мили при сохранении высокой надежности и экспресс-доставки в день заказа, как в сельских, так и в городских районах. Существующая законодательная база, касающаяся транспортной отрасли, вряд ли позволит широкомасштабную реализацию вариантов доставки самоходными грузовиками в течение следующих двух лет.

7. Водитель становится продавцом

Грузоотправителям необходимо найти способы привлечения большего количества потенциальных покупателей и превратить их в потребителей. В то время как около 65% всех покупателей, прежде чем совершить покупку, используют Интернет для поиска информации, самым эффективным способом продажи товара остается непосредственное размещение информации и продукта потребителям. В сочетании с применением новейших технологий, в том числе и автономных грузовиков, роль водителя будет видоизменяться. Водитель станет продавцом, реализуя товары напрямую с грузовика, но есть несколько проблем, с которыми столкнутся грузоотправители при такой схеме работы, сообщает Сьюзи Уокер из Veriship. К ним относятся следующие:

  • Кто возьмет на себя ответственность за неоплаченный товар?
  • Что делать, если покупатель захочет вернуть товар, приобретенный у водителей?
  • Как водители будут обрабатывать платежи и вести их учет?
  • Будет ли выплачиваться комиссионные первоначальному грузоотправителю?
  • Кто будет указан в качестве официального владельца товара при межрегиональных и международных доставках?

Революция логистики последней мили: готовы ли вы к ней?

Впечатляющие изменения происходят в логистике последней мили, а уровень технологий, используемых для расширения границ доставки последней мили и доставки товара в день заказа, растет по сложности и масштабу. Уже сегодня грузоотправители должны принять во внимание тенденцию в сфере логистики последней мили, или же они столкнутся с потерей своих конкурентных преимуществ, особенно с гигантами электронной коммерции, такими как Amazon, Walmart и Target, которые уверенно движутся к мгновенной доставке в рамках логистики последней мили. Как ваша организация подготовится к тому, чтобы справляться со все возрастающим спросом потребителей на логистические доставки последней мили?

Логист.Today напоминает, что в настоящее время доставка товаров конечному потребителю в Украине находится в зачаточном состоянии, если сравнивать ее с данным видом услуг в западных странах. Однако она быстро развивается и скоро отечественные компании столкнуться с теми же проблемами, что их коллеги в Европе и США. Вполне возможно, что кому-нибудь из читателей понадобится изложенная в материале информация, из которой они выделят рациональное зерно.

Появление проблемы «последней мили» связано с решением компаний забрать у розничных магазинов роль единственных посредников между товаром и покупателем и начать осуществлять доставку прямо на дом. Данная проблема обусловлена низким качеством доставки товара на последнем участке пути, особенно в регионах с относительно невысокой плотностью заказов. Это, в свою очередь, вызвано низкой конкуренцией компаний, занимающихся доставкой «последней мили» в регионах, что приводит к неудовлетворительной дисциплине и организации доставки.
Сам термин «доставка «последней мили» возник из-за того, что среднее расстояние между складом или ближайшей точкой продаж и покупателем составляет примерно одну милю. Именно на это расстояние приходится до 28% общей стоимости транспортировки товара , и именно это расстояние часто является причиной задержки доставки заказа, что существенно подрывает лояльность покупателей и снижает желание повторно совершить покупку. Более того, 27% потребителей вовсе не прибегают к услугам интернет-магазинов из-за долгого времени ожидания .
Доставка «последней мили» является одним из самых слабых звеньев в логистической цепи многих торговых компаний . Вместе с тем, ее решение способно стать ключевым фактором в конкурентной борьбе, и компания, которой удастся найти инструменты повышения эффективности доставки «последней мили», станет несомненным лидером на рынке. В связи с этим решение данной проблемы в последнее время приобрело исключительную актуальность.
Пока большинство компаний по всему миру для увеличения скорости доставки ограничивается увеличением автомобильного парка, наймом дополнительного числа сотрудников и использованием краудсорсинга, лидеры мирового рынка смотрят намного шире. Такие компании как DHL, UPS, Wal-Mart, Amazon, Alibaba и JD.com пытаются оптимизировать доставку путем внедрения новейших технологий и за последние 5 лет инвестировали в данное направление более 10 млрд долларов . Причина такого расточительства лежит в готовности покупателей платить больше за более быструю доставку. Исследования показывают, что приблизительно 50% покупателей готовы переплатить 6–7 евро, если их заказ будет доставлен в тот же день . Особенно это касается молодого поколения, людей, проживающих в сельской местности, а также людей с плотным графиком работы и с высоким уровнем дохода.
В результате уже сейчас можно говорить о появлении нового пути доставки товаров, в которой присутствие человека сведено к минимуму, а курьерами выступают автономные транспортные средства. Можно выделить два основных типа автономных транспортных средств, используемых в инновационных формах доставки товара покупателю: наземные автономные транспортные средства (Automatic Guided Vechicle, AGV) и беспилотные летательные аппараты (дроны). Впервые их начали тестировать как способ перевозки грузов несколько лет назад, но уже сегодня к ним приковано внимание миллионов. Ролики, в которых товар доставляется покупателю автономными устройствами, набирают сотни тысяч просмотров, а полномасштабному запуску сервиса мешает только отсутствие законодательного регулирования. И хотя сейчас эти технологии тестируются в основном в Германии, США, Великобритании, Исландии и Нидерландах, ожидается, что в будущем до 80% всех заказов будут доставляться посредством автономных транспортных средств .
Высокий рыночный потенциал автономных транспортных средств обусловлен несколькими факторами. Во-первых, благодаря их использованию, компании смогут сэкономить до 40% на доставке . Особенно это касается доставок в сельской местности, куда бывает трудно добраться и где доставка заказов стоит компаниям огромных денег. Во-вторых, использование автономных транспортных средств значительно повышает скорость доставки. AGV и дроны способны доставлять заказ до места его назначения меньше чем за 30 минут. Помимо этого, беспилотные курьеры являются безопасными, экологичными и умными технологиями. Так, например, робот-курьер, созданный компанией Starship Technologies, читает дорожные знаки, распознает цвета светофора, умеет обходить препятствия, подниматься и спускаться с поребрика. Более того, роботу не страшны пробки, часто являющимися виновниками задержки доставки заказа.
Однако помимо плюсов, у данных изобретений есть и отрицательные стороны. На данной стадии разработки они не в состоянии преодолевать большие расстояния и перевозить грузы тяжелее 5-10 кг. Для полноценной работы автономных транспортных средств должна существовать развитая система управления их передвижениями. Также необходим квалифицированный персонал для контроля и устранения неисправностей. Более того, существует опасность хакерских атак и системных сбоев, которые могут привести к потере сигнала. А боязнь «захвата» рабочих мест роботами и вытеснения человека из сферы курьерской доставки ставит под сомнение принятие обществом автоматизированных курьеров.

Почта России в рамках проекта «ОПС будущего» открыло отделение нового формата по адресу г. Москва, улица Мосфильмовская, 34.

Совместно с компанией ENGY в отделении запущен инновационный сервис «Последняя миля» с использованием Почтоматов.

Что такое «Последняя миля»

Международный почтовый термин «Последняя миля» (англ. the last mile ) — это последний этап доставки от офиса или распределительного центра логистического оператора до конечного получателя.

Сервис за счет автоматизации с использованием Почтомата позволяет оптимизировать процесс доставки и получения отправлений конечному получателю.
Автоматизация этапа «Последняя миля» позволяет повысить уровень качества обслуживания клиентов Почты России. Получатель будет своевременно проинформирован по SMS о готовности заказа к получению и сможет без очереди оплатить и получить посылку в Почтомате.

Теперь у клиентов Почты России появилась возможность получать свои отправления и заказы через Почтомат без необходимости стоять в очереди.
Произвести оплату можно двумя способами — наличными деньгами или банковской картой.

Данный сервис запущен в пилотном режиме и позволит получать отправления или заказы через Почтомат только для отправлений формата «мелкий пакет ».

Как получить отправление через Почтомат Почты России

Чтобы получить отправление через Почтомат при заказе необходимо указать:

1. Тип отправления: Регистрируемое почтовое отправление (Register Mail)
2. Адрес доставки: Россия, 119285, Москва, ул. Мосфильмовская, 34 (Russia, 119285, Moscow, Mosfilmovskaya St., 34)
3. Номер мобильного телефона получателя

При соблюдении этих условий оператор Почты России свяжется с вами и при желании предоставит возможность получить отправление через Почтомат.

* Передвижение вашей посылки по территории РФ вы можете отследить по полученному «Номеру отслеживания» (Tracking Number ) на сайте Почты России или установив бесплатное мобильное приложение .

Формат посылки «мелкий пакет» это большинство посылок, которые приходят получателям с таких площадок как, например, Alibaba, eBay и Amazon.

Развитие подобной инновации с учетом территориальной распределенности филиалов Почты России позволит повысить качество обслуживания клиентов и увеличить их лояльность к почтовому оператору.