RQ-4 Global Hawk - стратегический БПЛА. Первый полет совершил 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США в Калифорнии. Первый аппарат Global Hawk был передан военно-морским силам США в 2004 году и приступил к выполнению боевых задач в марте 2006 года.

RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Крыло полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение, также сделано из композиционных материалов. Фюзеляж изготавливается из алюминиевых сплавов. Его размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина - 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров. По сообщениям в печати: цена летательного аппарата составляет $35 млн, полностью оснащённого - $123 млн. Изготовлен фирмой Teledyne Ryan Aeronautical (США).

Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно. Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon (Hughes) и предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км² на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode), съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м Global Hawk имеет широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости.
Существуют также модификации без разведывательного оборудования. Его место занимают бомбовые отсеки.
Так же предполагается, что RQ-4 способен нести ядерное оружие.


Конструкция


Аппарат оснащен ТВД Allison Rolls-Royce AE3007H с тягой 31.4 кН и способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг. Фюзеляж изготовлен из алюминия и представляет собой полу-монокок. Крылья изготовлены из легкого, высокопрочного композита. Global Hawk является первым БПЛА, который получил разрешении FAA на самостоятельную отправку полетного задания и полет с использованием гражданских воздушных коридоров на территории США без дополнительных уведомлений.
Комплекс БПЛА Global Hawk состоит из воздушного сегмента, наземного сегмента, сегмента обслуживания, а так же обученного персонала. Воздушный сегмент включает в себя непосредственно БПЛА с различными сенсорами, авионикой и системами передачи данных. Наземный сегмент состоит из оборудования запуска и обслуживания (Launch and Recovery Element), системы наземного управления (Mission Control Element) со встроенным оборудованием наземной связи.

Встроенная сенсорная система производится Raytheon и включает в себя радар с оптико-электронным (ОЭ) и инфракрасным (ИК) сенсором. Как и оптико-электронный, так и инфракрасный сенсор могут работать одновременно с радаром. Каждый из сенсоров может работать как в режиме обзора, так и увеличения определенных участков. Радар обладает возможностью обнаружения наземных подвижных объектов (moving target indicator - MTI) и передачи сведений о подобных объектах (координаты и скорость) в текстовых сообщениях. Изображения получаемые с радар и ОЭ/ИК сенсоров обрабатываются на борту БПЛА и передаются на наземную станцию в виде отдельных кадров. Наземная станция собирает из кадров изображения и подготавливает их для дальнейшего использования.
Для навигации используется инерциальная система с поправками от GPS. Global Hawk предназначен для автономного полета и передачи разведывательных данных через спутниковые каналы (диапазоны Ku и УКВ) на наземную станцию. В случае использования БПЛА в зоне прямой видимости имеется возможность прямой передачи данных на подходящую наземную станцию.


Наземный сегмент, состоящий из оборудования запуска и обслуживания (Launch and Recovery Element) и системы наземного управления (Mission Control Element), так же производится компанией Raytheon. MCE используется для постановки задач, управления и контроля, обработки и передачи изображений. LRE предназначен для запуска и поиска БПЛА. В составе LRE имеется оборудование для вычисления дифференциальных поправок системы GPS для определения точного навиагационного положения БПЛА во время взлета и посадки. В остальное время основным навигационным средством является инерциональная система (с поправками от GPS). Во время миссий MCE и LRE могут находится в разных местах (MCE обычно находится в расположении командования). Обе системы входящие в наземный сегмент размещаются в укрепленных убежищах, с наружными аннтенами для прямой и спутниковой связи.


Global Hawk оснащен интегрированной системой наблюдения и разведки (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance - HISAR). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS-2 разработанного фирмой Hughes для разведывательного самолета Lockheed U-2. Данный комплекс так же используется на борту армейского БПЛА RC-7B и продается на международном рынке. Комплекс включает SAR/MTI, а так же оптический и инфракрасный сенсоры. Все три подсистемы управляются, а их данный обрабатываются единым процессором. Цифровые данные могут передаваться на землю в режиме реального времени в пределах прямой видимости или через спутниковый канал со скоростью до 50 Мбит/с. Подсистема SAR/MTI работает в Х диапазоне и обеспечивает:
Сканирование и обнаружение движущихся целей в радиусе 100 км
Комбинированный SAR/MTI режим предоставляет возможность наблюдения с разрешением 6 метров за полосов шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км.
В режиме деталировки радар обеспечивает разрешение 1,8 метра на территории 10 кв. км.

Стоит на вооружении ВС США и Германии.


Последние новости

20.07.2019 г.

10:44
19.07.2019 г.

20:10

09:37
18.07.2019 г.

13:20

09:15

09:03
17.07.2019 г.

Беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk (США)

RQ-4 Global Hawk – американский стратегический разведывательный беспилотный летательный аппарат.

RQ-4 был разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, которая является дочерним предприятием Northrop Grumman. Свой первый полет данный БПЛА осуществил 28 февраля 1998 года. Первый выпущенный БПЛА RQ-4 Global Hawk был отдан военно-морским силам США (2004 г.). В марте 2006 года этот аппарат начал выполнять боевые задания.

Схема RQ-4 Global Hawk – нормальная аэродинамическая. Крыло, а также хвостовое оперение сделаны из композиционного материала, основой которого является углеволокно. Основным материалом для изготовления фюзеляжа стали алюминиевые сплавы. RQ-4 оснащен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H, тяга которого равна 31,4 кН.

Весь комплекс БПЛА Global Hawk включает в себя такие элементы:
— воздушный сегмент (БПЛА с сенсорами, авионикой и системами передачи данных),
— наземный сегмент,
— сегмент обслуживания,
— персонал.

Для достижения более высокой мобильности, все наземное оборудование разработчики разместили в контейнерах или на специальных трейлерах.

RQ-4 Global Hawk укомплектован системой наблюдения и разведки Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance (HISAR). Эта система была сконструирована компанией Hughes специально для разведывательного самолета Lockheed U-2. Комплекс состоит из: радара SAR/MTI, оптического сенсора, а также инфракрасного сенсора. Цифровая информация может быть передана наземным станциям в режиме реального времени в пределах прямой видимости или с помощью спутникового канала (скорость передачи данных – 50Мбит/с).

Подсистеме SAR/MTI под силу такие задачи:
— сканирование и обнаружение объектов в радиусе 100 км,
— наблюдение с разрешением 6 метров за полосой шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км (комбинированный режим),
— радар обеспечивает разрешение 1,8 метра на территории 10 кв. км (режим деталировки).

Дневная камера может работать в двух режимах:
1) сканирование полосы, ширина которой достигает 10 км,
2) получение четкого изображения территории 2×2 км.

Полученные изображения обрабатываются прямо на борту БПЛА. На наземную станцию они поступают в виде отдельных кадров, где собирается полноценное изображение и осуществляется подготовка для его дальнейшего использования.

Аппарат -4 Global Hawk выпускался в таких вариантах:
— AV: БПЛА, который в 2007 году купила NASA для того, чтобы исследовать атмосферу; аппарат мог нести 907 кг исследовательского оборудования, подниматься на высоту 20 км; время автономной работы – 30 часов;
— RQ-4А Global Hawk/Block 10: основная модификация; всего было сконструировано 7 аппаратов, которые списали в 2011 году;
— RQ-4B Global Hawk: представлен в 3-х вариантах Block 20 (увеличена грузоподъёмность и размах крыла; дальность полета – 8700 морских миль), Block 30 (был принят на вооружение американской армии в августе 2011 года), Block 40 (аппарат оснастили мультиплатформенным радаром MP-RTIP);
— Euro Hawk: немецкий вариант RQ-4, сконструированный компанией Northrop Grumman и Европейским авиакосмический концерном EADS; был выпущен в 2009 году; Германия потратила на разработки 559 млн. долларов;
— MQ-4C Triton: морская патрульная модификация RQ-4; БПЛА укомплектован радаром Х-диапазона;
— Polar Hawk: вариант БПЛА RQ-4 для вооруженных сил Канады; способен работать в особо холодных условиях.

В январе 2012 года вооруженные силы США решили прекратить закупку модификации Block 30 из-за дороговизны обслуживания. Америка решила выделить 1,2 млрд. долларов для закупки 6 RQ-4 в варианте Block 40. По состоянию на 2012 год на вооружении США находилось 20 беспилотников RQ-4 Global Hawk. Стоит отметить, что НАТО закупило 5 RQ-4 Global Hawk Block 40 в 2012 году.

Программа высотного дальнего разведывательного БПЛА Tier - это программа создания демонстратора перспективной технологии для нужд воздушной разведки (Defense Airborne Reconnaissance Office"s (DARO)). Цель проекта - предоставить командующему объединенными вооруженными силами необходимую разведывательную информацию. Необходимая разведывательная информация была определена директором DARO, генерал - майором Кеннетом Израэлем (Kenneth Israel), "разведывательная информацией о любой точке вражеской территории, в любое время суток, независимо от погодных условий." Программа предусматривает разработку двух, дополняющих друг друга систем высотных БПЛА:
  • Обычной конструкции - Tier II Plus
  • Малозаметной конструкции - Tier III Minus.
Основные требования программы Tier II Plus. БПЛА Tier II Plus должен быть способен вести продолжительную разведку на большой высоте. Он должен иметь дальность действия более 5500 км и иметь способность барражировать над районом разведки более 24-х часов на высоте более 18300 м. Для ведения разведки должен быт оснащен радаром с синтезированной апертурой (synthetic aperture radar (SAR), электронно-оптическую и инфракрасную камеру высокого разрешения. Он также должен иметь способность одновременного применения этой аппаратуры. Из каналов связи должны иметься широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости. Стоимость БПЛА не должна превышать $10 млн. в ценах 1994 финансового года.

Global Hawk победил в конкурсе.

Проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA) БПЛА RQ-4A Global Hawk в мае 1995 года был выбран победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+. Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм - претендентов. Фирма Teledyne Ryan победила в конкурсе не случайно. Она одна из первых в США занялась разработками БПЛА. Ее дальние высотные разведывательные беспилотные ЛА хорошо зарекомендовали себя во время войны во Вьетнаме (Firebee). В период Холодной войны они довольно успешно выполняли разведывательные миссии в Китае (Compass Arrow). Система Global Hawk создается группой фирм, состоящей из Teledyne Ryan Aeronautical(San Diego), E-Systems (Falls Church, Virginia), Hughes, Loral, и других фирм работающих над различными подсистемами этого БПЛА.

Этапы реализации программы.

Этап 1 1998 финансовый год - изготовление двух летательных аппаратов, двух комплектов бортовой аппаратуры и оборудования и наземной станции управления. Начало летных испытаний БПЛА. Этап 2 Начался в 1999 году. Атлантическое командование США (US Atlantic Command) начало интенсивные испытания этих БПЛА. Для этих целей DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), которая руководит этой программой в интересах DARO (Defense Airborne Reconnaissance Office), заказала еще 3 БПЛА Global Hawks (этап 2В). Изначально планировалось иметь 8 БПЛА, но стоимость второго этапа программы вместо $164 млн. выросла до более чем $220, поэтому решили сэкономить. Однако, по словам изготовителя, несмотря на сокращение финансирования Global Hawk будет отвечать всем требованиям проекта. Авария БПЛА Global Hawk в марте 1999 года внесла существенные коррективы в планы реализации проекта. На данный момент решено ограничится тремя БПЛА. Планируется провести испытательные полеты в Канаде и Австралии. Если испытания пройдут успешно, и БПЛА Global Hawk удовлетворит всем предъявляемым требованиям, то ожидаемый заказ может достичь 50 ЛА. В среднем стоимость одного БПЛА Global Hawk в ценах 1994 года составит $10 млн. не учитывая стоимости запасных частей и снабженческих затрат. Возможности БПЛА Global Hawk вызвали большой интерес не только у американских военных, но и у военных Австралии, Великобритании, Израиля и Саудовской Аравии. Это сулит большие перспективы для фирмы Teledyne Ryan, у которой есть много других идей по применению этого "Короля БПЛА": например, он может использоваться как ретранслятор, как высотная научно-исследовательская лаборатория или как носитель противоракетного оружия для борьбы с баллистическими ракетами.

Первый полет.

Первый полет Global Hawk совершил 28.02.1998 с авиабазы ВВС США Edwards, Калифорния. Взлетел на скорости 200 км/ч с ВПП №08, полет продолжался 56 минут при скорости 280 км/ч. Была достигнута высота 9750 метров. Из-за того, что шасси не зафиксировалось надежно в убранном положении и температурные датчики приборного отсека показали слишком низкую температуру, испытатели решили снизить высоту полета до 6100 метров и сократить длительность полета. После передачи команды на посадку БПЛА на ВПП №22 снижался со скоростью 0.7 м/с. Для торможения на посадочной полосе в дополнение к обычным тормозам использовались тормозные щитки. Пробег составил 1200 метров. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 50 см. Так начались испытания. До конца второго этапа планировалось совершить 15 полетов общей продолжительностью 250 часов. Для этих целей в San Diego был собран второй БПЛА Global Hawk. Он был оснащен полным комплектом бортовой аппаратуры, в том числе и разведывательной. Первый полет совершил 20.11.1998.

Конструкция.

Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло, производства концерна Boeing, полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. Это позволило создать тонкое крыло с относительным удлинением 25. На крыле имеются, как минимум две, точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая. Шасси трехточечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках - по два колеса. Фюзеляж типа полумонокок изготавливается фирмой Teledyne Ryan из алюминиевых сплавов. Он состоит из трех основных частей. Спереди расположен приборный отсек. Там, под большим радиопрозрачным обтекателем расположена параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1.22 метра. В этом же отсеке размещена вся разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак и в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison AE 3007H. Двигатель позаимствован, почти без изменений, у самолетов бизнес - класса Citation-X и EMB-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 метров. V-образное хвостовое оперение, изготавливаемое фирмой Aurora Flight Sciences, также сделано из композиционных материалов.

Разведывательное оборудование.

БПЛА сам по себе это платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры одновременно. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно и отличаются друг от друга следующим: Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon (Hughes) и предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображение местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138,000 км 2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме ("spotlight" mode), съемка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. В третьем режиме (X-Band) радар может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч. Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1.21 м) и необходимое электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии. Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1,024 пиксел) сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый - сканирование полосы шириной 10 км. Второй - детальное изображение области 2 х 2 км. Для получения ночных изображений используется ИК-датчик (640 х 480 пиксел). Он использует тот же самый телеобъектив. Объектив может поворачиваться на угол 80 градусов.

Системы связи.

Радар, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить большой объем информации. Дневная / инфракрасная камера имеет скорость выдачи информации - 40 млн. пикселей в секунду, что составляет в зависимости от цветового разрешения 400 Мбит/сек. Бортовая система сбора и хранения информации сжимает полученные цифровые изображения и записывает их. Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По спутниковому каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи Ku-диапазона (SATCOM), диаметр антенны 1.22 метра. По прямому каналу диапазона UHF можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с. Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взлетом/посадкой. В будущем пользователи, не имеющие связи с наземной станцией смогут получать изображения напрямую от БПЛА Global Hawk.

Интеграция в существующие военные информационные системы.

Global Hawk будет интегрирован в существующие системы тактической воздушной разведки (планирование полетов, обработка данных, эксплуатация и распространение информации). Если он будет подключен к таким системам как объединенная система обеспечения разведки (JDISS) и глобальная система командования и управления (GCCS), изображения будут передаваться оперативному командующему для немедленного использования. Данные, полученные от БПЛА будут использоваться для обнаружения целей, для планирования ударных операций для рекогносцировки, а так же для решения иных задач. Если Global Hawk будет действовать в интересах армии США, то обработка полученных изображений будет производится Enhanced Tactical Radar Correlator (ETRAC) и Modernized Imagery Exploitation System (MIES) (или их преемниками). Если в интересах ВВС США, то с помощью Contingency Airborne Reconnaissance System (CARS); если в интересах ВМФ и КМП США то - Joint Services Imagery Processing System-Navy (JSIPS-N). Общая наземная станция (Common Ground Station (CGS)) может работать с изображениями обработанными любой из этих систем.

Средства самозащиты.

Программа требует чтобы БПЛА без применения стелс-технологий имел достаточно высокую выживаемость. Для самозащиты Global Hawk оснащается детектором облучения радиолокаторами AN/ALR 89 RWR и постановщиками помех. При необходимости он может использовать буксируемый постановщик помех ALE-50. Эксперименты по моделированию реальных ситуаций показали, что Global Hawk может совершить более чем 200 вылетов без повреждений если маршрут его полета спланирован с учетом текущей обстановки (вне зон активных боевых действий). В случае опасности БПЛА может вызвать помощь связавшись с ближайшим авиационным патрулем или самолетом AWACS.

Мобильность.

Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. В состав наземного оборудования входят:
  • Станция управления взлетом/посадкой
  • Станция управления операциями полетом
  • Трейлер с антенным оборудованием (SATCOM)
  • Трейлер со спутниковой антенной
  • Трейлер с кабелями
  • Два генератора
  • Два дополнительных генератора
  • Комплект силовой аппаратуры
  • Двигательный стенд с двигателем
  • Комплект запчастей
  • Комплект для обслуживания БПЛА
  • Станция управления полетом и станция управления взлетом/посадкой размещены в отдельных контейнерах размером 2.4х2.4х7.2м и 2.4х2.4х3.25м соответственно. Для удобства перемещения контейнеры снабжены выдвигающимися колесами. Комплекс наземного оборудования БПЛА Global Hawk может транспортироваться по воздуху тремя военно-транспортными самолетами С-141В, или двумя C-17, или одним С-5В.

Аварии.

29 марта 1999 года в 10:14 БПЛА Global Hawk №2 во время испытательного полета потерял управление и разбился рядом с озером Searles Lake. Это произошло на высоте 12500 метров после подачи сигнала на прекращение полета с авиабазы Nellis, Невада. БПЛА начал выполнение запрограммированного маневра прекращения полета и сорвался в штопор. Эта авария затормозила выполнение программы как минимум на два месяца. Изготовление замены для разбившегося БПЛА обойдется в $30 млн. С 1994 по март 1999 года в программу Global Hawk уже вложено $280 млн. 06 декабря 1999 года после успешного выполненного полета и посадки на авиабазе ВВС США Edwards, Калифорния произошел инцидент с БПЛА Global Hawk №3. Во время рулежки на главной ВПП авиабазы, на повороте лопнуло колесо на носовой стойке шасси. БПЛА не получил никаких повреждений. Характеристики:
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Производитель: Teledyne Ryan Aeronautical (США)
Размеры, мм (фт)
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Фюзеляж Длина 13530(44.4)
Ширина 1460(4.8)
Крыло Размах крыла 35420(116.2)
Площадь, м 2 (фт 2) 50.2(540)
Относительное удлинение 25
V-образное хвостовое оперение Длина (каждого) 3470(11.4)
Площадь (каждого), м 2 (фт 2) 4.98(42.8)
Относительное удлинение 3.0
Угол развала, градусов 50
Массы
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Масса взлетная максимальная, кг(фнт.) 11622(25,600)
Масса пустого, кг(фнт) 4177(9200)
Грузоподъемность, кг(фнт.) 863(1,900)
Масса топлива, кг(фнт) 6583(14,500)
Силовая установка
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Марка двигателя Allison AE3007H
Тип реактивный турбовентиляторный
Тяга статическая, кгс(фнт) 3450(7,600)
Марка топлива JP-8
Материаы
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Конструктивные материалы алюминий и композиты
Летные характеристики:
БПЛА RQ-4A Global Hawk
Продолжительность полета, ч 38
Радиус действия, км(миль) 4445(2400) (+ 24ч наблюдения)
Скорость максимальная, км/ч(узлов) 639(345)
Посадочная скорость, км/ч(узлов) 176(95)
Потолок, м(фт) 19800(65,000)
Количество точек маршрута 999
Система навигации Litton 211G INS/GPS Системы связи Data Link(s)
  • X-band
  • Ku-band Data Rate(s) 9.6/9.6 kbps (down/up)
  • 47.8/0.2 Mbps (down/up)
  • 47.8/1.5 Mbps (down/up)
Разведывательное оборудование: Радар с синтезированной апертурой (SAR) с MTI электронно-оптическое и инфракрасное оборудование фирм Raytheon/Hughes

Модификации беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полёта RQ-4 «Глобал Хок»

Подполковник Л. Онищук

Беспилотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок» различных модификаций предназначены для ведения воздушной видовой (оптико-электронными и радиолокационными средствами), а также радиотехнической разведки в целях обеспечения действий ВВС и других видов ВС сил на различных ТВД с передачей данных на наземный пункт управления и обработки информации в реальном масштабе времени. В настоящее время это единственный серийно выпускаемый стратегический высотный разведывательный БЛА большой продолжительности полета.

История этого аппарата началась в мае 1995 года, когда проект «Глобал Хок» фирмы «Теледайн райан аэронатикал» (ныне часть фирмы «Нортроп-Грумман») стал победителем в конкурсе на лучший БЛА, высота ведения разведки которого составляет не менее 20 тыс. м и продолжительность полета - более суток. В конкурсе, продолжавшемся шесть месяцев, принимали участие пять фирм-претендентов. Первый 56-минутный полет аппарат совершил в феврале 1998 года с авиабазы ВВС «Эдвардс» (штат Калифорния).

Поставка БЛА RQ-4 «Глобал Хок» по программе демонстрации перспективной технологической концепции ACTD (Advanced Concept Technology Demonstration) началась в 1998 году и завершилась в феврале 2003-го, когда ВВС США получили седьмой аппарат. Три из шести БЛА разбились в ходе летных испытаний и боевого применения в период 1998 по 2002 год. Опытные образцы прошли войсковые испытания во время ведения военных операций в Афганистане и Ираке:

В частности, в ходе военной операции в Ираке в период с 8 марта по 2 мая 2003 года аппарат RQ-4A «Глобал Хок», контролировавшийся с континентальной части США (АвБ Бил, штат Калифорния), совершил 16 боевых вылетов (общий налет около 357 ч), что составляет всего 3 проц. общего количества разведывательных полетов авиационной группировки (5 проц. общего количества полетов с целью высотной воздушной разведки). Но при этом аппаратом добыто более 55 проц. всех разведданных о критичных по времени целях, которая доводилась до боевых подразделений после обработки на наземных пунктах, расположенных на континентальной части США. Общее время распределения и доведения информации не превышало 10 мин.

Аппарат «Глобал Хок» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. Крыло и хвостовое оперение изготовлены из композиционного материала на основе углеволокна. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из алюминиевых сплавов. В носовой части под большим радиопрозрачным обтекателем находится параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1,22 м. В приборном отсеке, расположенном ниже, размещена разведывательная аппаратура. В средней части установлен топливный бак, а в хвостовой части - двухконтурный турбореактивный двигатель АЕ 3007Н фирмы «Роллс-Ройс» с максимальной тягой 36,8 кН. Для взлета и посадки БЛА применяется убирающееся трехопорное шасси.

В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входят: средства видовой разведки (оптико-электронная станция и РЛС бокового обзора, аппаратура радиотехнической разведки (РТР) и радиоэлектронного противодействия (РЭП), навигационная подсистема, интегрированная система передачи и приема данных через спутник и на дальности прямой видимости, система целеуказания ATACCS (Airborne Targeting And Cross-Cueing System) и ретрансляционная аппаратура.

Радиолокационная станция с синтезированием апертуры антенны (РСА) «Хисар» (HISAR - Hughes Integrated Surveillance And Reconnaissance), обеспечивающая получение радиолокационных изображений (РЛИ) участков местности, разработана специалистами фирмы «Хьюз» (ныне «Рейтеон») в середине 90-х годов. Для обзора пространства по обе стороны БЛА используется волноводно-щелевая антенная решетка размером 0,36 х 1,27 м с механическим приводом, изменяющим ее положение по углу места в пределах нижней полусферы, а по азимуту ± 45°. С целью уменьшения времени и снижения стоимости разработки станции специалистами фирмы «Хьюз» был применен ряд технических решений, внедренных ранее при разработке РЛС ASARS-2 разведывательного самолета U-2S.

Станция «Хисар», работающая в диапазоне частот 8-12,5 ГГц и имеющая излучаемую импульсную мощность 3,5 кВт, обеспечивает получение РЛИ на дальности 20-200 км в трех режимах работы.

При работе в первом режиме РСА ведет съемку полосы местности шириной 10 км с линейной разрешающей способностью 1 м и производительностью около 138 тыс. км2/сут. В режиме съемки отдельного участка местности эта станция позволяет получать высококачественные РЛ-изображе-ния участков местности размером 2 х 2 км с линейным разрешением около 0,3 м. Производительность в режиме РСА 80 участков в час. В режиме селекции движущихся целей станция за 120 с обеспечивает обзор земной поверхности в секторе 90°, а также определение одиночных и групповых объектов, движущихся со скоростью 7,2-127,4 км/ч.

Точность определения координат на дальности 185 км составляет около 10 м, масса - 290 кг.

Оптико-электронная система (ОЭС) фирмы «Кодак» выполнена таким образом, что дает возможность одновременно вести съемку в видимом (0,4-0,8 мкм) и инфракрасном (3,6-5 мкм) диапазонах, за счет отклонения светового потока с помощью входной оптической системы и проецированием его на одну из двух матриц фотоприемников. Ее сектор обзора по азимуту ± 15°, а по углу места (в нижней полусфере относительно вертикали) ± 80°, точность стабилизации оптической оси 3 мкрад; масса системы около 100 кг.

ОЭС работает в трех режимах: съемка полосы местности, съемка отдельного участка с повышенной разрешающей способностью и получение стереоскопических изображений (во всех случаях максимальная дальность съемки не превышает 65 км).

В первом режиме ведется съемка полосы местности шириной 0,1-10 км с линейным разрешением 0,7 и 1,15 м для видимого и ИК-диапазонов соответственно. Производительность системы составляет 104 тыс. км2 в сутки. В режиме с повышенной разрешающей способностью (0,35 и 0,9 м соответственно) наблюдение ведется за участком земной поверхности размером приблизительно 2x2 км. При этом система может передавать до 1 900 фотоснимков таких участков в сутки. Для получения стереоскопических изображений используется второй режим с перекрытием кадров.

Для компенсации влияния вибраций и упругих деформаций конструкций БЛА во время полета, снижающих точность определения координат обнаруживаемых объектов, в составе ОЭС имеется жестко закрепленный блок инерциальной навигационной системы с коррекцией от встроенного приемника КРНС NAVSTAR, которая обеспечивает одновременный прием сигналов от пяти навигационных космических аппаратов.

Станция РТР LR-100 фирмы «Литтон» предназначена для обнаружения источников радиоэлектронного излучения, определения их типов и координат, а также режимов работы. Диапазон рабочих частот станции 2-18 ГГц с возможностью расширения в сторону низких (до 70 МГц) или высоких (до 80 ГГц) частот, масса 23 кг.

Для передачи информации потребителям и управления аппаратом могут быть задействованы несколько каналов связи. При использовании каналов спутниковой системы связи скорость передачи информации не превышает 50 Мбит/с, а при передаче данных на дальность прямой видимости (составляет около 500 км при полете БЛА на высоте около 20 км) она может достигать 137 Мбит/с.

Бортовой комплекс защиты включает в себя станцию предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении AN/ALR-89(V), функционально связанную с системой автоматического управления БЛА (в зависимости от боевой обстановки последняя обеспечивает выполнение типового маневра), и буксируемую ложную цель AN/ALE-50 (три единицы). В станции AN/ALR-89(V) используются два приемника предупреждения о радиолокационном облучении и один - импульсного и непрерывного лазерного излучения.

В состав беспилотной системы «Глобал Хок» входит БЛА и наземное оборудование, которое для повышения мобильности размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. Наземное оборудование представлено наземными пунктами управления (НПУ) и обработки информации, пунктом обеспечения взлета и посадки, а также средствами для технического обслуживания БЛА и другим вспомогательным оборудованием.

Наземный пункт управления представляет собой стандартный контейнер, оснащенный системой кондиционирования воздуха, различными средствами связи и электрогенераторами. В нем размещаются автоматизированные рабочие места (АРМ) командира расчета и операторов БЛА, аппаратуры видовой и радиотехнической разведки, а также контроля систем связи и передачи информации. Каждый НПУ может осуществлять управление одновременно тремя аппаратами RQ-4 «Глобал Хок».

Пункт обеспечения взлета и посадки, функционально подчиненный НПУ, предназначен для управления БЛА в зоне аэродрома базирования. В нем размещены АРМ подготовки полетных заданий и контроля систем связи и управления. В случае необходимости оператор может внести необходимые изменения в программу полета на этапе предполетной подготовки.

Для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания БЛА используются генераторные установки мощностью 30 и 90 кВт, комплекс контрольно-проверочной аппаратуры и технические средства для выполнения текущего ремонта.

Для проверок бортового оборудования задействуется в основном встроенная система контроля, что позволяет снизить количество наземных средств обслуживания, а также отказаться от применения различных адаптеров и систем сопряжения.

Для транспортировки одного комплекта наземного оборудования системы «Глобал Хок» военно-транспортным самолетом С-17А требуется два самолето-вылета, а ВТС С-5В - один.
В ходе проведенного американскими экспертами анализа опыта применения БЛА RQ-4A «Глобал Хок» был выявлен ряд недостатков машины. Главными из них считаются ограничения по массе и объему полезной нагрузки, а также недостаточная мощность бортовой энергосистемы, что не позволяет задействовать весь комплекс разведывательных средств в одном вылете. В связи с этим командование ВВС США реорганизовало программу приобретения БЛА RQ-4A «Глобал Хок» в целях оптимизации ТТХ и ускорения работ. Так, весь цикл полномасштабной разработки был разбит на четыре этапа, на каждом из которых предусматривалось проводить мероприятия по дальнейшему усовершенствованию БЛА с последующим его производством:

Первый (2000-й - середина 2003-го) - разработка аппарата взлетной массой 12 117 кг и массой полезной нагрузки (ПН) 900 кг (у демонстрационного образца - 10 900 и 860 кг соответственно).

Второй (середина 2002-го - середина 2005-го) - увеличение взлетной массы до 14 600 кг, а массы ПН до 1 360 кг. Основные технические проблемы заключались в обеспечении продолжительности патрулирования в течение более 20 ч на дальности не менее 2 200 км и повышении мощности системы электроснабжения (с 17 до 25 кВт). Для этого потребовалось модифицировать фюзеляж, крыло и силовую установку - СУ (снизить отбор воздуха, оптимизировать характеристики на больших высотах). В дальнейшем планируется установить на БЛА еще более мощный и экономичный двигатель, а также вспомогательную СУ, предназначенную для его запуска (система запуска RQ-4A пневматическая, от наземного источника сжатого воздуха) и проведения наземных проверок. В 2003 году начато серийное производство данной модификации аппарата, получившей обозначение RQ-4B Block 20. Для ВВС США намечается закупить шесть таких аппаратов.

Третий (середина 2003-го - середина 2006-го) - оснащение БЛА аппаратурой нового поколения - широкодиапазонной системой РРТР ASIP (Advanced Signals Intelligence Payload) и средствами спутниковой связи «Инмарсат». Данная модификация получила обозначение RQ-4B Block 30, и ее летные испытания ведутся с 2007 года. Потребность ВВС США в данной модификации оценивается в 26 аппаратов.

Четвертый (середина 2004-го - конец 2007-го) - оборудование БЛА РСА с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разрабатываемой по программе MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program). Данная программа предусматривает разработку РСА с АФАР для установки ее на различных носителях, в частности на аппарате «Глобал Хок», для которого создан прототип РСА с АФАР размером 1,5 х 4,5 м и мощностью излучения 20 кВт. В 2006 году начались летные испытания прототипа станции, размещенного в подвесном контейнере, на борту БЛА «Протеус», а с 2009-го проводятся испытания станции, установленной уже на борту «Глобал Хок». Модификация аппарата с РСА MP-RTIP получила обозначение RQ-4B Block 40. Планами ВВС США предполагается закупка 15 таких БЛА. В состав ПН может войти также гиперспектральный датчик.

Кроме того, в рамках данного этапа планируется улучшить надежность, ремонтопригодность и защиту наземного оборудования от химического и бактериологического оружия, а также обеспечить возможность запуска двигателя на высоте 18 000 м. Однако для этого потребуется вспомогательная СУ массой 225 кг, что значительно повлияет на снижение массы ПН.

Серийные образцы БЛА оцениваются в 19-27 млн долларов (без учета стоимости ПН, которая для модификации Block 30 составляет 27,1 млн, для Block 40 - 39 млн), а вся система -в 57-62 млн долларов. Потребности ВВС США в настоящее время составляют 55-60 БЛА «Глобал Хок», которые будут поступать в вооруженные силы с темпом пять-семь единиц в год.

Для повышения эффективности выполнения задач базовой патрульной авиации ВМС США совместно с новыми многоцелевыми самолетами, создаваемыми в рамках программы ММА (Multimission Maritime Aircraft), предусматривается широкое использование БЛА БПА. В связи с этим в рамках программы BAMS (Broad Area Maritime Surveillance) разрабатывается аппарат, который даст возможность вести круглосуточное наблюдение за морской зоной радиусом не менее 3 000 км в течение 36 ч и более при высоте патрулирования около 16 км. БЛА BAMS обеспечат ведение разведки, наблюдение и сбор информации на обширном морском пространстве и в прибрежных районах в интересах защиты кораблей и объектов ВМС, а также обнаружение, классификацию и идентификацию целей. Использование таких аппаратов позволит сократить полностью привлекаемые для наблюдения и разведки пилотируемые средства.

В апреле 2008 года после шестилетнего процесса отбора прототипа новой беспилотной системы военно-морские силы США заключили с фирмой «Нор-троп-Грумман» 89-месячный контракт общей стоимостью 1,164 млрд долларов, предусматривающий разработку и демонстрацию БЛА на базе аппарата «Глобал Хок». Новый аппарат RQ-4N будет представлять собой «морскую» версию RQ-4B «Block 20». В состав бортовой аппаратуры намечено включить РЛС кругового обзора с дальностью действия 200 км, ОЭС, а также аппаратуру РРТР, связи и ретрансляции.

В общей сложности проект BAMS предусматривает принятие на вооружение 68 БЛА, которые будут использоваться для морского наблюдения и целеуказания совместно со 108 закупаемыми ВМС самолетами базовой патрульной авиации нового поколения Р-8А «Посейдон». Планируется, что такой «тандем» позволит заменить существующий парк из 225 устаревших самолетов БПА Р-ЗС «Орион». Достичь начальной боевой готовности разрабатываемых по программе BAMS средств наблюдения и разведки намечается к 2014 году.

В настоящее время в связи с необходимостью ведения воздушной разведки с больших высот в ВВС США аппараты «Глобал Хок» являются очень востребованными, в том числе в силу своей экономической эффективности. Отвечая противникам планов ВВС США заменить к 2011 году пилотируемые высотные разведывательные самолеты U-2 беспилотными средствами типа «Глобал Хок», директор программ высотных систем большой продолжительности полета компании «Нортроп-Грумман» Э. Вэлби сообщил, что стоимость 1 ч полета такого БЛА составляет 13 тыс. долларов, тогда как аналогичный показатель для U-2 равен 23 тыс. Более того, при частичном сокращении расходов на содержание обслуживающего персонала стоимость часа эксплуатации БЛА «Глобал Хок» составит около 6 тыс. долларов.

Беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk (в процессе создания назывался Tier II+), разработанный компанией Northrop Grumman (ранее, Ryan Aeronautical), активно используется ВВС и ВМФ США в разведывательных операциях.

Роль RQ-4 Global Hawk схожа с задачами, которые ставились в 1950 году шпионскому самолету Lockheed U-2. Это чрезвычайно полезный инструмент разведки и наблюдения. Для выполнения поставленных задач RQ-4 оборудован радаром с синтезрованной апертурой, который работает сквозь облака и песчаные бури, а также электрооптической/ИК (ЭО/ИК) системой формирования изображения, которая способна записывать свыше 100000 км земли в день на площади 200 км. При включении точечного режима, съемка производится покадрово, и за день может быть получено свыше 1900 изображений областей 2 х 2 км с разрешением 1 м.

Спектр задач, возлагаемых на Global Hawk, включает разведку для обеспечения войск информацией в мирное и военное время. Согласно ВВС, применение аппарата повышает точность прицеливания высокоточного оружия, а также повышает защиту войск на передовой.

Стоимость одной машины составляет около 35 млн.$ (вместе с разработкой, стоимость достигает 123.2 млн.$).

Разработка
Первые 7 аппаратов создавались в рамках программы «Демонстрации передовых технологий» (ACTD), финансируемой DARPA, и предназначались для оценки возможностей выполнения специальных задач. Мировая обстановка обеспечила высокий спрос на данный БПЛА, и первые прототипы сразу были отправлены в Афганистан.

Производство RQ-4 Global Hawk стартовало довольно необычно, потому что штучные экземпляры выпускались параллельно с непрекращающейся разработкой. Было изготовлено девять БЛА Блок 10 (иногда их называют модель RQ-4A), два из которых сразу приобрели ВМФ Соединенных Штатов. Три аппарата отправили в Ирак. Последние БЛА Блок 10 были получены в 26 июня 2006 года.

Для повышения характеристик аппарата видоизменили его корпус, вытянули носовую часть и крылья. Новая модель, именуемая RQ-4B Блок 20, могла нести 1360 кг во внутренних отсеках. Образец Блок 20, 17-ый произведенный Global Hawk, был продемонстрирован 25 августа 2006 года. 1 марта 2007 года аппарат совершил свой первый полет от авиабазы Plant 42 в Палмдейле, Калифорния до базы ВВС Эдвардс. Доводка БПЛА Блок 20 продолжалась и в 2008 году. Следующие модификации аппарата — Блок 30 и 40, разработанные в 2008-2010 году, имеют схожие с Блок 20 размеры.

Перерасход средств
Перерасход средств во время создания Global Hawk поставило программу на грань закрытия. Перерасход на один образец в середине 2006 года составил 25% от оценочной, что являлось необоснованным. Тем не менее, в июне 2006 года программа создания Global Hawk была реструктурирована. Из-за того, что наметилось отставание производства и разработки, окончательный операционный оценочный доклад военно-воздушных сил был отложен с августа 2005 года до ноября 2007. В марте доклад опубликовали, в нем запланировали выпуск 54 аппаратов до 2015 года. План также подразумевал продажу Global Hawk пяти странам, включая США и Германию.

Версия для ВМФ США
Флот Соединенных Штатов приобрел два образца Блок 10, обозначаемые N-1 (BuNo 166509) и N-2 (BuNo 166510), для оценки его применимости в морском патрулировании. Изначально, в течение нескольких месяцев они испытывались на авиабазе Эдвардс, а позднее, 28 марта 2006 года, были перебазированы на авиабазу ВМС США в Патуксент Риве (NAS Patuxent River) для участия в программе «Global Hawk Maritime Demonstration» GHMD. Эскадрилья VX-20 была укомплектована системами GHMD.

Аппараты GHMD первое время в июле 2006 годы совершали полеты в береговой зоне мирового океана (Rim of the Pacific). Хотя RIMPAC испытания проходили в близости от Гавайев, аппарат взлетал из базы Эдвардс, что требовало перелета на 4000 км до операционной зоны. Было выполнено 4 полета, которые включали 24 часа непрерывного морского наблюдения, координируемого военными кораблями США Abraham Lincoln и Bonhomme Richard. Программа испытаний состояла из поддержания морской ситуативной осведомленности, выслеживания по следу и сканирования местности.

Изображение с Global Hawk передовалось на авиабазу в Патуксент Риве, которая обрабатывалась перед отправкой кораблям на Гавайях, таким образом, испытания характеризовались глобальным масштабом воздушной операции.

Компания Northrop Grumman представила модель RQ-4B на конкурс «БПЛА для морского наблюдения на большой территории» (Broad Area Maritime Surveillance), в результате которого должны были заключить контракт. 22 апреля 2008 года модель RQ-4N выиграла с вследствие предложенной цены, с ВМФ США был заключен контракт на сумму 1.16 млрд.$. В сентябре 2010 года RQ-4N официально переименован в MQ-4C.

Конструкция
БПЛА RQ-4 снабжен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H мощностью 3200 кгс/ 31.4 кН, может нести 900 кг полезной нагрузки. Фюзеляж выполнен из алюминия, полу-монококовой конструкции, в то время как крылья и хвостовое оперение сделаны из легких высокопрочных композиционных материалов.

Global Hawk является первым БПЛА, полеты которого в гражданском пространстве одобрены Федеральным управлением гражданской авиации США. Это, определенно, является достижением, и может служить основой для внедрения беспилотных пассажирских авиалайнеров.


Сравнение планера PQ-4A и PQ4B .

Интегрированные системы
Системы аппарата Global Hawk включают авиационные системы – датчики, авионику и каналы связи; наземную часть – элементы запуска и обслуживания, элементы управления с оборудованием наземной связи; обслуживающий персонал; элементы обучения кадров.

Набор интегрированных датчиков поставляется компанией Raytheon и включает радар с синтезированной апертурой (РСА), электрооптические (ЭО) и инфракрасные (ИК) датчики. Как ЭО, так и ИК датчики могут функционировать совместно с РСА. РСА имеет режим обнаружения движения наземных целей, который выдает сообщения о скорости и позициях целей. РСА и ЭО/ИК изображения обрабатываются на борту аппарата и в качестве отдельных кадров передаются элементам управления заданием. Блок управления может складывать кадры в единое изображение перед последующей отправкой. Навигация представляет собой инерциальную навигацию через систему глобального спутникового позиционирования. БПЛА Global Hawk может работать автономно, либо «на привязи» через систему спутниковой связи (Ku- и УВЧ-диапазон). Когда беспилотник работает в зоне прямой видимости, данные передаются по прямой связи.

Наземный сегмент системы Global Hawk включает блок управления заданием и элементы запуска и обслуживания, производимые компанией Raytheon. Блок управления заданием служит для планирования, управления, обработки и передачи изображений. Система запуска и обслуживания обеспечивает точную дифференциальную коррекцию системы глобального спутникового позиционирования для точного взлета и посадки, в то время как в полете используется GPS с инерциальной навигационной системой. Благодаря разобщению элементов наземной станции, каждая его часть может находиться в различной точке мира. Блок управления задание часто располагается вместе с главной точкой управления. Оба элемента помещаются в военный контейнер вместе внутренней антенной для прямой связи и оборудованием для спутниковой связи.



Комплект датчиков
Изображение кликабельно
Global Hawk несет «Интегрированную систему наблюдения и разведки Хьюз » (HISAR). HISAR дешевый аналог комплекта ASARS-2, который компания Hughes (Хьюз) разрабатывала для Lockheed U-2. HISAR также включена к авиационную систему радиоэлектронной разведки ARL-M, созданной на базе разведывательных самолетов RC-7B, которые продаются на международном рынке вооружений. HISAR совмещает РСА и индикатор движения, а также ЭО и ИК блок формирования изображений. Все три датчика контролируются за счет единого процессора. Цифровые данные от датчиков, посредством прямой связи, либо через спутник, передаются наземной станции со скоростью 50 мбит/сек в режиме реального времени.

Система РСА/индикатор движения цели функционирует в Х-диапазоне и обеспечивает несколько операционных режимов:
1. Зональный режим индикации движения может обнаружить перемещение цели в радиусе 100 км.
2. Совмещенный полосный режим РСА/индикатор движения цели обеспечивает разрешение 6 м в полосе 37 км в диапазоне 20-110 км.
3. РСА точечный режим обеспечивает разрешение 1,8 м на 10 км2, а также функции морского наблюдения.

Фотоприемники видимого и ИК диапазонов являются частью единого шарнирного механизма, и используют общий телеобъектив с фокусным расстоянием 1750 мм. Комплект может дополнительно снабжаться набором радиотехнической разведки. Для улучшения наблюдательных способностей Global Haw оборудуется набором самозащиты AN/ALR-89 компании Raytheon, включающим систему предупреждения о лазерном облучении AN/AVR-3, приемник предупреждения об облучении AN/APR-49 и систему постановки помех. Кроме того, против вражеской воздушной обороны беспилотник использует прицепную ловушку ALE-50.

В июле 2006 года на авиабазе Эдвардс ВВС приступили к испытаниям модернизированного варианта Global Hawk Блок 30 на новом полигоне Benefield Anechoic Facility (антенный полигон Бенефилд, предназначенный для тестирования авионики, требующей большие камеры с радиопоглощающим покрытием). Эта модель имела чрезвычайно чувствительный процессор SIGINT, известный как «Элемент расширенный радиоэлектронной разведки» (Advanced Signals Intelligence Payload).

В сентябре 2006 года испытания проводились вместе со специальным радаром, «Multi-Platform Radar Technology Insertion Program» (MP-RTIP), на борту самолета Proteus компании Scaled Composites. Будучи утвержденной, система была установлена на один Global Hawk. Ранее ВВС рассматривали множество вариантов MP-RTIP (известных как датчики зонального наблюдения или WAS sensor) для закрытого испытательного стенда E-10 MC2A и самолета Joint STARS.
В августе 2010 года компания Northrop Grumman представила новую версию, блок 40, которая вошла в производство. Она обладает новыми возможностями, включая радар MP-RTIP, приоритет наблюдения над разведкой. Блок 40 имеет также модифицированное шасси.

История
ВВС США
Global Hawk совершил испытательные полеты, находясь при 452-ой испытательной эскадрильи, авиабаза Эдвардс.

Действующий аппарат входит в состав 9-го разведывательного крыла, 12-ой разведывательной эскадрильи на авиабазе «Биль».
Протитипы Global Hawk ATCD использовались в Афганистане и в Ираке. С апреля 2010 года они совершают полёты по Северному пути, от авиабазы «Биль» над Канадой до Северо-Восточной Азии и обратно, значительно снизив время подлета и время патрулирования. В то время как возможности аппарата по сбору информации заслуживают похвалы, программа уже потеряла три прототипа, потеряны более чем ¼ всех беспилотников Global Hawk, участвовавших в войнах. Согласно австралийской прессе, крушения были вызваны «техническими неполадками или плохой эксплуатацией». Интенсивность отказов на 1 час полетов в 100 раз выше, чем истребителей F-16 в той же войне. Производитель отметил, что несправедливо ставить соответствие между неполадками окончательной модели и прототипами. В результате несчатных случаев были потеряны три БПЛА Global Hawk

Рекорды
В 21 марта 2001 года аппарат номер 982003, третий прототип ACTD, поставил официальный рекорд по продолжительности полета, вылетев из Эдвардса и продержавшись в воздухе 30 часов 24 минуты и 1 секунду. Беспилотник совершил перелет на 19928 метров, который позднее был побит прототипом NASA Helios.

24 апреля 2001 года БПЛА Global Hawk пролетел без дозаправки из авиабазы Эдвардс до авиабазы в Эдинбурге, Австралия, став первым беспилотным аппаратом, совершившим перелет через мировой океан. Перелет включал 13219,86 метров и занял 22 часа.
11 февраля 2010 года Global Hawk налетали 30000 боевых часов.

НАСА
В декабре 2007 года два беспилотника были переданы ВВС Соединенных Штатов Дрейденскому научному центру, авиабаза Эдвардс. Исходя из требований проведения высотных продолжительных полетов по изучению Земли, начались испытания Global Hawk. 1-, 6- и 7-ой аппараты, выполненные ещё по программе демонстрации передовых технологий, в которых более не нуждались военные, поступили на службу НАСА. Компания Northrop Grumman, являясь партнером НАСА, помогало в апробации новых технологий на беспилотнике, что открывало для него новые рынки, в том числе и область гражданского применения.

Согласно статье Scientific American (март 2010 года, p. 25-27), в октябре 2009 года Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства проводили испытания БПЛА, тогда как в научных операциях Global Hawk начал использоваться с марта 2010. Изначально, БПЛА применялся для измерения озонового слоя и переноса загрязнений через мировой океан. Авторы статьи считают, что беспилотники могли использоваться для исследования Антарктики, когда они базировались и работали в Чили.
В августе, сентябре 2010 года один из двух аппаратов участвовал в программе НАСА «Возникновение и быстрое усиление» (Genesis and Rapid Intensification Program). Являясь высотным БЛА большой продолжительности полета, Global Hawk прекрасно подходил для мониторинга атлантического бассейна на предмет возникновения ураганов. Он оборудовался погодными датчиками, включающими радар в Ku –диапазоне, датчик отображения молний и камерами, из которых выбрасывается парашютный радиозонд (Dropsonde).

НАТО
НАТО ожидает получения 8 БПЛА Global Hawk с радарами MP-RTIP к 2012 году. Всего на проект будет потрачено 1 млрд. $, хотя контракт с Northrop Grumman ещё не заключен.

Люфтваффе
ВВС Германии установили на RQ-4B европейские датчики, окрестив его EuroHawk. Машина сохранила исходный планер, но получила разведывательное оборудование компании EADS. Германия решила заменить, в конец устаревший, разведывательный самолет Breguet Atlantic, который списан с июля 2010 года. БПЛА базируется на моделях Блок 20/30/40 RQ-4B, однако оборудуется набором SIGINT компании EADS. Комплект датчиков включает 6 подвесок на крыльях, из которых один унаследован от Global Hawk. Официально EuroHawk поступил на службу в 8 октября 2009 года, а первый полет совершил 29 июня 2010. Он несколько месяцев подвергался летным испытаниям на авиабазе Эдвардс, прежде чем, начал летать в Германии в мае 2011. Изначально, он поступил в подразделение WTD61, аэропорт Ingolstadt Manching.
Стоимость первых 5 машин составила 430 млн. € на разработку и ещё столько же на закупку.

Потенциальные операторы
Австралия рассматривала возможность приобретения нескольких аппаратов для морского и наземного наблюдения. На испытаниях в 2007 году сравнивались машины Global Hawk и RQ-1 Mariner. Если бы выбор был сделан в пользу первого, тогда Global Hawk работал бы вместе с пилотируемыми самолетами P-8A Poseidon, находясь в составе 10 и 11 эскадрильи. Эта или вторая (вместе с RQ-1 Mariner) комбинация должны к 2018 году заменить существующие самолеты AP-3C Orion. В текущей экономической ситуации правительство Австралии решило отказаться.

Канада также является потенциальным покупателем. Они хотят заменить патрульные самолеты CP-140 Aurora, предназначенные для морского и наземного наблюдения. Также новые беспилотник помогут убрать наземные пограничные службы из Арктики. Аналогичные причины побудили Испанию заключить контракт с Northrop Grumman.

Япония также хотела бы купить БПЛА, но они не могут найти средств.

Управление закупок для оборонных программ Северной Кореи крайне заинтересовано в покупке четырех RQ-4B к 2012. Они необходимы для повышения возможностей наблюдения и возвращения операционного контроля за США и Южной Кореей. Контракт оценивается в 19 млн. $. Предложение вызвало горячие споры в администрации США, которая озабочена тем, будет ли покупатель использовать новые машины для своей собственной программы разработки БПЛА.

Новая Зеландия ранее также проявляла интерес к Global Hawk, который предназначался для мониторинга Атлантического океана вокруг Антарктики и Марианских островов. Позднее покупатель обратил внимание на БПЛА IAI Heron и находящийся в разработке, запускаемый с рук, аппарат «Kahu».
Потенциальным покупателем является также Индия.

Модели
RQ-4A – первоначальный вариант ВВС, построено 16 единиц.
RQ-4B – улучшенная версия с повышенной полезной нагрузкой, размах крыльев доведен до 39,8 метров, длина до 14,5 метров. Дальность полета снизилась до 8700 км.
RQ-4E – немецкий Euro Hawk. Модель RQ-4B, оборудованная компанией EADS средствами радиотехнической разведки.
MQ-4C – первоначально именовался RQ-4N. Аппарат предназначен для зонального морского наблюдения.
KQ-4 – находится в разработке. Предположительно, будет полностью автономным аппаратом.
Миниатюрные варианты
В рамках программы «Hunter-Killer» компании Scaled Composites и Northrop Grumman также представили копию RQ-4A в масштабе 50%, названную Model 396.

Операторы
США
ВВС США
Боевое авиационное командование
9-ое разведывательное авиакрыло – авиабаза «Биль», Калифорния

1-ая разведывательная эскадрилья

12-ая разведывательная эскадрилья

53-е авиакрыло

31-я испытательная эскадрилья – авиабаза «Эдвардс», Калифорния
Командование резерва ВВС
940-ое авиакрыло – авиабаза «Биль», Калифорния

13-ая разведывательная эскадрилья — авиабаза «Биль», Калифорния
ВМФ США
НАСА
Дрейденский научный центр
Характеристики
Экипаж: 0

Длина: 13,54 м

Размах крыльев: 35,41 м

Высота: 4,62 м

Масса пустого: 3,851 кг

Масса взлетная максимальная: 10,387 кг

Силовая установка: 1 × Allison Rolls-Royce AE3007H турбовинтовой двигатель, мощностью 3200 кгс/ 31.4 кН

Максимальная скорость: 800 км/ч;

Крейсерская скорость: 650 км/ч

Дальность полета: 24,985 км

Endurance: 36 часов

Рабочий потолок: 19,812 м
——
en.wikipedia.org/wiki/Northrop_Grumman_RQ-4_Global_Hawk
commons.wikimedia.org/wiki/File:RQ-4_Global_Hawk.jpg
sobchak.files.wordpress.com/2009/08/globalhawkcutaway.jpg
1.bp.blogspot.com/_SuL-22JZ-eU/S80D6HHJt8I/AAAAAAAAITk/J_ywQFBcwKw/s1600/Global+Hawk+(GloPac)4.jpg