Технология социального проектирования

Л.М. Чабак

Учитель английского языка

МБОУ «Школа №9 с углублённым изучением английского языка»

г. Казань

Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность .

Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:

1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества, а, следовательно, и развития МСУ .

Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах.

Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Ниже представлена последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.

Подготовка проекта

Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом

Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами.

Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды.

Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело.

Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение).

Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности

Обучить членов команды основам проектной деятельности

Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков

Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона

Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.

Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики

«Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).

Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:

а) при сохранении существующих тенденций,

б) в случае воздействий на них с целью оптимизации.

Прогнозы развития ситуации.

Составить подробный отчет о проведенном исследовании

Систематизированные материалы отчета

Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Расставить проблемы по степени их значимости

Выделение приоритетной проблемы

Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.

Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.

Сформулировать социальную проблему (или проблемы).

Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)

Определить причины существования данной социальной проблемы

Перечень причин появления проблемы

Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Сформулировать основную цель социального проекта

Четкая формулировка цели проекта.

Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы.

Проектное решение

Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы

Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

Шаг № 5. Составление плана работы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

Письменно оформленный документ - план работы

Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта

Точный график выполнения плана

Определить ответственных за каждый пункт плана

Список ответственных за реализацию каждого пункта плана

Указать необходимые ресурсы и источники их получения

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Составить график выполнения всех пунктов плана

Рабочий график

Оформить график в виде таблицы

Письменно оформленный график работ

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Продумать обязанности, необходимые для реализации плана

Перечень обязанностей

Описать основное содержание каждой обязанности

Описание обязанностей

Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

Список членов команды с указанием обязанностей каждого

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских)

Список необходимых ресурсов

Составить список источников получения ресурсов

Список источников получения каждого вида ресурса

Шаг № 9. Составление бюджета

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определить источники поступления денежных средств (доходов)

Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них

Составить список предстоящих расходов

Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины

Определить разницу между доходами и расходами

Реализация проекта

Шаг № 11. Составление предложений по проекту

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации

Окончательная редакция плана реализации проекта

Составление краткого резюме проекта

Резюме проекта

Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям

Варианты предложений о совместной деятельности

Составление текста договора о совместной деятельности

Варианты договора

Шаг № 12. Поиск деловых партнеров

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта

Список организаций и лиц

Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах

Информация о деловых партнерах

Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров

Подробная информация

Шаг № 13. Проведение официальных переговоров

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта

Текст договора (устная договоренность)

Подписать договор о сотрудничестве

Подписанный текст договора

Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы

Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время

Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта

Точное и полное выполнение всех пунктов плана

Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта.

Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств.

Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами.

Новая (откорректированная) версия проекта

П редостережения от ошибок

1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте.

Не пропускайте процедуру прогнозирования.

2. Зачастую проектировщики подвержены стремлению к «гигантомании», то есть, замахиваются на проект, призванный «привести к счастью все человечество». Как правило, такие проекты принципиально нереализуемы.

Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.

3. В советское время появлялось, да и появляются сейчас, множество «имитационных» проектов. Если разворачивается деятельность по достижению цели, к достижению не предназначенной, то такую деятельность можно назвать единственным словом - имитация.

Для имитатора идеальный проект - долговременная крупномасштабная программа, потребляющая огромные ресурсы, с максимально отсроченным результатом и невозможностью проконтролировать ход ее осуществления на деле. В советское время таким идеальным проектом, разрабатывавшимся десятки лет, был «поворот северных рек». В данном случае определяющей является ориентации на участие в распределении ресурса. Реально это проявляется в том, что размещаясь в пространстве затратной, распределительной системы, любой проект (за исключением тех, которые направлены на преодоление именно этого механизма) в организационно-деятельностном аспекте есть, прежде всего, проект способов участия в распределении ресурсов.

Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.

4. Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие методы решения и выбрать из них оптимальный для вашей социальной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу.

5 . Любой лидер всегда подвержен искушению чувствовать себя «пупом земли». Ваша команда (Вы ее создаете) – достойна того, чтобы быть услышанной.

Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.

Наконец, такой курс готовит студента не только к будущей профессии, но и к жизни (в самом широком смысле слова) в современном обществе.

Данное учебное пособие представляет собой третье, переработанное и дополненное издание книги, впервые вышедшей в 1998 г. под названием «Социальное проектирование и прогнозирование». В новом издании сохранена ориентация на раскрытие технологии социально-проектной деятельности; в учебном пособии представлены главным образом те аспекты теории, знание которых помогает усвоить навыки реального социального проектирования. Социальное проектирование в этом учебном пособии не сводится к узко понимаемым задачам социальной работы. Напротив, мы стремимся показать, что социально-проектный подход позволяет объединить пути решения целого комплекса задач социокультурного характера, что и должно лежать в основе достижения целей социальной работы.

Глава 1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

§ 1. Понятие социального проектирования

Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Таково самое общее определение деятельности, которую мы будем изучать.

Сущность социального проектирования. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом) представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего нас мира. Мы, разумеется, живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

Однако в любом возрасте и при любом уровне практических знаний, образованности, начитанности и т.п. мы воспринимаем свой обыденный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся неполных данных мы конструируем его в своем сознании, и эта конструкция позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность.

Механизмы социального конструирования реальности лежат в основе социального проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или менее уверены, что проблема состоит в том-то и том-то, уверены, что для ее разрешения нужно сделать то-то и то-то и что это в наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но - среди прочих - приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания утверждать, что социальный проект – инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень малой степени произвольно, оно осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей.

Контекст общих понятий. Понятие социального проектирования может быть поставлено в различный понятийный контекст. По избранному контексту, т.е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, можно безошибочно установить направленность той или иной концепции социального проектирования, ее основные черты.

В нашем случае контекст общих понятий для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

Инновация. Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация – не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами – и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха – но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.

Социальная субъектность. Люди (по отдельности, в группе, в составе организации, а обобщенно – как сообщество, общность, общество) выступают субъектом исторического процесса, т.е. своей деятельностью способны влиять на ход событий. Этот очевидный, ежедневно наблюдаемый факт мы теоретически осмысливаем через понятие «социальная субъектность».

Под социальной субъектностью понимается способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности.

Аналогом рассматриваемого понятия выступает юридическое понятие правосубъектность, которое обозначает способность лиц быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность разделяется на правоспособность (т.е. способность обладания правами и несения обязанностей) и дееспособность (т.е. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей). Подобно этому социальная субъектность может быть рассмотрена в единстве двух сторон: 1) наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности.

Признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого как частицу общественного организма составляет морально-философское основание социального проектирования.

Жизненные концепции. Социальная субъектность преобразуется в формы жизнедеятельности в соответствии с общественными условиями и несет на себе отпечаток принятых в обществе моделей поведения. Социальное поведение людей чрезвычайно разнообразно, если смотреть на него как на серию событий. Но за этим разнообразием стоит довольно ограниченное число жизненных концепций – наиболее общих линий социального поведения, отношения к жизни.

Возможны различные классификации жизненных концепций. Для наших целей мы объединим различные линии социального поведения в три жизненные концепции людей (как индивидов, так и сообществ).

Первая жизненная концепция: двигаться по воле жизненных волн. Эта концепция нашла свое теоретическое обоснование в скептицизме – идущем из далекой древности философском учении.

Отец скептицизма древнегреческий философ Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.) сформулировал исходный тезис этой жизненной концепции в словах: «Ничто не есть в большей степени одно, чем другое» 1 . Смысл этой формулы таков: человек имеет дело с формами вещей, но ему не известны свойства вещей; потому-то следует воздерживаться от решений и проявлять апатию (невозмутимость). Атараксия (бездеятельность) – наилучшая позиция для человека, который в реальности должен следовать правдоподобию, традициям и природе.

Проектирование (лат. «projectus» - брошенный вперед) - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научнотеоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений; составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Социальное проектирование должны учитывать следующие параметры:

  • противоречивость социального объекта;
  • многовекторность развития социального объекта;
  • невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
  • многофакторность бытия социального объекта;
  • наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
  • субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
  • факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задаст эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем.

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений о методологии проектирования в социальных науках. Только в этом случае удастся преодолеть два основных его недостатка. Один недостаток низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой - потеря социальных параметров.

Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т.п.

Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта.

Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой характер. От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и дсконструированис, или декомпозицию, искусственного предмета.

С точки зрения содержания, особенностей протекания, конструирование, реконструирование и дсконструированис - это разновидности творческой активности мышления со стороны его прагматической функции. Конструирование используется при формировании целей и определении плана деятельности, разработке технологий, определении параметров будущих результатов действий и др. Проектирование - одна из разновидностей конструирования

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. и., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.

В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы. Поэтому проектирование различных типов и систем требует, кроме общих принципов и закономерностей, применения особой методики. На всех уровнях проектирования важно выявить связи, закономерности, характерные для данного уровня, определить системообразующие факторы и учитывать их при проектировании и конструировании.

Всем научно разработанным социальным проектам присуще следующее:

  • 1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
  • 2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;
  • 3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки :

  • - он должен быть создан на научной основе,
  • - не противоречить нравственным нормам,
  • - выражать общепринятые социальные ценности,
  • - выражать социальный заказ,
  • - быть эффективным с точки зрения реализации,
  • - не содержать противоречий,
  • - должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени.

В зависимости от целей проектирования различаются его виды: организационное, операционально-деятельностное, временное, структурнофункциональное, пространственное моделирование.

Организационное проектирование предполагает изменение

  • целей работы организации;
  • содержания работы и структуры управления, технологии производства;
  • методов решения задачи;
  • кадровой политики (кого и сколько принимать) организации.

Операционально-деятельностное проектирование - это формирование

системы как некоторой оптимальной деятельностной системы. Значительная часть систем представляет собой алгоритмы оптимальной деятельности, реализуемые в пространстве и времени. В некоторых системах деятельность выступает не главной, а вспомогательной составляющей, но всегда приходится решать комплекс задач операционально-деятельностного проектирования (выделение операций, установление их порядка, формирование алгоритма, его оптимизация и т.п.).

Временное проектирование предполагает размещение процессов в социальном времени, когда определяется направленность в технологии вектора времени, ее развитие, синхронность, ритмичность и т.п. Это прогрессивный тип технологии. Общество, которое применяет их, развивается, осваивает передовые достижения цивилизации. Но технология может быть и традиционалистской, т.е. ее миссия заключается в том, чтобы законсервировать настоящее. В отдельных случаях такие технологии являются очень важными и прогрессивными, например сохранение культурных ценностей малых народов. Но доминирование этих технологий в обществе закладывает его застой, отставание от передовых стран.

Пространственное проектирование - размещение фрагментов объекта или процесса в пространстве. Пространство выступает в качестве важнейшей характеристики системы. Так, в любом населенном пункте можно выделить огромное число разновидностей социального пространства: от пространства рекреации (предметный мир, зоны отдыха людей) и пространства трудовой деятельности людей до мусорного пространства, связанного со всеми составляющими возникновения, сбора, утилизации и переработки мусора. Социальная система должна соответствовать своему пространству, охватывать все его объекты и, самое главное, оптимизировать его, приводить в соответствие с достижениями цивилизации.

Структурно-функциональное моделирование объекта или процесса ориентировано на создание систем. Само создание системы, или структурнофункциональное проектирование, обычно происходит путем формирования требований к технологии, т.е. определения ее функций на «входе» проекта, затем выявляются ее структуры, которые на «выходе» проекта выступают в качестве конечного результата проектирования. С точки зрения принципа кибернетики, получившего название «принцип черного ящика», сущность проектирования заключается в том, чтобы «черный ящик», в качестве которого выступает модель технологии, сделать «светлым» путем раскрытия его структуры.

Проектирование организационных технологий - разработка организационной процедуры, организационной схемы, представляющих собой развернутую модель будущей организационной системы. Существуют два основных подхода к разработке организационной схемы, которые П.М. Керженцев называл условно «германским» и «английским». При «германском» подходе придается чрезмерное значение стройности и логичности организационной схемы. Создав такую схему, ее автор старается провести ее в жизнь вплоть до всех мелочей, не нарушая единства и логической законченности организационного плана. «Английский» тип в своей организационной работе меньшее значение придает общим, теоретизированным схемам, а исходя из повседневной практики стремится найти организационную схему, наиболее адекватную обстановке. Отсюда и чрезвычайно пестрые, разнообразные организации в англоязычных странах.

Безотносительно к стратегическим вариантам организационной схемы можно сформулировать несколько требований к ее разработке:

  • организационная схема должна быть ясна и понятна не только ее создателям, но и всем участникам организации;
  • элементы организационной схемы должны быть по возможности унифицированы;
  • организационная схема должна быть построена так, чтобы предполагаемая работа могла совершиться быстро, точно и экономно;
  • организационная схема должна быть достаточно устойчивой и в то же время гибкой, чтобы без труда применяться к меняющимся условиям.

Общие методические принципы проектного анализа:

  • альтернативный подход к выбору проектов;
  • разработка и анализ проектов по нескольким аспектам (разделам);
  • выявление и представление выгод и затрат, возникающих как следствие данного проекта;
  • использование принятых в мировой практике показателей ценности проектов с учетом фактора времени;
  • анализ и оценка рисков и неопределенности.

Проектирование социального эксперимента - метод научного познания и оптимизации социальных систем, который совершается через наблюдение за их поведением в контролируемых условиях. Проектирование социального эксперимента выполняет две функции - исследовательскую и управленческую - и поэтому принадлежит к научной сфере в области социального управления. Использование экспериментального метода требует наличия:

  • 1. Четко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирических проверенных утверждений.
  • 2. Объекта, который допускает:
    • а) возможность описания системы переменных, которые детерминируют его поведение;
    • б) возможность количественных и качественных измерений его деятельности и поведения;
    • в) контроль за факторами, которые влияют на состояние объекта, и условиями во время проведения эксперимента.

Общая логика проектирования социального эксперимента состоит в том, чтобы, избрав экспериментальную группу (или группы), влиять на нее конкретными факторами и проследить направление, величину и стойкость изменяющихся характеристик, которые интересуют исследователя. В зависимости от специфики исследовательской задачи проектирование социального эксперимента делят на научно-исследовательские и практические. Первые направлены на получение научных данных, развитие теорий, вторые - на решение задач в управлении общественными процессами.

Построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования, в процессе которой используются специфические методы.

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких- либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Профаммно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути - способы - средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем, более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Среди методик проектирования следует выделить следующие.

«Дерево целей». В крупных проектах цель формируется как «дерево целей», которое позволяет точно зафиксировать полученный в итоге результат. Социальные цели могут быть представлены в виде «дерева целей», где из конечной цели (самоцели) логически выводятся ее составляющие первого, второго и т.д. порядков. Деление цели на подцели представляет собой логическую процедуру, которая определила и направление движения по ступеням целевой иерархии.

Методика матрицы идеи основана на использовании нескольких независимых переменных, дающих возможность найти разные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль (помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования). Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии (является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение, прогноз о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования). Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

  • а) чем больше известно общих признаков (PI; Р2, ...., PJ) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;
  • б) чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  • в) чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  • г) если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения).

Метод ассоциации. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются нс только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма предполагает связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. «Мозговой штурм» осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в процессе которого обсуждаются различные проекты, делаются оценки, проводится экспертиза фактов, высказываются различные.мнения.

Методика сииектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Применительно к социальным проектам В.А. Луков формулирует следующие этапы: разработка проектов, оценка

жизнеспособности проекта, планирование проекта, составление бюджета, защита проекта, предварительный контроль, этап реализации проекта, коррекция проекта по итогам мониторинга, завершение работ и ликвидация проекта. Значительная часть работы проводится до фазы реализации проекта.

В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В.М. Сафронова и другие ученые выделяют следующие этапы проектирования:

  • 1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
  • 2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
  • 3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):
    • - определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
    • - разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
    • - заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.
  • 4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха.
  • 5. Задачи. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.
  • 6. Прогнозирование.
  • 1. Нормативный прогноз.
  • 8. Конструкт. Предполагает конструирование проекта, разработку основных элементов проекта при помощи различных методик.
  • 9. Проект системы. Предполагает текстовое оформление проекта.

Сравнение множества проектов показывает, что их текстовое описание строится примерно по одной схеме. Сравним два варианта структуры.

Первый вариант - типовая структура, применяемая при составлении федеральных целевых программ.

Паспорт программы:

  • а) наименование;
  • б) дата принятия решения;
  • в) заказчик;
  • г) основной разработчик программы;
  • д) цели и задачи программы;
  • е) сроки реализации;
  • ж) перечень основных подпрограмм;
  • з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий;
  • и) объем и источники финансирования;
  • к) ожидаемые конечные результаты реализации программы;
  • л) система организации контроля за исполнением программы.
  • 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости се решения путем осуществления программы.
  • 2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы.
  • 3. Система мероприятий программы.
  • 4. Ресурсное обеспечение программы.
  • 5. Механизм реализации программы.
  • 6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией.
  • 7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

Приложения:

  • а) Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам и содержанию расходов, источникам финансовых средств; с разбивкой по этой схеме по подпрограммам);
  • б) Дополнительная информация по программе (графики, диаграммы, отечественный и мировой опыт, литература по теме и др.)

Второй вариант структуры основывается на обобщении нескольких сотен конкурсных проектов, которые представлялись молодежными и детскими общественными объединениями в федеральный орган исполнительной власти с 1995 г.

  • 1. Проблема, на решение которой направлен проект.
  • 2. Цели проекта.
  • 3. Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и предъявляемые к ним требования.
  • 4. Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты. Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться.
  • 5. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.
  • 6. Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных за его реализацию).
  • 7. Смета расходов.

Алгоритм защиты проекта описан В.А. Луковым. В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится по концентрическим кругам.

Самый маши круг - презентация проекта. Презентация занимает две-три страницы, и в ней в самой сжатой форме изложены информация об организации, осуществляющей проект (цели организации, се готовность к осуществлению проекта), и концепция проекта (актуальность проекта; его цель и задачи; правовое, экономическое, организационное обоснование; потребность в средствах, модель и источники финансирования; участники проекта, их функции; места и время; материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы; ожидаемые последствия осуществления проекта).

Этой информации должно быть достаточно, чтобы лицо, которому адресован проект (например, потенциальный инвестор), заинтересовался им. Если интереса нет - проект откладывают в сторону, если интерес проявлен - читают дальше.

Второй круг - изложение концепции проекта, а также наиболее общей оценки его жизнеспособности и базовых расчетов. Текст этой части по структуре тот же, формулировки исходных положений - те же, но здесь есть аргументация представленных положений. Текст занимает 25-30 страниц. Лицо, принимающее решение по проекту, знакомится с этой частью для прояснения того, что невозможно было почерпнуть из краткого описания проекта.

Третий круг , строящийся по той же структуре, что и два предыдущих, содержит детальную информацию и все выполненные расчеты по проекту. Эта часть может быть как угодно велика. В крупных проектах она может быть многотомной, содержать таблицы, рисунки, схемы, чертежи, диаграммы и т.д. Но это не мешает видеть проект в целом: краткое описание (первый круг) и его вариант с аргументацией положений (второй круг) позволяют не отвлекаться от главного.

К тексту могут прилагаться различные документы: устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по исследованиям и т.д.

Организованный по такой модели текст проекта позволяет сделать его многофункциональным, легко адаптировать к различным задачам презентации, не проводя дополнительной работы.

Социальное проектирование является одним из инструментов реализации научного управления или специфическим видом социального планирования, касающегося предполагаемого развития социального объекта, который еще нс создан.

Общество, в котором формируется молодой человек, является для него объективной социальной реальностью. Объективность обусловлена внешней данностью условий жизни, тем, что молодой человек включается в уже готовые социальные структуры и отношения. Для успешного продвижения необходимо освоение правил, по которым устроен внешний мир. Вместе с тем внешняя социальная реальность как готовая конструкция является результатом субъектной деятельности людей. Поэтому процесс социализации представляет собой не только освоение молодым человеком заданных стандартов, но и проявление собственной субъектности, которая в узком смысле выражается в проявлении активности в процессе усвоения норм, ценностей, а в широком понимании - в активной деятельности по конструированию реальности.

Путем индивидуального конструирования и проектирования социальной реальности молодой человек реализует себя как социального субъекта. Эти теоретические положения развиты и применены В. А. Луковым в изучении конкретных механизмов освоения молодежью социальной действительности в процессе социализации.

Согласно разработанной В. А. Луковым концепции социального конструирования реальности молодежью этот процесс включает следующие способы: 1) адаптация к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); 2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира»; выделение зоны независимости); 3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии с собственным символическим универсумом) . Активность молодежи в социальном конструировании реальности составляет важнейшее условие ее социализации. Конструирование осуществляется посредством символизации своего мира, молодежной моды, проектирования реальности, выработки жизненных стратегий.

Знаково-символический мир молодежи. Символы - предметы, действия, слова, изображения, служащие в качестве условных обозначений и опознавательных знаков для членов определенной социальной группы. Они являются внешними признаками принадлежности индивидов к одним группам и дистанцирования от других. Поэтому общее назначение знаков и символов молодежи - ориентация в пространстве «свои-чужие» .

Процесс создания и ограждения своего мира молодежью неотделим от его символизации. В. А. Луков выделяет следующие характерные знаково-символические отличия молодежи: способы создания, поддержания и презентации тела, его атрибуты (параметры тела, стандарты внешности, типичные жесты, прически, макияж, украшения, одежда и особенности ее ношения); вещи и предметы обихода молодежи (мобильный телефон, компьютер и др.); способы коммуникации - язык и средства общения (мобильный телефон, Интернет и проч.); формы проведения досуга предпочтения в еде; музыка и танцы; особенности сексуального поведения .

Молодежная одежда «отличается яркостью, ослабленной половой дифференциацией (унисекс) и полифункциональностью. Примером стандартизации молодежной одежды нескольких поколений являются джинсы. Для молодежи считается нормальным оголение тех или иных частей тела и эротическая провокация. На этом общем фоне особыми чертами в самом составе предметов одежды и обуви, а также в их конфигурации, цветовой гамме, фурнитуре и т. д. обладают различные молодежные субкультуры, придающие отличию в одежде знаковый характер» .

Прически могут становиться почти нормативными для значительной части молодежи. По ним нетрудно отличить поколения 1940-х гг. от поколений 1960-х или 2000-х гг. В прическах и макияже (или его отсутствии) нередко отражается позитивный образ у значительной части молодежи тех или иных субкультур либо культурных стилей, которые становятся отличительной чертой внешнего облика целого поколения (например, ориентация на прически в стиле «Битлз» в 1960-1970-е гг.) .

В украшениях заметна распространенность яркой бижутерии, ориентации на традиционные культуры (украшения с проколом ноздрей, губ, практика пирсинга). Распространение в молодежной среде в последние годы различных видов татуировок на теле имеет то же происхождение и одновременно выражает определенные тенденции в культуре телесности. При этом сами татуировки утрачивают первоначальный смысл и становятся атрибутом моды .

Символами могут становиться различные жесты и позы. Некоторые из них выражают солидарность по какому-либо поводу. Так, в 1930-е гг. поднятый вверх кулак выражал сплоченность антифашистской молодежи (впрочем, как и всех антифашистов, независимо от возраста). В 1960-е гг. пальцы в форме латинской буквы V (начальная буква слова «victory» - «победа») стали символом студенческого бунта. Позднее этот жест стал применяться молодежью как обозначение солидарности со «своими» на футбольных матчах, концертах поп- и рокзвезд, просто на фотографиях для «своих» ит. д. Другие жесты и позы призваны компенсировать внутреннюю скованность и, наоборот, выразить уверенность в себе и независимость, а также идентификацию с референтными группами.

Массовое распространение новых техник и технологий в быту в качестве привычных вещей - отличительная черта современной молодежи. Они имеют не столько индивидуальную, сколько групповую атрибуцию. Она проявляется в наборе используемых вещей и наиболее целостно представлена в комнате подростка (если таковая имеется) . При этом наблюдается сходство предметов и убранства комнат подростков в пределах современной европейской культурной модели .

Молодежью быстрее, чем старшим поколением, осваиваются не только сами вещи, рождаемые научно-техническим прогрессом и отвечающие на новые потребности людей (нередко порождающие новые потребности), но и многообразные функции таких вещей. Таково, в частности, массовое овладение молодежью компьютерами, видео- и аудиотехникой, мобильными телефонами со всем комплексом их коммуникативных, информативных, развлекательных и других возможностей .

Знаковый характер имеют некоторые предпочтения молодежи в еде. Так, в крупных городах отмечается ориентация молодежи на такие виды еды, как пицца или биг-мак, пиццерия обычно становится чем-то вроде молодежного клуба . Предпочтения в еде формируются во многом под воздействием рекламы. Часть ее напрямую адресована молодежи и нацелена на усиление идентификации с определенными типами. Например, согласно рекламе «батончик «Финт» - только для тех, кто вправду «крут», а «Шок» - это по-нашему». Подобные рекламные методы используются и в отношении других социально-возрастных групп (так, некоторые сорта пива позиционируются как предназначенные «только для настоящих мужиков»). Важным является содержание транслируемого рекламой образа.

Наличие предпочтений в еде статусного, а не вкусового происхождения, - одно из свидетельств существующего в молодежной среде «огораживания» зоны независимости. В то же время еда приобретает знаковый характер лишь тогда, когда есть возможность выбора и не стоит вопрос о простом удовлетворении потребности в питании. Для значительной части молодежи остается проблемой собственно утоление голода при крайне ограниченном выборе средств .

В сфере досуга с молодежью ассоциируются различные телесно ориентированные практики, в частности спорт, танцы, бодибилдинг. Нередко они приобретают субкультурный характер или входят в состав сложных субкультурных образований (например, брейк-данс в составе хип-хоп культуры). Досуг молодежи часто имеет экстремальные формы (экстремальные виды спорта, сознательно агрессивное поведение в общественных местах, нелегальное граффити и т. п.). В обыденном сознании с молодежью нередко связывается общая ориентация на развлечения (в том числе опасные - вроде экспериментов с наркотиками). Между тем в молодежной среде развлечение выполняет функцию коллективного освоения сложного социального мира .

Знаковый характер имеют предпочтения молодежи в сфере публичной информации. В социологических исследованиях рекламы, телепрограмм, рынка книжной продукции, других исследованиях СМИ обычно выделяется молодежь в качестве реальной или потенциальной целевой аудитории. Для молодежи (с учетом ее знаковых систем и символического мира) создаются специализированные проекты (издания, программы и т. д.) СМИ .

Знаки, создаваемые молодежью для самоидентификации, находят отражение в лексике и фразеологии. Язык молодежи (сленг) - открытая подсистема языка, граничащая с разговорной речью, арго, просторечием и табуированной лексикой, активно употребляемая людьми от 13- 15 до 25-30 лет и имеющая яркую стилистическую окрашенность. Это средство коммуникации позволяет ограждать зону независимости молодых людей главным образом от взрослых, а также отличает их от представителей других субкультур.

По определению А. И. Ковалевой и В. А. Лукова, «под сленгом (или общим жаргоном) понимается открытый список слов, понятных большинству носителей данного языка, однако активно употребляемых, прежде всего в молодежной среде, имеющих яркую стилистическую окраску и оцениваемых говорящими как приемлемые лишь в ситуации неформального общения. Определяющими чертами сленга является: 1) открытость и гибкость, 2) специфичность для языка молодежи, 3) нацеленность на определенную аудиторию, 4) стилистическая маркированность» . Как и в целом, будучи выразительным лексическим средством разговорной речи, молодежный сленг отличается экспрессивностью, эмоциональной окрашенностью, ненормативным характером .

Одними из знаковых маркеров молодежи и ее определенных сообществ являются музыка и танцы. По отношению к тому или иному музыкальному стилю, исполнителю или группе исполнителей происходит дифференциация как между молодежью и другими возрастными группами, так и внутри самой молодежи, хотя данный признак не является всеобщим и последовательным . В разных социальных группах знаковый характер музыки и танцев имеет своеобразное ритуальное значение.

Знаки и символы просматриваются и в сфере сексуального поведения молодежи. Данная часть жизни символизирует молодость и ориентирована на ценности молодости. В то же время в сексуальном поведении молодежи нередко усматривается избыток аморализма, разврата, отхода от социальной нормы. В свою очередь, молодежь нередко откровенно демонстрирует свою сексуальность как преимущество перед старшими поколениями, в том числе в формах, признаваемых в обществе девиантными (групповой секс, гомосексуализм, съемки в любительской порнографии и т. д.) .

Рассмотренные знаки и символы (одежда, макияж, прически, украшения и т. д.) являются частью молодежной моды. В свою очередь, сама молодежная мода - многоплановое и потому не однозначное социальное явление. Неоднозначность моды как таковой выражается в противоречиях: между подражанием молодежи референтным образцам и ее индивидуализацией, стремлением «быть как все» и желанием самовыразиться; стремлением к свободе и раскрепощению и отчуждением индивидов от самих себя ради сходства с остальными; способностью моды одновременно служить социальным маркером различий в среде молодежи, основанных на статусном неравенстве и средством унификации; освобождением и новыми скрытыми зависимостями; тенденцией на удовлетворения эстетических, досуговых и иных потребностей и новыми формами противоборства и соперничества.

В молодежной среде мода выполняет несколько функций:

1) обеспечивает процесс социализации в форме следования ее меняющимся образцам; 2) позволяет интегрироваться в то или иное сообщество и при этом самовыразиться; 3) является средством саморегуляции и социального контроля. В этом смысле мода становится средством манипулирования сознанием в форме насилия над индивидуальными особенностями индивидов, не соответствующих ее стандартам. Подобные процессы особенно характерны для молодежи, в среде которой эстетические характеристики стиля уступают место символизации, ограждению своего мира и идентификации со сверстниками или с кумирами. При всем разнообразии, обусловленном стилевыми особенностями различных субкультур, современная молодежная мода формирует схожие образы мысли и поведения, продиктованные идеями потребления.

  • См.: Ковалева Л. И., Луков В. А. Указ. соч. С. 189.
  • Там же. С. 191.