Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

Рег. № __________ Кафедра логистики

Дата _________20____

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Совершенствование логистической деятельности промышленного предприятия на примере ОАО «Керимин»

по дисциплине: «Логистика»

Основные замечания: __________________ Студентка_________________

(подпись)

_____________________________________ (Ф.И.О. – полностью)

Курс 3 , группа 1218

Факультет_________________

Специальность_____________

_____________________________________ __________________________

_____________________________________

Научный руководитель:

_____________________________________ __________________________

_____________________________________ (должность, ученая степень, ученое звание)

_____________________________________ __________________________

_____________________________________ __________________________

Отметка о допуске курсовой работы к (Ф.И.О. – полностью)

защите:______________________________

Дата: ______________ 20____

Подпись научного руководителя:

______________/______________________

Минск 2014

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Керамин» ..........5

1.1 История создания и развития………………………………………………….5

1.2. Финансово – экономический анализ предприятия………………………….8

ГЛАВА 2. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Керамин» ………………………………………………………………….11

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Керамин» ……………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...24

…………………………25

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях роль логистики очень высока, так как на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. Наиболее важная цель, которую преследует предприятие, организуя у себя службу логистики или ставя задачи, которые решаются с ее помощью, - это экономия издержек, связанных с потреблением, производством и распределением продукции.

Логистика – это управление материальными, финансовыми и информационными потоками с целью их оптимизации и уменьшения издержек. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.

Закупочная логистика является одной из основных функциональных областей логистики и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

ОАО «Керамин» - это стабильное, крупное, динамично развивающееся предприятие по производству высококачественных строительных материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарной керамики, керамических камней и кирпича.

Производство ведётся в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми производителями оборудования для керамической отрасли. Целью ОАО «Керамин» является производство высококачественной продукции для удовлетворения нужд и потребностей покупателей в Республике Беларусь и за ее пределами.

Объектом иссле дования данной работы является промышленное предприятие, а предметом - логистическая деятельность, в частности, отдел закупок.

Цель моей курсовой работы – ознакомление с историей предприятия ОАО «Керамин», его финансово-экономической деятельностью, а также рассмотрение логистической деятельности данного предприятия и на основании представленной информации предложить мероприятия по совершенствованию логистической деятельности.

Задачи:

  1. ознакомление с деятельностью предприятия ОАО «Керамин»;
  2. изучение работы отдела закупок;
  3. рассмотрение концепций управления складскими запасами, применяемых на ОАО «Керамин»;
  4. предложить собственные пути совершенствования работы отдела закупок.

Для решения поставленных задач при написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные издания, журнальные статьи, а также использовано большое количество периодических изданий и информационных ресурсов сети Internet.

Глава 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Керамин»

  1. История создания и развития

Открытое акционерное общество «Керамин» является одним из крупнейших предприятий по выпуску строительных материалов и производит обширный ассортимент плитки керамической для облицовки стен, полов, фасадов (в т.ч. керамического гранита «грес»), изделий санитарных керамических и керамического кирпича. Форма собственности – смешанная (70% - государственная собственность (Мингорисполком)).

Брэнд «Керамин» - один из лидеров в странах СНГ по объемам выпуска керамической плитки – 18 млн.кв.м. в год, и санитарной керамики – 1500000 единиц в год. Более 70% производимой продукции напрямую поставляется во все регионы СНГ, государства Балтийского региона и дальнее зарубежье.

Производство керамической плитки включает следующие производственные подразделения, основной вид деятельности которых по ОКЭД – 26300:

  1. Цех №1 –массозаготовительный цех (подготовка керамических масс);
  2. Цех №2 – основная продукция (плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен);
  3. Цех №3 – основная продукция (плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен; плитки керамические для полов «ГРЕС», керамический гранит);
  4. Цех № 4 – основная продукция (плитки керамические для полов, плитки керамические для полов «ГРЕС» полированные, плитки керамические для внутренней облицовки, плитки керамические для внутренней облицовки стен фризовые).

Вспомогательное производство: цех подготовки производства керамической плитки, служба систем автоматики, ремонтно-механическая служба плиточного производства, ремонтно-энергетическая служба плиточного производства, механический цех, энергетический цех, котельный цех, ремонтно-строительный цех, цех внутреннего заводского транспорта, цех железнодорожного транспорта.

Завод «Стройфарфор» - основная продукция: изделия санитарные керамические (умывальники, унитазы, бачки, пьедесталы, писсуары и биде), основной вид деятельности по ОКЭД – 26220, производство изделий из пластмассы для санитарной керамики.

Минский керамический завод и горный цех – основная продукция: кирпич керамический, глина для кирпичного и плиточного производства, основной вид деятельности по ОКЭД – 26400.

Технология производства плитки реализуется с применением оборудования ведущих европейских производителей таких, как « Sacmi », « Simac », « System » и др. Все процессы практически полностью автоматизированы и механизированы.

В 1993 году ПО «Минскстройматериалы» включено в государственную Программу разгосударствления и приватизации и 29 апреля 1994 года преобразовано в открытое акционерное общество «Керамин».

В 1996 году состоялось посещение ОАО «Керамин» Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, во время которого была представлена первая современная технологическая линия по производству керамической плитки, введенная в эксплуатацию в соответствии с генеральным планом реконструкции предприятия, основу которой составило оборудование итальянской фирмы SACMI (Сакми) – мирового лидера в этой области.

Занимаемая площадь 68, 76 га, включая:

  1. головное предприятие (ул.Серова, 22);
  2. Минский кирпичный завод (ул. Осиповичская, 16).

Сегодня ОАО «Керамин» - быстроразвивающееся предприятие, работающее со стопроцентной загрузкой имеющихся производственных мощностей. Использование современных технологий и прогрессивного оборудования, строгое соблюдение требований к качеству производимой продукции и эффективная организация производства позволили акционерному обществу завоевать устойчивое положение на рынке стран СНГ, обеспечивают динамичный рост объемов производства и сбыта продукции.

ОАО «Керамин» входит в число крупных производителей высококачественной керамической плитки, сантехники и кирпича в странах СНГ. Конкуренция на данном сегменте рынка чрезвычайно высока, особенно с учетом того факта, что предприятию приходится конкурировать не только с российскими предприятиями-изготовителями, но и с продукцией испанских, итальянских, польских, чешских и других иностранных производителей. Для поддержания должной конкурентоспособности своей продукции ОАО «Керамин» непрерывно инвестирует значительные средства в обновление производства, постоянно расширяет и обновляет ассортимент выпускаемой продукции, улучшает её качество.

В настоящее время ОАО «Керамин» разработана программа по наращиванию объемов выпуска продукции. В 2012-2015 годах запланирована замена технологических агрегатов существующих линий, которые отработали более 12 лет, что позволит увеличить объемы производства керамической плитки к 2015г. до 20 млн. м 2 в год.

ОАО «Керамин» производит обширный ассортимент плитки керамической для полов и стен, керамического гранита «грес», вентилируемого фасада, кирпича керамического, санитарных технических изделий. Основной объем выручки общество получает от реализации продукции плиточного производства порядка 75 % от общего объема реализации.

Высокая конкурентоспособность продукции предприятия подтверждается и статистическими данными маркетинговых исследований. Так, доля ОАО «Керамин» на рынке керамической плитки Республики Беларусь в 2011г. составила примерно 46,2% (в 2010г. доля предприятия составляла 36,6%), а на рынке санитарной керамики – 67,3% (49,7% в 2010г.). Увеличение продаж продукции ОАО «Керамин» на внутреннем рынке значительно усилило позиции предприятия и позволило потеснить на рынке импортную керамическую плитку и санитарную керамику. На основном экспортном рынке Российской Федерации, где предлагают свою продукцию более 30 российских и свыше 100 зарубежных производителей керамической продукции, доля рынка керамической плитки ОАО «Керамин» по итогам 2011 года составила около 6%, что говорит о ее высоком качестве и конкурентоспособной цене.

ОАО «Керамин» расположено на юге города Минска, имеет подъездные пути для доставки сырья и погрузки продукции в вагоны. Основная сырьевая база – преимущественно высококачественное глинистое сырье месторождений Украины, полевые шпаты (Россия, Турция); пески, мел, доломит, глины – местных месторождений; фритты (основа глазурей, ангобов) – собственного производства, керамические пигменты (Италия, Испания), глинозем (Россия) и др. Имеет свой автопарк, который обслуживает производство, а также перевозку продукции по территории республики. Имеет свой железнодорожный транспорт, который обслуживает производство и маневровые работы до сортировочного узла.

1.2 Финансово – экономический анализ предприятия

Рассмотрим основные финансово–экономические показатели предприятия ОАО «Керамин».

Таблица 1.1 - Характеристика различных видов прибыли предприятия ОАО «Керамин» за 2009-2011гг.

Показатель

2009

2010

2011

Стоимость чистых активов, млн.руб.

289516

348946

775860

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.

341794

415886

740662

Прибыль всего, млн. руб.

44708

51018

225714

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.

24362

45712

184692

Прибыль чистая, млн. руб.

34 065

39702

196382

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, %

8 , 34

13,4

37,02

Дебиторская задолженность, млн. руб.

54559

94459

182612

Кредиторская задолженность, млн. руб.

47147

31276

98037

Средняя заработная плата, тыс. руб.

1292,9

1595,8

2617,6

Керамин »].

По данным таблицы видно увеличение прибыли в 2010 году на 6310 млн.руб. и в 2011 на 174 696 млн.руб. Рентабельность также выросла в 2010 году на 5,06 % , а в 2011 – на 23,62%. Заработная плата за 2009-2011гг. выросла в 2 раза. Однако увеличение кредиторской задолженности в 2011 году, показывает задолженность предприятия перед другими организациями, которая могла возникнуть, когда расчетные документы за отпущенные предприятием товары оплачивались после их получения.

Таблица 1.2 - Динамика объемов производства ОАО «Керамин» 2009-2011гг.

Продукция

Ед. изм.

2009г.

факт

2010г.

факт

2011г.

факт

Кирпич

млн. шт. усл. кирпича

52,9

50,1

55,4

Плитка керамическая, всего

тыс. кв. м

14 007

17 097

17 858

в т.ч. облицовочная плитка

тыс. кв. м

7656

9 140

8 723

плитка для пола

тыс. кв. м

6351

7 957

9 135

Изделия санитарно-керамические

тыс. шт.

1097

1052

1234

Примечание – источник [внутренний ресурс предприятия ОАО« Керамин »].

За период 2009-2011 гг. видно, что упор делался на производство керамической плитки, особенно это показано в 2010 году, поскольку объем производства увеличился на 3090 тыс. кв.м. Производство санитарно-керамических изделий было увеличено в 2011 году на 182 тыс. шт., также как и производство кирпичей увеличилось на 5,3 млн. шт. усл. кирпича.

Таблица 1.3 – Списочная численность работающих ОАО «Керамин»

Структурное подразделение

Списочная численность 2010 год

Раб.

Рук.

Спец.

Пр. служ.

всего

Из них д/о

Цех №1

Цех №2

Цех №3

Цех №4

МКЗ

З-д «Стр-фор»

Руководство

Отд. закупок

Всего по ОАО «Керамин»

2442

3031

Плановая численность

3108

Примечание – источник [внутренний ресурс предприятия ОАО« Керамин »].

По данных таблицы видно, что первое место по численности работающих занимают четыре подразделения по производству керамической плитки, из которых цех №2, специализирующийся на производстве керамической глазурованной плитки для внутренней облицовки стен, выделяется наибольшим количеством управленческого и рабочего персонала. Н втором месте завод «Стройфарфор», занимающийся производством санитарных керамических изделий. На третьем – Минский керамический завод.

Таблица 1.4 - Динамика производства, реализации и экспорта продукции ОАО «Керамин»

Плитка керамичес-

кая,

всего

тыс.м 2

Для внутренней облицовки, тыс.м. 2

Для пола, тыс.м. 2

Кирпич, тыс. шт.

Санизде-лия, тыс. шт.

2009

Выпуск

14 007,3

7 655,8

6 351,5

52 906

1 096,6

Экспорт

10 908,2

6 559,8

4 348,4

5 860

709,7

77,9

85,7

68,5

11,1

64,7

2010

Выпуск

17 097

9 140,4

7 956,6

50 128

1 051,8

Экспорт

13 312,4

7 343

5 969,4

5 515

625,5

77,9

80,3

75,0

11,0

59,5

2011

Выпуск

17 858,3

8 723,1

9 135,2

55 437

1 234,2

Экспорт

12 619,3

6 605,4

6 013,9

5 913

658,4

70,7

75,7

65,8

10,7

53,3

Примечание – источник [внутренний ресурс предприятия ОАО« Керамин »].

В 2011 году, несмотря на сохранение влияния мирового финансового кризиса на экономики большинства стран сбыта, общий объем экспорта продукции ОАО «Керамин» в стоимостном выражении вырос на 2,92% и составил 81,368 млн. долларов США. Доля экспортной продукции в общем объеме производства по итогам 2011 года составила: 70,7% по керамической плитке, 53,3% по санитарно-техническим изделиям и 10,7% по керамическому кирпичу. География экспорта продукции ОАО «Керамин» включает 18 стран мира: Азербайджан, Армения, Венгрия, Грузия, Ирак, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Россия, Сербия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Чехия, Эстония.

Глава 2

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Керамин»

В службу снабжения ОАО «Керамин» входит три структурные единицы: отдел закупок, вспомогательные цеха ВЗТ и ЖДТ (транспортные службы).

Логистическую деятельность осуществляет в основном отдел закупок и отдел логистики.

Отдел закупок совместно с другими отделами создаёт единый процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получение на этой основе прибыли. Отдел закупок тесно взаимодействует с такими отделами предприятия как отдел производства, финансовым, торгово-сбытовым, технологическим, юридическим.

Рисунок 1 – Схема организационной структуры отдела закупок ОАО «Керамин»

Рассмотрим основные функции одела закупок на предприятии ОАО «Керамин».

Таблица 2.1 - Функции, выполняемые в отделе закупок ОАО «Керамин»

Функции

Наименование структурного подразделения

Должность работника, выполняющего функцию

Должностные обязанности в связи с выполнением функции

Своевременное и ритмичное обеспечение предприятия материально-техническими-ресурсами требуемого качества по наилучшей, экономически обоснованной цене

Отдел закупок

Логистик отдела закупок

Своевременное выполнение заявок подразделений предприятия на сырье и материалы.

Своевременная подготовка проектов договоров с поставщиками изменений условий договоров.

Анализ условий договоров поставок и надежности поставок

Контроль выполнения поставщиками своих обязательств по договорам, а также своевременность исполнения ОАО «Керамин» своих обязательств перед поставщиками путем своевременного предоставления необходимых документов на оплату или ее остановку в отдел бюджетирования.

Принятие своевременных мер для недопущения нанесения ущерба предприятию по поставке товаров надлежащего качества, недопоставке, несвоевременной поставке и др.

Подготовка материалов по претензиям к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств.

Оптимизация расходов предприятия путем снабжения ОАО «Керамин» ТМЦ нужного качества по оптимальной цене

Работа по проектированию логистических систем и внедрению их на предприятии

Работа по выявлению и отбору поставщиков товаров с учетом необходимости установления длительных хозяйственных связей

И др.

Оптимизация складских запасов

Контроль хранения поступивших товаров

Контроль целевого использования полученных товаров

Ведение оперативного учета в ПК «Галактика»

Оперативный учет поступления товаров

Ввод информации по договорам

Выполнение краткосрочного и долгосрочного планирования

Составление планов работы на следующий за текущим месяц и предоставление начальнику для утверждения до 25 числа текущего месяца

Составление бюджета оплат по закупленным и планируемым к закупке в следующем месяце ТМЦ

Составление годового бюджета по закупаемым ТМЦ на следующий год

Выполнение иных поручений начальника отдела

Перед уходом в отпуск или отъездом на командировку - составление в письменном виде плана работ на период отсутствия и предоставление начальнику отдела закупок

Примечание – источник [внутренний ресурс предприятия ОАО« Керамин »].

Таким образом, мы видим, что отдел закупок выполняет пять основных функций, а для их выполнения введены соответствующие должностные обязанности логиста отдела закупок.

Изучив и проанализировав возрастной, половой, образовательный состав работников отдела закупок ОАО «Керамин», стало возможным предоставить данные в виде таблицы 2.2.

Таблица 2.2 – Состав работников, выполняющих логистические функции

Наименование показателя

Кол-во работников, выполняющих логистические функции

С высшим экономическим образованием

С высшим техническим образованием

Со средним специальным образованием

Женщин

Мужчин

В возрасте до 30 лет

В возрасте 31-45 лет

В возрасте 46-55 лет

Таким образом, можно сделать вывод, что в отделе закупок по количеству преобладают специалисты мужского пола. Из таблицы видно, что в отделе больше работников с высшим экономическим образованием. Также можно наблюдать, что основная масса работников отдела находится в возрасте 31-45 лет.

Ключевую роль в работе предприятия играет система доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих и оборудования.

Доставка на предприятие производится ж/д либо автотранспортом в зависимости от размера заказываемой партии.

На балансе отдела закупок находятся: склады сырья, склад картонной тары, спецодежды, поддонов, центральный материальный склад, металлосклад, склад ГМС и автовесовая. Кроме того, отдел закупок обслуживает склад временного хранения (СВХ) зоны временного таможенного контроля (ВЗТК).

Для удобства анализа различных по виду складов ОАО «Керамин» приведем данные в таблицу 2.3.

Таблица 2.3 - Краткая характеристика складов ОАО «Керамин»

Склад

Тип склада

Доставка в склад

Разгрузка

Склад сырья

открытый

Глины, каолины, полевые шпаты доставляются в склад при помощи ж/д транспорта - «полувагонами»

Разгрузка производится грейфером

Склад поддонов (610 м 2 )

открытый

Разгрузка производится вилочными электропогрузчиками

Склад картона (930 м 2 )

крытый

Доставка в склад при помощи ж/д и автотранспорта

Разгрузка производится погрузчиками

Центральный склад (450 м 2 )

крытый

Доставка в склад при помощи автотранспорта

Разгрузка ручная + погрузчики

Склад готовой продукции (не менее 2000 м 2 )

Отгрузка производится ж/д и автотранспортом

Склад металла (940 м 2 )

Разгрузка – мостовой кран + погрузчик

Примечание – источник [внутренний ресурс предприятия ОАО« Керамин »].

Что касается склада сырья, то подача в массозаготовительные отделения производится погрузчиками.

Для управления складскими запасами и эффективного решения краткосрочных и долгосрочных целей на ОАО «Керамин» используется следующие логистические концепции.

Метод FIFO

Метод оценки запасов по себестоимости первых по времени закупок, "first in - first out" - "первым поступил, первым использован" - на производство (в реализацию) сначала списываются запасы в количестве первой партии и по цене первой партии, затем списываются материалы в количестве второй партии и по цене второй партии и так далее, пока не будет списано общее количество израсходованных за месяц запасов.

Метод FIFO основан на допущении, что запасы вступают в производство или реализуются в том порядке, в котором они поступили на предприятие. Значит, списываться запасы должны по себестоимости соответствующих партий в хронологическом порядке их поступления. В условиях инфляции метод FIFO обусловливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышение их остатка в балансе и, следовательно, - завышение финансового результата от основной деятельности и улучшение финансовых показателей предприятия. Поэтому данный метод рекомендуется к использованию, если предприятие желает привлечь дополнительных инвесторов.

Метод LIFO

Метод оценки запасов по себестоимости последних по времени закупок, «last in – first out» – «последним поступил, первым использован» – на производство (в реализацию) сначала списываются запасы в количестве последней поступившей партии и по цене последней партии, затем списываются материалы в количестве предпоследней партии и по цене предпоследней партии и так далее, пока не будет списано общее количество израсходованных за месяц запасов.

Метод LIFO предполагает первоочередное списание запасов в производство или реализацию последних поступивших партий. Здесь используется предположение, что все поступающие на предприятие запасы как бы складываются в одну стопку друг на друга и получается так, что запасы поступившие первыми «лежат ближе» и их в первую очередь и пускают в производственный или реализационный процесс. Благодаря этому обеспечивается завышение стоимости израсходованных на производство или реализованных ценностей, занижение их остатка на конец месяца, а значит снижение прибыли и ухудшение финансовых показателей предприятия. Поэтому данный метод рекомендуется использовать, если предприятие стремится к снижению налога на прибыль.

Оптимизация материального потока

Проблема оптимизация материального потока от источника возникновения до конечного потребителя в настоящее время в нашей стране является первоочередной. Движение материального потока складывается из перевозки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), его составляющих и остановок ТМЦ на складах и рабочих местах в виде запасов. Оптимизация движения материального потока в логистике, таким образом, складывается из оптимизации транспортировки ТМЦ и оптимизации уровня запасов различных видов на различных этапах развития бизнес-процессов. При этом расчеты размеров запасов ТМЦ, находящихся на транспортных средствах, относятся к решению задач оптимизации уровня запасов.

Проблема оптимизации уровня запасов встает в связи с общеизвестной проблемой содержания запасов.

В основе оптимизации уровня запасов лежит расчет оптимального размера заказа (ОРЗ), восполняющего запас до оптимального уровня (см. рисунок 2). Критерием оптимизации при этом является, как правило, минимум совокупных затрат, связанных с запасом.



Рисунок 2 – Зависимость среднего уровня запасов от размеров заказов

В состав общих затрат по созданию и поддержанию запасов входят:
1) затраты на хранение запаса;
2) стоимость выдачи заказа;
3) стоимость закупки партии, восполняющей запас, или стоимость заказа.

Формула Уилсона [ 4 ]

Q – оптимальный объём одной партии по позиции [штук];
D – стоимость доставки одной партии от поставщика [рублей];
S – спрос на позицию [штук за период];
h – затраты на хранение одной единицы позиции [рублей за штуку за тот же период].

Эту формулу часто приводят на профессиональных семинарах и в учебниках. Однако ее применение на практике часто вызывает массу вопросов. Порой их становится так много, что логисты начинают сомневаться в правильности использования данной методики. Несмотря на кажущуюся привлекательность формулы Вильсона для решения задачи оптимизации размера заказа, возможности ее использования даже на теоретическом уровне достаточно ограничены.
Вывод формулы основывается на целом ряде допущений, абсолютное большинство которых не может быть применено к практике бизнеса. Таких допущений множество. В частности, модель применяется для одного вида товара, предполагается постоянство уровня спроса в течение планового периода времени, средний уровень запаса рассматривается как половина размера заказа, а на основе этого показателя определяется стоимость хранения запасов. Кроме того, в качестве постоянных величин принимается время доставки, интервал времени между поставками, затраты на размещение заказа, цены на закупку. Принимаются равными нулю транспортный (транзитный), подготовительный, сезонный и страховой (гарантийный) запасы; ограничения по производственным мощностям склада и потери от дефицита. Также считается, что каждый заказ приходит отдельной поставкой, поставка приходуется на склад одновременно, то есть в рамках одного учетного периода, и что вследствие постоянного темпа потребления и отгрузки приемка осуществляется в момент времени, когда уровень запаса равен нулю.

До оптимизации объёма партии поставки.

Ещё до начала работ по расчёту оптимального объёма партии, система закупок должна работать слажено, чётко прогнозируя спрос, осуществляя заказ позиции только тогда, когда это необходимо, а не раньше или позже, и в таких количествах, в которых имеется текущая потребность предприятия. Если этого нет, то оптимизировать объём партии заказа – по сути, калибровать систему закупок – преждевременно, сначала эту систему закупок надо создать. Главными пунктами такой системы должны стать:

  1. Прогнозирование спроса на товары.

Должна существовать модель прогнозирования спроса, учитывающая сезонность, предыдущее использование товара или услуги, тренды, информацию, предоставленную при участии клиентов и продавцов и др.

  1. Определение точки заказа.

Заказ поставщику не должен осуществляться, пока остаток какого-либо товара на складах не достиг критического уровня, достаточного только для того, чтобы обеспечивать продажи на нужном уровне удовлетворения спроса складскими остатками до осуществления нового заказа.

  1. Определение потребности предприятия в позиции.

Заказ должен быть таким, чтобы обеспечить продажи на нужном уровне сервиса до учета следующего за текущим заказом.

ГЛАВА 3

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Керамин»

Отдел закупок входит в службу снабжения ОАО «Керамин». Сильной стороной этого отдела является оперативность выполнения поставленных задач, основанная как на специальных знаниях, полученные в разных областях, так и на практическом опыте сотрудников в сфере закупок, понимании степени необходимости и срочности обеспечения непрерывного производственного процесса и хозяйственной деятельности. Слабой стороной является зависимость от своевременности обращения с заявками подразделений ОАО «Керамин», отсутствие четкого прогноза и планирования завоза некоторых материалов из-за часто меняющегося плана производства и как следствие образование запасов на складах, в которых в конкретный момент нет потребности.

Для эффективного функционирования закупочной логистики предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материалы необходимы для производства продукции. Такая информация содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех подразделений предприятия по решению таких задач снабжения, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе.

Чтобы не создавать не нужных запасов на складах нужно оптимизировать завоз некоторых материалов на предприятие с помощью централизованной доставки, при которой предприятие-поставщик и предприятие-получатель создают единый орган, цель которого - оптимизировать совокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза продукции, создается парк специализированных автомобилей и выполняется ряд других мероприятий.

Преимуществами централизованной доставки является:

  1. повышение степени использования транспорта и складских площадей;
  2. оптимизация товарных запасов у производителя и потребителя продукции;
  3. повышение качества и уровня материально-технического обеспечения производства;
  4. оптимизация размеров партии поставок продукции;
  5. отсутствие административного дублирования;
  6. лучший контроль за выполнением обязательств по закупкам.

Порядок подготовки централизованных перевозок.

Централизованные перевозки эффективны при вывозе или завозе больших объемов грузов при относительно мелких отправках. В этом случае появляется возможность более четкого планирования работы погрузочно-разгрузочного пункта, за счет концентрации управления.

При подготовке централизованных перевозок необходимо выполнить следующие действия:

  1. Провести обследование грузопотоков и выявить среди них наиболее стабильные;
  2. Заключить договоры на перевозку грузов и транспортно-экспедиционные услуги;
  3. Выбрать метод выполнения централизованных перевозок;
  4. Разработать типовые маршруты перевозки грузов;
  5. Проверить соответствие погрузочно-разгрузочных машин обрабатываемым грузопотокам и условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ требованиям охраны труда. Разработать совмещенные графики работы автотранспортного средства и погрузочно-разгрузочных работ;
  6. Выбрать тип и рассчитать необходимое количество автомашин. При необходимости заключить договоры на использование автомобиля с другой автотранспортной организацией;
  7. Выбрать методы контроля работы автомашины. При необходимости совместно с грузовладельцами организовать линейные диспетчерские пункты;
  8. Выбрать форму и установить порядок расчетов за перевозки.

Администрация организации, осуществляющей централизованные перевозки, должна систематически контролировать работу автомобиля на объектах и принимать совместно с руководством обслуживаемых организаций меры по улучшению процесса транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также устранению выявленных нарушений.

Эффективность централизованных перевозок складывается в основном из следующих факторов:

  1. повышение коэффициента использования пробега за счет оптимизации маршрутов движения автомобиля;
  2. повышение коэффициента использования грузоподъемности при перевозке мелкопартионных грузов за счет подгруппировки;
  3. снижение времени на погрузку за счет более четкой организации работ.

Улучшение перечисленных технико-эксплуатационных показателей позволяет снизить потребность в ПС или выполнить больший объем транспортной работы.

Наиболее совершенным способом организации автомобилепотоков грузов с предприятий является маршрутизация перевозок. Разработка маршрутов доставки грузов должна учитывать:

1) специфику географической зоны, в пределах которой осуществляется обслуживание;

2) расположение потребителей в зоне обслуживания;

3) возможности использования транспортных средств

Разработка маршрутов позволяет сократить простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой, а также высвободить значительные материальные ресурсы у потребителей. В условиях, когда разработанные маршруты, определены и соблюдаются сроки поставки, производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза. Вместе с тем, маршрутизация перевозок позволяет повысить производительность автомобилей и, следовательно, уменьшение количества подвижного состава, поступающего на предприятие при том же объеме перевозок.

Методы маршрутизации перевозок делятся на маршрутизацию перевозок помашинных отправок и маршрутизацию перевозок мелких партий грузов, а в зависимости от использования математического аппарата они делятся на методы, основанные на моделях математического программирования, и на методы, основанные на алгоритмах задач теории расписаний. Для разработки маршрутов используют экономические и математические методы, методы сетевого планирования, практические материалы и иные источники. Конечным результатом должен стать документ, характеризующий согласованный график работы сбытовых, транспортных организаций и предприятий.

Современные экономико-математические методы планирования являются средством, дающим основу для решения многих трудных проблем планирования и управления. Применение информационных технологий позволяет осуществлять расчеты по составлению оптимальных планов, выбирая наилучший вариант из огромного числа возможных.

В период централизованного управления экономикой планирование перевозок между производителями и потребителями продукции успешно осуществлялось в рамках задач: транспортной и маршрутизации. В этот период основной идеей транспортной задачи было рациональное с точки зрения затрат на перевозку закрепление потребителей за поставщиками (в основном перевозки массовых грузов: строительных, с/х и т.д.). Целью маршрутизации перевозок была минимизация общего пробега автомобиля в течение смены.

При составлении графика доставки необходимо учитывать следующие условия:

1. Наличие необходимой продукции на складских комплексах, предприятиях оптовой торговли.

2. Наличие транспортных средств для обслуживания складского комплекса, предприятий оптовой торговли с учетом перевозимой продукции и средней загрузки автомобиля.

Расчет должен быть произведен не только на ходовое количество транспортных средств, а и на запас в случае поломок и других обстоятельств.

3. Потребители продукции должны обеспечивать своевременный прием продукции и разгрузочные работы.

С практической точки зрения наши действия должны выглядеть следующим образом:

1. Производим анализ использования транспортных средств, обслуживающих предприятие. Здесь необходимо:

  1. определим динамику изменения объема перевозок и удельный вес перевозок;
  2. проанализируем технико-эксплуатационные показатели работы автотранспорта при перевозке продукции;
  3. определим неравномерность вывоза и ввоза;
  4. продукции на складской комплекс за определенный период времени (квартал, месяц);
  5. определим возможности по погрузочным работам на складском комплексе и выгрузочным у потребителя.

2. Определяем потребителей продукции

Здесь необходимо выделить постоянных потребителей, сезонных и временных. Составляем карточку потребителя, в которую заносим его данные.

3. Определяем суточный объем поставок продукции.

Суточная поставка определяется путем деления годовой потребности потребителей на число дней в году. После этого полученные данные согласовываем с потребителями.

4. Составляем карту дислокации потребителей, предприятий оптовой торговли и автотранспортных предприятий.

Этот этап выполняем с помощью карты города, на которую наносим координаты потребителей продукции, само предприятие и обслуживающее его автотранспортное предприятие.

5. Определяем расстояния перевозки груза (с предприятия до потребителей).

После нанесения на карту дислокации потребителей, предприятия и автотранспортного предприятия, определяем расстояния перевозки с базы и складов потребителей. Обосновывают среднее расстояние перевозки продукции с предприятий к потребителю.

6. Группируем потребителей по направлениям и величине поставок.

Группировка по направлениям дает возможность определить грузопотоки в различные районы города. Объемы перевозок в различные районы определяют составлением картограмм.

7. Обосновываем и выбираем тип подвижного состава для перевозки продукции.

Выбору типа подвижного состава должен предшествовать тщательный анализ характера и условий перевозок. В данном случае наша цель — обеспечение полного и качественного удовлетворения нужд фирм и снабженческо-сбытовых организаций в перевозках при наиб о лее эффективном типе подвижного состава.

8. Рассчитываем рациональный маршрут.

Здесь мы делаем выбор в пользу маятниковой или кольцевой схемы движения.

9. Составляем согласованные графики доставки продукции потребителям и разрабатываем показатели экономического стимулирования работников, участвующих в транспортном процессе.

Математическая постановка задачи маршрутизации зависит от типа маршрута.

Одним из значительных объектов приложения экономико-математических методов и компьютерной техники является автомобильный транспорт. С возникновением рыночных отношений коренным образом изменился характер и условия работы предприятий, занимающихся грузоперевозками. Широкое развитие получила работа транспортно-экспедиционных компаний, которые дали возможность сосредоточить в руках автотранспортников информацию о предстоящих перевозках. [ 6 ]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще несколько лет назад понятие «логистика» было абсолютно новым как для бизнеса вообще, так и для промышленных предприятий в частности. Сейчас необходимость логистики очевидна. Она охватывает вопросы управления движением материальных потоков в сферах производства и обращения, на микро- и макроуровнях.

На основе представленной информации можно сделать вывод о высокой значимости логистики в области организации деятельности предприятия. Логистика позволяет оптимизировать производственный процесс за счет рационального использования ресурсов предприятия и сведению к минимуму издержек, что в конечном счете приносит предприятию эффект в виде экономической прибыли, а также позволяет повышать качество производимой продукции или предлагаемых услуг.

Однако для дальнейшего развития и эффективного функционирования предприятия необходимо постоянно совершенствовать логистическую деятельность, в частности, отдел закупок. Для этого требуется применение централизованной системы доставки, которая в свою очередь повлечет за собой ряд изменений в области разработки новых схем завоза продукции, маршрутизации, разработки новых программ за контролем специализированных автомобилей и другие мероприятия.

При осуществлении закупок централизованным путем создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов. Такая система закупок имеет большое количество преимуществ, поэтому почти все предприятия, за исключением самых мелких, используют централизованных подход к совершению закупок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Керамин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.keramin.com . – Дата доступа: 10.09.2014
  2. Минский городской исполнительный комитет. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http :// minsk . gov . by . – Дата доступа: 10.09.2014
  3. Внутренний ресурс ОАО «Керамин»
  4. Стерлингова А.Н. Оптимальный размер заказа, или Загадочная формула Вильсона //Логистик &система. –2005. – С.62-71. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru. – Дата доступа: 10.09.2014
  5. Курочкин Д.В. Логистика: курс лекций / Д.В. Курочкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 272 с.
  6. Утицких Е.А. Методы маршрутизации перевозок // Научные конференции, научные журналы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com . – Дата доступа: 09.12.2014

Аннотация. Данное исследование направлено на разработку совершенствования транспортной логистики по осуществлению доставки сырья на предприятие алюминиевой промышленности. В статье исследована роль, цели и задачи транспортной логистики в обеспечении работы логистических систем предприятий. Предложена новая технология перевозки сырья с использование собственных поездных формирований.

Ключевые слова: железнодорожная перевозка, оптимизация, технология перевозки, транспортная логистика, транспортировка.

В современных условиях не осталось компаний, которые могли бы вести экономическую и производственную деятельность без использования транспорта. Транспортное обслуживание промышленного производства выступает одной из первостепенных задач логистической системы предприятия, которая обеспечивает потребности в сырье и товарах в нужное время, в нужное место и в необходимом количестве.

Система транспорта выступает самым важным компонентом экономической деятельности среди элементов системы логистики предприятия. Логистические затраты на транспортировку могут достигать до 30-50 % от суммарных логистических издержек .

Целью исследования выступает оптимизация существующей системы транспортной логистики по перевозке сырья между предприятиями ОК РУСАЛ: Североуральским бокситовым рудником и Богословским алюминиевым заводом.

Транспортная логистика представляет собой сферу логистики, в которую входят транспортные предприятия, выступающие членами процессов движения товаров, целью которых является достижение всеобщего экономического эффекта в цепи логистики. Транспорт является главной характеристикой, которая оказывает влияние на инновационное и прогрессивное развитие экономики предприятий и страны в целом. Значение транспорта усиливается при создании и развитии рыночных экономических отношений, так как в данном случае происходит появление местных (региональных) товарных рынков .

Снижение временных и стоимостных издержек выступает главной задачей транспорта в логистической системе.

Чтобы увеличить эффективность системы логистики предприятия необходимо использование новых транспортно-технологических систем. Транспортно-технологической системой называется комплекс решений коммерческого, экономического, технического и организационного характера, которые максимизируют экономические выгоды с минимальными издержками при транспортировке материальных потоков в процессе доставки товара клиентам.

Основным качеством транспортной логистики выступает обеспечение взаимосвязи четырех элементов логистической системы: снабжения, производства, транспорта и сбыта.

Задачами транспортной логистики являются :

  • координация и анализ экономических интересов участников перевозочного процесса;
  • применение общих систем для обеспечения процесса планирования и информационного сопровождения;
  • контроль и обеспечение технического и технологического взаимодействия между участниками транспортировки.

Транспортная логистика для наиболее эффективной работы выбирает оптимальный вид транспорта для реализации конкретной перевозки. Себестоимость, быстрота доставки и сохранность товаров к конечному потребителю напрямую зависят от правильности выбора вида транспорта.

Проведение анализа функционирования транспорта используется для совершенствования маршрутов доставки сырья и товаров, формирования графиков движения транспорта, выявление оптимального сочетания вида транспорта и тары, координации расстояния и периода доставки грузов. Такие изыскания могут помочь снизить транспортные издержки на 10-15 % .

Для повышения качества и эффективности транспортной логистики необходимо предельно качественное планирование сети маршрутов и наилучший выбор транспортных средств. Это делает возможным снижение транспортных логистических издержек и затрат времени на доставку. Применение данного подхода на практике помогает повысить совокупную выручку организации .

Основные производственные мощности ОК РУСАЛ расположены в Сибири, что дает компании два важных преимущества: доступ к возобновляемой и экологически чистой гидроэлектроэнергии и близость к самому перспективному мировому рынку – Китаю. В условиях продолжающегося дисбаланса спроса и предложения на мировом рынке первичного алюминия РУСАЛ активно оптимизирует собственное производство с ориентацией на российскую рудную базу (Североуральское и Тиманское бокситовые месторождения). Объемы добычи бокситовой руды приведены в табл. 1.

Таблица 1

Рост добычи бокситовой руды по месторождениям

В целом прирост добычи бокситовой руды к 2021 году составит 1 194 тыс. т или 21,6 %.

В полигоне тяготения Свердловской железной дороге расположены два крупных предприятия Объединенной компании «РУСАЛ» (далее - РУСАЛ): Северо-Уральский бокситовый рудник (станция Бокситы) и Богословский алюминиевый завод (станция Климки).

Северо-Уральский бокситовый рудник (далее – СУБР) и Богословский алюминиевый завод (далее – БАЗ) строились как единый технологический комплекс переработки бокситов в глинозем и далее в алюминий. Перевозки между СУБР и БАЗ являются частью технологического процесса. Производственные циклы этих предприятий тесно связаны между собой, задержки с доставкой бокситов негативно сказываются на себестоимости продукции.

РУСАЛ проводит работу по импортозамещению завоза сырья (бокситов) из-за рубежа, производственная программа компании до 2022 года предусматривает увеличение выпуска полуфабриката (глинозема) и готовой продукции (алюминия) из отечественного сырья. Это вызовет увеличение объема отгрузки бокситовой руды со станции Бокситы на станцию Климки до 30% к уровню 2018 года. Пропускные способности станции Климки будут исчерпаны по итогам 2019 года при росте объемов перевозок бокситовой руды на 100 – 110 тыс. тонн.

Недостаточное путевое развитие станции Климки (4 станционных пути, длина которых составляет 44 – 46 условных вагонов), сложный профиль сопряжения подъездного пути с путями станции и действующая технология передачи вагонов с подъездного пути на пути общего пользования и обратно не позволяют обеспечивать доставку бокситовой руды железнодорожным транспортом при возрастающих объемах её добычи.

В качестве решения вопроса предлагается осуществлять перевозки бокситовой руды (которые по существу являются технологическими) собственными поездными формированиями с формированием груженых и порожних поездов на подъездных путях предприятий РУСАЛ и проследованием станций примыкания Бокситы и Климки без остановки. За счет указанных мероприятий высвобождаются пути на станциях примыкания и появляется возможность увеличения объема перевозок без дополнительных инвестиций в станционное развитие.

Основаниями для новой системы организации перевозок являются:

  • достаточный уровень путевого развития промышленных станций предприятий для формирования и расформирования поездов;
  • осуществление перевозок бокситовой руды постоянным парком собственных думпкаров, сформированным в три вертушки и проходящим регулярные регламентные ремонты в вагонном депо ОАО «РЖД»;
  • возможность организации перевозок по твердым ниткам графика;
  • расположение обслуживаемых предприятий на соседних станциях, расстояние между которыми составляет 39 км

Предлагаемая новая система организации перевозок бокситов предусматривает сосредоточение всех приемо-сдаточных операций непосредственно на подъездных путях СУБР и БАЗ, а также выход собственных поездных формирований на магистральные пути общего пользования в сообщении между станциями Климки и Бокситы с использованием арендованного у РЖД тепловоза.

В данной статье были кратко изложены роль, цели и задачи транспортной логистики предприятия. Совершенствование транспортной логистики предприятия является одной из приоритетных задач для увеличения прибыли. При увеличении объема транспортировки сырья на БАЗ с СУБР в ближайшее время возникнут проблемы с невозможностью обеспечения полного объема заявленного к перевозке вследствие неэффективности старой схемы перевозки. В результате исследования предлагается усовершенствованная схема транспортировки сырья. Экономические преимущества новой схемы заключаются:

  • в возможности освоения дополнительных объемов перевозки грузов РУСАЛа без необходимости инвестиций в развитие станций РЖД Климки и Бокситы;
  • в снижении себестоимости транспортировки бокситовой руды для РЖД и затрат на её доставку для РУСАЛ;
  • в повышение производительности труда при транспортировке бокситовой руды в результате сокращения объема технологических операций и перехода на электронный документооборот.

Список литературы:

  1. Алюминиевая ассоциация: [Электронный ресурс]. M., 2019. URL: http://www.aluminas.ru/ (дата обращения 22.02.2019)
  2. Аминова М.Т. Понятие и структура управления транспортной логистикой // Аллея науки. -2018. -№7(23). – С.478-483
  3. Довженко М.В. Международные аспекты транспортной логистики // Символ науки. – 2017. -№3. –C.66-71
  4. Лашко С.И., Лашко Т.А. Международная транспортная логистика // Научный вестник южного института менеджмента. – 2016. -№4. – С.21-27
  5. Лисица Е.О. Проблемы развития транспортной логистики // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2018. - №9. – С.39-42
  6. Николаева М.Ю., Полянская Ю.С., Семенычева Е.С. Роль транспорта в логистической цепи // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2015. – №2(32). – С. 215-219
  7. Смирнова О.М. Стратегия развития ОК РУСАЛ по глиноземным предприятиям компании до 2030 года. М., "РУСАЛ", 2019
  8. Таланова О.А. Развитие рынка автомобильных грузоперевозок в России / Д.М. Матвеев, О.А. Таланова, Д.В. Меняйкин // Тенденции развития экономики России и стран СНГ: материалы международной заоч. науч. практ. конф. – Новосибирск: Медиацентр, 2015. – С.100-103.

В современных условиях можно выделить три подхода к повышению эффективности логистической деятельности предприятия.

Первый, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.

Второй - достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.

Все эти цели сами по себе, несомненно, важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия. Перечислим основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1- Недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия

На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:

  • 1) большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций;
  • 2) географический разброс различных подразделений предприятия;
  • 3) отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет;
  • 4) отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.

Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.

Конкретные действия по интеграции логистики связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации. Для этого необходимо использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений.

При наличии общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике .

Третий подход представляет собой повышение эффективности логистической деятельности предприятия на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.

Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия. Но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому, в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат:

С П + С ОБ min,

где С П - издержки производства;

С ОБ - издержки обращения.

Эффективность логистической деятельности, организуемой по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:

где R - норма прибыли процесса товародвижения;

S - торговая выручка предприятия;

C ТД - издержки товародвижения.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности логистики следует считать:

  • 4) Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений.
  • 5) Все затраты рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс.
  • 6) Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как юридического лица.
  • 7) Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику затрат.
  • 8) Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям.

Выделяют следующие методы анализа логистических затрат:

  • 1) Бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат.
  • 2) Стоимостной анализ, который основан на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат.
  • 3) Функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям .

Пути снижения уровня логистических затрат:

  • 1) Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.
  • 2) Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.
  • 3) Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).
  • 4) Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.
  • 5) Поиск более дешевых заменителей ресурсов.
  • 6) Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи, например, в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.
  • 7) Компенсация роста затрат в одном звене логистической цепи за счет сокращения затрат в другом звене.
  • 8) Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.
  • 9) Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.
  • 10) Обновление наиболее затратных звеньев логистической цепи при осуществлении инвестиций в бизнес.

Результаты анализа были положены в основу построения контура логистического процесса, порождающего соответствующие материальные, информационные и финансовые потоки в СОСПК «Услуга».

Материальный поток - это поток материалов, комплектующих и готовой продукции на этапах поставок, перемещения, хранения. Основное направление движения материального потока: поставщики - снабжение - производство - сбыт - клиенты. Материальный поток, движущийся в физическом мире, непременно сопровождается информационным потоком, который должен включать:

  • · информацию о материальном потоке (что, какого качества, где находится и в каком количестве);
  • · управленческую информацию - поток поручений (заказов, требований), уведомлений, напоминаний о сроках и т.п., идущий в направлении, обратном материальному потоку.

Финансовый поток, являясь денежным эквивалентом материального, обрабатывается в финансово-бухгалтерском контуре, получающем информацию из контура логистики. Перечисленные потоки в СОСПК «Услуга» должны обрабатывать агент логистики - подразделение предприятия, выполняющее отдельные однотипные бизнес-процессы.

Основные исполнительные категории агентов логистики:

  • · Сбытовое подразделение, отвечающее за работу с клиентами и продажи.
  • · Производственное подразделение, отвечающее за создание материальных ценностей, - объектов продажи и полуфабрикатов;
  • · Подразделение снабжения, отвечающее за обеспечение производства и сбыта необходимыми материальными ценностями.
  • · Складское хозяйство, отвечающее за хранение, прием и передачу материальных ценностей от снабжения, с производства - на производство, на продажу.
  • · Транспортное хозяйство, отвечающее за движение, перемещение.
  • · Ремонтные мастерские (могут иногда совпадать с производственным подразделением).

Сквозной логистический бизнес-процесс состоит из планирования цепочки выполнения заказа (от сбыта через производство к снабжению) и функционирования цепочки в соответствии с планом выполнения заказа (в обратном порядке).

В современном мире идет непрерывный процесс интеграции логистики на уровне одного предприятия и между технологически связанными предприятиями.

Задача корпоративной информационной системы - обеспечить службу логистики, а также исполнительные и обслуживающие подразделения информацией и средствами анализа для принятия оперативных и стратегических решений во всех логистических процессах.

Автоматизация логистики склада - это путь к сокращению потерь в деятельности СОСПК «Услуга».

Следует отметить, что своевременное наведение порядка в складском подразделении является важной управленческой и учетной задачей любого предприятия, в том числе и СОСПК «Услуга». В первую очередь имеет смысл организовать на складе, по меньшей мере, адресное пространство, повысив тем самым точность учета. Также имеет смысл задействовать информационную систему, позволяющую обеспечить автоматический отбор товара с мест хранения на складе. Именно этот процесс занимает до 60% общего времени выполнения всех складских операций.

Автоматизация транспортной логистики - помощь в ликвидации проблемных участков грузоперевозок в СОСПК «Услуга ». Простой собственного и клиентского транспорта на примыкающей к складу территории - еще одна возможность навсегда потерять клиентов.

Вместо того чтобы путаться со сложноподчиненными электронными таблицами, с внедрением автоматизированной системы управления перевозками можно будет в любой момент времени «по щелчку» получить текущую картину выполнения заказа клиентам. И это не говоря уже о планировании перевозок и развернутой аналитике, свойственной системам подобного уровня. Выявление отклонений от установленных нормативов поможет ликвидировать проблемные участки грузоперевозок.

Размер транспортной составляющей в конечной себестоимости продукции - достигает пятнадцати - двадцати процентов (15-20%) против семи-восьми процентов (7-8%) в странах с развитой экономикой. В большинстве случаев уменьшение издержек на транспортировку в результате оптимизации и автоматизации процессов могут составлять миллионы рублей в год.

Одной из ключевых проблем, возникающих в процессе перевозок грузов, является неэффективное использование моделей и типов транспортных средств по причине отсутствия алгоритмов их подбора с учетом максимального использования грузоподъемных характеристик. Безусловная выгода от внедрения системы автоматизации перевозок - контроль коэффициента загрузки транспорта при выполнении комплектации рейсов.

Еще один рычаг для понижения затрат на транспорт - отслеживание количественных и технологических коэффициентов эффективности выполнения перевозок. Автоматизированная система позволит рассчитать каждый из них и предоставить всю необходимую информацию ответственным сотрудникам СОСПК «Услуга» для принятия взвешенных и своевременных управленческих решений.

Для понижения затрат на транспортировку и ускорения выполнения операций рекомендуется также использовать зонирование адресов доставки и дополнительную фильтрацию заданий на перевозку по зонам доставки при комплектации рейсов. Это позволит избежать неоправданно завышенного пробега транспортных средств по причине отсутствия алгоритмов оптимальной маршрутизации. В итоге - значительная экономия ГСМ.

Внедрение автоматизированной системы управления складом позволит СОСПК «Услуга» сократить расходы на персонал. Как только на складе начинает работать автоматизированная система управления, от 30% до 50% складского персонала становятся избыточными. Этот персонал можно смело переориентировать на другие вакантные участки работ, соответствующие по требованиям к квалификации. Экономию от высвобождения складского персонала за год несложно подсчитать, и она в очень многих случаях превышает совокупную стоимость проекта автоматизации складской логистики, включая стоимость услуг, программного обеспечения и необходимого радиооборудования для поддержки технологии штрихкодирования.

Автоматизированная система управления позволяет увеличить скорость работы склада СОСПК «Услуга» и оптимизировать площадь хранения.

Еще большую ценность имеет время - один из ключевых логистических параметров. Если склад недостаточно быстро отгружает продукцию из-за не эффективной логистики, это приводит к неудовлетворенному спросу. В итоге вместо увеличения оборота и прибыли - замораживание складских запасов и рост затрат. Эксплуатация любого склада стоит денег.

Дополнительный доход предприятия от предоставления услуг ответственного хранения - еще один результат автоматизации склада.

В очень многих случаях складские площади используются недостаточно эффективно. Как только система автоматизации склада «выжмет» из мест хранения по максимуму, тут же возникает возможность диверсифицировать бизнес использовать высвободившийся объем склада для оказания услуг ответственного хранения другим предприятиям. Задействуется тот же персонал на той же территории, а вместо затрат - доход. В этом случае основные функции системы автоматизации склада дополняются так называемым биллингом для расчета оказанных услуг. Это означает, что практически каждая складская операция может быть системно тарифицирована, и это предоставляет возможность прозрачно и обоснованно оказывать на коммерческой основе услуги поклажедателям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Складирование как комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. Выбор рациональной системы складирования. Основные складские зоны. Отличия логистических центров от транспортных.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2013

    Объекты глобальной логистики. Цели построения глобальных логистических цепочек. Оценка факторов, влияющих на выбор транспорта. Прямые и смешанные перевозки. Основные соглашения в области международных перевозок. Особенности интермодальных перевозок.

    презентация , добавлен 24.12.2013

    Маркетинговая деятельность компании "ЮгСтройИнвест Кубань". Анализ ситуации на рынке недвижимости, динамики экономических показателей компании и ее конкурентов. Проведение анкетирования для выяснения потребительской аудитории и ее отношения к компании.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2012

    Общая характеристика компании ПАО "Мобильные ТелеСистемы". Общая характеристика и уровень развития системы сбыта компании. Структура и состав основных средств, используемых для выполнения отдельных операций по управлению системой сбыта компании.

    отчет по практике , добавлен 21.09.2017

    Описание технологии производства и свойств товара (груза), перемещаемого в логистической цепи. Определение оптимального размера партии поставки. Расчет норм параметров логистических цепей, экономических показателей системы доставки груза по вариантам.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2014

    Аспекты реализации операций складирования и хранения материально–технических ресурсов. Логистический процесс и основные операции в системе складирования. Анализ проблем и тенденций развития складской логистики на примере предприятия ООО "Авирон".

    дипломная работа , добавлен 14.11.2016

    Общая характеристика ООО "Балтик Оптик", организационная структура и анализ основных технико-экономических показателей компании. Оценка эффективности логистической системы предприятия. Рейтинговый метод оценки альтернативных поставщиков организации.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2015