Большое значение маленького аукциона

С марта текущего года столица использует мини-аукционы, которые упрощают для предпринимателей процедуру участия в закупках. Это принципиально новый механизм определения поставщика в закупках малого объема. Мини-аукционы позволяют провести закупку с наименьшими организационными и финансовыми затратами, срок их проведения - один день, что безусловно экономит время и заказчиков, и поставщиков. Ежегодный объем контрактов, которые могут быть заключены через мини-аукционы, оценивается примерно в 5 млрд руб. - об этом на старте проекта в марте 2017 года говорил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. В том, что эта цель будет достигнута, нет никаких сомнений. Уже сейчас на Портале поставщиков Москвы через мини-аукционы совершается более тысячи закупок.

НОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Чем же мини-аукционы отличаются от обычных? Во-первых, они являются принципиально новым механизмом определения поставщика в закупках малого объема. Во-вторых, его упрощенная форма позволяет оптимизировать расходы бюджетных средств, потому что в данном случае формирование цен происходит по реальным рыночным предложениям и значительно снижается начальная максимальная цена контракта. В-третьих, новый механизм позволяет значительно расширять круг поставщиков, что ведет к росту конкуренции при закупках у единственного поставщика.

Мини-аукцион предусматривает четкое реагирование поставщика на потребность заказчика посредством оперативного формирования ценовых предложений, - поясняет руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. - По итогам мини-аукциона поставщик, предложивший лучшую цену, выставляет оферту и заключает контракт с заказчиком. Мини-аукцион отличается от классического оперативностью подачи заявки и процедуры заключения контракта.

Первым городским заказчиком в рамках пилотного проекта с мини-аукционами выступил столичный Департамент образования, а именно 28 образовательных учреждений Москвы, которые являются членами Ассоциации специалистов по закупкам в сфере образования. По итогам проведенных процедур среднее количество поставщиков превысило пять участников, снижение начальной максимальной цены составило 20%. Профессионалы оценили результат этой работы в рамках пилотного проекта как оптимальный. Тестирование инновационного формата отбора поставщиков в городе успешно продолжается.

Пилотный проект стартовал два месяца назад, образовательными учреждениями за это время проведено 1100 мини-аукционов на сумму около 180 млн руб., - отметила заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. - По итогам торгов среднее снижение начальных цен составило более 20%. Только в рамках пилотного проекта таким образом удалось сэкономить примерно 50 млн руб. бюджетных средств.

Налицо - потенциал формата мини-аукционов как эффективного инструмента снижения НМЦК, а значит, экономии бюджетных денег в масштабе мегаполиса, - подчеркнул руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Для участия в мини-аукционе поставщик должен разместить публичную оферту. Из выбранных заказчиком оферт, входящих в утвержденный тип продукции (145 видов), в электронном магазине ЕАИСТ автоматически формируется мини-аукцион. Далее всем поставщикам, разместившим выбранные оферты данной категории продукции, включая и вышестоящую группу классификатора, рассылается уведомление об их участии в мини-аукционе. Мини-аукцион проводится по нескольким позициям однотипной продукции из классификатора (2-й уровень), например «Продукты питания» или «ИТ-товары». Шаг мини-аукциона: 0,5%. Время, отведенное на проведение мини-аукциона, - один рабочий день с учетом выходных. Срок подписания оферты победителем - тоже один рабочий день с момента окончания аукциона. Поставщик - победитель по итогам мини-аукциона формирует проект контракта. При подписании контракта заказчиком используется уникальная «одноразовая» оферта, доступная заказчику, прошедшему мини-аукцион.

Специалисты предупреждают также об инцидентах, которые могут возникать у поставщиков, работающих в рамках пилотного проекта по мини-аукционам. Так, возможно, вы увидите сообщение: «Истек период публикования оферты и требуется продлить счетчик». В личном кабинете могут возникать проблемы в заявках на изменение. Также в личном кабинете поставщика могут быть проблемы со сменой электронной цифровой подписи - ошибка «Этот сертификат содержит ИНН другой организации». В рубрике «Контракт» может отсутствовать кнопка «Подписать». В «Оферте» возможна ошибка при сохранении - «Текущий пользователь не определен». Может также не отображаться номер оферты или происходить сбой по результатам (формирование контракта в ЕАИСТ 2). Здесь специалисты советуют не паниковать, а консультироваться, повторять попытку. На то проект и пилотный, чтобы отработать теорию на практике, отладить весь механизм взаимодействия участников мини-аукционов.

Стоит отметить, что Москва не в первый раз становится экспериментальной площадкой для инновационных идей. И то, как столица справляется с поставленными перед ней задачами, влияет на дальнейшую судьбу инноваций. Большинство из прошедших обкатку на территории нашего города проектов в дальнейшем с успехом распространялись на всю территорию страны. Авторство многих инноваций принадлежит самой Москве. Сегодня это можно отнести и к мини-аукционам.

Информационно-аналитическом издании "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги"

Многие начинающие предприниматели довольно часто сталкиваются с вопросом об увеличении портфеля заказов. Существует множество способов увеличить свои обороты, но не все знают о том, что можно напрямую работать с государственными компаниями без участия в тендерах. С 2014 года Правительством Москвы запущен проект Портал Поставщиков с целью поддержки малого бизнеса. На данный момент данный проект продолжает развиваться и уже трансформировался в портал поставщиков 2.0 (https://zakupki.mos.ru).

Предприниматель может воспользоваться следующими инструментами:

  • котировочные сессии
  • оферты

Для того, чтобы предприниматель мог получить муниципальный контракт ему необходимо зарегистрироваться на портале поставщиков. Казалось бы, процедура весьма простая, но есть свои «подводные камни» в этом процессе, которые могут украсть у Вас много времени и нервов. Давайте пошагово разберем регистрацию на портале поставщиков.

  1. Необходимо в уполномоченном удостоверяющем центре. Электронная подпись в нашей компании стоит 3500р;
  2. Настроить компьютер для работы на площадках . Для этого Вам необходимо выполнить 2 пункта, а именно:
  • Установить программу КриптоПро и электронную подпись;
  • Настроить браузер (Google Chrome или Internet Explorer) на последнем не гарантирована корректная работа на портале поставщиков. Добавить адрес портала в доверенные узлы и включить все элементы АctiveX;

После этого, Вам будет отправлен временный пароль на указанный адрес электронной почты, который необходимо будет изменить на постоянный.


После регистрации и отправки заявки операторам портала Вам остается ждать положительного решения, как правило, в течение 3 рабочих дней. Уже только после подтверждения регистрации компании как поставщика у Вас появиться возможность публиковать оферты на портале поставщиков. О том, что такое оферта на портале поставщиков и как создать оферту на портале поставщиков, Вы сможете узнать в наших следующих статьях и видеоуроках.

Таким образом, как Вы можете убедиться, что регистрация на портале поставщиков не сложная задача и решается в 5 шагов. Если у Вас остались вопросы, то Вы можете посмотреть видео регистрация на портале поставщиков или позвонить нашим специалистам, которые оперативно решать все Ваши вопросы.

Это покупка государством товаров, работ или услуг.

Госзакупки такой же рынок товаров и услуг с одной оговоркой: покупателями являются государственные, региональные и муниципальные предприятия и организации. Им тоже нужны обычные скрепки и карандаши, медицинские препараты, офисная мебель или собственный сайт. Им нужно обслуживать и реставрировать здания, вывозить мусор и прокладывать интернет и телефонию.

Проще говоря, госзакупки есть в любой сфере и в любом регионе. Они интересны бизнесу, потому что государство - хороший партнёр. Поставщиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Деньги на госзакупки заложены в бюджете, поэтому вам гарантированно заплатят за поставленный товар или выполненную услугу.

Зачем участвовать в госзакупках?

Это хороший рынок сбыта.

Государственные организации - значительная часть нашей экономики. По данным ФАС, доля государства в ВВП России увеличилась в два раза за 10 лет. В 2005 году она составляла 35%, а в 2015-м - 70%.

Кроме того, это поднимает уровень доверия к вашей компании и хорошо влияет на репутацию. Поэтому не стоит упускать из внимания столь значительный пласт экономики.

Я ничего не понимаю в госзакупках. Как в них участвовать?

Госзакупки бывают разного объёма. Если стоимость закупок более 100 тысяч рублей, информацию о них выкладывают на сайте zakupki.gov.ru . Ищете подходящий конкурс, подаёте заявку и участвуете в электронном аукционе. Это не такой лёгкий процесс, но если хотите побороться за значительную часть рынка, то стоит в этом разобраться. Главное - наберитесь терпения.

Есть более простой способ участия в госзакупках, без конкурсов и аукционов. Он интересен малому и среднему бизнесу из-за упрощённой процедуры участия и небольших сумм контрактов. Выглядит это так: вы предлагаете свой товар или услугу государственному учреждению, а оно выбирает поставщика и заключает контракт.

Такой вариант закупок возможен в случае, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят образовательные организации или учреждения культуры: зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, театры, филармонии, библиотеки и так далее). Такие закупки называются закупками малого объёма.

Как участвовать в закупках малого объёма?

Дело в том, что, согласно № 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, информацию о закупках малого объёма можно нигде не публиковать. Считается, что они несущественны и проводить аукционы из-за таких сумм нецелесообразно. Поэтому государственные заказчики обычно ищут товары без конкурса (зачастую выбирая не самое выгодное предложение и неэффективно расходуя бюджетные деньги), а предприниматели не могут предложить свои услуги.

Москва пошла по другому пути. Чтобы сэкономить бюджет и привлечь малый и средний бизнес к госзакупкам, руководство города создало единый портал поставщиков. Ни одно государственное или муниципальное учреждение Москвы не может заключить контракт по закупкам малого объёма, минуя сайт. Если проводить аналогию, то вы не сможете купить хлеб, не сходив за ним в магазин.

Портал поставщиков Москвы ориентирован как раз на закупки малого объёма до 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят учреждения культуры или образовательные организации). Кроме того, на портале проходят бесконкурсные закупки лекарств по решениям врачебных комиссий.

И что такое портал поставщиков Москвы?

Это интернет-площадка, на которой город размещает информацию о закупках малого объёма и открывает доступ малому бизнесу к рынку сбыта товаров и услуг с оборотом около 20 миллиардов рублей в год.

ИП и малый бизнес участвуют в госзакупках Москвы без аукционов и лишних заморочек. Любой может разместить на портале оферту, а городские заказчики (их более 2,5 тысячи) выбирают наилучшее предложение. По сути, это магазин, где вы размещаете свои товары или услуги, предлагая их государству.

Госзакупки на сайте проходят в электронном виде. Просматривайте заказы и предлагайте свои услуги государственным и муниципальным организациям и учреждениям не выходя из дома.

Фишка портала в том, что все данные по закупкам открыты и всё прозрачно. Вы можете посмотреть:

  • Планы закупок госорганов и учреждений на ближайший год (в разделе «Планы »).
  • Предложения и цены конкурентов (в разделе «Оферты »).
  • Историю сделок по каждому зарегистрированному поставщику или заказчику (в разделе «Закупки »).
  • Заключённые контракты (в разделе «Контракты »).

В сфере госзакупок малого объёма появились чёткие и понятные правила, которые может изучить любой предприниматель. Шанс получить госзаказ в такой системе гораздо выше: изучаете рынок и предлагаете лучший вариант из имеющихся. При этом вы не снижаете цену ниже рыночной, не работаете себе в убыток, а продаёте товар или услугу по справедливой цене.

Это же просто видимость честных закупок, разве нет?

Нет, закупки проходят честно, без знакомств и блата. 93% зарегистрированных на сайте предпринимателей получили госзаказы и стали поставщиками.

Честность достигается благодаря прозрачности, открытости, электронному документообороту и понятным процедурам. Как раз для этого на портале и открыты все данные по предыдущим контрактам. Всё можно проследить и, если что-то нечестно, обратиться в ФАС. Нарушения чреваты большими штрафами и уголовной ответственностью.

Это крутое решение для госзакупок, которое применяют в странах ЕС и других развитых странах. Например, в первую пятёрку стран-лидеров по индексу восприятия коррупции в 2016 году вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, которые придерживаются схожих принципов при госзакупках.

Если вы всё равно не верите в честность закупок на портале, цифры говорят сами за себя: за 2016 год Москва сэкономила на госзакупках около 37 миллиардов рублей, возглавив Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Убедили. Как стать поставщиком?

Чтобы стать поставщиком, надо выполнить несколько шагов.

Здравствуйте, Григорий Владимирович!

Пилотный проект по внедрению мини-аукционов в закупках малого объема стартовал в марте.

Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда , если иное не предусмотрено процессуальным законодательством .

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.

В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

3. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

4. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

5. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей устанавливается на основании Закона РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации.

Для успешного участия в мини-аукционе необходимо оперативно сформировать ценовое предложение. По итогам проведения процедуры предприниматель, предложивший лучшую цену на поставку, выставляет оферту и заключает контракт с заказчиком.

Чем может быть полезен портал поставщиков города Москвы?

Кто создал этот Портал поставщиков и для чего?

Портал поставщиков http://market.zakupki.mos.ru (далее - Портал) был создан и поддерживается Правительством города Москвы. Он работает с 2013 года и его главной функциональной задачей является «сведение» заказчиков и поставщиков для осуществления закупок небольшого объема без проведения торгов - так называемых закупок у единственного поставщика.

Тем, кто не знает, расскажем, а тем, кто знает, напомним, что в соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти, органы местного самоуправления, внебюджетные фонды (например, Пенсионный фонд), бюджетные учреждения могут осуществлять часть своих закупок, не проводя тендеры, а просто заключая контракт с тем поставщиком, который их больше устраивает. Данным образом разрешено заключать контракты на весьма небольшие суммы: до 100 тыс. руб. любым заказчикам и до 400 тыс. руб. - учреждениям культуры (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные, природные и ландшафтные парки, театры, филармонии, телекомпании, цирки, музеи, дома и дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы) и образовательным учреждениям (например, школы) 1 . Но эти «мелкие» бестендерные закупки могут составлять значительную, если не бóльшую часть всех закупок, особенно у учреждений.

1 Пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На Портале поставщик может найти заказчика, который купит у него без проведения торгов товар, работу или услугу, а заказчик может найти поставщика с нужным ему товаром, работой или услугой. Отметим, что, по сути, некий тендер все равно проводится заказчиком, ведь он все же выбирает поставщика из нескольких, если речь не идет о каком-то уникальном товаре или услуге. Выбор может осуществляться как между поставщиками на Портале, так и между такими поставщиками и поставщиками, уже известными заказчику. Даже зная и без Портала, у кого он может осуществить закупку, заказчик может воспользоваться Порталом для того, чтобы узнать о каких-нибудь альтернативных, возможно, более привлекательных вариантах и предложениях.

Заказчиками на Портале являются, как правило, органы государственной власти, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения г. Москвы, а поставщиками - неограниченный круг лиц. Отметим, что среди заказчиков иногда можно встретить не только государственные или муниципальные структуры, но и негосударственные (немуниципальные) организации, в том числе и коммерческие. Их регистрация на Портале не запрещена, и вероятно они тоже пользуются его возможностями при осуществлении своих закупок, хотя бы чисто информационными. На Портале существуют отдельные разделы «Заказчики» и «Поставщики», где можно найти (в том числе путем применения поиска по отдельным параметрам: ИНН, наименование и т.д.) конкретных зарегистрированных на портале заказчиков и поставщиков.

Что может сделать на Портале поставщик?

Для поставщиков на Портале предусмотрены две основные возможности:

  • во-первых, можно найти и отреагировать на приглашения заказчиков поставить товар, оказать услугу или выполнить работу;
  • во-вторых, можно разместить свои оферты о поставке товара, работ или услуг и получать от заинтересовавшихся офертой заказчиков предложения о заключении контракта.

Но для того чтобы предпринимать на Портале какие-то действия, в частности, направлять свое предложение на приглашение заказчика, либо просто размещать свое предложение и в дальнейшем взаимодействовать с заказчиком, поставщику необходимо иметь электронную подпись. Эта подпись (сертификат ключа квалифицированной электронной подписи) выдается авторизованными удостоверяющими центрами.

Приглашения заказчиков поставить товар, оказать услугу или выполнить работу

При переходе в раздел Портала «Приглашения» мы видим перечень запланированных заказчиками закупок, в которых поставщикам предлагается принять участие. С этим перечнем можно ознакомиться в Интернет-браузере, а можно скачать его в виде файла в формате Microsoft Excel. Можно найти конкретное приглашение и по поиску, введя такие параметры, как предмет закупки, заказчик (наименование или ИНН), осуществление закупки только у субъектов малого предпринимательства и т.д.

Однако здесь кроется неожиданный подвох Портала - несмотря на то, что его объектом заявляются бестендерные закупки малого объема, в этом разделе представлены главным образом открытые электронные аукционы на значительно бóльшие суммы. По сути, данные сведения частично дублируют информацию, представленную на официальном сайте государственных и муниципальных закупок www.zakupki.gov.ru. Кроме того, на момент сдачи статьи в печать сведения о последних закупках в данном перечне из порядка 3 тыс. закупок были размещены 31 декабря 2015 г. и срок подачи заявок по ним уже давно истек, то есть абсолютно вся информация была уже неактуальной. Также отметим, что информация, размещенная на портале в разделе «Приглашения», почему-то полностью дублируется и в разделе «Закупки».

Еще одним ресурсом для знакомства с потребностями заказчиков в малых закупках является имеющийся на Портале форум. Он содержит раздел «Поиск предложений по низким ценам», где можно встретить запросы отдельных заказчиков, касающиеся конкретных товаров, работ и услуг. И это как раз закупки малого объема - например, конкретная московская школа может интересоваться приобретением пульта дистанционного управления для телевизора конкретной модели, другой заказчик может обозначать свою потребность в картриджах для принтера и т.д. Однако активность на этом форуме тоже весьма невысокая - количество запросов крайне невелико, а последним запросам было по месяцу и более. Таким образом, можно сделать вывод, что поставщикам не стоит рассчитывать на то, что на данном Портале они смогут найти какое-то заметное количество конкретных потребностей в товарах, работах и услугах со стороны заказчиков. Заказчики не очень-то склонны использовать портал для открытого объявления о своих нуждах.

Оферты поставщиков

А вот раздел «Оферты» в отличие от предыдущего раздела Портала очень даже «живой». На 18 февраля 2016 г. в нем были представлено более 1,5 млн оферт по различным товарам, работам и услугам. Причем перечень оферт обновляется каждый день: зарегистрированные на портале поставщики (а их более 40 тыс.) очень активны в этом процессе. Такое большое количество оферт обусловлено еще и тем, что некоторые крупные поставщики «выгружают» на Портал весь свой ассортимент - например, 18 февраля 2016 г. ООО «Спортмастер» разместило на портале несколько тысяч оферт по самым различным спортивным товарам.

В каждой оферте содержатся следующие сведения:

  1. наименование товара, работы или услуги (например, «кимоно карате CLUB Green Hill белое 4/170 KSC-10044»);
  2. цена за единицу;
  3. ставка НДС (при наличии);
  4. предлагаемый объем/количество (как правило, указывается определенный диапазон, например - от 1 до 9 999 шт.);
  5. срок действия оферты (например, с 20.10.2015 по 20.10.2016, хотя встречаются и очень большие сроки - вплоть до нескольких лет);
  6. единица упаковки (например, пакет полиэтиленовый, коробка бумажная и т.д.);
  7. количество единиц продукции в упаковке;
  8. срок поставки (например, 3 - 7 дней);
  9. регион поставки (как правило, здесь указывается «Москва и Московская область»);
  10. сведения о поставщике, включая его контактные данные.

В разделе «Оферты» работает и поиск. Конкретные оферты можно найти с помощью параметров: категория товара, регион поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), ключевое слово, поставщик (название или ИНН), период действия, диапазон цены за единицу и т.д. Например, по запросу категории товара «акриловая краска» поиск выдает 30 действующих оферт от различных поставщиков.

Вообще, данный раздел предназначен, в первую очередь, для заказчиков, выбирающих поставщика нужного товара, работы или услуги. Но и для поставщиков он тоже может представлять информационный интерес - ведь можно познакомиться с тем, что заказчикам предлагают конкуренты.

Заключение контрактов

На Портале заявляется о возможности заключать контракт между заказчиком и поставщиком в электронной форме. Если, например, поставщик, разместивший оферту, через Портал получает от заказчика проект контракта для подписания, то все необходимые процедуры могут осуществляться здесь же, на Портале, с использованием электронной подписи.

С заключенными контрактами можно ознакомиться в соответствующем разделе Портала - их там сейчас около 1,5 млн. В этом разделе также работает и поиск по отдельным параметрам (заказчик, поставщик, предмет контракта и т.д.). Обновление раздела «Контракты» происходит на Портале активно и регулярно.

Обратим внимание, что портал позволяет искать заключенные контракты, связанные с конкретными офертами. Например, если поставщику хочется узнать, заключались ли реальные контракты с другим поставщиком, разместившим ту или иную оферту, и кто был заказчиком в этих контрактах, то он может это сделать как в разделе «Оферты», выбрав пункт «Посмотреть контракты по оферте», так и в разделе «Контракты», введя в поиске номер конкретной оферты.

В разделе «Контракты» представлена информация как о контрактах с малой суммой, которые заключались с единственным поставщиком без проведения торгов, так и о контрактах на более высокие суммы, заключению которых предшествовало проведение торгов. Примечательно, что Портал фактически является единственным публичным источником информации о конкретных контрактах с малыми суммами, заключенных с единственным поставщиком, ведь в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе сведения о таких контрактах не вносятся в реестр контрактов, размещенный на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 2 . Для того чтобы познакомиться с данной группой контрактов, в поиске достаточно выбрать опцию «закупка у единственного поставщика», а в сумме контракта обозначить диапазон до 100 или 400 тыс. руб. Например, так называемых контрактов-«стотысячников» сейчас в базе данных портала около 750 тыс. штук, то есть половина от общего числа.

2 Часть 1 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В заключение отметим, что «Портал поставщиков города Москвы» является не единственным в своем роде информационно-коммуникационным ресурсом для поставщиков и заказчиков. Существуют и другие аналогичные порталы - в качестве примера можно привести электронный магазин , который ориентирован на заказчиков и поставщиков во всех российских регионах. В настоящий момент наибольшую активность здесь проявляют заказчики и поставщики из Московской и Волгоградской областей.

Данный портал делится на две основные части - витрину поставщика и витрину заказчика. Соответственно, на первой витрине заказчики могут познакомиться с предложениями, размещенными поставщиками, а на второй поставщики могут найти запросы на закупку, размещенные заказчиками. Обратим внимание, что на портале наблюдается хронологическая актуальность как предложений поставщиков, так и запросов заказчиков. Причем среди последних реально присутствуют актуальные запросы на закупки малого объема (до 100 тыс. руб.). Например, можно встретить даже запрос на покупку 10 папок на завязках на общую сумму 940 руб. Также примечательно то, что для регистрации на этом портале не обязательно иметь электронную подпись.