Родился 1 декабря близ Симбирска. Отец – отставной капитан. Детство провел в имении отца, воспитывался в частном пансионе Симбирска, затем в московском пансионе профессора Шадена (), посещал лекции в университете. С 1782 служил в гвардейском Преображенском полку. Хотел писать я много О том, как человеку Себя счастливым сделать И мудрым быть в сей жизни. Н.М.Карамзин




В 1783 появилось первое печатное произведение Карамзина Деревянная нога. В 1784 Карамзин вышел в отставку и до июля 1785 жил в Симбирске. В в Москве, где сблизился с московскими масонами, с которыми вскоре порвал, поняв их преступную сущность. Изучал литературу французского Просвещения, немецких писателей и поэтов-романтиков, занимался переводами (Карамзин владел многими древними и новыми языками). г. Симбирск


В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий французской революции. Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в Письмах русского путешественника (опубл. в издаваемом им Московском журнале, г.г.)


В «Московском журнале» были опубликованы принесшие славу Карамзину повести «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» (), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов, «Фрол Силин», «Благодетельный человек, «Лиодор». Все они написаны в духе сентиментализма.


«Карамзин преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной речи» В.Г.Белинский «Красота и чувствительность – вот, что очаровывало в Карамзине» (Один из современников писателя)






«Детское чтение для сердца и разума» (), «Московский журнал» () «Вестник Европы» () Журналы, созданные Н.М.Карамзиным




В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского». В этом произведении писатель создал галерею характеров русских людей: князей, крестьян, полководцев, героев многочисленных сражений «за землю Русскую».


Николай Михайлович Карамзин умер в 1826 г., не закончив работу над 12-м томом, в котором описывал и анализировал события Смутного времени. Пушкин посвятил его памяти замечательную трагедию «Борис Годунов». В 1845 году в Симбирске был установлен памятник Николаю Михайловичу. На памятнике вместе с изображением Карамзина мы видим статую музы истории Клио. «Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы.» Н.М.Карамзин (1815)

Cлайд 1

Cлайд 2

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца - отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724-1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете Флаг Герб

Cлайд 3

Начало карьеры В 1778 г. Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом - в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785-1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество»

Cлайд 4

Начало карьеры В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение»

Cлайд 5

Поездка в Европу В 1789-1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.

Cлайд 6

Возвращение и жизнь в России По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791-1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина - его признанным лидером

Cлайд 7

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся. С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки».

Cлайд 8

«Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царем, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убежденным сторонником абсолютной монархии. Незаконченный XII том был издан после его смерти

Николай Карамзин

Слайдов: 15 Слов: 580 Звуков: 0 Эффектов: 0

Николай Михайлович Карамзин. Российский историк, писатель, поэт, журналист, почетный член Петербургской Академии Наук (1818). Родился 1 декабря близ Симбирска. Отец – отставной капитан. С 1782 служил в гвардейском Преображенском полку. Н.М.Карамзин. Знал церковно-славянский, французский, немецкий языки. В 1783 появилось первое печатное произведение Карамзина - “Деревянная нога”. В 1784 Карамзин вышел в отставку и до июля 1785 жил в Симбирске. г.Симбирск. Александр Семенович Шишков Общество «Беседа любителей российского слова». Язык наш был – кафтан тяжелый И слишком пахнул стариной. - Карамзин.ppt

Карамзин Николай Михайлович

Слайдов: 14 Слов: 622 Звуков: 0 Эффектов: 0

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Николай Михайлович Карамзин. Родился 1 декабря близ Симбирска. Отец – отставной капитан. С 1782 служил в гвардейском Преображенском полку. Н.М.Карамзин. Знал церковно-славянский, французский, немецкий языки. В 1783 появилось первое печатное произведение Карамзина - “Деревянная нога”. В 1784 Карамзин вышел в отставку и до июля 1785 жил в Симбирске. г. Симбирск. Язык наш был – кафтан тяжелый И слишком пахнул стариной. Петр Вяземский. Журналы, созданные Н.М.Карамзиным. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского». - Карамзин Николай Михайлович.ppt

Сентиментализм Карамзин

Слайдов: 13 Слов: 893 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сентиментализм как литературное направление. Содержание. Заключение Заключение Значение творчества Н.М. Карамзина IV. Что такое сентиментализм? Одним из ярких представителей сентиментализм является Н.М. Карамзин. . . И не знатному вельможе, не государственному деятелю или полководству, а литератору – Н.М.Карамзин. Биография Н.М. Карамзина. Здесь началось, по словам Дмитриева, "образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное". Влияние кружка продолжалось 4 года (1785 - 88). Кто мог любить так странно, Как я любил тебя? Но я вздыхал напрасно, Томил, крушил себя! - Сентиментализм Карамзин.ppt

Творчество Карамзина

Слайдов: 15 Слов: 361 Звуков: 0 Эффектов: 26

Презентация по литературе на тему: Жизнь и творчество Н.М.Карамзина. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826). В.Г.Белинский. Карамзин Николай Михайлович - знаменитый русский писатель, поэт, журналист, историк. Начав литературную деятельность в 1783 г. переводами с немецкого, в 1787-1789 гг. Н.М.Карамзин. Военная служба. Смерть отца Отставка Симбирск. Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории. Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья. Светское образование Знание иностранных языков. Путешествие по Европе. Сентиментализм. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.). - Творчество Карамзина.ppt

Бедная Лиза

Слайдов: 20 Слов: 499 Звуков: 1 Эффектов: 109

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма. Н.М.Карамзин. Светское воспитание Московский пансион. Военная служба, Преображенский полк. И.П.Тургенев – масон, писатель и переводчик. Симбирская губерния, 1766 год. Родовитая, но небогатая дворянская семья. Путешествие по Европе- 1789 -1790 г. Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк. А.Г.Венецианов. 1828. Мифологическая лексика в повести «Бедная Лиза». Вид на Москву от Симонова монастыря. «Близ Симонова монастыря есть пруд, осененный деревьями. За 25 лет перед сим сочинил я там «Бедную Лизу» . «… И крестьянки любить умеют!». - Бедная Лиза.ppt

Карамзин Бедная Лиза

Слайдов: 14 Слов: 575 Звуков: 0 Эффектов: 105

А. С. Пушкин «Рассудок и любовь». История создания повести. Повесть написана в 1792 году. Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза». Первая встреча. …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Герои повести. Эраст. Лиза. Автор. мать Лизы. Богатая вдова. подружка Анюта. Кто же главный герой повести? Трудолюбивая. Кормилица. Божеская милость. Отрада старости. Милая. Любезная. Нежная. Какую характеристику героине дает автор? Любила матушку. - Карамзин Бедная Лиза.ppt

Борис Годунов Карамзин

Слайдов: 9 Слов: 391 Звуков: 0 Эффектов: 32

Борис Годунов в изображении Н.М.Карамзина. Н.М.Карамзин «История государства Российского» (1803 – 1826 гг.). Какое сокровище для языка, для поэзии!» В.А.Жуковский. «Царствование Бориса Годунова ознаменовалось начавшимся сближением России и Запада. Во внешней политике Борис Годунов проявил себя как талантливый дипломат». Школьная энциклопедия «Руссика». История России. Борис Годунов в характеристике Н.М.Карамзина. Положительные характеристики. Отрицательные характеристики. Именно поэтому Н.М.Карамзин относится к Борису Годунову как к самозванцу и убийце. - Борис Годунов Карамзин.ppt

Карамзин Наталья боярская дочь

Слайдов: 19 Слов: 995 Звуков: 0 Эффектов: 3

(на материале повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»). "Жизнь сердца". Одна из проблем нашего общества – «безработность» души, которую подменяет разум. Дидактические цели: Формирование компетентности при анализе художественного произведения. Умение делать лингвостилистический анализ текста. Формирование критического мышления, навыков работы в команде. Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками. Методические задачи: Научить обрабатывать и обобщать собранный материал. Научить делать лингвостилистический анализ текста. Высказывать собственную точку зрения на проблему. -


Родился 1 декабря (12 н.с.) 1766 г. в селе Михайловка Симбирской губернии. Вырос в усадьбе отца отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина () среднепоместного Симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза Знаменская церковь села Карамзинка


В 14 лет Карамзин был привезен в Москву и отдан в частный пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, в котором учился с 1775 по Получил домашнее образование.




Окончив его в 1783, приехал в Преображенск ий полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым.


Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Автограф стихотворения Н.М. Карамзина «Счастье истинно хранится» (1787 г.).


Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами.


В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию. В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.


Осенью Карамзин возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника». Осенью Карамзин возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника».


Также в "Московском журнале «были опубликованы повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. Также в "Московском журнале «были опубликованы повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. Иллюстрация к «Бедной Лизе» 1796 г Н Соколова.


К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Успех "Московского журнала" был грандиозный целых 300 подписчиков. только пишущая, читающая Россия! По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия! Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление сентиментализм. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия! Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление сентиментализм.


В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи "Аглая" и "Аониды". Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи "Аглая" и "Аониды". Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию.


Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра- Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.


Н. М. Карамзин является «отцом» буквы «Ё». В 1796 году, в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды», выходившего из той же университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ» «Аониды», выходившего из той же университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ»


К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина. Карамзин для своего времени писатель номер один. Карамзин для своего времени писатель номер один.


В 1802 умерла первая жена Карамзина - Елизавета Ивановна Протасова. В 1802 он основал первый в России частный литературно-политический журнал "Вестник Европы", для редакции которого выписывал 12 лучших иностранных журналов. Екатерина Андреевна Колыванова.




В «Вестнике Европы» преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально- самобытной. В «Вестнике Европы» преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально- самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории.


Несмотря на многочисленный состав авторов, Карамзину приходится много работать самостоятельно и, чтобы его имя не так часто мелькало перед глазами читателей, он изобретает массу псевдонимов. В это же время он становится популяризатором Бенджамина Франклина в России. "Вестник Европы" просуществовал до Несмотря на многочисленный состав авторов, Карамзину приходится много работать самостоятельно и, чтобы его имя не так часто мелькало перед глазами читателей, он изобретает массу псевдонимов. В это же время он становится популяризатором Бенджамина Франклина в России. "Вестник Европы" просуществовал до 1803.






С этого момента он поселился в московском доме князей Вяземских, в котором жил до С этого момента он поселился в московском доме князей Вяземских, в котором жил до Дом в кривоколенном переулке, где жил Н.М. Карамзин


1804 он начал работу над "Историей Государства Российского", составление которой стало его главным занятием до конца жизни он начал работу над "Историей Государства Российского", составление которой стало его главным занятием до конца жизни.


Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое.


Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения. Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.


Зачитывались "Историей" все студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество.



Года симбирский губернатор А.М. Загряжский от имени 38 симбирских дворян подал прошение императору о создании в Симбирске памятника Н.М. Карамзину с открытием общеимперской подписки по сбору средств на его сооружение. Вскоре согласие было получено, были собраны значительные средства, но решение, каким быть памятнику, затянулось.

Император Николай I, побывавший года в самолично указал местонахождение памятника и повелел: «Заключить с профессором Академии художеств Гальбергом контракт на сделание в течение трех лет.... означенный памятник с барельефами, за выпрошенную им цену в 91800 рублей...» 550 пудов меди, нужных на сооружение памятника, отпускалось от казны.

Лишь через два года профессор Гальберг приступил к работе, но, года, Самуил Иванович Гальберг скончался, успев разработать проект памятника. Завершили дело профессора его ученики - выпускники Академии художеств: , А.А. Иванов, П.А. Ставассер и . Статую музы , покровительницы истории, выполнили А.А. Иванов и П.А. Ставассер. Один из и бюст Н.М. Карамзина, вылепил , другой - . Пьедестал красного гранита из Финляндии был изготовлен в Петербурге мастером С.Л. Анисимовым. Статуя Клио, бюст историографа и горельефы отливались в бронзе в литейной мастерской под руководством профессора барона . Все детали памятника были доставлены в в навигацию 1844 года, а следующей весной и летом были проведены работы по подготовке места и установке пьедестала.

Памятник был торжественно открыт года (по старому стилю).Памятник создан по обычаям того времени, в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном изобразил Карамзина читающим отрывок из своей «Истории» в присутствии его сестры во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах. Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила:

Н.М. Карамзину историку Российского государства повелениемъ императора Николая I-го 1844 годъ. Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала - 4,97 метра, статуи Клио – 3,55 метра.