Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В России во второй половине XIX в. возникло своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом. Вот его основные черты: Человек – составная часть Природы; Человека и Природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать их в единстве; Человек и все, что его окружает, – частицы единого (в этом контексте не так уж важно, что у одних это Бог, а у других - Вселенная).

3 слайд

Описание слайда:

Уже в начале XX в. В.И.Вернадский начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты будет направляться силой Разума.

4 слайд

Описание слайда:

«Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества... Взрыв научного творчества <...> создает переход биосферы в ноосферу», – пишет Вернадский в 30-е гг. в книге «Научная мысль как планетарное явление».

5 слайд

Описание слайда:

Термин «ноосфера» был предложен в1927 году французским математиком и философом Э. Леруа. Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

6 слайд

Описание слайда:

Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

7 слайд

Описание слайда:

Теория Вернадского о ноосфере: человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли. не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь.

8 слайд

Описание слайда:

Условия, необходимые для становления и существования ноосферы: 1. Заселение человеком всей планеты. 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. 3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. 4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. 6. Открытие новых источников энергии. 7. Равенство людей всех рас и религий. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9 слайд

Описание слайда:

Условия, необходимые для становления и существования ноосферы: 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. 10.Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. 11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. 12.Исключение войн из жизни общества.

10 слайд

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Концепция устойчивого развития

Ухудшение экологической обстановки во многих регионах земного шара и на планете в целом требует все более энергичных международных усилий, объединения всего человечества для за-щиты жизни на планете.

В 1983 г. Всемирная Комиссия ООН по окружающей среде и развитию в своем отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре экономического развития , безопасного для окружаю-щей среды».

Комиссия отметила, что «человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих по-колений удовлетворять свои потребности». Таким образом, не-обходим переход к устойчивым формам развития, которые тре-буют разумных взаимоотношений с окружающей средой. Пер-спективу на этом пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции ООН по окружаю-щей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

В документах Конференции первые два тезиса сформулиро-ваны следующим образом:

«Все государства и все люди будут сотрудничать в осуще-ствлении крайне важной задачи устранения бедности как необ-ходимого требования для того, чтобы уменьшить неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять требования большин-ства людей в мире».

«Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государствам следует ослабить и исключить экологически неприемлемые производство и потреб-ление и поддержать необходимую демографическую политику».

Остальные тезисы Конференции прямо или косвенно связаны с первыми двумя. В таблице № 5 вы можете ознакомиться с ос-новными проблемами, обсуждавшимися на Конференции ООН в июне 1992 г.

Человек - естественный компонент биосферы , он возник в результате ее эволюции, и на него, как и на все остальные виды, распространяются законы биосферы.

Человечество может существовать на планете только в доволь-но узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид, чело-век имеет свою экологическую нишу - систему взаимоотношений с окружающей средой, законы развития, которых человеку необходи-мо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих законов может привести человечество к катастрофическим последствиям.

Таким образом, человечество стоит сегодня перед важной проблемой выработки стратегии своего выживания на планете. В связи с этим Н. Н. Моисеев" определяет устойчивое развитие как «реализацию

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

СТРАТЕГИИ человека, его пути к эпохе ноосферы, т. е. к состоянию коэволюции Общества и Природы». При этом под коэволюцией следует понимать совместную эволюцию социальной и природной систем, объединенных тесными экологи-
ческими связями, при которых эволюция одной системы зависит от эволюции другой и
одновременно влияет на нее. Следует отметить, что в науке проблема устойчивого развития еще не нашла однозначного, принятого всеми учеными объяснения. Концепция устойчивого развития сегодня еще в начале своего теоретического и практического подтверждения.

Главный источник выбросов в атмосферу - это производство и потребление энергии

В июне 1997 г. в Нью-Йорке состоялась Очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5 летнего периода по становлению устойчивого развития челове-чества (после Конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро).

В работе форума принимали участие представители свыше 60 стран мира. Делегацию России возглавлял премьер-министр В. С. Черномыр-дин. В своем выступлении отметил приоритетность проблем экологии, экономики, выживаемости человечества в разработке стратегических направлений устойчивого развития России.

Запросы и задания

1.Определите в порядке наибольшей важности выдвину-тые руководителем Римского клуба А. Печчеи социаль-ные и экологические проблемы, стоящие перед челове-чеством

бесконтрольное распространение человека, засе-ляющего планету;

неравенство в обществе;

голод и недоедание;

безработица;

инфляция;

энергетический кризис;

недостаток природных ресурсов;

устаревшая система образования;

неграмотность населения;

преступность;

наркомания;

ядерное вооружение;

коррупция среди политиков;

бюрократизм;

деградация (разрушение) природной среды;

упадок моральных ценностей;

утрата веры в будущее;

недопонимание опасности экологических бедствий;

военные конфликты.

Попытайтесь обосновать предложенное вами ранжирование современных проблем.

2.Перечислите основные тезисы «Повестки дня XXI века» и дайте им свое объяснение.

3.На основании предложенных в таблице №6 определе-ний сформулируйте свое трактование термина «устой-чивое развитие».

Что такое устойчивое развитие ?

О Концепции устойчивого развития

Устойчивое развитие: новая стратегия планеты Земля

17 целей в области устойчивого развития

Ресурсы :

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Хостинг презентаций

Cлайд 1

Cлайд 2

В 80-х гг. человечество договорилось о мерах по предотвращению загрязнения: возникла концепция «безотходного производства», одним из практических шагов общества по снижению загрязнения стало подписание ряда договоренностей (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Хельсинки, 1985 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозке особо опасных отходов и их удалением, 1987 г. и др.).

Cлайд 3

В 1987 г. Всемирная Комиссия по Окружающей Среде и Развитию, созданная за три года до этого по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН и возглавляемая премьер-министром Норвегии Гро Харлем Брундтланд, сделала устойчивое развитие темой своего доклада, озаглавленного «Наше будущее».

Cлайд 4

В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития

Cлайд 5

90-е гг. способствовали пониманию человечеством необходимости управления состоянием окружающей среды. Все более очевидным становится необходимость поиска новых путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным из таких путей сокращения техногенного воздействия в развитых странах мира стало развитие экологически эффективного бизнеса и экологического менеджмента.

Cлайд 6

Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности

Cлайд 7

Устойчивое развитие включает в два ключевых понятия Понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения) Понятие ограничений, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Cлайд 8

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах. 1.Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер 2.Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны 3.Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь

Cлайд 9

4.согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами с экологическими возможностями планеты 5.Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах

Cлайд 10

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ? Экологически устойчивое развитие – развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды

Cлайд 11

Стратегия устойчивого эколого-экономического развития предполагает отказ от экстенсивного экономического роста, базировавшегося на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению по принципу «максимального эффекта с минимальными затратами».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Устойчивое развитие

1972 г.- Деннис и Донела Медоуз - «Пределы роста» - «…сложившийся механизм формирования и удовлетворения потребностей ведет к катастрофе…». Деннис Медоуз

Устойчивое развитие: Рождаемость должна быть примерно равна смертности, Темпы инвестирования примерно равны темпам амортизации капитала, Темпы потребления невозобновимых ресурсов – не выше темпов разработки их устойчивой возобновимой замены, Интенсивность выбросов – не выше возможности окружающей среды поглощать их.

ООН – Комиссия «Наше общее будущее» - разработка теории устойчивого развития. Т.е. формирование нового нравственного человека, меняющего свои потребности, принимающего ответственность за жизнь других людей. Необходимость гармонизации отношений человека, общества и природы.

1992г. – конференция ООН по устойчивому развитию. Программный документ «Повестка дня на ХХ I век». Национальные программы по переходу к устойчивому развитию.

1996 г. – в России разработана и принята Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.

2002 г. – международный форум «Рио - 10» - составление программы практической деятельности по экологическому обустройству мира.

Устойчивое развитие Реализация Концепции устойчивого развития требует согласованных действий всего человечества!

2008 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом планеты Земля!

Спасибо за внимание! Учитель ГБОУ специальная школа№8 Климкина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...

Слайд 2

В 80-х гг. человечество договорилось о мерах по предотвращению загрязнения: возникла концепция «безотходного производства», одним из практических шагов общества по снижению загрязнения стало подписание ряда договоренностей (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Хельсинки, 1985 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозке особо опасных отходов и их удалением, 1987 г. и др.).

Слайд 3

В 1987 г. Всемирная Комиссия по Окружающей Среде и Развитию, созданная за три года до этого по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН и возглавляемая премьер-министром Норвегии Гро Харлем Брундтланд, сделала устойчивое развитие темой своего доклада, озаглавленного «Наше будущее».

Слайд 4

В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития

Слайд 5

90-е гг. способствовали пониманию человечеством необходимости управления состоянием окружающей среды. Все более очевидным становится необходимость поиска новых путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным из таких путей сокращения техногенного воздействия в развитых странах мира стало развитие экологически эффективного бизнеса и экологического менеджмента.

Слайд 6

Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности

Слайд 7

Устойчивое развитие включает в два ключевых понятия

Понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения)

Понятие ограничений, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Слайд 8

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.

1.Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер

2.Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны

3.Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь

Слайд 9

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах

4.согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами с экологическими возможностями планеты

5.Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли

Слайд 10

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ?

Экологически устойчивое развитие – развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды

Слайд 11

Стратегия устойчивого эколого-экономического развития

предполагает отказ от экстенсивного экономического роста, базировавшегося на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению по принципу «максимального эффекта с минимальными затратами».

Слайд 12

Экономное, хозяйственное использование природных ресурсов включает:

  • всемерную рационализацию производства;
  • его комплексность;
  • минимизацию отходов;
  • ликвидацию потерь;
  • широкое применение вторичного сырья;
  • Слайд 13

    Решение экологических проблем

    Основным из путей решения экологических проблем в промышленно развитых странах стало развитие экологического менеджмента

    Система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики

  • Слайд 14

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

    Основными причинами составления экологических отчетов являются:

    • давление со стороны потребителей и общественности;
    • требования акционеров, инвестиционных Фондов, ведущих корпораций;
    • новые отраслевые стандарты;
    • демонстрация действий компании в выполнении принятых обязательств;
    • фокусирование деятельности по охране окружающей среды внутри компании.
  • Посмотреть все слайды