Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Алхимия – магия или наука? Цель: узнать является алхимия мистификацией или же научным направлением

  • Цель: узнать является алхимия мистификацией или же научным направлением
  • Задачи:
  • 1) исследовать изучение алхимии в разное время и в разных странах 2) показать научное применение достижений алхимии 3) узнать осведомленность и мнения по данному вопросу среди учащихся 8-мых классов 4) прийти к выводу о природе алхимии
Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia) -это древняя химия, представляющая собой смешение экспериментальной химии в современном смысле этого слова и всеобщих, наглядно-интуитивных, частью религиозных спекуляций о природе и человеке. Александрийская алхимия
  • Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II-VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля.
  • Основными объектами изучения александрийской химии (термин "алхимия" появился позже) являлись металлы.
В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:
  • 1. олово - Юпитер; 2. свинец - Сатурн; 3. золото - Солнце; 4. сера; 5. ртуть - Меркурий; 6. серебро - Луна; 7. железо - Марс; медь - Венера
Алхимия на Арабском Востоке
  • После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.
  • Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.
  • Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.

Персидский алхимик Джабир ибн Хайян заложившил основы ртутно-серной теории, ввёл представление о философском камне, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

Другой персидский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

Философский камень

  • Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия.
  • Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс "созревания" незрелых и "исцеления" больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический "философский камень" можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.
Проникновение алхимии в Европу
  • Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) , также положивший начало экспериментальной химии в Европе.
  • Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха.

Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Раймунд Луллий

«Охота на ведьм»

Алхимия в эпоху Возрождения

  • В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.
  • Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.
  • В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.
Философия алхимии
  • Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».

Лаборатория алхимика. Раскрашенная гравюра из книги Г. Хунрата «Амфитеатр вечной мудрости»

Изучение алхимии в России

  • В России алхимия не получила широкого распространения: к алхимикам не было доверия ни у властей, ни в народе. Вместо алхимиков при аптеках и при царском дворе существовали алхимисты. Они готовили обычные лекарства, являясь по существу химиками-лаборантами.
  • Алхимисты получали и очищали самые различные вещества, смешивали их по указанию аптекаря. Вместе с аптекарем они принимали участие в анализе и экспертизе ("надкушивании") новых лекарств. В XVIII веке название профессии "алхимист" постепенно заменяется на "химик".
Получением "эликсира долголетия" занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735), у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне.
  • Получением "эликсира долголетия" занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735), у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне.
  • Он был одним из самых просвещенных людей России.
Изучение истории алхимии
  • Изучением достижений алхимии занимались историки химии, такие как М. Берто, М. Джуа, А. Ладенбург, Г. Копп, И. Дмитриев, Б. Меншуткин, Ю. Мусабеков (историк химии советского периода), Г. Кауфман, Пауль Вальден, Д. Трифонов
Роль алхимии в истории науки
  • Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии.

Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы.

В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фаданци, известный под именем Бонавентура, получил "царскую водку«, способную растворять "царя металлов" - золото.

Оказалось, что царская водка не действует на стекло, керамику, морской песок (диоксид кремния) , оловянный камень (диоксид олова) и многие другие вещества, и, следовательно, не обладает универсальными свойствами. Бонавентура забросил алхимические опыты и занялся приготовлением лекарств.

Алхимия - неотъемлемая часть культуры человечества, исток химии. Её скорее можно назвать наукой, чем магией, но на самом деле по сути она не является не тем, не другимт. к. она образовалась из накопленного веками практического опыта металлургии, техники, медицины уже переплетенного с магией и культовой обрядностью,


ЦЕЛИ ПРОЕКТА 1) Изучить историю возникновения алхимии в различных странах мира. 2) Изучить практическое применение открытий, которые были сделаны алхимиками. 3) Использование знаний алхимии в произведениях современной и старинной литературы и в создании компьютерных игр.


ИСТОРИЯ/понятие Алхимия (От греч alchimia, alchymia, от араб خيمياء al-kîmîa, предположительно от египетского «kēme» черный, откуда также греческое название Египта,чернозёма и свинца «черная земля»; другие возможные варианты: др. греч. χυμος «сок», «эссенция», «влага», «вкус», др. греч. χυμα «сплав (металлов)», «литье», «поток», др. греч. χυμευσις «смешивание», др. греч. Χιμαιρα «Химера») общее название существующих в различных культурах систем трансформации как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного.


ИСТОРИЯ/ЗАДАЧИ Алхимия складывается в эпоху поздней античности (IIVI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля. Алхимические символы элементов. 1 олово; 2 свинец; 3 золото; 4 сера; 5 ртуть; 6 серебро; 7 железо Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже уарабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило: 1.серебро Луна, 2.ртуть Меркурий, 3.медь Венера, 4.золото Солнце, 5.железо Марс, 6.олово Юпитер, 7.свинец Сатурн. Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.


ЦЕНТР АЛХИМИИ Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идеютрансмутации металлов превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства. В конце III в. в 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императораДиоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско- мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.




АЛХИМИЯ НА ВОСТОКЕ После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается наАрабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов. В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля опервоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец холодный и сухой, золото теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом». Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов:железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации. Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ. Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью. Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат. Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.


АЛХИМИЯ В ЕВРОПЕ. После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским. Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.). Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон () (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (), Раймунда Луллия (), Василия Валентина (немецкого монаха вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.


Алхимия в эпоху возрождения В XIVXVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины. Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине. В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота. Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия. Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.


ФИЛОСОФИЯ АЛХИМИИ Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений внутренней алхимией. В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются каксубстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной химической метафоре часто развиваются другиесимволический ряд; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр. Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.). Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, воздуха и дерева). В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена». Первое звено это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещётретье начало «соль» (движение). Второе звено это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние),вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние). В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.


Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традицийалхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ как «внешнюю алхимию». Алхимические инструменты:(по алфавиту)сосуд, мензурка, кривой выпуск, капсуль, сплавниковый фильтр с выпуском, капельница или пипетка, кривой слив, закрытый омыватель,фильтр газа, отсеивалка, сборник, сжигатель с большим выхлоповником,сито или фильтр, форматор с малым сливом; и знаки: (от знака Δ по часовой стрелке) огонь, вода, воздух, земля,соль, сера, восемь неясных знаков,золото, серебро,олово, медь, ?, железо,ртуть, свинец, щёлочь, неясные знаки Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится напостулате о подобии микрокосма и макрокосма. Неясно, насколько алхимические системы разныхкультур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезеалхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм,христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихей ство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

История алхимии

Алхимия - общее название существующих в различных культурах систем трансформации как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного мира.

Фон Франц подчеркивает факт возникновения западной алхимии в тот же время когда родилось Христианство и корни алхимии в греческой рациональной философии с одной стороны и в Египетской практике обращения с веществами (в связи с религией сфокусированной на жизни после смерти) а также астрологии с другой стороны.

Экстравертные и интровертные тенденции в алхимии, а современные неюнгианские интерпретации не ценят и не понимают интровертный аспект. Хотя великие умы современности по-прежнему имеют архетипический поиск божественного в основе своей работы (Фон Франц, Алхимическое активное воображение)

Истоки алхимии

II-III в до н.э Алхимия возникла на востоке (Китай) в Египте и в Греции. На востоке фокус был на поиске эликсира долголетия, а в Египте и Греции скорее концентрировался на исследовании соединений металлов и минералов. Александрийская школа алхимии – соединение Египетских и Греческих традиций, основанная легендарным Гермесом Трисмегистом+ Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста. Мария Еврейская описала алхимические инструменты – колбу, реторту, перегонный аппарат. Клеопатре приписывается занятие алхимией и написание труда «Хризопея»

Алхимия на Востоке

V-VI вв н.э алхимия приходит в упадок. На востоке ее развитие продолжается циклично. В Арабском мире, где она сохранилась, она практикуется и развивается. В Арабских университетах в алхимии практикуется более точный количественный подход. Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ. В этот период возникает важная для алхимии ртутно-серная теория.

Любопытные факты об алхимии

В Средние века алхимические монеты с изображениями планет имели хождение наряду с обычными монетами и пользовались доверием

Многие короли содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Побочными продуктами поисков алхимиков стали открытие серной соляной и азотной кислот, фосфора, аммиака, винного спирта, берлинской лазури…

Менделеев писал, что только благодаря запасу знаний, накопленному алхимиками, стало возможным научное изучение химических явлений

Фридрих Кекуле признавался что благодаря приснившемуся уроборосу открыл молекулу бензола

Алхимические парадоксы

Наше золото – не золото глупцов

Философский камень также не камень

Аква перманенс – вода алхимиков – одновременно огонь и твердая основа

Черное солнце алхимиков – парадокс света сияющего из самой черноты, lumen natura

Первоматерия алхимиков – одновременно и философский камень

Поговорка алхимиков: «Опасайся физического в материальном»

Всякое вещество, описываемое алхимиками как цель опуса, крайне парадоксально и противоречиво – ничто из них не может быть обнаружено в позитивистском смысле

Вещества

Алхимический царь (сера)

Живое серебро, Меркурий (ртуть)

Красный лев (киноварь)

Алхимическое солнце (золото)

Лунный металл (серебро)

Венера (медь)

Кость Тифона, Марс (железо)

Металл Сатурна (свинец)

Антимоний, волк с открытой пастью, пожиратель металлов (сурьма)

Адский камень (нитрат серебра)

Ярь – медянка (ацетат меди)

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Возникновение химических знаний. Основные объекты изучения александрийской алхимии, достижения греко-египетских алхимиков. Начало китайской алхимии в IV вв. до н.э. Византия как источник алхимических идей в Европе. Труды по технической химии и ятрохимии.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Алхимия как неотъемлемая часть средневековой культуры. История ее развития. Получение серной, азотной и соляной кислот. Поиски Философского Камня и другие задачи алхимии. Отношение ученых к ней. Роль магии в алхимии. Изобретение пороха и царской водки.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Алхимия - своеобразное явление культуры, широко распространённое в Западной Европе в эпоху средневековья. Исследования, цель которых состояла в получении золота и серебра из неблагородных металлов. Идеи средневековой алхимии; арабская и латинская алхимия.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Превращение (трансмутация) неблагородных металлов в благородные (ценные). Происхождение слова алхимия. Греческая и египетская алхимия. Важнейшие алхимические знаки. Практическая предпосылка возникновения идеи трансмутации. Арабская и восточная алхимия.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Понятие и история развития алхимии, ее распространенность в обществе, основополагающие идеи. Достижение и направления формирования науки в период средневековья. Техническая химия и ятрохимия как переходный этап от классической алхимии к научной химии.

    реферат , добавлен 06.11.2014

    Сущность понятий "химия" и "алхимия". Основные периоды наивысшего развития алхимии: александрийский (греко-египетский), арабский, европейский. Особенности трансмутации металлов. Открытие сильных минеральных кислот. Вклад И.Р. Глаубера в развитие химии.

    реферат , добавлен 06.01.2015

    Происхождение алхимии и ее связь с химией. Поиски философского камня. Алхимические школы и их достижения. Теория четырех элементов. Общие понятия знаков и символов. Искусство алхимика Зайлера и Пайкуля. Эликсир долголетия и универсальный растворитель.