Прежде, чем отправиться в турпоход, необходимо грамотно составить список снаряжения для пешего похода. Это нужно не только для того, чтобы не забыть взять с собой что-то важное, но и чтобы правильно распределить груз и обязанности на маршруте. Как же это правильно сделать? Подготовка к туристическому походу начинается!

Во все времена люди любили путешествовать, именно поэтому тяга к перемене места проживания хотя бы на короткое время заложена у нас в генах. Транспортное перемещение в настоящее время развито настолько, что нет проблем для посещения даже самых отдаленных мест на земле. Средств передвижения огромное разнообразие, но здесь речь пойдет о том виде, которых подходит почти всем.

Пешие туры — самые доступные для любого путешественника. Главное, иметь здоровье и желание пройтись пешком. А если этих компонентов у вас с избытком, то готовимся к маршруту на несколько дней!

В стандартную экипировку туриста обычно входят: рюкзак, спальный мешок, палатка, аптечка, провизия, необходимые инструменты, телефон и другое, по желанию. Но обо всем по-порядку.

В первую очередь, необходимо выбрать компанию. Нужно действовать согласно пользы коллектива, а не только дружеским отношениям.

Важно равенство между участниками похода, так как, например, за женщин, никто не будет носить их тяжелое снаряжение.

Наилучшей считается компания из 4-10 человек: это количество идеально с психологической точки зрения и позволяет команде быть более мобильной.

План следования, как правило, составляется руководителем группы. Но при этом детали, безусловно, обсуждаются всем коллективом.

И самое главное то, что в команде каждый участник должен быть оптимистом. Ну или по крайней мере — не занудой.

Распределение обязанностей

Перед началом туристического похода выбирается руководитель. Обычно, им бывает более опытный человек, но это нельзя брать за правило. Обсуждением и выбором следует заниматься всей группе.

Руководитель обязан разработать план следования, подготовить снаряжение, запастись продовольствием и, безусловно, нести ответственность за всех участников похода. В связи с этим, он обязан учитывать пожелания всех участников команды, но окончательные решения, касающиеся организационных моментов, принимать самостоятельно.

В группе должны быть:

  • ответственный за медицинскую помощь;
  • ответственный за распределение продуктов питания;
  • человек, который в ходе похода будет ремонтировать снаряжение, если это понадобится;
  • фотограф, оператор и т.д.

Эти должности не обязательно распределять в походах сроком до 4 дней, хотя лишними они не станут. Но на более длительных маршрутах назначение лучше произвести в обязательном порядке, потому как это облегчит организацию тур похода, и между его участниками не будет скандалов: каждый сможет четко фокусироваться на выполнении своей задачи.

Список вещей и снаряжения

Конечно же, для каждого маршрута будет составляться свой список вещей: ведь он зависит от множества факторов. Здесь же приведены лишь основные его составляющие.

Отдельно следует сказать о том, что в туристический поход нужно надевать удобную обувь и одежду, а также не забывать об аптечке и средствах гигиены.

Начало турпохода

  1. Прежде, чем отправиться в неизведанное, нужно записать номера телефонов экстренных служб или, если есть возможность, предварительно зарегистрироваться у них. Это особенно важно, когда маршрут похода пролегает по дикой природе.
  2. Необходимо убедиться в исправности и полной зарядке мобильного телефона.
  3. У каждого участника экспедиции обязательно должны присутствовать карты посещаемой местности или хотя бы план-схемы.
  4. Нужно заранее обговаривать контрольные точки, где планируется проведение стоянок и полный сбор группы.

Походная часть

Пешие походы должны быть примерно по 40 минут с привалами на 10-15 минут. В пути воду лучше не пить, а на остановках это делать необходимо.

Приготовление еды в походе


Если есть возможность, то лучше назначать дежурных по кухне, это значительно облегчит участь всей команды.

Готовя пищу на костре, нельзя забывать о безопасном поведении с огнем. Костер лучше обкладывать камнями, а поляну очищать от листьев и сухих веток. Перед ночлегом костер необходимо полностью затушить, потому что тлеющие угли могут спровоцировать пожар. Не нужно жечь костры в местах, где это делать запрещено законом.

Самое важное – не оставлять за собой мусор, его лучше собрать и унести с собой.


Походы бывают различные: это и горные, и велосипедные, и конные, и водные, и экскурсионные, и, конечно же, пешие. В настоящее время есть множество агентств, предлагающих объединиться для турпохода, достаточно лишь оставить заявку с описанием в какой вид туристического похода хотелось бы отправиться и немного подождать, пока сформируется группа. Туроператоры помогут организовать и индивидуальный маршрут с учет пожеланий заказчика.

Но вы ведь теперь, имея список снаряжения для пешего похода, легко сможете организовать свой маршрут самостоятельно. Ведь это не только экономит ваши средства, но и помогает сплотить вашу команду и каждому ее члену проявить свои незаменимые способности.

  1. Собрать группу, выделить руководителя и заместителя. Решить кто когда может пойти в поход. Установить общие сроки похода.
    Для похода в Хибины самое удачное время - конец июля и начало августа. В это время теплее всего, а также меньше дождей.
  2. Определиться с местом похода и вариантами заброски и выброски.
    Если место отдалённое - проверить наличие и срок действия загранпаспортов.
  3. Распределить походные роли . Лучше взять себе роль по душе сразу, не затягивая, пока не разобрали.
  4. Купить билеты
    1. Собрать у всех паспортные данные для покупки билетов
    2. Если заброска поездом
      1. купить билеты «туда», ровно за 90 дней поздно ночью или рано утром.
      2. купить билеты «обратно» ровно за 90 дней поздно ночью или рано утром (продажа билетов на поезд за 90 суток началась 10.12.2017)
      3. Распечатать билеты
    3. Если заброска самолётом - искать варианты самых дешевых билетов. Обычно недорогие билеты на самолёт покупаются на 6-9 месяцев до похода.
  5. Собрать необходимые документы: страховка, ксерокопии паспортов, сканы страховок, паспортов и медполисов на флешке.
  6. Поделиться по палаткам
  7. Выучить маршрут
  8. Выучить много песен
  9. Подстригаем ногти на руках и ногах за день до выезда. Девушкам непосредственно перед походом лучше заплести косички.

Штурман

  • Составить маршрут или несколько вариантов по срокам и силам группы. Обсудить с группой.
  • Искать отчёты и фотографии других групп, прошедших этот маршрут или его часть.
  • Продумать вариант закладки на маршруте.
  • Рассказать финальный маршрут группе.
  • Постоянно пытаться оптимизировать маршрут можно до окончательной защиты.
  • В походе быть готовым укоротить имеющийся маршрут.

Завснар

  • Составить список необходимого снаряжения.
  • Раздобыть снаряжение.
  • Помочь группе купить/занять личное недостающее снаряжение.
  • Купить газ (если поездом) или найти где купить газ на месте (если самолётом).
  • Ещё раз проверить, что всё снаряжение отвечает условиям похода.
  • Распределить групповое снаряжение равномерно по весу по всем участникам.

Начпрод

  • Опросить группу на любимые и нелюбимые продукты и блюда. Все ли едят мясо, лук, изюм, соль.
  • Составить продуктовую раскладку, одобрить с группой.
  • Научиться сушить овощи, делать пеммикан (с группой).
  • Опробовать употребление сублиматов в ПВД (с группой).
  • Продумать, чем питаться при заброске и выброске.
  • Купить продукты (с группой).
  • Расфасовать продукты (с группой).

Медик

  • Деликатно узнать, у кого в группе какие проблемы со здоровьем.
  • Придумать, как укрепить иммунитет группы до и во время похода.
  • Знать, как оказать первую помощь в любой ситуации.
  • Собрать аптечку (свою или раздобыть клубную).
  • Проверить лекарства на наличие, актуальность и годность.

Реммастер

  • Выяснить, что и как может сломаться в походе.
  • Собрать ремнабор.

Начфин

  • Собрать со всех участников группы по некой стартовой сумме.
  • Учитывать все расходы за всё время.
  • По окончании похода подвести итоги, сделать перерасчёт.

Фотограф

  • Найти дополнительные аккумуляторы и карты памяти

Метеоролог

  • Узнать об особенностях погоды в выбранном месте.
  • Наблюдать за прогнозом погоды в выбранном месте в выбранное время.

Культуролог

  • разыскивать и распечатывать интересную информацию о выбранном месте, знакомить группу с материалами.

Данная лекция не может претендовать на освещение всех аспектов подготовки к водному походу и его проведения. Эта лекция является изложением моих личных взглядов на организацию походов и затрагивает отдельные моменты, на которые я считаю необходимым обратить внимание.


Особенности водного туризма.


Не буду повторять явные отличия водного туризма от других видов. Прошу обратить внимание на следующее.
Почти во всех видах туризма, кроме водного, человек борется в первую очередь с самим собой. Со своей усталостью, например. В водном же походе турист вступает в единоборство со стихией. Причем, его ошибка (неподготовленность) может быть наказана моментально.
Именно в водном туризме техническая и психологическая подготовка участника выходит на первый план уже в походах младших категорий сложности.
Вообще, тренировка техники в водном туризме неразрывно связана с психологической подготовкой. Умение в критической ситуации грамотно, в нужный момент, применить необходимое техническое действие прививается на тренировках, а в походных условиях позволяет человеку в подобных ситуациях оставаться хладнокровным.
Именно на тренировках нарабатывается необходимый набор технических приемов управления судном, и тогда выбор нужного приема применительно к данному моменту в походе происходит на уровне подсознания, автоматически.
Именно на тренировках вырабатывается умение "читать воду", предвидеть воздействие воды на судно, столь необходимое в походе.
Кроме того, определяющими для безопасности водного похода являются качество подготовки снаряжения, его соответствие выбранному маршруту, техническим навыкам участников.


Поэтому, выводы:
1. Нарабатывайте свою технику, используя любую возможность, участвуйте в соревнованиях по ТВТ. Организовывайте тренировки в походах. В том числе и по имитации аварийных ситуаций. Лучше научиться спокойно покидать перевернутое судно на ровной воде (быстротоке) в походе 1 к.с., чем первый раз «кильнуться» на пороге 3 к.с. и растеряться при этом.
2. Тщательно выбирайте и готовьте снаряжение для своих походов.


Подготовка и проведение водного похода
Следует понимать, что для любого похода является обязательным:
. Соответствие подготовки участников планируемому маршруту
. Соответствие подготовки снаряжения планируемому маршруту


1. Определение цели и задач похода
Все походы по решаемым ими задачам можно условно разделить на три группы:
. Чисто спортивные
. Учебные, учебно-спортивные
. «Отдыхательные», познавательные, «рыбные» и т.п..
Подготовка к походу, по большому счету, не зависит от его целей. Просто по разному расставляются приоритеты.
Подготовка к "рыбному" походу по категорийной реке требует такого же тщательного подхода, что и к спортивному.
Это следует понимать.


2. Формирование группы
Считаю, что только для спортивных походов группа может подбираться под маршрут. Когда поход заявлен на участие в чемпионате. Когда нужен именно спортивный результат.
Во всех остальных случаях следует маршрут подбирать под группу.
Идеальный вариант подбора, когда маршрут для самого слабого участника проходим на пределе его возможностей, но не «ломает», а самому сильному участнику маршрут еще интересен.
Можно признать оптимальной по составу такую группу, где основное количество участников (ядро группы) имеет примерно одинаковый уровень подготовки и, кроме того, они объединены общими интересами вне рамок похода.
Желательно, чтобы руководитель похода имел отношение к этому ядру. В любом случае руководитель должен обладать таким уровнем подготовки, чтобы на маршруте быть также и неформальным лидером группы.
Если в поход привлекаются «случайные» по отношению к ядру группы лица, их необходимо ознакомить с «правилами игры», принятыми в группе и взять с них обязательство эти правила выполнять.
Лично я не сторонник привлечения в группу случайных людей, поскольку считаю, что поход, кроме всего прочего еще и вид отдыха. Соответственно, возможные проблемы психологической совместимости в походе просто не нужны.
А именно на маршрутах невысоких категорий с малым опытом участников, еще не «тертых» походной жизнью, эти проблемы наиболее вероятны.


3. Выбор маршрута и его проработка.
Повторю: к выбираемому маршруту должны быть готовы все члены группы, готовы технически, психологически, физически, тактически. Пусть некоторые на пределе своих возможностей, но на момент старта должны быть готовы все. Способы подготовки просты - это тренировки, участие в соревнованиях, наработка техники, изучение теории.
К выбираемому маршруту также должно быть подготовлено снаряжение, полностью соответствующее маршруту и уровню подготовки участников.
Сроки маршрута определяются многими факторами и решаются группами исходя из своих предпочтений. Пример: в Карелии в начале июня на большинстве рек достаточно высокий уровень воды и интересен спортивный сплав. Там же в июле, как правило, хорошая рыбалка, но возможен «шкуродер» на порогах.
Подготовка к походу включает в себя:
. Сбор и анализ информации о районе похода, основным сплавным и запасным рекам.
. Поиск и подготовка картографического материала
. Детальная проработка маршрута (в том числе и в тактическом плане)
. Корректировка требований к участникам, снаряжению, питанию, устранение выявленных несоответствий.
. Принятие окончательного плана основного похода и запасных вариантов
. Оформление похода в МКК


Несколько слов о перечисленных выше пунктах:
Проблем с поиском материала по районам походов, по конкретным маршрутам, по картографическому материалу сейчас нет. Интернет в этом плане - серьезный помощник. В то же время к описаниям и отзывам о конкретных маршрутах, реках, препятствиях надо подходить взвешенно - их готовили люди с разным опытом, с разным уровнем подготовки. Рекомендую пользоваться отчетами, получившими одобрение МКК.
Ссылка на библиотеку отчетов архива Московского городского центрального туристского клуба - http://www.tlib.ru/


Проработка маршрута включает в себя:
1. Изучение лоции реки
2. Уточнение соответствия ранее планируемого состава группы и снаряжения выбранному маршруту
3. Предварительное определение тактики преодоления препятствий
4. Разработку графика движения:
. определение протяженности всех дневных переходов
. определение необходимости, количества и мест тренировок (при наличии в группе лиц, впервые идущих на планируемую категорию сложности, считаю обязательным проведение тренировок до начала основных препятствий маршрута)
. определение количества и места дневок
5. Определение режима походного питания в зависимости от условий
6. Определение способов заброски/выброски, а также аварийных сходов с маршрута


Тактически верной проработкой маршрута следует признать составления такого графика движения, соблюдая который группа в любой момент времени остается полностью готовой к решению походных задач.


Примеры грамотного планирования:
. Дневной переход имеет такую нагрузку и продолжительность, что питание и сон позволяют полностью восстановить силы.
. Количество и качество тренировок в начале маршрута позволяет новичкам освоиться и получить (закрепить) навыки, необходимые при преодолении основных препятствий.
. Преодолению ключевых препятствий отведено достаточно времени для организации прохождения.
. У участников не накапливается психологическая усталость, вовремя запланированы дневки или полудневки.
. Места стоянок в меру комфортны, т.е. не на болоте, дров достаточно и т.п.
. Предусмотрен резерв времени на непредвиденные ситуации (например, климатические, типа сильного встречного ветра на озере или многочасового «тропического» ливня).


Финал проработки маршрута - его защита в МКК и получение маршрутной книжки. Но это не цель, а лишь косвенное подтверждение правильности ваших планов.


4. Распределение обязанностей в группе.
Руководитель похода - несет полную ответственность (в том числе уголовную) за безопасность участников, организацию и проведение похода в целом.
Он должен иметь достаточную подготовку, в первую очередь тактическую и техническую, чтобы суметь организовать безопасное прохождения маршрута.
Руководитель также должен уметь решать вопросы психологической напряженности в походе. Всем известно, что одна «паршивая овца» может испортить жизнь всей группе, и это всегда отрицательно влияет на безопасность похода в целом. Именно поэтому я уже утверждал, что лучше всего комплектовать группу из единомышленников.
Завхоз - опытный турист, имеющий достаточный уровень тактической подготовки, психологически устойчивый. Обязан уметь составить рацион питания, полностью соответствующий тактике прохождения маршрута.
Медик - наиболее подготовленный в вопросах медицины турист. Обязан знать применимость и дозировку всех находящихся в походной аптечке медикаментов.
Фотограф - желательно иметь в группе два фотографа, идущих на разных судах. Фотографы должны знать азы съемки, уметь фотографировать в контровом свете. Научиться этому несложно, и тогда количество нормально экспонированных фотографий существенно вырастет.
Хронометрист - основная обязанность - корректировать чужой или готовить свой вариант лоции реки.
Ремонтник - в большинстве водных походов целесообразнее иметь ремнабор для каждой конкретной модели судов (см. лекцию по снаряжению). Соответственно, должность ремонтника в этом случае надуманная.
Остальные обязанности определяются исходя из особенностей задач, стоящих в походе и желаний группы (видеооператор, финансист, специалист по топосъемке, собиратель фольклора, ботаник, рыбак и т.д.)


5. Итоги.
В процессе предпоходной подготовки и организации похода необходимо:
. Грамотно разработать маршрут и план похода в целом
. Правильно выбрать личное и групповое снаряжение
. Правильно подобрать рацион и режим питания
. Исключить ошибки в комплектовании группы
. Устранить недостатки в подготовке туристов: технической, психологической, тактической, физической.


Обеспечение безопасности в водном путешествии.
Безопасность — основное и важнейшее требование ко всем туристским путешествиям.
Причины снижения безопасности и способы её повышения практически не меняются с течением времени и не зависят от сложности маршрута.


Привожу выписку из Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденных Министерством просвещения СССР еще в 1982 году.


Основные причины возникновения опасности в путешествии:
плохая техническая, физическая и моральная подготовка участников и недисциплинированность туристов,
недостаточный опыт руководителя,
слабое изучение района и условий предстоящего путешествия,
плохая разработка маршрута,
неумелое преодоление препятствий,
пренебрежение страховкой,
недооценка трудностей и опасностей и переоценка собственных сил и возможностей,
ослабление внимания на «легких» участках,
переутомление,
незнание приемов оказания доврачебной помощи,
внезапное изменение погоды,
ядовитые растения и пресмыкающиеся.


Предпоходные меры предупреждения опасности:
проверка снаряжения,
байдарок,
спасательных средств.


Меры предупреждения опасности в путешествии:
регулярный осмотр байдарок, спасательных средств и другого снаряжения и
своевременный ремонт их.
Отработка приемов использования спасательных средств на первом пороге.
Строгое соблюдение порядка движения судов,
предварительный осмотр серьезных препятствий,
организация страховки при преодолении естественных и искусственных препятствий.


Как видите, спустя три десятка лет эта программа остается актуальной.


Примеры к лекции.
О формировании группы, выборе и проработке маршрута.
Привожу цитату из отчета Валентина Юрина о сплаве по р. Курчум - р.Кальджир 1991 г.


(Валентин Юрин - каякер с огромным туристским опытом, автор фактически учебника по сплаву по бурной воде - "Сольфеджио белой воды" (скачать с сайта Раменского клуба туристов - http://www.rktur.ru/files/sol_white_water.pdf))


При сплаве по этой связке рек часть группы сошла с маршрута после третьего (из пяти) ущелья р.Кальджир. Цитата:


«…Переформирование группы и его результат однозначно показали, какой должна и какой не должна быть группа для серьезного маршрута. Группа, которая стартовала в 4 ущелье, не была составной частью той, которая шла по первой части маршрута; это была совершенно иная группа, с качественно иной структурой, подготовкой и возможностями. Именно Кальджир стал для меня поворотным пунктом на пути от катамаранной школы к каякам, от стадной психологии, традиционной для нашего туризма - к формированию каждого участника как индивидуальной "боевой единицы" и построению группы из этих личностей. Именно на Кальджире я понял, что понятия группа, коллектив, общество, считающиеся святыми и непреложными приоритетами в отечественной туристской школе, на самом деле являются вторичными по отношению к понятию личность, и никак не наоборот. Именно на Кальджире я окончательно понял, что мастерство не может быть заменено числом или размером, что сами по себе большая группа или большое судно не решают никаких проблем, а лишь создают новые.» (См. предисловие к отчету - http://turizm.lib.ru/j....ivision)


И далее: «О разделении группы и его причинах.
Четверо участников были вынуждены прекратить маршрут на автодороге Алексеевка-Горное.
Причины того были следующие:
1. Река оказалась существенно сложнее, чем это представлялось из Москвы, судя по имевшимся описаниям, и техническая подготовка некоторых участников и экипажей оказалась недостаточной для уверенного прохождения маршрута. Сложности возникли во 2 и 3 ущельях, а впереди предстояло прохождение самого сложного и длинного - четвертого.
2. Количественный состав группы также не соответствовал маршруту. При отсутствии удобных мест для чалки и недостаточной подготовке многих экипажей было крайне сложно найти места, где могла бы причалить вся группа. Это вынуждало большую часть участков с препятствиями проходить с длительным и трудоемким сплошным просмотром, а все сложные препятствия - поочередно. Из-за большого числа судов каждое прохождение занимало много времени. В ущельях было сложно найти место для стоянки для такой большой группы, а проходить их за один день группа не успевала.
3. Наиболее слабым судном оказался четырехместный катамаран - самое громоздкое и неповоротливое судно. Постоянные проблемы с негабаритными проходами и с чалками обострялись тем, что экипаж этого катамарана был, как обычно, сборным, наименее подготовленным и схоженным.
4. Техническое состояние четырехместного катамарана (производство МП "Вольный ветер", Москва) не позволяло ему продолжать маршрут. Баллоны катамарана постоянно расклеивались по всем швам, их требовалось полностью переклеивать, для чего не имелось в наличии ни клея, ни времени…»
Пункт пятый включает информацию о невозможности некоторых участников задержаться на маршруте позже конкретного срока, об отставании от графика движения


Я намеренно привожу в пример опытного туриста, сделавшего вывод из своих ошибок.
Ошибок существенных. Фактически были нарушены почти все условия организации безопасного похода :
1. Недостаточно прорабатывался маршрут, и как следствие:
. В группе оказались неготовые к походу люди. Соответственно, не было ни подбора группы под маршрут, ни подбора маршрута под группу.
. Несоответствие количественного состава группы маршруту и использование «негабаритного» судна. Подразумевает слабую тактическую проработку маршрута (подход «на месте разберемся»).
. Невозможность стартовым составом вовремя закончить маршрут. Как минимум, не предусмотрен резерв времени на непредвиденные обстоятельства.
2. Постоянные проблемы с катом-4. Явные пробелы в подготовке снаряжения.
3. Недостаточный опыт руководителя. Не технический и тактический на сплаве, а как организатора и психолога. Цитата из описания пешей части: «Однако большинство участников настаивало на том, чтобы попытаться пройти к перевалу на Маркаколь траверсом, без потери высоты. … В результате еще один день был потрачен на то, чтобы убедиться в невозможности траверса…» Возможно, руководителю не хватило воли принять непопулярное решение. Либо, действительно технического опыта, только в пешем туризме.
Поверьте, источники всех этих проблем устранимы еще до начала похода. А если не заниматься их устранением, то получить «проблемный» поход легко и на 1 к.с.


Что касается «стадной психологии, традиционной для нашего туризма» (текс В.Юрина).
И того, “…что мастерство не может быть заменено числом или размером, что сами по себе большая группа или большое судно не решают никаких проблем, а лишь создают новые»
Последняя фраза правильная, точная, но суть, заложенная в этой фразе, вторичная, не основная. Проблема не в «стадности», а в неумении (а главное, в нежелании) создать нормальную команду. Значительно проще набрать коллектив из технически подготовленных «личностей», чем подготовить квалифицированную «группу».
В подготовке команды нужна работа, и главное, не техническая, а психологическая, работа с реальной личностью, работа с её трудностями, работа в первую очередь твоя, а также этой личности над собой.
Поэтому, во фразе Юрина, что «группа» в туризме, является вторичной по отношению к «личности» идет подмена понятий.
Хорошая группа создается, притирается, лепится из личностей, а не автоматом из них набирается.
Некорректный пример, но все же - пять моральных уродов с техникой мирового уровня (якобы личности экстра-класса), так и останутся моральными уродами, а не создадут реальную команду. И часть из них тоже может сойти с р.Кальджир в районе автодороги Алексеевка-Горное. Только преследовать они будут свои личные цели.

Каждому, кто отправляется в поход, путешествие или планирует экспедицию, следует узнать как можно больше о тех ситуациях, с которыми, возможно, предсто­ит столкнуться, и какие навыки и снаряжение при этом могут понадобиться. Элементарный здравый смысл подсказывает необходимость подготовки, выбора соответствующего снаряжения и самого тщательного планирования.

Ваш аварийный комплект средств жизнеобеспечения может провести границу между жизнью и смертью, но многие, особенно при укладке ручной клади, сначала берут слишком много, и им приходится на собственном негативном опыте учиться тому, что действительно нужно, а без чего можно обойтись. Совсем не смешно, когда после неравной борьбы с весом огромной поклажи, полной ненужных предметов, оказывается, что в ней не хватает карманного фонаря или консервного ножа. Найти золотую середину непросто.

ПЛАНИРОВАНИЕ

При групповом путешествии чаще собирайтесь вместе, чтобы обсудить ваши цели и задачи. Распределите конкретные обязанности: врач, переводчик, повар, ответственный за снаряжение, автомеханик, водитель, штурман и т. д. Позаботьтесь, чтобы каждый был знаком с имеющимся снаряжением, и обеспечьте наличие необходимых запасных частей — особенно батарей, ламп и топлива. При оценке скорости продвижения, особенно пешком, время берите с запасом. Лучше «недооценить» свои возможности и приятно удивиться тому, что все идет лучше, чем планировалось. Напряжение от следования по слишком плотному графику не только изматывает, но и ведет к ошибочным оценкам и решениям и риску, которые часто становятся причиной выхода ситуации из-под контроля.

Нельзя нести с собой весь требуемый запас воды, но его необходимо максимально пополнять по ходу дела. Источники воды — основной фактор при планировании любого маршрута. Когда маршрут спланирован и принят, ознакомьте с ним других, чтобы в случае осложнений можно было рассчитывать на помощь. Если вы путешествуете в горах, то информируйте об этом полицию (милицию) и местную горноспасательную службу. Ознакомьте их с предполагаемым планом и укажите время убытия и планируемого прибытия. При передвижении на автомашине оставьте маршрут в соответствующей автомобильной организации. Перед морским путешествием зарегистрируйтесь в подразделении береговой охраны (или пограничной службы) и портовых властей.
Сделайте своей привычкой сообщать людям, куда вы направляетесь и ожидаемое время возвращения или прибытия в промежуточный пункт.

ИЗУЧЕНИЕ ОБСТАНОВКИ

Информации о месте, куда вы направляетесь, не может быть слишком много. Свя­житесь с теми, кто его уже знает, читайте книги, изучайте карты — и обязательно бе­рите с собой надежные и современные карты. Узнайте о местном населении. Будут ли они настроены дружелюбно или относятся к пришельцам с подозрением? Есть ли какие местные обычаи и табу? Местные способы строительства убежищ и жилищ, добывания огня, пищи, лекарственных трав и воды в дикой природе базируются на глубоком понимании окружающей среды.

Внимательно изучите карты и узнайте как можно больше об этих местах: направление и скорость течения рек, водопады, стремнины и опасные течения. Как высоки местные горы, что за склоны на них, покрыты ли они снегом? В каком направлении проходят хребты? С какой растительностью вы можете там встретиться, какие виды деревьев там растут и где? Каков там температурный режим, какова разница между дневными и ночными температурами? В какое время солнце встает и садится? В какой фазе луна, время и высота приливов, превалирующее направление ветров и какова их сила? Каков прогноз погоды?

ОЦЕНКА СНАРЯЖЕНИЯ

Перед любым походом, путешествием или экспедицией составьте кон­трольный список вопросов.

  • Сколько времени я буду отсутствовать? Сколько потребуется пи­щи на этот период и надо ли иметь при себе воду?
  • Соответствует ли одежда климату/погоде и достаточно ли ее? Хватит ли одной пары обуви или из-за характера грунта следует иметь запасную пару?
  • Какое специальное снаряжение понадобится в этом районе?
  • Что и сколько должно быть в аптечке?

Ваше физическое состояние должно соответствовать тому, что вы планируе­те те делать. Чем лучше ваша форма, тем легче и приятнее будет ваша деятельность. Если, например, вы собираетесь в поход по пересеченной местности, заранее по­тренируйтесь и привыкните к своей походной обуви. Ходите на работу и обратно с рюкзаком, заполненным песком, и натренируйте свои мышцы. Психологическое
состояние — еще один вопрос. Уверены ли вы в своей способности выполнить за­дачу, в адекватной подготовке к ней, и есть ли у вас достаточное для этого снаря­жение? Всегда продумывайте план действий в чрезвычайных обстоятельствах. Редко бывает так, что все идет, как задумано.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Пройдите полное медицинское обследование и сделайте все прививки, которые необходимы для той местности, куда вы собираетесь отправиться. Существует вакцинация против желтой лихорадки, холеры, тифа, гепатита, оспы, полиомие­лита, дифтерии и туберкулеза, и в любом случае обязательна противостолбнячная­ прививка. Отведите достаточно времени на вакцинацию, например, полная
защита от тифа предполагает три укола в течение шести месяцев. При следова­нии по малярийной местности имейте достаточный запас таблеток против маля­рии. Вы должны начать их прием за две недели до путешествия, так чтобы защи­та организма была готова к действию до того, как вы попадете в опасный район, и продолжать принимать антималярийное средство месяц после возвращения оттуда.

Посетите дантиста и проверьте зубы. Те зубы, которые не болят в обычной об­становке, могут разболеться в холодных погодно-климатических условиях. Соберите походную аптечку, которая удовлетворит все ваши вероятные по­требности, а если вы путешествуете группой, то и все индивидуальные нужды каждого.