§ 50. Социально-экономическая политика

Дворянство. При Петре Великом дворянство являлось служилым сословием, обременённым пожизненной военной службой и обязанностью учиться. После Петра протекал медленный процесс освобождения дворянства от обязанностей и превращения его из служилого сословия в землевладельческое , более всего заботившееся о своём хозяйстве.

Правительство Анны Ивановны в 1730 г., идя навстречу пожеланиям шляхетства, отменило указ о единонаследии, а в следующем году учредило Сухопутный шляхетский корпус. Контингент учащихся в нём был ограниченным, и поэтому сеть сословных учебных заведений для дворянства в последующие десятилетия значительно расширилась: Морскую академию преобразовали в Морской шляхетский кадетский корпус, а в 1762 г. Артиллерийская и Инженерная школы были реорганизованы в Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса. К придворной и гражданской службе детей дворян готовил основанный в 1759 г. Пажеский корпус.

Если во времена Петра I обучение в школах считалось обременительной обязанностью, то теперь чадолюбивые родители пускались во все тяжкие, чтобы пристроить своих детей в какой-либо кадетский корпус – обучение в них стало престижным. Повинность, таким образом, превратилась в привилегию.

Одновременно с расширением сети сословных учебных заведений детям родителей, имевших свыше тысячи крепостных, разрешалось получать домашнее образование.

Правительство удовлетворило требование шляхетских проектов о сокращении срока службы. Правда, манифестом 31 декабря 1736 г. он был установлен в 25 лет, а не в 20, как того требовали дворяне. Так как манифест был обнародован во время русско-турецкой войны, то реализация его началась с 1740 г.

Дворяне, однако, тяготились и 25-летним сроком службы и добивались полного освобождения от неё. Этот вопрос интенсивно обсуждали при Елизавете Петровне, в середине 1750-х гг. И уже тогда он созрел настолько, что Манифест Петра III о вольности дворянства 18 февраля 1762 г. дословно повторял его слова.

И мелкопоместные дворяне, и дворяне, владевшие многими сотнями крепостных и поспешившие уйти в отставку, вскоре возвратились на службу – жалованье и им оказалось необходимым.

Крестьяне. К рассмотренным выше привилегиям дворянства надлежит добавить ещё одну – расширение прав на личность и результаты труда крестьянина, тоже составлявших один из краеугольных камней правительственной политики.

Труд крестьянина являлся источником благополучия его самого, государства и помещика. Из многочисленных повинностей крестьян и горожан фиксированной (размер которой был точно установлен) была одна – уплата подушной подати в 70 коп. с крестьянской души мужского пола, принадлежавшей помещику, монастырю или дворцовому ведомству, 1 руб. 10 коп. – с государственных крестьян и 1 руб. 20 коп. – с горожан.

Другая тягловая повинность крестьян и горожан – рекрутская – не была величиной постоянной и зависела от того, в мирное или военное время производились рекрутские наборы, а также от потерь на театре военных действий. К нефиксированным повинностям относились периодически производившиеся сборы драгунских лошадей, привлечение крестьян и горожан на строительные работы, на перевозку грузов и т. д.

Повинности в пользу помещика тоже не были регламентированы, но их размер постоянно увеличивался. Рост владельческих повинностей легче проследить на размере крестьянского оброка: в середине 1720-х гг. он равнялся 40 коп. с мужской души, т. е. был меньше подушной подати почти в 2 раза. На протяжении XVIII в. размер подушной подати оставался неизменным, в то время как денежный оброк постоянно повышался и к середине столетия достиг 1 – 2 руб., а к концу века – 4 – 5 руб.

Чтобы помещик имел возможность извлекать повышенный оброк или принуждать крестьянина больше времени отдавать барщине, надо было предоставить барину дополнительные права в сферах судебной, полицейской и административной. Законодательство на этот счёт крайне бедно – здесь действовал не столько закон, сколько обычное право.

Важным источником обычного права являются вотчинные инструкции приказчикам. Каждая помещичья инструкция отражала личность барина, его нравственный облик, меру образованности и милосердия. Одни из них преследовали леность и неучтивость, другие главным пороком считали пьянство, третьи – воровство и сквозь пальцы смотрели на пьянство, четвёртые бесцеремонно вторгались в семейную жизнь и т. д. Из карательной власти барина и его приказчиков исключались всего лишь три вида преступлений: политические, разбой и смертоубийство.

Было бы, однако, неправильно ограничиться изложением карательных функций барина, регламентацией хозяйственной и духовной жизни зависимых крестьян. Вотчинник выступал и в роли заботливого хозяина, беспокоившегося о благополучии крестьянской семьи, ибо понимал, что его собственное благополучие находится в прямой зависимости от достатка крестьянской семьи. Отсюда готовность помочь крестьянину, оказавшемуся в беде: при падеже скота, гибели посевов, пожаре, лишении кормильца и т. д. Подобное попечительство называется патернализмом , оно органически присуще обществу с патриархальным укладом жизни.

Покровительство дворянскому предпринимательству. Экономическая политика правительства, как и тесно связанная с ней социальная политика, тоже проводилась прежде всего в интересах дворянства. Её цель состояла в оказании помощи помещикам приспособиться к новым условиям – проникновению рыночных отношений в поместье. Помещики перестали довольствоваться реализацией на рынке излишков сельскохозяйственной продукции в первозданном виде и начали заниматься её переработкой, что приносило неизмеримо больший доход, чем продажа зерна, пеньки, шерсти и др. Важнейшей отраслью переработки сельскохозяйственного сырья было винокурение.

Поставками вина в казну в первой половине XVIII в. занимались как купцы, так и помещики, но последние вследствие обязанности нести пожизненную службу в армии лишены были возможности вплотную заняться хозяйственными заботами: в 1719 – 1725 гг. помещичьи винокурни поставляли в казну менее 1 / 5 вина. По мере ослабления служебных забот дворян и вовлечения их хозяйств в рыночные отношения увеличивалась способность вотчин удовлетворять спрос на вино. В начале 1750-х гг. правительство убедилось в возможности дворянских винокурен вместе с казёнными с избытком обеспечить вином питейные дворы. В результате в 1754 г. последовал указ, запрещавший купцам заниматься винокурением: им предложено было в шестимесячный срок сломать свои винокурни либо продать их дворянам. Винокурение, таким образом, объявлялось дворянской монополией, и помещики избавились от конкурентов в лице купцов.

В 1740 – 1750-е гг. было положено начало дворянскому предпринимательству и в других отраслях промышленности, где дворяне могли использовать собственное сырье на полотняных и суконных мануфактурах.

Запрещение покупать крестьян к купеческим мануфактурам. Пётр I в 1721 г. предоставил право промышленникам покупать крепостных крестьян к мануфактурам, чем нарушил монопольное право дворян на владение крепостными. Право покупки крестьян к мануфактурам было одной из важнейших привилегий промышленников из купцов, и они широко воспользовались этим правом, ибо оно обеспечивало их предприятия дешёвым трудом. К 1780 г. за мануфактурщиками числилось свыше 76 тыс. душ купленных крестьян мужского пола.

Указом 1762 г. Пётр III запретил покупку крестьян к заводам. Это запрещение имело три следствия: восстанавливалось монопольное право дворян на душевладение; дворяне-предприниматели получили преимущество перед промышленниками из купцов; третье следствие указа состояло в расширении использования наёмного труда в промышленности, что влекло в перспективе к распространению более передовых отношений в производстве.

Мануфактурщики упорно домогались восстановления утраченной привилегии, но правительство свято блюло интересы дворян и многочисленные челобитные и выступления депутатов в Уложенной комиссии 1767 – 1768 гг. оставило без последствий.

Учреждение банков. Правительство использовало ещё одно средство оказания помощи дворянам – оно обеспечило их дешёвым кредитом и тем самым избавило от опасности оказаться в цепких объятиях ростовщиков. Речь идёт о создании в 1754 г. двух банков – Дворянского и Купеческого. О предпочтительном отношении правительства к интересам дворян свидетельствуют суммы исходного капитала в банках и условия выдачи кредита: изначальный капитал Дворянского банка составлял 750 тыс. руб., в то время как Купеческого – только 500 тыс. руб.; срок погашения ссуды в Дворянском банке достигал трёх лет, в то время как в Купеческом – шести месяцев.

По идее, Дворянский банк был призван поддерживать начинания дворян в перестройке их хозяйства. Практически банк не оправдал этих надежд, ибо львиная доля банковских ссуд оказалась в руках вельмож, использовавших их не для вложения в хозяйство, а на потребительские нужды. Таким образом, банковский кредит для дворян, как и раздача казённых заводов, являлся санкционированным правительством грабежом казны.

Отмена внутренних таможенных пошлин. О проектах П. И. Шувалова Екатерина II писала, что они «хотя и не весьма для общества полезные, но достаточно прибыльные для него самого». Однако одна из его реформ оказалась полезной не только ему и десяткам вельмож, но и всей стране, всем слоям её населения. Именно такое общенациональное значение имел отменённый по его предложению сбор внутренних таможенных пошлин. Подавая свой проект в Сенат в 1752 г., Шувалов аргументировал его вредным влиянием сбора пошлин на крестьянскую торговлю: крестьянин, доставивший воз дров из Троицы в Москву, может выручить за них 15 – 20 коп. Из этой суммы он должен заплатить в Москве пошлину, мостовые в оба конца, расходовать деньги на себя и на лошадь, так что в итоге он привезёт домой едва ли половину вырученных денег.

Так как сбор таможенных пошлин пополнял доходную часть бюджета государства, то Сенат отклонил проект. Прожектёр изобрёл простой выход из положения, единодушно одобренный Сенатом: было установлено, что за последние пять лет среднегодовая сумма таможенных пошлин составляла 903,5 тыс. руб. Эту сумму решено было переложить на импорт и экспорт товаров, увеличив здесь пошлину на 3 % от цены товара. В результате она достигла 13 %, и казна получила от реформы выгоду в 255 тыс. руб.

Главный итог отмены сбора внутренних таможенных пошлин в 1754 г. – устранение помех для внутренней торговли, что благотворно отразилось на экономическом развитии страны.

Секуляризационный процесс. Подверглось изменению и положение церкви. В её истории прослеживаются два разных по содержанию, но связанных между собою сюжета: один из них составляет секуляризационный процесс, т. е. изъятие у духовенства земли и крестьян; второй сюжет касается чисто церковных дел: соблюдения чистоты веры, борьбы с расколом и сектантством, христианизации нерусских народов, печатания и распространения церковной литературы.

Частичная секуляризация церковных владений, осуществлённая Петром I в 1701 г., была отменена в 1721 г. К судьбе церковных владений возвратились в 1726 г., когда под предлогом того, что внимание Синода было приковано к управлению вотчинами в ущерб чисто церковным заботам, решили разделить его на два департамента, причём первый департамент состоял исключительно из духовных иерархов, а второй – из светских чинов. Первый департамент управлял всеми духовными делами церкви, на попечение второго передавалось всё относившееся к хозяйству и судебные дела.

Вскоре после реформы 1726 г. второй департамент был назван Коллегией экономии. В апреле 1738 г. её подчинили Сенату. Дело шло к секуляризации, но тому помешали следующие обстоятельства: автор секуляризационного проекта П. И. Мусин-Пушкин оказался причастным к процессу А. П. Волынского, попал в опалу и был отстранён от должности. Спустя полгода скончалась и Анна Ивановна, так что начавшаяся было перепись церковного имущества прекратилась. Более того, при Анне Леопольдовне Синоду удалось вернуть вотчины в своё управление.

После вступления на престол Елизаветы Петровны Синод добивается ещё одной, кстати последней, победы – ликвидации Коллегии экономии и создания вместо неё Канцелярии синодального экономического правления, полностью подчинявшейся Синоду и укомплектованной духовными, а не светскими чиновниками.

Колебания правительств свидетельствуют об упорном отстаивании духовными феодалами своих прав на землю и душевладение и не менее упорном их сопротивлении секуляризации. С другой стороны, за этими колебаниями нетрудно разглядеть общую тенденцию: неотвратимость секуляризации и приближение её завершения. Даже набожная Елизавета Петровна в 1757 г. заявила о необходимости изъятия управления вотчинами из рук монастырских служек и передачи их штаб– и обер-офицерам, о составлении описей имущества монастырей, об установлении размера повинностей с монастырских крестьян, равных получаемым помещиками от своих крестьян.

Новый импульс в секуляризации монастырских вотчин связан с именем Петра III, не обременённого симпатиями ни к духовенству, ни к православной вере. Указ 16 февраля 1762 г. освобождал монашествующих «от житейских и мирских попечений» и изымал в пользу государства недвижимое и движимое имение монастырей и церквей.

Распространение христианства. Смирившись с ролью учреждения, целиком подчинённого светской власти, Синод сосредоточил внимание на распространении христианства среди иноверцев Среднего Поволжья и Сибири, а также просвещении духовенства.

Первые попытки обратить иноверцев в христианство относятся к XVII в., но христианизация тогда ещё не приобрела широкого размаха. Объяснялось это запрещением прибегать к насилию, а также тем, что принявшие крещение народы Сибири (ханты, вогулы, манси) освобождались от уплаты ясака, что наносило ущерб интересам казны. При Петре I, напротив, проводили насильственную христианизацию, и указ 1710 г. грозил отказавшимся принять христианство смертной казнью. В последующие десятилетия вновь вернулись к практике поощрения принявших христианство освобождением от уплаты ясака.

Нередко крещение носило формальный характер. Новокрещённый, освободившись от уплаты ясака и бесплатно получив соль, муку, одежду, но не зная русского языка и не понимая сути новой для него религии, продолжал молиться идолам, не почитал икон и, чтобы получить льготы и подарки, крестился повторно.

Более серьёзные успехи были достигнуты в христианизации народов Поволжья, особенно после учреждения в 1740 г. Конторы новокрещёных дел. По её данным, скорее всего преувеличенным, за 15 лет (1741 – 1756) она крестила 407 тыс. чувашей, черемисов, удмуртов. Христианство, по сравнению с идолопоклонством и шаманизмом, представляло более совершенную религиозную систему, и поэтому миссионерская деятельность православных священников заслуживает положительной оценки.

На попечении Синода находились школы для детей духовенства. К началу 1740-х гг. в стране насчитывалось до 17 семинарий, а к началу 1760-х гг. их было уже 26 с 6 тыс. учащихся. Церковь, таким образом, выполняла роль распространителя просвещения: нередко на селе священник и дьячок были единственными грамотными людьми, и их услугами пользовались для обучения своих детей не только крестьяне, но и помещики.

Вопросы и задания

Вспомните, что такое секуляризация. Подумайте, почему решение этого вопроса, начавшись при Петре I, растянулось на долгое время. При ответе воспользуйтесь текстом на с. 411 учебника. 8. Какие цели преследовала христианизация нерусских народов? Какими методами она проводилась? Оцените её последствия. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тебиева Юлия Руслановна

Аспирантка СПбГЭУ, Россия, город Санкт-Петербург

E-mail:[email protected]

Научный руководитель: Иванов Кирилл Евгеньевич

Д.и.н. Профессор. Кафедра международных отношений, истории и политологии

Россия, город Санкт-Петербург


В настоящее время становится все более актуальным исследование внутренней экономической политики елизаветинского времени.

В этой связи безусловный научный интерес представляет исследование программы экономических преобразований П.И.Шувалова, сыгравшего исключительную роль в определении внутренней политики абсолютизма 50-х гг. ХУШ в., в частности, экономической реформы, следствием которой явилась отмена внутренних таможенных пошлин. Необходимость разработки темы также обусловлена отсутствием специальных исследований по данному вопросу.

Попытки унификации сборов пошлин предпринимались еще с начала XVI в., о чем свидетельствует грамота таможенникам г. Димитрова от 1521 г. На протяжении XVII в. было принято несколько указов, касающихся порядка сбора таможенных пошлин, но к середине XVIII в. складывается следующая ситуация, описываемая П. И. Шуваловым в докладе Сенату от 7 сентября 1752 г.: крестьянин, едущий в Москву «со всякими съестными и прочими припасами своего домашнего приготовления» при условии, что товаров больше чем на 2 гривны, тратил много времени на досмотр. Также Шувалов отмечает злоупотребления целовальников, главным образом, взяточничество . В качестве примера приводится путешествие крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры в Москву для продажи воза дров. На своем пути крестьянину необходимо преодолеть 4 или 5 мостов, причем, даже если он пересекает реку вброд, все равно обязан оплатить проезд. Таким образом, из 15 или 20 копеек заработка, оплатив все пошлины, оставалась едва ли половина .

Сбор таможенных пошлин неизменно сопровождался большими злодеяниями на всех уровнях. Следующим образом местные жители описывают переезд через границы: «Мы ездим по всем таможням, договариваемся, на чем оне нас пропустят, которые меньше с нас возьмут пошлины и что им на удел, также и нам какая часть останется, то ежели где сходнее, тут мы и проезжаем» .

Еще одной причиной проведения экономической реформы являлась необходимость пополнения казны. Шувалов в своем докладе предлагает пополнять казну за счет тех, «которые больше в состояние оной заплатить, нежели положенные оклады» .

Петр Иванович Шувалов предлагает перенести внутренние таможенные сборы на портовые и приграничные, а именно Санктпетербургскую, Архангелогородскую, Кольскую, Брянскую, Курскую, Смоленскую, Торопецкую, Псковскую, Павловскую, Белогородскую, Темерниковскую.

Государственные монополии, от которых в свое время Петр I отказался, как от средства финансового дохода, вновь возвращаются в царствование Елизаветы Петровны . Часто это являлось причиной недовольство купечества и, за исключением соли и вина такая торговля приносила небольшую прибыль. Многие исследователи полагают, что разработкой этого законопроекта граф Петр Иванович Шувалов занимался, в первую очередь, из собственной выгоды. Известно, что в руках Шуваловых было сосредоточенно большое количество откупов, помимо этого П. И. Шувалов занимался торговой и промышленной деятельностью.

Таким образом, главными причинами отмены внутренних таможенных сборов являются:

1) взяточничество, различные злоупотребления

2) недовольство крестьян, вызванное непомерными поборами

3) возрождение государственных монополий

4) личная выгода графа Петра Ивановича Шувалова

Литература:

1. Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011.

2. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909.

3. Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913.

4. Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. - №10164.

_____________________________________________________________________

Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011. С. 125

Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913. С. 52.

Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. - №10164.

Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909. – С. 116.

В начале XVIII века Петром I была создана новая таможенная система , основывающаяся на политике протекционизма внутреннего рынка. Она защищала интересы отечественных производителей и благоприятствовала развитию российской экономики.

Однако на смену великому императору эпоха «дворцовых переворотов» «принесла» людей, совсем иначе смотрящих на задачи российской экономической политики. Преемники Петра предпочитали покровительствовать не своему народу, а иностранным державам — родинам императорских фаворитов. Так, в 1731 году императрица Анна Иоанновна утверждает новый таможенный тариф , отменяющий протекционистскую политику Петра I.

Однако с приходом к власти Елизаветы Петровны экономический курс меняется, и правительство наконец начинает заниматься решением важнейших государственных проблем. Становится ясно, что действующая таможенная система затормаживает экономическое развитие России. Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).

Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен , на каждой из которых он обязан был уплатить сбор. В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара. Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.

Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны. По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.

Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.

Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были:

  • борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
  • недовольство населения (в особенности крестьян), вызываемое огромным размером сбора;
  • создание эффективного источника пополнения казны.

Проекты усовершенствования таможенной системы начали появляться еще в 20 годы XVIII века, однако все они не рассматривались как части решения общего вопроса, а потому не были реализованы в действительности.

Первый большой проект по ликвидации таможенных пошлин внутри страны был предложен Сенату в сентябре 1752 года графом П.И. Шуваловым, влиятельным государственным деятелем и любимцем Елизаветы Петровны. Изначально программа проекта предполагала уничтожение таможенного обложения только для лиц, принадлежащих к крестьянскому сословию.

Однако в документе, подготовленном П.И. Шуваловым, не было определено, каким образом граф планирует возместить убытки, полученные казной от уменьшения уплаты сборов.

Поэтому 16 марта 1753 года Петр Иванович внес в Сенат новый проект, предлагавший ликвидировать абсолютно все внутренние таможенные пошлины: «все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить, и как им не быть, так и вышеописанного сбора не сбирать».

В заключительной редакции проект отменял не только таможни и таможенные сборы внутри страны, но и 16 других пошлин и предлагал, в отличие от первоначальной версии, доходы, получаемые казной от внутренних таможенных налогов, «сбирать в портовых и пограничных таможнях».

Уже в августе 1753 года Сенат утвердил законопроект графа, а через несколько месяце, одобрив сенатский доклад, императрица Елизавета Петровна издала манифест «Об уничтожении таможенных и мелочных сборов».

В нем говорилось о то, что «бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов», «грабительство и воровство», происходившие от сбора таможенных налогов и злоупотреблений при их сборе, прекратятся. Также манифест указывал на то, что таможенные пошлины препятствовали созданию единого общероссийского рынка, но теперь, поскольку «подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут беспошлинно», умножатся силы государства и его народа.

Согласно манифесту императрицы, были ликвидированы 17 видов таможенных сборов . Основной являлась пошлина «с съестных припасов и с хлеба». Также отменялись налоги «с извозу» и другие сборы внутри государства.

Вместо них повышалась до 13 копеек с рубля пошлина на ввозимый и вывозимый товар в портовых и пограничных таможнях. Кроме того, манифест предполагал замену устаревшего тарифа 1731 года .

Уже к 1754 внутренние таможни перестали действовать на большей территории нашей страны. В том же году были отменены внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири, а также было полностью ликвидировано обложение пошлинами товаров, возимых на территорию Сибири. Однако вывозимые из этого района товары по-прежнему подлежали налогообложению с 10% ставкой .

В некоторых городах России пограничные таможни были перенесены на государственную границу.

Изменения также коснулись и внутреннего устройства таможен. В мае 1754 императрица Елизавета Петровна утвердила сенатский доклад, который предлагал провести реформу таможенной системы на юго-западной и южной границах.

К декабрю 1755 года было создано 27 таможен с новой системой застав и формопостов на всех сухопутных границах державы. К тому же существовало около 15 таможен в портах.

Для удобства взимания единой новой пошлины на товар иностранного производства (или вывозимый за границу) в 1754 году был издан табель «нормальных цен», согласно которому и производился сбор налога. Также отменен был прежний тариф, по которому пошлины взимались золотыми деньгами: для практичности новый сбор взимался «ходячими деньгами».

Таким образом, основное бремя уплаты таможенных пошлин падало на иностранных торговцев. Также стоит упомянуть о том, что отмена внутренних таможенных пошлин в нашей стране была первой в мире. Так, в Германии внутренние таможни были уничтожены лишь в середине XIX века , а во Франции — в результате Великой Французской революции 1789-1799 годов .

Проведение таможенной реформы требовало последующей перестройки законодательной системы таможни страны. Поэтому в декабре 1755 года императрица Елизавета Петровна утвердила указ о создании «Таможенного устава», нового документа, регулирующего таможенные отношения с учетом недавнего уничтожения внутренних таможенных барьеров в империи.

Во вводной части устава вновь были прописаны причины ликвидации внутренних таможенных сборов. В целом, этот документ представлял собой попытку правительства полностью определить правовые отношения между различными сословиями в торговой сфере общества. Причем попытку довольно успешную, поскольку на практике «Таможенный устав» отлично справился с возложенной на него задачей и ознаменовал собой переход к цивилизованному пути решения таможенных проблем и вопросов.

Данный документ отменял абсолютно все принятые ранее грамоты и учитывал переход к единому 13% налогу на иностранные товары. «Устав» регламентировал правила внешней и внутренней торговли, а также определял таможенные обязанности. Так, иностранцам, не записанным в российское купечество, запрещалось торговать на территории Российской империи. К тому же не допускались к торговле и люди «иных сословий», то есть лакеи, учителя и другие.

Ряды других положений, входящих в «Устав» определяли территорию и товары, которыми позволено торговать, для каждого сословия в отдельности. Так, данный документ вводил запрет крестьянам торговать за пределами империи, а также в селах, слишком далеко расположенных от города; владельцам мануфактур (мануфактуристам) полностью запрещалась как оптовая, так и розничная торговля и т.д.

Также устав окончательно утверждал полную отмену таможен внутри страны и, соответственно, взимания внутренних таможенных сборов с населения.

Таким образом, ликвидация таможенных пошлин внутри государства и последовавшее за ней создание нового таможенного обозначили выход российской экономики на новый, организованный и систематизированный уровень, а также предоставили возможность проявления экономической активности без обременительных сборов всем сословиям империи.

Передача относительно отмены повышения пошлин на автомобили представлена ниже.

Хотя таможенные пошлины составляли значительную часть государствен-ного дохода существование внутренних таможен и обложение внутренней торговли таможенными пошлинами самым негативным об-разом сказывались на формировании общероссийского рынка и развитии внут-реннего товарообмена. Например, на пути от Троице-Сергиевой Лавры до Москвы, то есть на расстоянии в 60 верст, торговец должен был уплатить сбор в четырех или пяти местах, в том числе и там, где он объезжает мост или гать. На оплату этих сборов, пошлин с продажи товара и на содержание лошади в пути у крестьянина зачастую уходила половина суммы, вырученной от прода-жи товаров. К тому же взимание сборов сопровождалось массой злоупотреб-лений со стороны, как верных сборщиков, так и таможенных откупщиков.

Отмене внутренних пошлин в России предшествовали некоторые изменения в системе внутренних торговых сборов. Как уже отмечалось, начало XVIII века сопровождалось введением новых пошлин, но уже во второй четверти XVIII ве-ка обнаружились признаки ослабления системы внутренних таможен, несоот-ветствия их целям развития товарооборота.

С 20-х годов XVIII века один за другим стали появляться проекты пере-стройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, воз-никали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. Шестнадцатого марта 1753 года граф П. И. Шувалов, занимавший руко-водящее положение в правительстве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить «во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня собираются», а суммы этих сборов «расположить на портовые и пограничные таможенные сборы», для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить устаревший тариф 1731 года новым тарифом.

Сенат одобрил проект П. И. Шувалова 18 августа 1753 года. Спустя че-тыре месяца, 18 декабря, сенатский доклад утвердила императрица Елизаве-та Петровна, а 20 декабря был опубликован именной манифест «Об уничто-жении внутренних таможенных и мелочных сборов». В манифесте призна-валось, «какие от сборщиков внутрь Государства таможенных пошлин про-исходят отягощения подверженным к платежу оных», указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможен-ных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и про-чие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препят-ствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вслед-ствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить». В манифесте пе-речислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчи-ков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мос-тов и перевозов (кроме Санктпетербурга)»). Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх пяти-процентной внутренней таможенной пошлины.

12 мая 1754 года Елизавета подписала сенатский доклад, предусматривав-ший перестройку пограничной таможенной системы по юго-западной и южной границам. К декабрю 1755 года по сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен (не считая 6 сибирских) с целой системой форпостов и застав на всем протяжении государственной границы. Кроме того, имелось 15 портовых таможен Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского 907 - 1995 гг. -2 -е изд. М., 2001. с.87.

Портовые и пограничные пошлины стали единственными таможенными пошлинами в стране. Необходимо отметить, что в России ликвидация внутрен-них пошлин произошла раньше, чем в других европейских странах.

Таким образом, закончилась целая эпоха в истории российской таможен-ной политики.

1 декабря 1755 года императорским указом был принят таможенный устав России, отражавший новые экономические реалии, сложившиеся с связи с от-меной внутренних таможен и таможенных сборов. В его 15 главах подробным образом рассмотрены различные аспекты таможенной политики Российского го-сударства. В преамбуле устава, в частности, еще раз объяснялись причины, по-будившие правительство освободить внутреннюю торговлю от обременитель-ных таможенных пошлин: «Сколь нужно есть установление доброй и порядоч-ной коммерции с окрестными государствами, способом которой надежное бы-вает государственных доходов приумножение, столь надлежит за главное при том почитать, чтобы сбором внутренних пошлин народ отягощен не был, но ус-тановленным к тому порядком пользуясь, мог бы беспрепятственно продолжать к приумножению государственного интереса полезную с иностранными государ-ствами коммерцию, довольствуясь разными выгодами в обращениях внутри го-сударства нашего торгов. Вследствие чего в прошлом 1753 году Сенат наш че-рез поданный нам доклад всеподданнейше доносил, что изобретенным средством нашим сенатором и кавалером графом Шуваловым, о котором он в предложе-нии своем подробно изъяснил, ко облегчению всенародному надлежит все внут-ренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых всегдашнее нашим поддан-ным происходит отягощение и немалое разорение, оставить; что мы к немало-му нашему удовольствию, видев из оного общенародную пользу и облегчение, всемилостивейше конфирмовали» Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского 907 - 1995 гг. -2 -е изд. М., 2001. с.90.

По всей стране ликвидируемые таможни должны были составить отчет и «в самой скорости» передать свое делопроизводство -- «все дела и книги» -- в местные губернские и провинциальные канцелярии. Туда же переходили и тамо-женные чиновники -- «приказные служители»

Радикальная таможенная реформа 1753 года, освободившая внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин, за счет роста ставок та-рифа при заграничной торговле принесла российской казне значительную при-быль. Так, если при императрице Елизавете Петровне таможенные сборы со-ставляли, как указывалось, около 900 тыс. рублей в год, то в начале царство-вания Екатерины II пограничные таможни доставляли казне уже свыше 2 млн. рублей.

краткое содержание других презентаций

«Россия в эпоху дворцовых переворотов» - Бирон назначался регентом при малолетнем государе. Глава военной коллегии. Глава Духовной коллегии. Умер Петр I. Первый министр. Указ об отмене внутренних таможенных пошлин. Устав о наследии престола. Создана Канцелярия тайных розыскных дел. Дщерь державная Петра. Дворцовый переворот. Антон-Ульрих. Период правления Анны Иоанновны. Пресекала любые попытки российского дворянства ограничить засилье иностранцев.

«Пётр 3» - Князь Петр Федорович. Отказ от дискриминации по религиозному признаку, равноправие религий – естественные принципы существования. Свержение Петра III. Великий князь Петр Федорович. Петр III прекратил преследование раскольников. Манифест о вольности дворянства впервые создал в России слой свободных, не зависящих от государства людей. Наследник престола. Политика Петра III. Заговор против Петра III.

«Эпоха дворцовых переворотов» - Петр. Внутренняя политика. Семилетняя война. Битва у деревни Кунерсдорф. Меньшиков. Дворцовый переворот. Анна Ивановна. Верховный тайный совет. Польское наследство. Битва у деревни Гросс-Егерсдорф. Елизавета Петровна. Письменные кондиции. Русско - шведская война. Правители. Основные фавориты. Битва у деревни Цорндорф. Екатерина. Иоанн VI Антонович. "Антибироновская" коалиция. Эпоха дворцовых переворотов.

«Внутренняя политика 1725-1762» - Екатерина (1725-1727). Сравнить характер правления Петра I и его преемников. Пётр II (1727-1730). Анна Иоанновна (1730 -1740). Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Политика в отношении казачества. На карте найдите мануфактуры. Елизавета Петровна (1741-1761). Цели урока. План урока. Требования стандарта. Политика в области мануфактурного производства. Форма таблицы. Изменения в системе городского управления.

«Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762» - Дворцовые перевороты 1725-1762 гг. Словарик. Кто претендент на престол. Эрнст Бирон. Проверь себя. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг. Кондиции – условия приглашения на престол. План урока. Анна Иоанновна (1730-1740). Елизавета Петровна (1741-1761). Екатерина Алексеевна (1762-1796). Петр Алексеевич II (1727 –1730). Княжеское семейство, фактически правившее россией при Петре II. Кто был фактическим правителем государства.

«Пётр III» - Яков Яковлевич Штелин обнаружил полное отсутствие знаний. Никчемный монарх, отрицательно относившийся ко всему русскому - Екатерина II, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Правление Петра III. Петр III в оценках историков и современников. Инструкция канцлера А.П.Бестужева-Рюмина. Причины гибели Петра iii. Опекун – епископ Адольф Фридрих. Кроме владения французским языком. Участники заговора. В 11 лет на попечение дяди - Равнодушие Грубость Невежество.