Тяжелый атомный крейсер "Пётр Великий" / Фото: forum.worldofwarships.ru

Ракетный крейсер "Петр Великий" в 2019 году пройдет ремонт и модернизацию, в результате чего к 2021 году в боевом составе ВМФ России будет два обновленных тяжелых атомных ракетных крейсера (ТАРКР) проекта 1144 "Орлан", сообщил РИА Новости в понедельник источник в "оборонке".

«После модернизации "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" будут действовать во главе группировок надводных кораблей»

В настоящее время на северодвинском предприятии "Севмаш" проходит ремонт и модернизацию ТАРКР "Адмирал Нахимов", работы на котором планируется завершить в 2018 году.

"Работы по модернизации и ремонту "Петра Великого" могут быть начаты в 2019 году после того, как до конца 2018 года будет завершен ремонт и модернизация "Адмирала Нахимова". Таким образом, к 2021 году в строю ВМФ будет два модернизированных тяжелых атомных ракетных крейсера", — сказал собеседник агентства.

После модернизации "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" будут действовать во главе группировок надводных кораблей, уточнил источник.() ТАРКР проекта 1144 "Орлан" — самые большие в мире неавианесущие ударные боевые корабли с атомной энергетической установкой. Данные крейсера предназначены для поражения крупных надводных и береговых целей, обеспечения комплексной противовоздушной и противолодочной обороны.

Корабли этого проекта обладают водоизмещением 25,8 тысяч тонн и длиной 250 метров, экипаж составляет 759 человек, в том числе 120 офицеров, сообщило РИА Новости .

Техническая справка


Ордена Нахимова атомный крейсер «Пётр Великий» — четвёртый по счёту и единственный находящийся в строютяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан». На 2011 год это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

«Пётр Великий» в мае 2010 года / Фото: ru.wikipedia.org

Проектировщик — Северное проектно-конструкторское бюро.

Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался Куйбышев, потом — Юрий Андропов). 25 апреля 1989 года спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом президента РФ 22 апреля 1992 года. В 1998 году вступил в состав флота.

Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их нерентабельными. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер — 099.

К строительству последнего корабля проекта 1144 — завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара 300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды.


Фото: ru.wikipedia.org


При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. В марте 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъема «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов это не совсем та работа, для которой предназначен тяжелый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1-го ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока.

Поход «Петра Великого» продлся до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошел через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошел 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года президент В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

Тактико-технические показатели

Служба: Россия
Класс и тип судна Тяжёлый атомный ракетный крейсер
проекта 1144 «Орлан»
Порт приписки Североморск
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1986 год
Спущен на воду 1989 год
Введён в эксплуатацию 1998 год
Статус В строю
Награды орден Нахимова
Основные характеристики
Водоизмещение, т 23 750 - стандартное;
25 860 - полное
Длина, м (по ватерлинии) 262 (230)
Ширина, м 28,5
Высота (от основной плоскости), м 59
Осадка, м 10,3
Двигатели 2 котла,
2 ядерных реактора
Мощность, л.с. (МВт) 140 000 (103 )
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода, узла 32
Дальность плавания не ограничена (на реакторе)
1000 дней на котлах при 17 узлах
Автономность плавания, суток 60
Экипаж 635 (105 офицеров,
130 мичманов,
400 матросов)
Вооружение
Артиллерия 1 × АК-130
Зенитная артиллерия 6 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 20 × ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет)
ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет)
16 × ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет)
6 × 16 ЗРАК«Кортик» (144 ракет)
Противолодочное вооружение 1 × РБУ-12000
2 × РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 10 × 533-мм ТА
(20 торпед или ПЛУР«Водопад»)
Авиационная группа 3 × Ка-27


Техническая справка


Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России.

Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. В НАТО его называли "убийца авианосцев”.

История крейсера "Адмирал Нахимов"

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй
  • До 1992 года имел название «Калинин»
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов»

С 1999 года простаивает в г.Северодвинске в ожидании ремонта.


Т яжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (бывший "Калинин") проекта 11442 в отстое на ОАО "ПО "Севмаш". Северодвинск / Фото: dokwar.ru

В проектной комплектации «Орланы» вооружали противокорабельными ракетными комплексами «Гранит», противолодочными ракетами «Водопад-НК», реактивно-бомбовыми установками «Смерч-3» и «Удав-1», артиллерийскими установками АК-130, зенитными ракетными комплексами «Форт» и зенитной системой «Оса-МА», торпедными аппаратами калибра 533 мм. На борту предусмотрено размещение авиагруппы из трех противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ.

Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ остался всего один — флагман Северного флота ТАРК «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» — на Северном. ТАРК «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил имя «Калинин») был заложен на Балтийском заводе в 1983 году, принят в состав ВМФ СССР в 1988 году, последнее плавание совершил в 1997 году. С 1999 года стоит «у стенки» на «Севмашпредприятии» (входит в ОСК).

Планы по модернизации:

Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.


Фото: dokwar.ru


Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.


В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.


Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта - целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации - перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.


Фото: dokwar.ru

Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.

Характеристики крейсера Адмирал Нахимов

пр.1144 пр.11442
Экипаж, чел
759 (в т.ч. 120 офицеров) 760 (в т.ч. 120 офицеров)
Длина, м
250.1 250.1
Ширина, м
28.5 28.5
Осадка, м
7.8 (габаритная - 10.33) 7.8 (габаритная - 10.33)
Водоизмещение стандартное, т
25860 24300
Скорость полного хода, узлов
31 31
Скорость хода на резервном "неатомном" паре, узлов
17
Дальность плавания неограничено неограничено
Дальность плавания на резервном "неатомном" паре, миль
1000
Автономность, суток
60 60



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.сайт
12




ВМФ РФ. Тема сегодняшней статьи – крейсера .

Надо сказать, что в СССР этому классу кораблей уделялось самое пристальное внимание: в послевоенный период и до 1991 г. в строй вступило 45 кораблей этого класса (включая артиллерийские, конечно), а к 1 декабря 2015 г. сохранилось 8 крейсеров . Тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» мы посвятим отдельную статью, так как, вне зависимости от особенностей отечественной классификации, данный корабль является авианосцем. Сегодня же мы ограничимся ракетными крейсерами.

Ракетные крейсера (РКР) проекта 1164 – 3 ед.

Водоизмещение (стандартное/полное) - 9 300/11 300 т, скорость – 32 уз., вооружение: 16 ПКР «Базальт», 8*8 ЗРК С-300Ф «Форт» (64 ЗР) , 2*2 ПУ ЗРК «Оса-МА» (48 ЗУР), 1*2-130-мм АК-130, 6*6-30-мм АК-630, 2*5 533-м торпедных аппарата, 2 , ангар для вертолета Ка-27.

Все три корабля этого типа: «Москва», «Маршал Устинов», «Варяг» находятся в строю ВМФ РФ, причем первый из них – флагман Черноморского флота, а последний – Тихоокеанского.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 1144.2 – 3 ед.

Водоизмещение (стандартное/полное) - 23 750-24 300/25 860 – 26 190 т. (данные в различных источниках сильно расходятся, иногда указывается полное водоизмещение 28 000 т.), скорость – 31 уз., вооружение – 20 ПКР «Гранит», 6*8 ЗРК «Форт» (48 ЗУР), «Форт-М» (46 ЗУР), 16*8 ЗРК «Кинжал» (128 ЗУР), 6 ЗРАК «Кортик» (144 ЗУР), 1*2- 130-мм АК-130, 2*5 533-мм торпедных аппарата с возможностью применять ПЛУР комплекса «Водопад-НК», 2 , 1 РБУ-6000, ангар на 3 вертолета.

Предполагалось, что все три корабля данного типа, «Петр Великий», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев», будут построены по одному проекту, но фактически они не являлись идентичными и имели некоторую разницу в номенклатуре вооружения.

ЗРК «Форт-М» установлен только на «Петре Великом», на остальных кораблях стоят два ЗРК «Форт», их общий боекомплект составляет 96 ракет, а не 94, как на «Петре Великом». Вместо этого на ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик» на «Адмирале Нахимове» и «Адмирале Лазареве» устанавливались комплексы ЗРК «Оса-М» (по 2 на корабль) и по восемь 30-мм АК-630. «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов» имеют 2 РБУ-12000 и один РБУ-6000, а вот на «Адмирале Лазареве» - наоборот, один РБУ-12000 и два РБУ-6000.

«Петр Великий» в настоящее время служит на Северном флоте РФ, «Адмирал Нахимов» проходит модернизацию. «Адмирал Лазарев» выведен из состава флота.

Тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) проекта 1144.1 – 1 ед.

Водоизмещение (стандартное/полное) 24 100 /26 190 т., скорость – 31 уз., вооружение – 20 ПКР «Гранит», 12*8 ЗРК «Форт» (96 ЗУР), 2*2 ЗРК «Оса-М» (48 ЗУР), 1*2 ПУ ПЛУР «Метель», 2*1 100-мм АК-100, 8 30-мм АК-630, 2*5 533-мм торпедных аппарата, 1 РБУ-12000, 2 РБУ-6000, ангар на 3 вертолета.

Первенец класса ТАРКР в отечественном флоте, в СССР получил имя «Киров», в ВМФ РФ – «Адмирал Ушаков». Выведен из состава ВМФ РФ в 2002 г., но пока не утилизован.

Излишне напоминать, что все ракетные крейсера, которыми мы располагаем, достались РФ в наследство от СССР. Только «Петр Великий» достраивался в РФ, но он был спущен на воду в 1989 г. и к моменту развала Союза был в достаточно высокой степени готовности.

Советские ракетные крейсера – это уникальное в своем роде оружие, созданное в рамках концепций боевого применения ВМФ СССР. Мы не будем сегодня детально разбирать историю их создания, потому что и РКР проекта 1164 и ТАРКР проекта 1144 достойны даже не отдельной статьи, а цикла статей каждый, а ограничимся лишь самыми общими вехами.

Некоторое время (после Второй мировой войны) основным противником нашего флота считались авианосные группировки НАТО и в этот период концепция флота СССР предполагала борьбу с ними в ближней нашей морской зоне, где надводные корабли действовали бы совместно с ракетоносной авиацией. Хотя стоит отметить, что даже тогда мы строили вполне себе океанские корабли, такие как артиллерийские крейсеры типа «Свердлов» (проект 68-бис) – по всей видимости, Иосиф Виссарионович Сталин хорошо понимал, что океанский флот является инструментом не только войны, но и мира.

Однако после появления в составе вражеских флотов атомных подводных лодок (носителей баллистических ракет с ядерными боезарядами, ПЛАРБ) именно они стали приоритетной целью для нашего ВМФ. И вот тут у СССР возникли, не побоимся этого слова, неразрешимые концептуальные сложности.

Дело в том, что дальность даже самых первых баллистических ракет ПЛАРБ в разы превосходила боевой радиус палубной авиации, соответственно вражеские ПЛАРБ могли действовать на большем удалении от наших берегов. Для того, чтобы противодействовать им следовало идти в океан и/или отдаленные морские районы. Для этого требовались достаточно крупные надводные корабли, с мощной гидроакустической аппаратурой, и они в СССР были созданы (БПК). Однако БПК, разумеется, не могли успешно действовать в условиях подавляющего господства США и НАТО в океане. Для того, чтобы группы ПЛО СССР могли успешно выполнить свои функции необходимо было как-то нейтрализовать американские авианосные и корабельные ударные группировки. У наших берегов это могла бы сделать МРА (морская ракетоносная авиация), но ее ограниченный радиус не позволял ей действовать в океане.

Соответственно, СССР потребовалось средство нейтрализации АУГ НАТО вдали от родных берегов. Первоначально эта задача возлагалась на подводные лодки, но очень скоро стало ясно, что самостоятельно они эту проблему не решат. Наиболее реалистичный путь – создание собственного авианосного флота – по ряду причин оказался для СССР неприемлем, хотя отечественные моряки очень хотели авианосцы и в конечном итоге СССР приступил к их строительству. Тем не менее, в конце 60-х начале 70-х годов об авианосцах можно было только мечтать, АПЛ самостоятельно разгромить флоты НАТО в океане не могли, а руководство страны ставило задачу уничтожения ПЛАРБ.

Тогда решено было сместить акцент на создание нового оружия – противокорабельных крылатых ракет большой дальности, а также космической системы целеуказания для них. Носителем таких ракет должен был стать новый, специализированный класс океанского надводного ударного корабля – ракетный крейсер.

Каким именно он должен быть, ясности не было. Первоначально думали об унификации на базе БПК проекта 1134 и 1134Б, с тем чтобы с использованием одного корпуса создавать корабли ПЛО (то есть БПК), ПВО (с размещением на них ЗРК «Форт») и ударных - носителей ПКР. Затем отказались от этого в пользу ракетного крейсера «Фугас» проекта 1165, который нес и ПКР и ЗРК «Форт», но его потом закрыли из за слишком высокой стоимости – корабль предполагалось делать атомным. В итоге вернулись к БПК проекта 1134Б, но решили делать не унификацию в едином корпусе, а значительно более крупный ракетный крейсер на его базе.
Идея заключалась в том, чтобы создать флагманский корабль группы ПЛО, оснащенный мощным ударным и зенитным вооружением, причем последнее должно было обеспечить не объектовую, а зональную ПВО (т.е. прикрывать всю группу кораблей). Так появился ракетный крейсер проекта 1164.

В то же время и параллельно с разработкой нового ракетного крейсера, в отечественных КБ проектировали БПК с атомной силовой установкой. Начинали в водоизмещения 8 000 т., но в дальнейшем аппетиты моряков росли и в результате получился корабль стандартным водоизмещением порядка (или даже свыше) 24 000 т., оснащенный едва ли не всей существующей на тот момент номенклатурой вооружений. Разумеется, речь идет о тяжелом атомном ракетном крейсере проекта 1144.

Тот факт, что проект 1164 создавался изначально как ракетный крейсер, а проект 1144 – как БПК, до некоторой степени объясняет, каким образом в СССР в одно и то же время, параллельно, создавались два абсолютно разных корабля для выполнения одних и тех же задач. Конечно, такой подход ни в какой мере нельзя назвать здравым, но нельзя не признать, что в результате этого отечественный ВМФ получил два типа чрезвычайно красивых кораблей вместо одного (да простит мне уважаемый читатель такое лирическое отступление).

Если сравнить между собой «Атланты» (корабли проекта 1164) и «Орланы» (проект 1144), то, конечно, «Атланты» менее размерны и более дешевы, а потому более пригодны для крупносерийной постройки. Но, конечно, «Орланы» много мощнее. По воззрениям тех лет, для того, чтобы «пробить» ПВО АУГ и нанести неприемлемый ущерб авианосцу (полностью вывести из строя или уничтожить) необходимо было 20 тяжелых ПКР в одном залпе. «Орлан» имел 20 «Гранитов», на атомные подводные ракетоносцы проекта 949А «Антей» ставили 24 таких ракеты (чтобы, так сказать, с гарантией) но «Атланты» несли только 16 «Базальтов».

На «Орланах» стояло два ЗРК «Форт», а значит имелось 2 поста РЛС сопровождения и подсветки целей «Волна». Каждый такой пост мог наводить 6 ЗУР на 3 цели, соответственно, возможности «Орлана» по отражению массированных налетов были значительно выше, тем более что у «Атланта» расположенная в корме РЛС «не видит» носовые секторы – они закрыты надстройкой крейсера. Ближняя ПВО у «Орлана» и «Атланта» была сопоставимой, но на «Петре Великом» вместо устаревших уже ЗРК «Оса-М» установлен ЗРК «Кинжал», а вместо «металлорезок» АК-630 – ЗРАК «Кортик». На «Атлантах», в силу их меньшего размера, подобная модернизация вряд ли возможна.

Кроме этого, ПЛО «Атлантов» было сознательно принесено в жертву: дело в том, что размещение мощнейшего на тот момент ГАК «Полином» увеличивало водоизмещение корабля примерно на полторы тысячи тонн (сам ГАК весит порядка 800 т) и это сочтено было неприемлемым. В результате «Атлант» получил весьма скромную «Платину», годную разве только для самообороны (да и то – не слишком). В то же время возможности подводного поиска «Орланов» не уступают таковым у специализированных БПК. Наличие целой авиагруппы из трех вертолетов, вне всякого сомнения, обеспечивают «Орлану» куда лучшие возможности ПЛО, а также поиска и сопровождения надводных целей, нежели один вертолет «Атланта». Кроме этого, наличие атомной энергетической установки обеспечивает «Орлану» куда лучшие возможности по сопровождению вражеских авианосных группировок, чем Атланту с его обычной ЭУ. «Атлант», в отличие от «Орлана», не имеет конструктивной защиты.

Интересный аспект. Долгое время утверждалось, что слабым местом наших тяжелых кораблей была БИУС, неспособная сочетать применение всего многообразия установленного на крейсерах вооружения. Возможно это и так, но автору настоящей статьи попадались в сети описания учений, в которых тяжелый атомный ракетный крейсер, получив данные воздушной цели от самолета ДРЛО А-50 (с крейсера цель не наблюдали), выдал целеуказание зенитному ракетному комплексу большого противолодочного корабля и тот, не наблюдая воздушную цель сам, и пользуясь исключительно ЦУ, полученным от ТАРКР, поразил ее зенитной ракетой. Данные, разумеется, совершенно неофициальны, но…

Разумеется, ничто не дается даром. Размеры «Орлана» поражают воображение: полное водоизмещение в 26 000 – 28 000 т делает его крупнейшим неавианосным кораблем мира (даже циклопическая РПКСН проекта 941 «Акула» все же меньше). Множество иностранных справочников называют «battlecruiser», то есть линейным крейсером. Вне всякого сомнения, правильно было бы придерживаться российской классификации, но… глядя на стремительный и грозный силуэт «Орлана» и вспоминая тот сплав скорости и огневой мощи, который явили миру линейные крейсера, поневоле задумываешься: что-то в этом есть.

Но столь крупный и насыщенный вооружением корабль получился очень дорогим. По некоторым данным, стоимость ТАРКР в СССР составляла 450-500 млн. руб., что приближало его к тяжелым авианесущим крейсерам – ТАВКР проекта 1143.5 (в дальнейшем «Кузнецов») стоил 550 млн. руб., а атомный ТАВКР 1143.7 – 800 млн. руб.

По большому счету, советские ракетные крейсера имели два принципиальных недостатка. Во-первых, они не были самодостаточны, потому что их основное оружие, противокорабельные ракеты, могли применяться на загоризонтные дальности только по внешнему целеуказанию. Для этого в СССР была создана система разведки и целеуказания «Легенда», и она действительно позволяла применять ПКР на полную дальность, но – с существенными ограничениями. Спутники пассивной радиолокационной разведки не всегда могли вскрыть местоположение неприятеля, а спутников с активной РЛС на орбите никогда не было много, они не давали 100% охвата морской и океанской поверхностей.

Эти спутники были очень дороги, они несли мощную РЛС, позволяющую контролировать с орбиты высотой 270 -290 км боевые корабли НАТО, атомный реактор в качестве источника энергии для РЛС, а еще – специальную разгонную ступень, которая, после того, как спутник исчерпает свой ресурс, должна была вывести отработавший свое реактор на орбиту 500-1000 км от Земли. В принципе, даже и оттуда в конце концов земное притяжение притянет реакторы обратно, но это должно было произойти не раньше, чем через 250 лет. По всей видимости, в СССР считали, что к этому времени космические корабли уже будут бороздить просторы Галактики и с многочисленными валящимися в атмосферу реакторами мы как-нибудь разберемся.

Но важно то, что даже СССР не мог обеспечить абсолютного охвата земной поверхности, активными спутниками системы «Легенда», а это значило, что приходилось ждать, пока спутник пройдет над нужным участком моря или океана. Кроме того, спутники на относительно низких орбитах, да еще и демаскирующие себя сильным излучением могли быть уничтожены противоспутниковыми ракетами. Были и иные сложности и в целом система не гарантировала уничтожения вражеских АУГ в случае начала глобального конфликта. Тем не менее, советские ракетные крейсера оставались грозным оружием и ни один американский адмирал не мог чувствовать себя спокойно, находясь в пределах досягаемости ракет «Кирова» или «Славы».

Второй большой недостаток отечественных РКР и ТАРКР – это их высокая специализация. По большому счету, они могли уничтожать корабли противника, возглавлять и управлять действиями отряда кораблей, прикрывая их своими мощными ЗРК, но это и все. Угрозы для береговых целей такие крейсера не представляли никакой – несмотря на наличие 130-мм артсистемы, подводить столь крупные и дорогие корабли к враждебным берегам для артиллерийских обстрелов было сопряжено с чрезмерным риском. Теоретически тяжелая ПКР могла использоваться для поражения наземных целей, но практически в этом было мало смысла. По некоторым данным ПКР «Гранит» стоила примерно столько же, или даже дороже современного ей истребителя, и мало какие береговые цели были «достойны» столь дорогостоящего боеприпаса.

Иными словами, советская концепция борьбы с вражескими АУГ: создание противокорабельных ракет большой дальности и их носителей (РКР, ТАРКР, подводных ракетоносцев «Антей»), системы разведки и целеуказания для этих ракет («Легенда») и при этом – еще и сильнейшей морской ракетоносной авиации наземного базирования была по затратам сопоставима со строительством мощного авианосного флота, но не давала таких же широких возможностей по уничтожению надводных, подводных, воздушных и наземных целей, как те, которыми обладали авианосные группировки.

Сегодня возможности ракетных крейсеров флота РФ существенно снизились. Нет, сами они остались теми же самыми, и несмотря на появление новейших оборонительных систем оружия, таких как зенитные ракеты ESSM или СМ-6, автору настоящей статьи совершенно не хотелось бы оказаться на месте американского адмирала, по флагманскому авианосцу которого «Петр Великий» выпустил два десятка «Гранитов». Но сильно уменьшились возможности РФ давать целеуказание тяжелым ПКР: в СССР была «Легенда», но она самоуничтожилась, когда спутники исчерпали свой ресурс, а новых не появилось, «Лиану» развернуть так и не смогли.

Как бы ни превозносили натовские системы обмена данными, их аналог существовал и на флоте СССР (станции взаимного обмена информацией или ВЗОИ) и ракетный крейсер мог воспользоваться данными, которые получил другой корабль или самолет. Такая возможность существует и сейчас, но количество кораблей и самолетов по сравнению с временами СССР уменьшилось кратно. Единственный прогресс – это строительство загоризонтных радиолокационных станций (ЗГРЛС) в РФ, но могут ли они давать целеуказание для ракет – неясно, насколько известно автору, в СССР выдавать ЦУ ЗГРЛС не могли. Кроме того, ЗГРЛС представляют собой стационарные масштабные объекты, которые, вероятно, в случае серьезного конфликта не так уж трудно будет сильно повредить или уничтожить.

Тем не менее, сегодня именно ракетные крейсера представляют собой «точку опоры» отечественных надводных флотов. Каковы их перспективы?

Все три «Атланта» проекта 1164 в настоящее время остаются в строю – можно лишь пожалеть, что в свое время не удалось договориться с Украиной о выкупе четвертого крейсера этого проекта, который в высокой степени готовности гниет у достроечной стенки. Сегодня этот шаг невозможен, да был бы уже бессмысленным – корабль слишком стар для достройки. В то же время, проект 1164 буквально «нашпигован» оружием и оборудованием, что сделало из него очень грозный корабль, но сильно уменьшило его модернизационные возможности.

«Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг» вошли в состав отечественного флота в 1983, 1986 и 1989 годах соответственно, на сегодняшний день им 35, 32 и 29 лет. Возраст серьезный, но при своевременном ремонте данные РКР вполне способны служить лет до сорока пяти, так что в ближайшее десятилетие ни один из них не уйдет «на пенсию». Вероятнее всего, за это время корабли не подвергнутся каких-либо кардинальным модернизациям, хотя исключить установку новых ПКР в старых пусковых установках и совершенствование ЗРК «Форт» - впрочем, все это догадки.

А вот с ТАРКР ситуация далеко не столь радужна. Как мы уже говорили выше, сегодня ведутся работы на «Адмирале Нахимове», причем его модернизация достаточно глобальна. Более-менее достоверно известно о замене ПКР «Гранит» на УВП на 80 современных ракет, таких как «Калибр», «Оникс» и, в перспективе, «Циркон». Что до ЗРК, то изначально в печати во множестве ходили слухи об установке на ТАРКР системы «Полимент-Редут». Возможно, первоначально такие планы и существовали, но затем, по всей видимости, от них отказались, а быть может это изначально были домыслами журналистов. Дело в том, что «Редут» все же не более чем ЗРК средней дальности, а комплексы на основе С-300 имеют куда более «длинную руку». Поэтому наиболее реалистичными выглядят сведения о том, что «Адмирал Нахимов» получит «Форт-М», наподобие того, который был установлен на «Петре Великом». Можно также допустить, что комплекс будет адаптирован для использования новейших ракет, используемых в С-400, хотя это и не факт. «Металлорезки» АК-630 будут заменены, по имеющимся данным, на ЗРАК «Кинжал-М». Кроме этого, планировалась установка противоторпедного комплекса «Пакет-НК».

О сроках ремонта и модернизации. Вообще говоря ТАРКР «Адмирал Нахимов» находился на «Севмаше» с 1999 г., а в 2008 г. с него выгрузили отработанное ядерное топливо. По сути, корабль находился скорее в отстое, чем в ремонте. Контракт на модернизацию заключили только в 2013 г., но подготовительные ремонтные работы начались раньше – с того момента, как стало ясно, что контракт будет заключен. Предполагалось, что крейсер будет сдан флоту в 2018 г, потом – в 2019 г., потом снова называлась дата 2018 г., затем – 2020, и вот, по последним данным, это будет 2021 год. Иными словами, даже если считать, что сроки в очередной раз не «уедут» вправо, и отсчитывать начало ремонта с момента заключения контракта (а не с фактической даты начала ремонта) то получается, что ремонт «Адмирала Нахимова» займет 8 лет.

Немного о стоимости. В 2012 г руководитель департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Шлемов сообщил, что ремонт и модернизация крейсера будут стоить 30 млрд. руб., а приобретение новых комплексов вооружения – 20 млрд. руб., то есть общая стоимость работ по «Адмиралу Нахимову» составит 50 млрд. руб. Но нужно понимать, что это были лишь предварительные цифры.

Нам давно уже стала привычной ситуация, когда сроки ремонтов кораблей и стоимость их ремонта существенно возрастают от первоначальных. Обычно в этом упрекают кораблестроителей, мол работать разучились, а аппетиты растут, но подобный упрек не совсем верен, и любой, кто работал на производстве меня поймет.

Все дело в том, что полную оценку стоимости ремонта можно произвести только тогда, когда ремонтируемый агрегат разобран и понятно, что именно нуждается в ремонте, а что – в замене. Но вот заранее, не разбирая агрегат, определять стоимость его ремонта сродни гаданию на кофейной гуще. В этом «гадании» сильно помогают так называемые графики планово-предупредительных ремонтов, но при одном условии – когда они исполняются своевременно. Вот только с ремонтом кораблей флота была проблема еще в СССР, а после 1991 г она, можно сказать, исчезла - по причине отсутствия всякого ремонта.

И вот сейчас, когда принимается решение о модернизации того или иного корабля, на верфь прибывает эдакий «кот в мешке» и сходу угадать, что в нем требует ремонта, а что – нет, практически невозможно. Настоящие объемы ремонта выявляются уже в ходе его осуществления, и, конечно, эти «открытия» увеличивают как сроки ремонта, так и его стоимость. Автор настоящей статьи не пытается, конечно, изобразить кораблестроителей «белыми и пушистыми», там своих проблем хватает, но смещение сроков и стоимости имеет не только субъективные, но и вполне объективные причины.

Поэтому следует понимать, что 50 млрд. руб., озвученные Анатолием Шлемовым в 2012 г., это только предварительная оценка стоимости ремонта и модернизации «Адмирала Нахимова», которая в процессе проведения работ существенно возрастет. Но даже указанные 50 млрд. руб. в сегодняшних ценах, если пересчитывать через официальные данные об инфляции (а не через реальную инфляцию) составляют 77,46 млрд. руб., а с учетом «естественного» увеличения стоимости ремонтов – пожалуй, не менее 85 млрд. руб., а может быть и еще больше.

Иными словами, ремонт и модернизация ТАРКР проекта 1144 «Атлант» - вещь чрезвычайно длительная и затратная. Если попытаться выразить ее стоимость в сопоставимых величинах, то возвращение в строй «Адмирала Нахимова» обойдется нам дороже, чем три фрегата «адмиральской» серии или, например, дороже строительства подводной лодки типа «Ясень-М».

Следующим «кандидатом» на модернизацию является ТАРКР «Петр Великий». Крейсеру, вошедшему в строй в 1998 г. и с тех пор не проходившему серьезного ремонта, пора уже делать «капиталку», а раз так, то заодно стоит также и модернизировать его. А вот «Адмирал Лазарев», очевидно, модернизирован не будет, и тому есть несколько причин:

— во-первых, как уже говорилось выше, стоимость модернизации чрезвычайно высока.
— во-вторых, на сегодняшний день в РФ ремонт и модернизацию такого уровня сложности, пожалуй, сможет провести только «Севмаш», а он в ближайшие 8-10 лет будет занят «Адмиралом Нахимовым» и «Петром Великим».
— в-третьих, «Адмирал Лазарев» вошел в строй в 1984 г., сегодня ему «стукнуло» уже 34 года. Даже если прямо сейчас поставить его на верфь, и с учетом того, что там он пробудет лет 7-8 минимум, то после модернизации он вряд ли сможет прослужить больше 10-12 лет. В то же время «Ясень», построенный примерно на те же деньги и в те же самые сроки, прослужит как минимум 40 лет.

Таким образом, даже немедленная постановка в ремонт «Адмирала Лазарева» - достаточно сомнительное мероприятие, а уж браться за его ремонт еще через несколько лет и вовсе не будет иметь никакого смысла. К сожалению, все вышесказанное относится и к головному ТАРКР «Адмирал Ушаков» («Киров»).

В целом же можно сказать следующее: на какое-то время ситуация с ракетными крейсерами в РФ стабилизировалась . В последние годы мы имели готовыми «к походу и бою» три корабля этого класса: «Петр Великий», «Москва» и «Варяг» были на ходу, «Маршал Устинов» проходил ремонт и модернизацию. Теперь «Устинов» вернулся в строй, но «Москве» давно пора в ремонт, потом, вероятно, будет ремонтироваться «Варяг». В то же время «Петра Великого» сменит «Адмирал Нахимов», таким образом можно рассчитывать, что в ближайшие 10 лет у нас будут постоянно действующими два крейсера проекта 1164 и один – проекта 1144 . Но вот в дальнейшем «Атлантам» придет время постепенно уходить на покой – спустя десятилетие их срок службы составит 39-45 лет., а вот «Адмирал Нахимов», быть может, останется в составе флота до 2035-2040 гг.

Будет ли им замена?

Это может прозвучать крамольным, но совершенно неясно, нужны ли нам ракетные крейсера как класс боевых кораблей. Понятно, что сегодня ВМФ РФ нужен ЛЮБОЙ военный корабль, потому что их численность давно уже пробила дно и в своем сегодняшнем состоянии флот не может обеспечить выполнение даже такой ключевой задачи, как прикрытие районов развертывания РПКСН. Кроме этого, следует понимать, что в будущем, с той экономической политикой, которую проводит сегодня руководство страны, каких-то рек изобилия у нас в бюджете не предвидится, и если мы хотим получить когда-нибудь дееспособный и сколько-то отвечающий своим задачам ВМФ, то должны выбирать типы кораблей с учетом критерия «стоимость-эффективность».

В то же время крайне сомнительно, что класс ракетных крейсеров удовлетворяет такому критерию. Уже лет десять идут разговоры о создании перспективного эсминца, а после начала реализации ГПВ 2011-2020 появились некоторые подробности о будущем проекте. Из них становилось совершенно ясно, что, по сути проектируется не эсминец, а универсальный ракетно-артиллерийский надводный боевой корабль, оснащенный мощным ударным вооружением (крылатые ракеты различных типов), зональной ПВО, основой которой должен был стать ЗРК С-400, если не С-500, противолодочным вооружением, и т.д.

Однако подобный универсализм заведомо не вписывается в габариты эсминца (7- 8 тыс. тонн стандартного водоизмещения), соответственно уже в самом начале говорилось, что водоизмещение корабля нового проекта составит 10-14 тыс. тонн. В дальнейшем эта тенденция сохранялась – по последним данным водоизмещение эсминца типа «Лидер» составляет 17,5-18,5 тыс. тонн., при том что его вооружение (опять же, по непроверенным слухам) составит 60 противокорабельных крылатых, 128 зенитных и 16 противолодочных ракет. Иными словами, этот корабль по размерам и боевой мощи занимающий промежуточное положение между модернизированным «Орланом» и «Атлантом» и имеющий атомную силовую установку, является полноценным ракетным крейсером. Согласно озвученным в открытой печати планам, планировалось построить 10-12 подобных кораблей, но «проскакивали» также более скромные цифры 6-8 единиц в серии.

Но какова стоимость реализации подобной программы? Мы уже видели, что ремонт и модернизация ТАРКР по предварительным (и явно заниженным) прогнозам в 2012 г. стоила 50 млрд. руб. но очевидно, что строительство нового корабля оказалось бы намного дороже. Было бы совершенно неудивительно, если стоимость эсминца «Лидер» в ценах 2014 г. составила бы 90-120 млрд. руб., или даже более. В то же время стоимость перспективного российского авианосца в 2014 г. оценивалась в 100-250 млрд. руб. На самом деле, конечно, звучало много оценок, но слова Сергея Власова, генерального директора «Невского ПКБ» в данном случае наиболее весомы:

«Я уже как-то говорил о том, что американский авианосец стоил в недалеком прошлом 11 миллиардов долларов, то есть 330 миллиардов рублей. Сегодня он стоит уже 14 миллиардов долларов. Наш авианосец будет, разумеется, дешевле – от 100 до 250 миллиардов рублей. Если его оснастить различным оружием, то цена резко возрастет, если поставить только зенитные комплексы, стоимость будет меньше » (РИА Новости).

При этом Сергей Власов уточнил:

«Если у будущего авианосца будет атомная энергетическая установка, тогда его водоизмещение составит 80–85 тыс. тонн, а если он будет неатомный, то 55–65 тыс. тонн».

Автор настоящей статьи вовсе не призывает к очередной «священной войне» в комментариях между противниками и сторонниками авианосцев, а только просит принять во внимание факт, что реализация программы серийного строительства эсминцев (а по факту – тяжелых атомных крейсеров) «Лидер» по своим затратам вполне сопоставима с программой создания авианосного флота.

Подведем итоги. Из семи ракетных крейсеров, не ушедших под газовый резак до 1 декабря 2015 г., на сегодняшний день сохранены все семь, но шансов у двух ТАРКР, «Адмирала Ушакова» и «Адмирала Лазарева», вернуться в состав флота нет никаких. Итого, у ВМФ РФ остаются пять ракетных крейсеров, из которых три неатомных (проекта 1164) покинут строй примерно в 2028-2035 гг., а два атомных вполне могут дожить даже и до 2040-2045 гг.

Но проблема в том, что сегодня мы располагаем 28 крупными неавианосными кораблями океанской зоны: 7 крейсеров, 19 эсминцев и БПК и 2 фрегата (считая за таковые СКР проекта 11540). Большая их часть вошла в строй еще во времена СССР, и только незначительное их количество было заложено в СССР и достроено в РФ. Они устаревают физически и морально и требуют замены, но замены нет: до сегодняшнего дня в Российской Федерации не было построено (от закладки до сдачи флоту) ни одного крупного надводного корабля океанской зоны. Единственным пополнением, на которые может сколько-то гарантированно рассчитывать флот в ближайшие 6-7 лет – это четыре фрегата проекта 22350, но нужно понимать, что это именно фрегаты, то есть корабли, уступающие классом эсминцу, не говоря уже о ракетном крейсере.

Да, можно говорить о том, что вооружение фрегатов типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» значительно превосходит то, чем располагали, например, наши эсминцы проекта 956. Но нужно понимать, что для своего времени «девятьсот пятьдесят шестые» были вполне конкурентноспособны американским эсминцам типа «Спрюэнс», в ответ на которые они и создавались. А вот фрегат «Горшков», при всех его несомненных достоинствах, совершенно не ровня современной версии с его 96 ячейками УВП, ПКР LRASM и зональным ПВО на основе ЗУР СМ-6.

Эсминцы проекта «Лидер» позиционировались как замена ракетных крейсеров проекта 1164, эсминцев проекта 956 и БПК проекта 1155, но где они, эти «Лидеры»? Строились догадки, что первый корабль серии будет заложен до 2020 г., но это осталось благими намерениями. Что до новой ГПВ 2018-2025 – сперва были слухи, что «Лидеры» оттуда убраны совсем, потом было опровержение, что работы по ним будут вестись, но финансирование (и темпы работ) по данной программе подверглись сокращению. Будет ли заложен хотя бы первый «Лидер» в срок до 2025 г? Загадка.

Разумной альтернативой «Лидеру» могло бы стать строительство фрегатов проекта 22350М (по сути дела – «Горшков», увеличенный до размера эсминца проекта 21956, или «Арли Берка», если угодно). Но пока у нас нет не то, чтобы проекта, а даже технического задания на его разработку.

Вывод из всего вышесказанного пока только один. Надводный океанский флот, доставшийся Российской Федерации в наследство от СССР, умирает, и ничто, увы, не идет ему на смену. У нас еще есть немного времени для того, чтобы как-то исправить положение, но оно стремительно заканчивается.

Начало нового тысячелетия стало своеобразным рубежом в истории развития военных флотов. Изменившаяся после распада Советского Союза и развала «советского блока» военно-политическая обстановка в мире привела к смене курса в развитии военно-морских сил ведущих государств. Сегодня военный флот рассматривается уже не только как один из компонентов, составляющих ядерные силы сдерживания. Основная ставка делается на универсализацию военных флотов. На смену старым кораблям, способным выполнять ограниченные тактические задачи, приходят новые универсальные корабли, обладающие большими техническими возможностями и оснащенные современными огневыми средствами борьбы.

Новые технологии – важнейший элемент развития военного флота

Технический прогресс влечет за собой появление новых технологий. Соответственно происходит развитие средств вооружения, изменение военной тактики и стратегии. Так было, так есть и так будет всегда. Военный флот в этом плане всегда находился на первых позициях, являясь самым передовым и технически совершенным видом вооружения. Ушли в историю те времена, когда одной из главных составляющих военной мощи флота являлось количество. Эпоха парусников завершилась появлением паровой машины и брони. На смену парусным армадам пришли боевые эскадры, состоящие из стальных бронированных монстров. Военный корабль превратился в сложнейший технический механизм, где на небольшом и ограниченном пространстве сосредоточена масса агрегатов и машин, устройств и снаряжения.

Вместе с совершенствованием двигательной установки, шел прогресс в средствах вооружения и защиты. Первоначально артиллерия была основой ударной мощи военного корабля. Появление нарезной артиллерии и увеличение калибра артиллерийских орудий неизбежно влекло за собой утолщение брони. Чем больше становился калибр корабельных орудий, тем толще был броневой пояс. Соответственно увеличивалось водоизмещение военных судов. Соперничество брони и снаряда продолжалось вплоть до середины XX века. Артиллерийская дуэль главных сил флота лежала в основе линейной тактики. Главная задача противоборствующих сторон во время боевых столкновений заключалась в нанесении противнику большего урона. С выходом на сцену минно-торпедного оружия и появление авиации положило конец господствующему положению артиллерии на флоте. Превосходство на море теперь не зависело от количества линкоров и крейсеров. Требовались новые боевые суда и плавсредства, специально предназначенные для выполнения определенных боевых задач на море.

Сначала появляются подводные лодки, минные заградители и торпедные катера. Чуть позже на арену морских сражений выходят авианосцы. Торпеда и самолет становятся основными средствами ведения войны на море. Военный флот превращается в универсальный вид вооруженных сил, способный решать различные боевые тактические задачи и выполнять стратегические функции. Вторая Мировая война внесла свои коррективы в развитие военно-морских вооружений, а последующая «холодная война» привела к изменению политики использования военных флотов. Ушли в историю линейные корабли. Крейсера утратили свое лидирующее положение на флоте. Вторая половина XX века стала эрой господства авианосцев и подводных лодок. Ракетное оружие и авиация практически вытеснили артиллерию с флота, отведя ее второстепенные роли. Следом за пушками отошла на задний план и броня. Залогом высокой эффективности военного флота стали мощность вооружения, скрытность, большая дальность хода и техническая оснащенность. Современные флоты перестали быть молчаливым орудием демонстрации силы на море, став инструментом проведения внешней политики.

Концепция военного флота будущего – наличие новых и современных боевых кораблей

В нынешней военно-политической обстановке все больше и больше стран делают ставку на усиление собственных военно-морских сил. Даже небольшие страны, имеющие выход к морю, стремятся обзавестись собственными ВМС. Военный флот на сегодняшний день становится едва ли не единственным средством предупредить внешнюю агрессию и обеспечить сохранность морских рубежей. К тому же новые технологии сегодня позволяют строить корабли умеренного водоизмещения, оснастив их при этом всеми доступными средствами вооружения, связи и обнаружения.

В период «холодной войны» появились новые классы военных кораблей. Сегодня вместо торпедных катеров появились ракетные катера и катер, вооруженный противокорабельными ракетами. Небольшие по размерам и водоизмещению такие суда являются полноценным боевыми единицами, способными на равных тягаться с более крупными судами. Подводные лодки разделились на два класса — стратегические подводные ракетоносцы и торпедные подводные лодки с атомной или с обычной двигательной установкой. И те, и другие обладают достаточной огневой мощью, способной не только стереть с лица земли целые города, но и нанести точечные удары по противнику в любой точке земного шара, как на суше, так и на море.

На смену линкорам и крейсерам приходят суда новых классов. За рубежом строятся фрегаты и корветы. Вместе с авианосцами и подводными лодками эти суда составляют основу современных флотов иностранных государств. В составе флотов наряду с ударными силами появляются крупные десантные суда – вертолетоносцы, строятся и спускаются на воду суда специального назначения. Если в США основная ставка делается на авианосный флот, то в таких странах как Великобритания, Франция, Япония и Китай основными боевыми судами становятся эсминцы, фрегаты и корветы. Советский Союза в попытке добиться военного паритета с Соединенными Штатами и блоком НАТО, строит для нужд своего ВМФ Большие Противолодочные Корабли (БПК), Тяжелые Авианесущие Крейсера (ТАКР), сторожевые корабли.

Новые военные суда кардинально отличаются от своих предшественников набором средств вооружения и тактико-техническими характеристиками. Теперь каждый отдельно взятый боевой корабль – это самостоятельная боевая единица флота, которая способна выполнять огромный объем работы. К примеру:

  • эсминцы — корабли, способные нести боевое патрулирование в дальней морской зоне и атаковать любого противника, как на море, так и на суше;
  • фрегаты и корветы являются судами, отвечающими за охрану рубежей на ближних и дальних подступах, ведут разведку и патрулирование в зоне ответственности, могут атаковать любого противника на поверхности, под водой и на суше;
  • малые ракетные корабли по своей функциональности схожие с корветами, однако, в ряде случаев являются ударной силой флота;
  • патрульные корабли отвечают за охрану морских рубежей в ближних акваториях;
  • десантные суда-доки способны доставить в любой уголок земного шара личный состав пехотных подразделений, военную технику и снаряжение, обеспечить зону высадки морского десанта техническими средствами и огневой поддержкой;
  • авианесущие суда становятся универсальными, способными нести как самолеты, так и вертолеты.

Концепция развития флотов свидетельствует о том, что военные суда должны выполнять широкий спектр боевых задач тактического плана. Происходит отход от концепции строительства крупных и дорогостоящих кораблей, отдавая предпочтение строительству универсальных судов, меньших по размеру и водоизмещению.

Корабли нового поколения для Военно-Морского Флота России

Россия, став преемницей СССР, унаследовала большую часть военных кораблей ВМФ Советского Союза, некогда считавшегося одним из самых могущественных в мире. Большая часть кораблей представляла собой суда постройки середины 70-х -начала 80-х годов. Это были современные и мощные суда для своего времени, строящиеся серийно. Немало военных кораблей досталось в недостроенном виде, оставаясь на верфях судостроительных заводов. Сложная экономическая обстановка в стране, сложившаяся в 90-е годы, привела к тому, что большая часть плавсостава советского военного флота утратила свою боевую ценность. Некоторые суда просто устарели морально и были разобраны на металлолом. Другие корабли, спущенные на воду совсем недавно, продолжали оставаться в составе флота РФ, доживая свой век.

Государство в те годы было не в состоянии поддерживать в рабочем и в боевом состоянии огромный военный флот. К тому же, стремительное развитие техники, наметившееся в конце 90-х годов, привело к тому, что основная масса советских БПК, авианесущих крейсеров, крейсеров, эсминцев, тральщиков и подводного флота одновременно оказалась устаревшей. Российскому флоту для того, что бы сохранить за собой статус морской державы в срочном порядке требовались новые могучие и мощные боевые корабли.

Стартом нового этапа по восстановлению боеспособности российского флота стала программа военного кораблестроения ПВК 2050, принятая весной 2014 года. Пункты и положения программы указывают пути развития отечественного военно-морского флота, примерный состав флота, определяют предварительную сумму расходов на разработку проектов и строительство новых судов. Предполагается, что на восстановление былой мощи отечественных флотов, на приведение их в соответствие с требованиями времени, будет потрачена колоссальная сумма, более 8 млрд. рублей по нынешнему курсу. Эта сумма рассчитана с учетом того, что списочный состав флота России к 2050 году должен быть представлен 600 судами различных классов, включая ударные силы и корабли боевого и технического обеспечения.

В программе приведены основные параметры военного корабля будущего для отечественного флота. Акцент делается на внедрение совершенно новой концепции строительства судов. Здесь учитываются новая архитектура корабля, универсальность и огромная энерговооруженность. Большая часть новых проектов боевых судов должна быть ориентирована на создание беспилотных средств обнаружения и вооруженной борьбы, где исключается человеческий фактор.

Что может сегодня показать миру Россия на море

Следует отметить, что до недавнего времени новые боевые суда ВМФ Российской Федерации являлись последующим развитием проектов, созданных еще в советский период. Началу реализации новой концепции строительства океанского флота положили проекты и технические решения, разработанные в Крыловском государственном научном центре. Именно здесь родился первый эскизный проект корабля будущего для российского военного флота. Следующим этапом стала концепция перспективного эсминца «Лидер», который должен был дать старт началу строительства военных судов нового поколения. Если с эсминцем типа «Лидер» решение дальше чертежей и расчетов не продвинулось, то в другом направлении заметен явный прогресс.

На базе технической документации, разработанной в Крыловском ГНЦ, сегодня уже активно продолжается работа над другими перспективными кораблями дальней морской зоны. Речь идет о фрегатах проекта 22350, которыми присвоены имена видных советских адмиралов. В ближайшее время ожидается ввод новых кораблей в строй.

Всего в соответствии с реализацией предыдущих судостроительных программ планируется до 2019 года передать в состав флота до 50 новых военных кораблей различных классов.

Делая отступление от реализации программы будущего развития флота, не лишним будет сказать о реализации ранее принятых программ развития флота. Параллельно с созданием кораблей дальней морской зоны идет обновления парка десантных судов. Большой десантный корабль «Иван Грен» стал ответом российской оборонки на отказ Франции передать России большие десантные корабли-доки типа «Мистраль». На ведущих верфях страны, в Калининграде, в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке идет строительство современных океанских судов. На них планируется установить новые противокорабельные комплексы «Оникс», которые могут одновременно наносить удары по любым целям на расстоянии до 2500 км.

В Зеленодольске идет строительство малых ракетных кораблей, класса корвет. Вооруженные ракетами «Калибр» эти суда нанесли ракетный удар по силам Исламского Государства на территории Сирии осенью 2015 года. Современные военные корабли для российского ВМФ построены с учетом технологии «стелс» и вооружаются отечественными новейшими ракетными комплексами.

Активно идет пополнение состава флота подводными лодками с дизельными двигателями проекта 636 типа «Варшавянка» и подлодок улучшенной модификации «Амур». На сегодняшний день флот уже получил 6 судов подобного класса. До 2021 года планируется передать еще 6 однотипных судов. Планируется начать строительство новой подводной многоцелевой лодки типа «Хаски» и другого подводного корабля типа «Калина».

Отдельной строкой идет восстановление ракетно-ядерного щита России, строительство атомных подводных ракетоносцев. Три ПЛАРБ проекта 935 «Борей» уже вошли в строй ядерных сил флота в период с 2012 по 2014 год. Ведется перевооружение ракетами «Калибр-ПЛ» четырех атомных ракетных крейсеров типа «Атлант», готовых до 2020 года составить основную ударную мощь Тихоокеанского флота.

ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

«Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы - 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость - 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

«Москва»

«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
Копия «Москвы» - крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

«Дагестан»

Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
«Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
На верфях заложено еще четыре таких корабля.

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

«Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки - Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
«Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

«Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».