1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от пяти миллионов рублей до двадцати миллионов рублей;

2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

17. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со и настоящего Федерального закона, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

18. Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 настоящего Федерального закона.

19. Подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.

20. В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом блокирование не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе при совокупности следующих условий:

1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.

21. В случае отзыва заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе в порядке, установленном частью 17 статьи 54.7 и частью 9 статьи 69 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента отзыва заявки направляет в банк информацию, на основании которой банк в течение одного рабочего дня прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения указанной заявки.

22. Оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после даты получения протокола, указанного в части 6 статьи 54.5 , части 6 статьи 67 настоящего Федерального закона, направляет в банк информацию об отказе участнику закупки в допуске к участию в соответствующей электронной процедуре. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в указанной процедуре.

23. В случае, если участник электронного аукциона не принял участия в электронном аукционе, оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня с даты размещения протокола проведения такого аукциона направляет соответствующую информацию в банк. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в таком аукционе.

24. В течение одного рабочего дня с даты размещения на электронной площадке указанного в части 12 статьи 54.7 , части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, прекращает осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, признанную не соответствующей требованиям документации о закупке, в отношении денежных средств в размере обеспечения данной заявки, за исключением случая, предусмотренного частью 27 настоящей статьи.

25. Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.

26. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки.

27. В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7 , пунктом 1 части 6 статьи 69 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с настоящим Федеральным законом и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки.

28. В случае просрочки исполнения заказчиком или банком предусмотренных настоящей статьей обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

29. Правительство Российской Федерации определяет порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.

Дата: 25.07.2016

Осуществляя закупку по 44-ФЗ, заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявки, если закупка осуществляется через конкурс или аукцион 1 . Такое требование должно повышать ответственность участника закупки за выполнение тех обязательств, которые он берет на себя, подавая заявку: в частности, в случае своей победы - за обязательство подписать контракт на условиях, установленных заказчиком в документации о закупке, и условиях своей заявки.

Форма обеспечения (внесение участником закупки депозита денежных средств или предоставление банковской гарантии) зависит от способа закупки - если проводится электронный аукцион, вносятся денежные средства, если проводится конкурс или закрытый аукцион, то участник закупки сам выбирает тот вариант, который ему удобнее.

При проведении конкурса или закрытого аукциона денежные средства могут быть внесены участником торгов на специальный счет, указанный заказчиком в документации о закупке.

Участнику электронного аукциона необходимо разместить денежные средства на лицевом счете участника, открытом оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (при подаче заявки на участие в аукционе оператор блокирует денежные средства на этом счете в размере обеспечения заявки).

Конечно, по сравнению с банковской гарантией внесение денежных средств может быть для участника закупки менее привлекательным, так как для использования этого варианта ему необходимо иметь свободные денежные средства, которые он может временно вывести из своего оборота.

Напомним, что в зависимости от решения заказчика и условий конкретной закупки размер обеспечения заявки может достигать 5 % от начальной (максимальной) цены контракта и не может быть менее 0,5 % 2 . Поэтому на практике внесение денежных средств чаще всего применяется участниками закупок только в том случае, где этого нельзя избежать, а именно при участии в электронном аукционе. И именно поэтому вопрос о получении обратно внесенных в качестве обеспечения заявки денежных средств является актуальным как для тех участников, которые становятся победителями торгов, так и для тех, кто проигрывает торги.

В законодательстве по этому поводу установлены определенные «правила игры» 3 . Рассмотрим их с учетом особенностей применяемого способа закупки.

Способы, процедуры, сроки и случаи возврата обеспечения заявки

Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, осуществляется путем их перечисления заказчиком на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона, а при проведении электронного аукциона - путем прекращения их блокирования оператором электронной торговой площадки на лицевом счете, открытом площадкой для участника закупки.

В первом случае сведения о счете, на который заказчик должен перечислить деньги, содержатся в платежном поручении (его копии), которое участник конкурса или закрытого аукциона обязан предоставить в составе своей заявки 4 . После наступления того или иного основания для возврата обеспечения (см. ниже) каких-либо отдельных действий от участника закупки в принципе не требуется, хотя направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки, наверное, все-таки не помешает 5 .

Во втором случае участник закупки после разблокировки средств на своем лицевом счете может либо оставить эти средства у оператора для их использования при участии в других закупках, либо получить их на свой банковский счет в соответствии с регламентом конкретной площадки.

Например, соответствующий регламент площадки «Сбербанк-АСТ» 6 устанавливает, что вывод (возврат) денежных средств производится на основании поручения (заявления) участника, оформленного в личном кабинете на электронной площадке. При этом оператор отклоняет заявление на вывод (возврат) денежных средств, если указанный размер средств превышает остаток свободных средств на лицевом счете участника - такое может, в частности, произойти, если после разблокировки средств участник подал новую заявку на участие в новом электронном аукционе. Перечисление денежных средств производится по реквизитам, указанным в поручении (заявлении), а при отсутствии таковых - по реквизитам, указанным участником при аккредитации на электронной площадке. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего поручения (заявления) от участника. Отметим, что данный срок не придуман электронной площадкой, а обусловлен соответствующей нормой законодательства 7 .

Возврат денег на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона должен быть осуществлен в течение 5 рабочих дней , а прекращение блокирования средств на счете при проведении электронного аукциона - в течение 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев 8:

  1. Подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона или протокола закрытого аукциона. Но это положение касается только тех участников закупки, которые проиграли торги. Если торги состоялись или в соответствии с подписанным протоколом контракт заключается с единственным их участником, то в отношении победителя (единственного участника) действуют другие случаи (см. ниже пункты 2 и 7). Данный протокол должен быть размещен в ЕИС при открытых способах закупки, либо сведения об этом решении должны быть адресно сообщены участникам закупки при закрытых способах.
  2. Заключение контракта с победителем торгов (единственным участником торгов). Это положение касается только победителя (единственного участника торгов), ведь функция обеспечения заявки как раз и заключается в том, чтобы мотивировать его к заключению контракта по итогам торгов. Отметим, что заключение контракта может состояться не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола с итогами торгов 9 .
  3. Отмена заказчиком торгов. В этом случае возврат обеспечения осуществляется в отношении всех участников. Отметим, что решение об отмене торгов должно быть размещено в ЕИС в день принятия этого решения (при открытых способах закупки), а также быть незамедлительно доведено до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками); торги считаются отмененными с момента размещения решения об их отмене в ЕИС 10 . При закрытых способах закупки происходит только адресное уведомление участников закупки о принятом решении.
  4. Отклонение заявки участника торгов. В этом случае возврат обеспечения осуществляется именно в отношении данного участника. Отметим, что решение об отклонении заявки должно быть зафиксировано заказчиком в протоколе, который размещается в ЕИС (при открытых способах закупки) не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола при проведении открытого конкурса 11 , или не позднее даты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 12 . При закрытых способах закупки соответствующий протокол в ЕИС не размещается, а происходит только адресное уведомление участников о принятом решении. К этому же случаю приравнивается ситуация, когда участник отстраняется от участия в торгах или заказчик отказывается заключать с ним договор в любой момент до заключения контракта по причине того, что заказчик выявил, что участник торгов предоставил в своей заявке недостоверную информацию в отношении своего соответствия установленным требованиям или нарушил правила поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 13 . Также укажем, что в законодательстве определен особый случай, когда отклонение заявки участника электронного аукциона может наоборот являться основанием для отказа в возврате ему обеспечения заявки (см. ниже).
  5. Отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок. Для этого участник закупки должен направить заказчику или оператору электронной площадки соответствующее уведомление, а датой отзыва будет считаться дата получения адресатом данного уведомления 14 . Отметим, что если получение адресатом уведомления произойдет после установленного срока подачи заявок, то такое уведомление будет считаться недействительным, и поэтому участник закупки не сможет рассчитывать на быстрый возврат обеспечения своей заявки - оно будет происходить по другим основаниям и, следовательно, в другие сроки. В уведомлении об отзыве заявки рекомендуется отдельно обратить внимание адресата на необходимость осуществить возврат обеспечения заявки (см. для примера образец уведомления об отзыве заявки на участие в открытом конкурсе в СПС «Консультант Плюс» (Путеводитель по контрактной системе)).
  6. Получение заявки на участие в торгах после окончания срока подачи заявок. Следует отметить, что тут могут быть сложности с определением даты поступления такой заявки при использовании неэлектронных способов закупки, так как законодательство требует здесь от заказчика регистрации поступления тех заявок, которые он получает только до наступления указанного срока 15 . Поэтому участнику закупки рекомендуется направлять свою заявку таким образом (например, заказным письмом с уведомлением), чтобы срок поступления заявки мог быть зафиксирован документально независимо от того, когда она поступит заказчику.
  7. Получение заказчиком решения органа, уполномоченного на проведение контроля в сфере закупок, об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, а в случае проведения электронного аукциона - получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения. Напомним, что для заключения контракта с единственным участником торгов как с единственным поставщиком (за исключением отдельных случаев) заказчику необходимо получить согласование от ФАС или органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок 16 . Если такого согласования не будет, то контракт по итогам закупки не заключается, а участнику закупки, с которым заказчик собирался заключать контракт как с единственным участником, возвращается обеспечение заявки. Отметим, что случай проведения электронного аукциона как раз сейчас попадает в исключения из этого правила - по его итогам согласования в заключении контракта с единственным поставщиком не требуется.

Кроме того, оператор электронной площадки обязан прекратить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, который не принял участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в нем в течение 1 рабочего дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона 17 .

Обратим также внимание на то, что оператор электронной площадки должен возвращать участнику электронного аукциона не только сумму самого обеспечения, но и доходы, полученные им от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке 18 .

Такие доходы могут представлять собой депозитные проценты, если оператор площадки использует для операций со средствами обеспечения заявок счет, открытый в банке по договору банковского вклада. Однако на практике данное положение, как правило, не работает - чаще всего операторы, не видя для себя каких-то выгод в использовании депозитного счета (ведь проценты все равно должны быть отданы участнику закупки), используют для данных операций простой банковский счет, где на размещенные средства банк не начисляет никакие проценты. Тем не менее, участникам закупки рекомендуется все-таки выяснить у оператора электронной площадки, какой счет он использует для операций со средствами обеспечения заявок. Если это все же счет банковского вклада, а никаких дополнительных сумм оператор участнику не перечисляет, то необходимо потребовать от оператора перечисления соответствующих сумм, а если он на это не идет, то обратиться по этому поводу в суд 19 .

Однако отметим, что в соответствии с положениями федерального законодательства о контрактной системе рассмотренное требование о выплате участникам электронного аукциона доходов, полученных оператором электронной площадки, не распространяется на те электронные площадки, которые прошли отбор еще до вступления в силу 44-ФЗ 20 . К числу этих площадок относятся: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru), ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (www.ets-micex.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (www.zakazrf.ru), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» (www.sberbank-ast.ru), ООО «Индексное агентство РТС» (www.rts-tender.ru) 22 .

Ответственность заказчика и оператора электронной площадки за возврат обеспечения заявки

В случае просрочки исполнения заказчиком или оператором электронной площадки предусмотренных своих обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе победивший в закупке, вправе потребовать уплаты пеней 23 . Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ 24 от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено. И такие прецеденты, когда участники закупок взыскивают с заказчиков проценты за неправомерное пользование своими денежными средствами, уже есть 25 .

Также здесь предусмотрена и административная ответственность. В частности, нарушение сроков возврата (разблокирования) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, влечет наложение на заказчика или оператора электронной площадки административных штрафов от 5 до 90 тыс. руб. 26

Кроме того, нужно отметить, что в случае проведения электронных аукционов солидарную ответственность вместе с оператором электронной площадки за соблюдение срока возврата денежных средств обеспечения заявки несет и банк, который обслуживает счет оператора 27 .

Случаи, когда денежные средства обеспечения заявки не возвращаются участнику закупки

Участник закупки не может рассчитывать на возврат обеспечения заявки в следующих случаях 28:

  1. Участник закупки, признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отказался или уклонился от заключения контракта. Отметим, что здесь идет речь о единственном участнике торгов или победителе торгов. Если контракт не подписывает участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, то это не считается уклонением от заключения контракта 29 . Что же касается электронного аукциона, то ситуация с формально-правовой точки зрения здесь не очень ясная: с одной стороны, в законодательстве здесь нет такой же нормы, как в отношении конкурса (см. выше), а с другой - порядок и сроки заключения контракта по итогам электронного аукциона и установленные сроки возврата обеспечения заявки допускают возможность того, что к моменту, когда «первый номер» будет признан уклонившимся от заключения контракта, «второму номеру» обеспечение заявки будет уже возвращено и в случае, если и он тоже уклонится от заключения контракта, «не возвращать» ему будет нечего. Однако с учетом того, что законодательство позволяет «второму номеру» отказаться от заключения контракта 30 , вопрос о невозврате ему обеспечения заявки обычно в практике не поднимается.
  2. Участник закупки, признанный победителем закупки, не предоставил заказчику или предоставил с нарушением установленных условий обеспечение исполнения контракта 31 .

Особое внимание следует обратить на то, что в законодательстве определен особый случай, когда при проведении электронного аукциона оператор электронной площадки не возвращает обеспечение заявки участнику закупки, заявка которого на участие в аукционе отклонена 32 . Это происходит, если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки 3 раза в течение одного квартала аукционные комиссии (одного или нескольких заказчиков) принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации 33 - в этом случае участнику не возвращается обеспечение последней из этих 3 заявок.

Говоря простым языком, эта норма призвана наказывать тех участников закупки, которые недобросовестно и небрежно подходят к составлению заявок и причем делают это систематически. Однако у участника закупки, который попадает под такую санкцию, имеется возможность обжаловать ее применение - в течение 30 дней после последнего отклонения заявки обеспечение заявки остается заблокированным на счете оператора электронной площадки и только по истечении этого срока перечисляется заказчику. Это время как раз и дается участнику закупки, чтобы обжаловать решение аукционной комиссии. Отметим, что практика решения споров в ФАС и судебная практика по этому поводу весьма любопытны.

Пример

Во Владимирской области в мае 2014 г. участник закупки (асфальтобетонный завод) подал в один день 28 заявок на участие в электронных аукционах, проводимых областной администрацией. Все эти заявки были отклонены заказчиком по причине того, что в них отсутствовали документы, требуемые аукционной документацией. На основании этого оператором электронной площадки была продолжена блокировка денежных средств в отношении средств обеспечения каждой третьей заявки участника закупки (удержанная сумма составила 750 тыс. руб.). Завод обратился в суд, считая, что в его действиях не было признака систематичности, так как его заявки подавались одномоментно и все они имели одинаковые нарушения, ставшие причиной их отклонения. Хотя денежные средства уже были перечислены оператором электронной площадки заказчику, судебная тяжба в судах различных инстанций по этому делу не закончена до сих пор и имеет богатую историю 34 .

Также неоднозначно трактуется понятие «квартал». По мнению Минэкономразвития РФ квартал начинается с даты принятия аукционной комиссией решения о несоответствии первой заявки, поданной таким участником 35 , то есть, например, аукционные заявки, поданные в декабре и январе, считаются поданными в течение одного квартала. Но в соответствии с гражданским законодательством квартал считается равным 3 месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года 36 . Хотя логически, наверное, все-таки более обоснована первая интерпретация - ведь если участник закупки подал 2 «кривые» аукционные заявки в конце одного календарного квартала, а еще 2 такие же заявки в начале следующего календарного квартала, то в трактовке гражданского законодательства ни под какие санкции он не подпадет. Отметим, что и в судебной практике встречается трактовка понятия «квартал», не совпадающая с трактовкой гражданского законодательства - суд рассматривает аукционы, произошедшие в марте и апреле, как состоявшиеся в течение одного квартала 37 . В административных же регламентах электронных площадок понятие «квартал», как правило, тоже никак не уточняется.

1 Ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Ч. 14-15 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 Ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 П. 5 ч. 2 ст. 51 и п. 4 ч. 2 ст. 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 Ч. 28 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

8 Ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

9 Ч. 2 ст. 54 и ч. 9 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10 Ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Ч. 12 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

12 Ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13 Чч. 9-10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 Ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15 Ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16 П. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

17 Ч. 23 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 Ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

20 Ч. 10 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

21 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».

22 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».

23 Ч. 29 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

24 С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

25 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2015 N Ф08-4824/2015 по делу N А18-525/2014

26 См. ст. 7.31.1 КоАП.

27 Ч. 11 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

28 Ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

29 Ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

30 Ч. 14 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

31 Обеспечение исполнения контракта должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

32 Ч. 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

33 . 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обеспечение заявки по 44-ФЗ — это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона 44-ФЗ.

Когда теряется обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44-ФЗ удерживается и его возврат не осуществляется, если:

  • Участник отказался заключить контракт с заказчиком или уклонился от заключения контракта
  • Участник до заключения контракта не предоставил обеспечение контракта или предоставил с нарушением условий
  • Участника электронного аукциона 3 раза отклонили по вторым частям заявок в течение 1 квартала на 1 электронной площадке

Во всех остальных случаях обеспечение заявки по 44-ФЗ в полном объеме возвращается.

Победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение заявки возвращается после заключения контракта.

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ составляет 0,5% — 5%. Обеспечение заявки по 44-ФЗ рассчитывается в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на электронный аукцион с начальной ценой до 3 миллионов рублей равно 1%.

Для закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) устанавливаются льготные условия. Обеспечение заявки для СМП по 44-ФЗ не более 2%. Заказчик самостоятельно определяет обеспечение заявки по 44-ФЗ. Размер устанавливается в рублях и указывается документации закупки.

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов ().

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов ().

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Электронные аукционы

При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.

Конкурсы и закрытые аукционы

При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик ().

Размер обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта ():

  • Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
  • При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения ().
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта ().

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу). В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику ).

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Обеспечение заявки путем предоставления банковской гарантии

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок ().

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от , предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени, хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде. Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис ». Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет без посещения офиса банка.

Стоит отметить, что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись. Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана « »), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Ольга Большакова , руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

Российский законодатель использует сегодня понятие «конкурса» или «аукциона» вместо «тендера», как раньше. Но принцип действия торгов все тот же – принять решение и выбрать из представленных предложений участника, который будет предоставлять заказчику услугу или поставит товар, выполнит работы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Тендеры могут быть закрытыми и открытыми, что зависит от состава участников и принципа их проведения. Чаще всего используются открытые торги, информацию о них можно получить через СМИ. Заявки на участие могут подавать любые поставщики товаров или услуг. Открытые торги, как правило, проводятся на электронных площадках.

Закрытые конкурсы проводятся, т. к. заказчикам нужны товары или услуги, которые имеются у ограниченного числа поставщиков, причем последние должны отвечать требованиям организатора торгов (конкурса или аукциона). Проводить закрытый конкурс необходимо, если заказ является конфиденциальным.

Для проведения таких торгов требуется разрешение от органа госвласти. Информацию о закрытом конкурсе нельзя получить через СМИ, она рассылается участникам лично. На участие в закрытых торгах нельзя даже отправить в электронном виде заявку и другие документы.

Аукцион, как форма торгов, отличается от конкурса. Заказчик вправе выбрать для участия не привлекательные предложения, а цену на товары или услуги. Аукцион, как и конкурс, может быть открытым и закрытым.

Для участников – это возможность выйти на новый уровень в бизнесе, но многие не хотят принимать участие в аукционах, мотивируя тем, что требуется заполнение документации или не хватает средств для подачи (обеспечения) заявки. Согласно ФЗ№44 «О контрактной основе» законодателем был разработан механизм, препятствующий недобросовестному участию поставщиков и заказчиков в торгах.

Так, обеспечение заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ требуется каждому участнику. Дополнительно благодаря обеспечению не допускается искусственное снижение цены и срыв закупок. Ведь недобросовестные участники могут ставить именно эти цели, а не исполнение госзаказа.

Выиграв тендер, они могут отказаться подписывать контракт, но предварительная оплата обеспечения не даст им это сделать. Требование на обеспечение заявки участников указано в ст. 44, ч. 1 Закона. Электронный аукцион проводится с использованием электронной торговой площадки (ЭТП).

Стандартные нормативы

Нормативный акт №44 вступил в силу с начала 2014 г. Было решено, что вопросы, касающиеся обеспечения государственных и муниципальных учреждений, будут проводиться на конкурсной основе согласно его положениям. Правила обеспечения заявок на участие в торгах изложены в ст. 44−45 Закона.

Понятие и виды по закону

Законом предусмотрено, что для обеспечения заявки в качестве гарантии на участие в:

Потенциальный участник имеет право самостоятельно выбрать способ обеспечения своей заявки. Банковскую гарантию по просьбе одной из сторон может дать кредитное учреждение. Она выдается в виде письменного обязательства, по которому банк должен внести определенную сумму для обеспечения заявки (Гражданский кодекс, ст. 368, 370).

Гарантия также не может быть безотзывной и должна отвечать требованиям ФЗ №44, ст. 45, п. 2. Процент гарантии банковской может составить от 5 до 30 от начальной цены контракта. Срок действия гарантии должен быть больше срока подачи заявки на 2 месяца.

С денежным обеспечением, которое требуется именно для участия в электронном аукционе, все намного проще. Участнику (поставщику) аукциона необходимо заранее предусмотреть, чтобы на его счету были деньги. Оператор ЭТП заблокирует определенную сумму на время проведения торгов или пока не будет подписан контракт, при условии, что данный участник выиграл торги.

Если организация будет принимать участие в обычном конкурсе, то деньги можно перечислить на банковский счет заказчика. Требование к обеспечению заявки необходимо, если закупка данным способом используется вместо повторных торгов, которые не состоялись ранее (ФЗ № 44, ст. 83, ч. 4, п. 1).

По новым правилам, которые вступят в силу с июля 2019 г., участники не смогут обеспечивать заявки гарантиями банков. Нужно будет обеспечение только деньгами, а переводить их придется не на счет ЭТП, а на спецсчет. Эти счета будут обязаны открывать участники закупок.

При подаче предложения участник соглашается, что средства со спецсчета будут списаны автоматически оператором. В документации к заявке придется указывать, что способ обеспечения участником был выбран самостоятельно.

Деньги на счете для текущей закупки будут блокироваться сразу, как только срок подачи заявок истечет. Это обозначает, что довнести недостающую сумму не получится, а значит, заявка будет отклонена.

В ст. 44 Закона указано, как нужно обеспечивать заявки для участия в торгах:

  • Требования по обеспечению заявок устанавливает в 2019 году заказчик. При этом он указывает размер обеспечения в сопровождающей документации к конкурсу. Заказчик также указывает вид торгов и как нужно обеспечить заявку, но способ выбирает поставщик.
  • Для участия в электронном аукционе необходимо внесение на счет определенной суммы.
  • Заявка должна отвечать требованиям ГК. Это обозначает, что дать банковскую гарантию может только учреждение, указанное в ГК.
  • Требования по обеспечению заявок одинаковы для всех организаций, которым нужно принять участие в закупке.
  • Для принятия участия в аукционе на лицевом счету потенциального участника должны быть средства в сумме не меньше, чем размер обеспечения, указанный в документации по проведению торгов.
  • С момента, как выяснится, что оператор не может заблокировать средства на счете участника в соответствии с положениями данного Закона о конкурсной основе, он обязан в течение 1 часа вернуть заявку.
  • В течение 1 рабочего дня с момента, как оператор не смог заблокировать средства на счете участника или последний отозвал заявку, деньги перестают блокироваться автоматически.
  • Средствами, которые оператор ЭТП не заблокировал для участия в данном аукционе, доступны участнику для использования на свое усмотрение.

Размер обеспечения заявок

Обеспечительные меры для участия в аукционе в определенном размере принимаются согласно ст. 44, пп. 14−15. Они зависят от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и иногда специфики предприятия, которое является претендентом. Закон определяет НМЦК в положениях ст. 22, эта цена считается предельной, которую заказчик может выплатить за контракт.

Размер обеспечения при проведении не только электронных аукционов, но и других торгов в разных случаях может составлять:

Для расчета суммы обеспечения можно использовать специальный калькулятор онлайн, он представлен Национальной Ассоциацией Институтов Закупок (НАИЗ). Универсальное средство могут использовать не только заказчики, но и поставщики.

По новым требованиям, вступающим в силу с июля 2019 году:

  • заказчикам нужно будет устанавливать обеспечение заявок для закупок с НМЦК более 5 млн. руб.;
  • если НМЦК составляет 5−20 млн. руб., обеспечение для заявки следует устанавливать в размере 0,5−1% от начальной цены;
  • если НМЦК более 20 млн руб. обеспечение для заявки может составить 0,5−5% от цены контракта.

Теперь минимальный порог НМЦК, при котором заказчик обязан требовать обеспечения заявки, установлен правительством в размере 1 млн. руб. При этом самим Законом установлен порог от 5 млн руб.

Не уплачивать сумму обеспечения могут только участники, которые являются казенными учреждениями. Льготные условия для участников, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, по новым требованиям будут отменены.

Прочие ситуации

Участнику, который выиграет аукцион, необходимо заранее поинтересоваться, когда возвращается сумма вложенных средств.

Обеспечение остальным участникам возвращается в таких случаях:

  • заявка отозвана до окончания срока приема;
  • электронные торги отменились;
  • участника отклонила конкурная комиссия после рассмотрения первой или второй части заявок;
  • заказчик отменил закупку;
  • потенциальный заказчик подал заявку позже срока, предназначенного для приема и указанного в извещении;
  • закупка не была выиграна поставщиком;
  • орган, контролирующий закупки, отказал заказчику в заключении контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения осуществляется победителю, как только между ним и заказчиком будет заключен договор. Но возврат получат и другие участники, которые не выиграли тендер, при наступлении вышеуказанных событий или после окончания торгов.

Если поставщик вносил средства для участия в конкурсе или закрытом аукционе, то деньги ему возвратятся на его банковский счет или компании, которая давала заем.

После электронного аукциона лицевые счета участников разблокирываются оператором ЭТП и снова становятся доступны для участия на этой площадке. Если же поставщик решил вернуть деньги с лицевого счета на банковский, он направляет запрос оператору и получает их в течение 3 дней.

Когда участником была предоставлена банковская гарантия, ее принципалу не возвращают, а взыскание по ней невозможно.

Срок возврата

Срок возврата обеспечения будет зависеть от того, на какой вид закупки поставщик подавал заявку:

Случаи блокировки и потери

Если участник допущен к электронному аукциону, его средства по обеспечению заявки не возвращаются сразу, а блокируются на счете, который открыла электронная площадка.

Поэтапно это происходит так:

  1. Оператор ЭТП открывает спецсчет в банке, куда будут зачисляться средства, используемые участниками для обеспечения заявок.
  2. Для участия потенциальному поставщику нужно пройти аккредитацию на ЭТП.
  3. Решение об аккредитации потенциального участника принимается в течение 5 дней с момента подачи им заявки и других документов. В другом случае конкурсанту могут дать отказ, но он должен получить уведомление о принятом решении (ФЗ №44, ст. 61, п. 4). В уведомлении ему придут реквизиты для оплаты обеспечения.
  4. Потенциальный участник должен зачислить средства в счет обеспечения заявки по указанным реквизитам. Для этого оператор ЭТП открывает ему специальный лицевой счет, через который он должен проводить операции.
  5. Потенциальному участнику необходимо подать заявку-обращение на участие в электронном аукционе, одновременно с ней дать поручение оператору торгов заблокировать операции на его лицевом счету в объеме средств, которые нужны для обеспечения заявки. Оператор обязан это сделать в течение 1 часа с момента подачи поставщиком заявки.

Тендер и исключения

Но существуют ситуации, когда денежная гарантия не возвращается. Возврат не производится согласно ФЗ №44, ст. 44, ч. 13, если победитель уклонился и не подписал контракт с заказчиком. В другом случае, если он не представил обеспечение для исполнения контракта до его подписания.

Если поставщика отклонили от участия на одной и той же ЭТП 3 раза подряд в течение одного квартала, то средства по обеспечению заявки уйдут заказчику. Но получит их тот заказчик, закупка которого была третьей для данного поставщика. Деньги перечислятся заказчику через 1 месяц с момента отклонения закупки.