8-е издание,...

Читать полностью

Предлагаемое пособие посвящено рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем - проблеме внедрения в школьную образовательную практику так называемого "метода проектов". В краткой и популярной форме в книге изложены подходы ко всем основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.
В пособии приведены многочисленные примеры проектной деятельности, базирующиеся на передовом педагогическом опыте российских и зарубежных школ.
Пособие имеет очевидную практико-ориентированную направленность и адресовано педагогическим работникам, планирующим и организующим проектную деятельность в школе, - учителям-предметникам, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной (инновационной) работе.
8-е издание, исправленное и дополненное.

Скрыть


конец 19 – начало 20 в.

Джон Дьюи (приобретение опыта путём «делания», в ходе исследования окружающей среды)

Вильям Килпатрик (любая деятельность, выполненная от всего сердца)

С. Т. Шацкий (упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую деятельность)


  • Проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении.
  • Проектная деятельность – форма учебно – познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения.
  • Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Требования к проекту

  • Наличие актуальной проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  • Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная деятельность учащихся)
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы и задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; выбор методов исследования; оформление конечных результатов

Субъеты проектной деятельности:

  • Педагог (руководитель проекта)
  • Учащийся (группа учеников)
  • Взрослые (педагоги – предметники, родители, другие лица)

Принципы:

  • Принцип прогностичности (ориентирован на будущее состояние объекта)
  • Принцип пошаговости (постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действия)
  • Принцип нормирования (прохождение всех этапов создания проекта)


  • Погружение в проект
  • Организация деятельности
  • Осуществление деятельности
  • Презентация результатов

Типы проектов по характеру приоритетной деятельности:

  • Исследовательские (обозначение задач, методов исследования, обследование полученных результатов)
  • Информационные (сбор информации о каком – либо объекте, методы получения информации, методы обработки информации, результат)

  • Творческие (совместная стенгазета, видеофильм, драматизация, спортивная игра, праздник, экспедиция)
  • Игровые (ученики принимают на себя определённые роли. Доминирующий вид деятельности – игра)
  • Практикоориентированные (документ, созданный на основе полученных результатов исследования: программа действий, рекомендации, проект закона)

По охвату школьных дисциплин:

  • Монопроекты(языковые, литературные, исторические)
  • Междисциплинарные (затрагивающие несколько дисциплин)

По количеству участников:

  • Индивидуальные
  • Групповые

По продолжительности:

  • Краткосрочные (1 неделя)
  • Средней продолжительности (1 неделя – 1 месяц)
  • Долгосрочные (до нескольких месяцев)


Коммуникативные умения

  • Умение слушать и получать информацию
  • Умение обмениваться информацией
  • Умение управлять голосом
  • Умение адресовывать своё высказывание
  • Умение выражать свою точку зрения
  • Умение договариваться, находить компромисс

Проектные умения:

  • Умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы
  • Умение анализировать
  • Умение составлять план своей работы и следовать ему
  • Умение искать необходимую информацию
  • Умение предъявлять процесс выполненной работы и её результат

Приёмы: (могут быть использованы на любом уроке)

  • Решение поливариантных задач (со множеством ответов)
  • Вычленение недостающих данных или лишних данных для решения задач
  • Дополнение предлагаемых педагогом планов выполнения конкретных учебных заданий
  • Подбор детьми дополнительного материала на заданную тему
  • Построение устных кратких сообщений о проделанной индивидуальной или групповой работе

Рефлексивные:

  • Адекватно оценивать свою работу
  • Обосновывать собственную самооценочную позицию
  • Обязательно отметить достоинства, сильные стороны в работе, личные достижения
  • Планировать способы и пути преодоления трудностей и неудач

Логика введения проектов в начальной школе

Алгоритм

  • Постоянное увеличение продолжительности работы над проектом
  • Усиление детской самостоятельности при выполнении презентации проектов
  • Расширение сферы коммуникаций учащихся
  • Введение проектов, требующих для своего осуществления интегрированных знаний, умений и навыков

Тематика проектов зависит от:

  • Возраста детей
  • Индивидуальных особенностей класса
  • Познавательных интересов детей

  • Презентация проектов учащимися начальных классов
  • Выставка изделий с рассказом – комментарием каждого её автора
  • Доклады с наглядным сопровождением (групповые долгосрочные проекты)
  • Концерт или праздник с различными номерами
  • Семейный вечер с детско – родительскими выступлениями или сообщениями


Самооценка с помощью различных видов наглядного моделирования

  • Эмоционально – экспрессивная самооценка (человечки с различным выражением лица)
  • Цветовая самооценка
  • Самооценочные лесенки
  • Контурная самооценка
  • Символическая самооценка
  • Самооценочный отрезок

Эмоционально – экспрессивная оценка

  • Не очень доволен
  • Доволен З атрудняюсь оценить


Самооценочная лесенка

отлично

хорошо

не совсем хорошо

плохо

Я работал (а) над проектом:


Самооценочная лесенка

интересно

не очень интересно

не интересно

Выполнять проект мне было:


Контурная самооценка

Моя активность Мои старания


Символическая самооценка


Самооценочный отрезок

активность

аккуратность

старательность


Устная самооценка с опорой на

алгоритм :

  • Отметь то, что хорошо получилось в работе над проектом, удалось, свои успехи.
  • Видел(а) ли ты то, что получилось не очень хорошо, не удалось, свои трудности.
  • Подумай, почему что – то не удалось.
  • Реши, что надо сделать, чтобы преодолеть свои трудности и неудачи.
  • Определи, справишься ли с этим сам(а) или тебе нужна помощь.

Письменная самооценка может проходить по предложенным бланкам – вопросам :

Я думаю, что работа над этим проектом

  • Научила меня новому
  • Помогла закрепить мои знания, умения
  • Ничего мне не дала

Я бы хотел(а), чтобы такой(похожий) проект:

  • Мы больше не выполняли
  • Повторился бы ещё раз
  • Мы бы выполняли чаще

Выполняя этот проект в группе, мне больше понравилось:

  • Обсуждать проект с ребятами
  • Делать проект
  • Представлять проект

Незаконченные предложения:

  • Я считаю, что мой проект……
  • Работать над этим проектом мне было…..
  • Я думаю, что мой проект получился бы ещё лучше, если…

Статья

«Организация проектной деятельности

В начальной школе»

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности школьников…….4

  1. Сущность понятия «проектная деятельность»……………………..4
  2. Типы и формы проектной деятельности…………………………….5
  3. Основные характеристики обучения на основе метода проектов..………………………………………………………………8
  4. Взаимодействие участников проектной деятельности……………10

Глава 2. Организация проектной деятельности в начальной школе…………14

2.1. Условия организации проектной деятельности………………………14

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

Введение

Успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовать свою жизнь как проект, т.е. определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, т.е. человек, обладающий «проектным типом мышления». Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью организации особого вида деятельности – проектной деятельности.

Конечно, интерес школьников к такой значительной самостоятельной работе проявляется в среднем или даже в старшем звене школы. Однако, по общему мнению, начинать проектную работу лучше в начальной школе. Проектная деятельность удовлетворяет потребностям детей младшего школьного возраста почувствовать себя взрослыми, отвечает их желанию проявить самостоятельность и испытать доверительное отношение со стороны взрослых.

Несмотря на то, что проектная деятельность так широко входит в современные общеобразовательные школы, полностью еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Иногда проектом называют и реферат, подготовленный учеником самостоятельно, и нестандартный подход к выполнению какого-либо задания.

Цель данной работы – раскрыть теоретические основы проектной деятельности, особенности её организации в начальной школе.

Глава 1.

Теоретические аспекты проектной деятельности школьников

1.1.Сущность понятия «проектная деятельность»

В методической литературе работа над проектом описывается формулой « пяти П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

П1. Что является проблемой продукта? Любая реальная проблема обыденной жизни. Она должна быть значимой, важной, интересной для учащихся. Проблема должна представлять собой реальную задачу, решение которой не очевидно и которая в ходе решения предполагает не только использование имеющих знаний, умений и навыков, но и, в случае необходимости, поиск и овладение новыми знаниями, умениями и навыками. При решении проблемы используются интегрированные знания и исследовательские методы.

П2 . «Проектирование – это целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект» . Таким образом, с одной стороны, проектирование – это создание идеальной модели конечного продукта, а с другой – планирование реальных шагов, последовательное выполнение которых и позволит получить планируемый конечный продукт.

На этапе проектирования выделяют:

  1. Подготовительный этап.
  • Формулирование темы проекта, уточнение направления работы.
  • Определение целей проекта.
  • Определение конечного продукта.
  • Определение количества участников проекта и степень их самостоятельности.
  • Уточнение сроков выполнения проекта.
  1. Этап планирования. На этом этапе следует:
  • наметить путь, который надо проделать, чтобы добиться поставленной цели и получить заявленный конечный результат. Разбить этот путь на отдельные последовательные шаги, запланировать конкретные сроки выполнения каждого шага;
  • выявить имеющиеся и недостающие ресурсы;
  • определить способы работы над каждым шагом.

В таблице приведены вопросы, последовательные ответы на которые помогут учащимся на этапе планирования.

Проблема проекта

Почему?

Цель проекта

Зачем мы это делаем?

Задачи

Что мы делаем?

Методы и способы

Как мы делаем?

Оценка имеющихся и недостающих ресурсов

Что уже имеем для выполнения проекта, а чего не хватает?

Сроки выполнения

Когда мы делаем?

П3 . На этапе поиска информации учитель корректирует работу учащихся, направляет и,что особенно важно, поддерживает мотивацию учащихся к выполнению проекта.

П4. Что является продуктом проекта? Запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта – зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работает. Более того, продукты одного и того же проекта могут быть различны. Примеры продуктов представлены в Приложении.

П5. Презентация и защита проекта – это серьёзное испытание для ребят. Необходимо составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, написать речь, которую надо произнести.

1.2.Типы и формы проектной деятельности


Чтобы овладеть методом проектов, необходимо прежде всего знать, что проекты могут быть разными. Рассмотрим классификацию, предложенную Е. С. Полат .

  1. В зависимости от доминирующей в проекте деятельности проекты делятся на:
  • исследовательские (такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов обработки результатов; они имеют структуру, приближенную к научному исследованию);
  • творческие (такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.Оформление результатов чаще всего в виде сценария, видеофильма, драматизации, статьи, репортажа)
  • ролевые, или игровые (в таких проектах структура тоже только намечается и остается открытой до завершения работы.Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
  • ознакомительно-ориентировочные, или информационные (этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры);
  • практико-ориентированные, или прикладные (эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников, например, проект закона, справочный материал и т.п.).
  1. По охвату школьных дисциплин бывают:
  • монопроекты (охватывают проблематику в рамках одной школьной дисциплины (языковые, литературные, естественно-научные, исторические, музыкальные, экологические и т.д.));
  • междисциплинарные, или межпредметные (решают проблемы, затрагивающие несколько дисциплин, требующие интеграции знаний, умений и навыков в среде разных учебных предметов).
  1. По количеству участников:
  • индивидуальные (выполняются каждым учащимся персонально). Среди достоинств данных проектов отмечают следующие:
    - максимальный учет индивидуальных интересов в выборе темы проекта;
    - формирование чувства персональной ответственности, навыков самостоятельной работы, инициативности, организованности;
    - возможность продвижения к результату в своем индивидуальном темпе.
  • групповые (субъектом является объединение участников, различное по количеству (от двух человек и более) и по составу (группы учащихся одного класса, разновозрастные группы школьников или детско-родительское объединение).При выполнении подобных проектов эффективно формируются навыки сотрудничества, кооперативные и коммуникативные умения).
  1. По признаку продолжительности проведения:
  • краткосрочные (не превышают одной недели, чаще охватывают несколько уроков.Такие проекты выполняются для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы и могут разрабатываться на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные);
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев или более).

Проекты средней продолжительности и долгосрочные чаще являются междисциплинарными и предполагают решение достаточно крупной проблемы или нескольких взаимосвязанных проблем.

  1. По характеру координации:
  • с открытой, явной координацией (в данном случае координатор проекта участвует в нем в своей собственной функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность некоторых участников);
  • со скрытой координацией (в таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, а выступает как один из участников проекта).
  1. По широте контактов (территории охвата):
  • внутриклассные;
  • внутришкольные;
  • региональные;
  • международные.

Последние два типа являются телекоммуникационными, т.к. требуют координации участников, из взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, использования современных компьютерных технологий.

1.3.Основные характеристики обучения на основе метода проектов

В педагогической литературе понятие «проект» имеет 3 важных признака. Это ориентация обучающихся: на получение знаний в процессе осуществления деятельности; на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.
А для чего нужны проекты?
Прежде всего, работа над проектами является способами формирования:

  • регулятивных,
  • познавательных,
  • личностных,
  • коммуникативных учебных умений.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание насколько сформированы у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами является одним из направлений по формированию универсальных учебных действий на уроках и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:

  1. обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости,
  2. научиться применять полученные знания.

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». В. Гузеев

Рассмотрим основные характеристики обучения на основе метода проектов :

Актуальность. Обучение на основе проектов основывается на активном участие учеников в проектах, обеспечивающем их развитие и позволяющем им применять приобретённые на уроках знания и умения. Материал учебного предмета воспринимается более осмысленно, так как обучение основано на фактах из реальной жизни и информация подаётся интересным для учеников образом. Большую часть информации в процессе работы над проектом ученики должны добывать самостоятельно. Метод проектов предназначен для развития мышления, закрепления навыков, социализации школьников.

Междисциплинарный характер обучения. Обучение на основе метода проектов предполагает решение школьниками задач с использованием знаний из различных учебных дисциплин. В любом проекте ученики выполняют задания, подразумевающие взаимосвязь разных предметов.

Комплексное решение задач. Обучение на основе проектной методики стимулирует учеников к решению сложных реальных задач. Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию.

Мотивирующий характер обучения. Обучение на основе метода проектов подразумевает, что значительную роль в обучении учащихся играет их внутреннее желание учиться, способность делать важную работу и потребность в оценивании их работы. Возможность выбора темы учебного проекта, самостоятельного контроля его выполнения и сотрудничество с одноклассниками также способствуют повышению мотивации обучения.

Настрой на сотрудничество. Метод проектов создаёт предпосылки для сотрудничества как между учениками, так и между учениками и учителями, которое часто выходит за рамки одного школьного класса. Совместная работа учащихся важна при изучении всех дисциплин как средство углубления понимания изучаемого предмета.

Позитивный настрой. Ученикам нравится обучение на основе проектов. Учащийся, имеющий проблемы в обучении, может быть успешен в рамках работы над отдельным проектом, что положительно сказывается на его самооценке и повышает мотивацию к обучению.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений:

Проектировочные – осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование ее последствий;
- исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск вариантов решения проблемы;
- информационные – самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование информации, выделение главного;
- кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения;
- коммуникативные – умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя;
- рефлексивные – осмысление собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки;
- презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Таким образом, метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом содержания образования.
Кроме того, работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог), чувства ответственности, самодисциплины, способности к самоорганизации, желания делать свою работу качественно.

1.4. Взаимодействие участников проектной деятельности

При использовании метода проектов учитель должен отказаться от своей доминирующей роли и стать организатором или соорганизатором проектной деятельности. Выполнение учебного проекта осуществляется по определённому плану, и при этом каждый ученик, может выбрать любую тему проекта с учётом своих интересов, наклонностей и способностей.

Педагог выступает как помощник, консультант учащегося. Педагог не передаёт знания, а направляет деятельность школьника. Выделяют характерные виды деятельности учителя в ходе реализации учебного проекта :

Консультирование. Учитель в классе – это консультант, который должен удержаться от подсказок, даже если учащиеся ошибаются. Важно, чтобы во время консультирования учитель только отвечал на возникающие у ученика вопросы, но не задавал их. В процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если кто-то из детей захочет выполнить проект на другую тему, педагог должен с пониманием и уважением отнестись к желанию учеников, так как нельзя заставлять ребёнка проектировать то, что ему не интересно.

Мотивирование. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель создаёт условия для свободы выбора и самоопределения.

Фасилитирование. Учительне указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов, а провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, преобразовывая образовательную среду. Ими могут быть организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися; помещение в классе предметов, порождающих определённые ассоциации, идеи и т.д.

Наблюдение. При использовании метода проектов необходимо отслеживать психолого-педагогический эффект – формирование психологических новообразований у школьников (личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия) Учителю рекомендуют записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учениками.

С применением метода проектов роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется: они выступают активными его участниками, а не пассивными слушателями.

В то же время ситуация неопределённости, часто возникающая при выполнении проекта вызывает у учащихся объективные трудности :

Определение целей и задач;

Поиск оптимальных путей их решения;

Осуществление и аргументирование своего выбора с учётом возможных последствий;

Осуществление самостоятельных действий;

Сравнение полученного результата с требуемыми;

Корректировка своей деятельности с учётом промежуточных результатов;

Объективное оценивание процесса и результата проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.

Многие педагоги придерживаются мнения, что помогает преодолеть трудности сотрудничество школьников на основе малых групп. Землянская Е. Н. выделяет следующие преимущества при такой организации работы над проектом :

  • Обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.
  • Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создаёт, подмечает и поддерживает ситуацию успеха для каждого ученика.
  • При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться посторонним делом.
  • Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учётом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Часто возникает вопрос: привлекать родителей к процессу проектирования школьниками или нет? С одной стороны важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, так как в этом случае исчезает сама идея метода проектов. С другой стороны важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении проектной деятельности является проявление заинтересованности со стороны родителей, помощь советом, информацией.В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности учащихся должно быть специально организовано педагогом.

Роль родителей меняется в зависимости от этапа выполнения учебного проекта :

Этап проекта

Формы возможного участия родителей

в проектной деятельности детей

Этап выдвижения идей

Помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей

Выбор и формулировка темы проекта

Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор

Формулировка задачи проекта

Помощь в правильной формулировке задачи проекта

Разработка плана и структуры выполнения проекта

  • Помощь в планировании работы с учётом занятости ребёнка.
  • Создание условий для выполнения составленного плана.
  • Определение промежуточных сроков работы.

Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта

  • Продумать с ребёнком возможные результаты по каждой задаче.
  • Разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой части.

Поиск информации

  • Посмотреть список подобранной литературы и дополнить его или убрать какие-либо источники, которые не соответствуют выбранной теме.
  • Помочь ребёнку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах.

Глава 2

Организация проектной деятельности в начальной школе

2.1.Условия организации проектной деятельности в начальной школе.

В настоящее время в отечественной педагогике нет единой точки зрения по вопросу применения проектного метода в процессе обучения младших школьников. С первого класса или позже? На уроках или во внеурочной деятельности? На всех уроках или нет?

Безусловно, для выполнения младшими школьниками учебных и внеучебных проектов им необходим определённый первоначальный багаж знаний, умений и навыков в сфере различных предметов.

В качестве первого компонента готовности к проектной деятельности выделяют коммуникативные умения :

  • умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);
  • умение инициировать общение, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю, консультанту для уточнения сведений или способов действий;
  • умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе) ;
  • умение адресовывать своё высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его объяснять и доказывать);
  • умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения можно и нужно формировать у младших школьников с первых дней обучения.

Следующая группа умений, которые должны быть сформированы для выполнения любого проекта – это специальные проектные умения:

  • умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать?Как это будет или может выглядеть?);
  • умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает?Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);
  • умение составлять план своей работы и следовать ему;
  • умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т.ч. адресовывать информационный запрос к учителю и другим взрослым);
  • умение предъявлять процесс выполненной работы и ее результат.

Первоначально каждое из названных проектных умений следует формировать отдельно в процессе решения различных учебных задач. С этой целью эффективны следующие приемы, которые органично вписываются в учебный процесс и могут применяться на уроках по разным дисциплинам:

  • решение поливариантных задач (со множеством возможных ответов); выбор самых удачных, красивых, интересных вариантов решения учебных задач; доведение предложенного продукта до представляемого идеала; решение творческих задач, связанных с фантазированием свойств объектов, их применения;
  • вычленение недостающих и лишних данных для решения учебных задач; выбор самых нужных, точных, качественных сведений, материалов, инструментов из предлагаемого набора для выполнения конкретных заданий; составление перечня необходимого для предстоящей деятельности;
  • дополнение предложенных педагогом планов выполнения конкретных учебных заданий; преобразование деформированных планов; самостоятельное составление планов решения учебных задач и их фиксация разными способами (схематично-наглядный план, вопросный, назывной);
  • подбор детьми дополнительных материалов на заданную тему, информации по интересующим вопросам из книг, журналов, словарей, справочной литературы и иллюстраций к ней; выяснение необходимых сведений из беседы со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками;
  • построение устных кратких сообщений о проделанной индивидуальной или групповой работе по предложенному плану или самостоятельно; рассказ о решенной учебной задаче группе или всему классу; формулировка вопросов к выступающему.

Формирование названных проектных умений будет успешным при постепенном повышении степени детской самостоятельности. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все названные проектные умения, изначально сформированные на минимально необходимом уровне, в дальнейшем совершенствуются и качественно усложняются уже в процессе проектной деятельности.

Выполнение учащимися самых разных проектов предполагает обязательную рефлексию, самооценку результативности проведенной работы и, следовательно, соответствующий опыт уже должен быть у детей на этапе их знакомства с проектной деятельностью. В связи с этим в качестве третьего компонента готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности мы рассматриваем следующие рефлексивные (самооценочные) умения:

  • адекватно оценивать свою работу по работу по различным показателям (критериям);
  • обосновывать (объяснять) собственную самооценочную позицию;
  • обязательно отмечать достоинства, сильные стороны в работе, личные достижения, не забывая про недостатки;
  • планировать способы и пути преодоления трудностей и неудач.

Планируя проектную деятельность младших школьников необходимо соблюдать алгоритм усложнения:

  • постепенное увеличение продолжительности работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным, что связано с первоначальными трудностями учащихся начальной школы в планировании собственной деятельности на большие временные промежутки и ее самоконтроле;
  • усиление детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;
  • расширение сферы коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным, что обосновано постепенным усвоением младшими школьниками необходимых для продуктивного взаимодействия друг с другом коммуникативных умений и навыков;
  • введение проектов, требующих для своего осуществления интеграции знаний, умений и навыков, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметныммультипроектам.

Целенаправленное формирование у младших школьников выделенных компонентов готовности к проектной деятельности делает возможным успешное применение проектного метода в его простейших модификациях на второй ступени начального звена (в третьих и четвертых классах).

Для педагога практика большой интерес представляет опыт коллег. Хочу привести пример интересного проекта по окружающему миру .

« Символы стран мира»

Методический паспорт проекта

  1. Задачи:
  • знакомство младших школьников с историей известнейших архитектурных сооружений различных стран мира, закрепление знаний о географическом положении стран и городов, навыков работы с картой;
  • развитие у детей умения работать с различными информационными источниками;
  • совершенствование у учащихся начальных классов навыков публичного выступления.
  1. Учебный год: 3 класс.
  2. Тип проекта:
  • междисциплинарный;
  • информационный;
  • долговременный (выполняется от двух недель до месяца);
  • групповой.
  1. Режим работы: комбинированный (урочно – внеурочный)
  2. Планируемый результат: выставка символов стран мира и экскурсионная программа.

Погружение в проект

Организовать знакомство младших школьников с темой проекта и заинтересовать их можно разными способами. Вот некоторые из них.

  1. Видеовикторина « В какой стране мы оказались?».

Учитель описывает следующую игровую ситуацию: « Представьте себе, что самолёт, на котором мы совершаем кругосветное путешествие, выполняет незапланированную посадку. Мы не знаем в какой стране приземлились, но, может быть, нам об этом подскажет то, что мы видим из иллюминаторов?» Далее детям демонстрируются слайды, на которых изображены: Эйфелева башня, Биг Бен, пирамида Хеопса, Тадж – Махал, Великая Китайская стена, Бурж–эль-араб, Колизей.

  1. Игра « Путаница».

Учитель сообщает детям, что собравшиеся представители разных стран мира так сильно хвастались известными на их родине сооружениями и зданиями, что не заметили, как перепутали карточки с названиями стран и фотографий с изображениями этих сооружений:

Биг Бен Франция

Пирамида Хеопса Италия

Великая Китайская стена Индия

Пизанская башня Англия

Тадж – Махал ОАЭ

Бурж эль араб Египет

Колизей Россия

Эйфелева башня США

Статуя Свободы Китай

Предлагаемый вариант путаницы содержит как лишнее данное (об Италии представлены два объекта), так и недостающее (объект от России не представлен). Это помогает активизировать внимание детей и даёт им возможность самим выбрать то сооружение, которое символизирует Россию и является национальной гордостью для россиян.

В беседе с детьми уточняется, что самые главные символы для всех стран мира – это национальный флаг, герб и гимн.

Также можно заинтересовать детей тем, что для некоторых стран символом является определённое животное или птица, например: панда – символ Китая; кенгуру – символ Австралии; слон символизирует Таиланд, для Финляндии и Швеции символом является лось, для России – бурый медведь. Кроме того, многие страны мира в качестве знака отличия, особого символа имеют своё национальное растение: для Англии – это роза; для Германии – василёк; Для Голландии – тюльпан; в Египте – лотос; в Китае – нарцисс; в Японии – хризантема и сакура; в Канаде – клён; в России – берёза и ромашка.

Главная задача педагога увлечь детей, заинтересовать, чтобы они захотели стать « великими путешественниками» и рассказать о своих путешествиях, открытиях другим.

В процессе совместного обсуждения выбирают название для будущего проекта, определяют его основные задачи и форму выполнения (групповой проект).

Организация деятельности

На данном этапе педагог организует коллективное обсуждение и решение следующих вопросов:

  1. Какую именно информацию необходимо собрать о символе?

Перечень нужных сведений может быть приблизительно следующий:

  • когда и кем построено здание, сооружение;
  • особенности объекта;
  • интересные факты, истории, события, связанные с этим символом;
  • какими ещё объектами гордится данная страна или город.
  1. Возможная форма презентации проекта.

Учитель может предложить детям попробовать себя в роли экскурсоводов, познакомить с выбранными символами стран учащихся из других классов, родителей.

  1. Критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.

В данном проекте в качестве оценочных показателей могут быть следующие:

  • полнота информации;
  • интересный и эмоциональный рассказ-экскурсия;
  • разнообразные и качественные наглядные материалы (фотографии, слайды, видеофрагменты, компьютерная презентация, сувениры, рисунки, макеты, объёмные и плоскостные пазлы).
  1. Определяется продолжительность работ над проектом

После коллективного обсуждения учащиеся распределяются по группам для совместной проектной деятельности. Уже в составе групп школьники планируют предстоящую работу:

  • выбирают символ какой-либо страны для дальнейшего изучения;
  • решают, из каких источников и с чьей помощью они будут искать необходимую информацию и наглядный материал;
  • осуществляют распределение функций в группе.

Осуществление деятельности

На этом этапе каждая группа работает в соответствии с намеченным планом.

На уроке изобразительного искусства учащимся можно предложить выполнить рисунок выбранного для изучения объекта, а перед презентацией- украсить детскими работами место её проведения.

На уроках технологии очень удачным приёмом является моделирование какого-либо сооружения в технике оригами или объёмных пазлов.

Во время внеурочной работы детей над проектом учитель консультирует группы по возникающим вопросам и проблемам, отслеживает промежуточные результаты, оценивает степень готовности к итоговой презентации.

На данном этапе можно провести пробную презентацию внутри класса, где учащиеся от каждой группы представят изученные символы своим одноклассникам. Это позволит детям выполнить взаимооценку работы группы по выбранным ранее критериям, скорректировать свои выступления и утвердить общую экскурсионную программу. На этом же этапе готовят пригласительные билеты или объявления, книгу для отзывов и пожеланий.

Презентация

Необходимо подготовить место для презентации, где удобно разместились бы экспонаты и гости, было бы сосредоточено всё необходимое техническое оснащение.

Основной функцией педагога на этом этапе является координация процесса защиты детских проектов, отслеживание эффективности сообщений учащихся и результативности проекта в целом.

После окончания всех экскурсий должна быть организована самооценка учащимися процесса и результата собственной деятельности и работы своей группы в рамках проекта. Можно использовать какой-либо самооценочный бланк илипредложить написать небольшое сочинение на тему « Чем мне запомнился проект?» или « Чему научила меня работа над проектом?»

  1. Бартон Р., Кэвиндиш Р. Атлас чудес света: Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М., 2007.
  2. Жукова И.В. Известные строения: Чудеса из бумаги. – М., 2003.
  3. Иванова Л.В. Шедевры мирового зодчества: Малый атлас чудес света. – М., 2003.
  4. Литтфилд Д. , Джонс У. Величайшие творения человечества: Шедевры архитектуры и инженерного искусства ХХ и XVI веков. – М., 2003.
  5. Нил Стивенсон. Самые знаменитые архитектурные сооружения мира. – Белгород, 2008.
  6. Потатуева Н.В. 100 чудес современной архитектуры: Великие музеи мира. – М., 2009.
  7. Саплина Е.В., Саплин А.И. Символы моей страны. – М., 2009.

Примечание

По аналогичной схеме групповой проектной деятельности можно работать с младшими школьниками над такими темами по окружающему миру, как « Гербы городов Золотого кольца», « Монеты стран мира» и др.

Интересной методической находкой, на мой взгляд, является ведение учащимися тетрадей проектов

Тетрадь проектов

Учени________________________________________________ класса

___________________________________________________________

Проект ____________________________________________________

Участники _________________________________________________

Организационный этап

Общее название проекта______________________________________

Главный вопрос проекта______________________________________

Вопрос группы______________________________________________

Название группы____________________________________________

Можно нарисовать эмблему группы.

Что ты хочешь сделать? Чему научиться? Кому помочь? Каким стать?

Нарисуй смайлик, соответствующий твоему настроению в начале проекта.

Этап планирования

Моя роль в группе _____________________________________________

Мой план работы:

К кому я буду обращаться за помощью, советом? На кого я могу рассчитывать?_____________________________________________________

  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________

Эти предметы мне необходимы:

  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________

Что ещё необходимо сделать для наилучшего выполнения проекта?

__________________________________________________________________

Этап поиска

Напиши, что нового ты узнал в ходе работы над проектом.

Для защиты проекта учащимся можно предложить (или разработать с ними) памятку.

Памятка для подготовки публичного выступления

Выступление перед публикой отличается от разговора. Как оратор ты находишься в центре внимания, твоя основная цель состоит в том, чтобы проинформировать или, возможно убедить слушателей.

  • Тщательно продумай план своего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажи, чему научился, возможные пути дальнейшего изучения.
  • Составь своё выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5 – 7 минут. Помни, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров, наглядности.
  • Не забывай о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  • Употребляй только понятные тебе термины.
  • Используй язык жестов.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  • Голос и паузы в речи помогают слушателям лучше воспринимать послание.
  • Подумай и составь возможные вопросы.

Техника подготовки

  • Начни выступление с приветствия, а в конце поблагодари слушателей за внимание.
  • Проведи репетицию своего выступления и доведи его до нужной продолжительности.
  • Приготовь чёткий и красочный наглядный материал.
  • Заранее продумай, как организовать своё рабочее место.

Тетрадь проектов помогает учащемуся овладеть метапредметными универсальными учебными действиями, такими,как ставить перед собой цель, планировать работу, анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

Проект даёт учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности.

Заключение

Проектирование в начальной школе – необходимый элемент современной системы образования.

Начальное обучение закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения.

Но прежде, чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках этой деятельности, сформировать у них необходимые умения и навыки. Развивая эти умения можно формировать проектную деятельность в целом.

Эта деятельность предполагает выполнение творческих проектов, начиная со 2-3 класса. Во время выполнения этой работы у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, внимание, аналитические способности, способности к планированию и самоконтролю, рефлексии.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то необходимый результат не будет достигнут. Готовясь к защите своего проекта, учащиеся должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. В проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Список литературы

  1. Голуб Г.Б. Метод проектов – технология и компетентностно-ориентированного образования: метод. Пособие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ.шк. / Г.Б.Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В.Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2006.
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М.: Дидактика средней школы. 1982 – с. 192.
  3. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей нач. классов. – М.: Баласс. 2010.
  4. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2008. – №1. – С. 17-23.
  5. Землянская Е.Н . Учебные проекты младших школьников: роль родителей / Е.Н. Землянская, М.К, Чугреева // Начальное образование. – 2006. – №5. – С. 31-36.
  6. Иванова Н . В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил. (Начальная школа)
  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.
  8. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ / авт.-сост. Н.В. Федяинова, И.С. Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 175 с.
  9. Рогозинская Н.И., Колобякина Т.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов // Учитель, №3, 2004.
  10. Свободная Интернет-энциклопедия «Википедия».
  11. Селиверстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения: учебное пособие. – Владимир: ВГГУ. 2008.
  12. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice [текст]: метод.пособие для учителя. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2006.
  13. Фридман Е.М. Математика. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие / Е.М. Фридман. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 80 с. – (Мастер-класс.)

В которой участвуют дети 1-4 классов. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск. Делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей. Продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

Непременным условием организации проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта, на разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей.

Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать обхватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям и учителям.

Основные этапы организации работы над проектом.

1.Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта.

2.Начало проектирования. Обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим и как это достичь?») Выявление необходимых для реализации проекта технических умений («Что нам понадобится, где и как это получить?»)

3.Краткое практическое занятие для первоначального ознакомления с необходимыми навыками.

4. Планирование и организация (проектирование) работы. Создание групп и распределение обязанностей.

5.Выполнение проекта в моделях и проектах реального мира. Совершенствование технических умений. Уточнение результата и плана действий.

6. Представление результатов учащимся друг другу в виде мультимедиасочинения.

7. Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навыков, которые могут ещё пригодиться.

Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоёмок. Учитель должен продумать замысел и разработать структуру проекта, создать организационные, дидактические и методические материалы (инструкции к заданиям, шаблоны дневников наблюдений, публикации для дополнительного чтения, шаблонов для заполнения результатов исследовательской и практической деятельности учащихся)

Организационный этап включает в себя определение темы.

Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, руководствуясь

1 Тема должна быть интересна ребенку, исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

2 Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования.

3 Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

4 Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у младшего школьника ограниченна.

5 Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся создали схему организации проекта, оценили промежуточные материалы.

Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить своё настроение в ходе проекта.

Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им.

Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают методы исследования. Они работают по индивидуальным или групповым задачам.

Этап промежуточных результатов и выводов имеет большое значение в организации внешней оценки проектов. Только таким образом можно отслеживать их эффективность и недочеты, необходимость современной коррекции.

В выполнении проекта обязательным является этап защиты

Работа завершается коллективным обсуждением. Экспертизой. Объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное её решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад и т. п.

Рефлексия результата проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознаёт сделанное, примененные им способы деятельности, ещё раз обдумывает, как было проведено исследования. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Другим становится психологический климат в классной комнате, т. к. педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и действия учащихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, носящий исследовательский и творческий характер.

Проектная работа в коллективе строится с учётом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Изучая педагогическую литературу и классиков педагогики, можно вывести качества выпускника начальной школы:

Потребность и инициативность в области познавательной деятельности. Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира. Наблюдательность Видение мира через призму собственного опыта и умения. Самостоятельность. Умение высказывать своё мнение. Искренность. Любопытство и любознательность. Открытость близким людям. Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие умения.

Для использования метода проектов в практической деятельности важен вопрос о типологии проектов. И выделяются следующие типы проектов:

    По доминирующей при реализации проекта деятельности - исследовательские, творческие, ролевые (игровые), ознакомительно – ориентировочные (информационные), практико-ориентированные (прикладные); По предметно-содержательной области – монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; По характеру координации проекта – с открытой явной координацией, со скрытой координацией (руководитель проекта имитирует участника); По характеру контактов – внутренние (внутри класса, школы), региональные (в пределах одной страны), международные (участники проекта являются представителями разных стран); По количеству участников – личностные (между двумя партнерами), парные (между парами участников), групповые (между группами участников); По продолжительности – краткосрочные (могут быть реализованы в течение одного или нескольких уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).

ПАРАМЕТРЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

    Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

используемые с целью становления субъектности

младших школьников

в процессе выполнения проектов

    Письменные опросы учащихся для изучения их актуальных интересов и дальнейшего определения тематики будущих проектов («Ответ на какой вопрос тебе было бы сегодня интереснее всего получить (искать)?», «Какая проблема в настоящий момент интересует тебя больше всего?»;
    мозговой штурм для непосредственной формулировки темы коллективного проекта;
    совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа, содержания и места проведения защиты проекта, составление плана презентации;
    коллективное составление алгоритмов самооценки разных видов проектов
    составление кластера

Основные проблемы организации проектной деятельности младших школьников

    Недостаточное, поверхностное осознание педагогом сущности проектной деятельности и роли учащегося в ней приводит к псевдопроектированию. Механическое заимствование педагогов приёмов и форм работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения без какой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников. Смещение педагогом цели проектной деятельности с внутреннего на внешний результат. Вместо формирования личностных качеств, умений и навыков, педагог обращает основное внимание на непосредственный внешний результат, продукт детского проектирования.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Учебный проект - специально организованный педагогом, самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием творческого продукта. На всех этапах родители выступают как помощники в определении темы и проблемы проекта, в подборе материалов, оформлении продукта проектной деятельности. Темы проектов детей должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего его развития. При оценке успешности ребёнка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание его самостоятельности. В проектной деятельности ребёнка важно повысить его уровень уверенности в достижении цели, сохранить его индивидуальность.

План

1. Проектная деятельность.

1.1. Деятельность. Проектная деятельность.

1.2. Проект. Типология проектов.

2. Теоретические аспекты проектирования.

2.1. Принципы конструирования и проектирования индивидуальных образовательных программ (проектов).

2.2. Моделирование. Проектирование.

3. Организация проектной деятельности.

3.1. Трудности при проектировании.

3.2. Этапы работы над проектом.

3.3. Деятельность на различных этапах проектирования.

4. Темы проектов.

5. Тезаурус.

6. Практикум.

Проектная деятельность

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Деятельность. Проектная деятельность

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проектная деятельность содержит:

    анализ проблемы;

    постановка цели;

    выбор средств ее достижения;

    поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

    оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

    Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

    Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

    В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

    Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

    повышение мотивации учащихся при решении задач;

    развитие творческих способностей;

    смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

    формирование чувства ответственности;

    создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Проект. Типология проектов

Проект (от лат. рrojectus, букв – брошенный вперед):

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления) .

Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

    1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

    Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

    выдвижение гипотез их решения;

    обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

    обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

    сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

    Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

    Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

    Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

    Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

    Количество участников проекта.

    Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :

    Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

    Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

    Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

    Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

    Защита проектов, оппонирование.

    Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.