Добавлен на сайт:

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения образовательной организации [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Руководитель структурного подразделения образовательной организации (далее - руководитель структурного подразделения) относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность руководителя структурного подразделения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения, не менее 3 лет.

1.3. На должность руководителя структурного подразделения в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Руководитель структурного подразделения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.5. Руководитель структурного подразделения должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

Педагогику;

Достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

Психологию;

Основы физиологии, гигиены;

Теорию и методы управления образовательными системами;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Основы экономики, социологии;

Способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;

Гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

Основы менеджмента, управления персоналом;

Основы управления проектами;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Руководитель структурного подразделения:

2.1. Руководит деятельностью структурного подразделения.

2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации.

2.3. Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

2.4. Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения.

2.5. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

2.6. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации, просветительскую работу для родителей.

2.7. Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу.

2.8. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей).

2.9. Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей).

2.10. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательной организацией.

2.11. Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства.

2.12. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников организации.

2.13. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.

2.14. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы организации, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса.

2.15. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников.

2.16. Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров.

2.17. Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательной организации.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Руководитель структурного подразделения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности подразделения.

3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности структурного подразделения.

3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации.

3.6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.8. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины.

3.9. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Руководитель структурного подразделения несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих решений; организацию; регулирование и корригирование; учет и контроль; сбор и преобразование информации.

Современные исследования берут за основу классификации функций уже не отдельные циклы управления производством, а всю структуру деятельности руководителя в коллективе. При этом функции руководителя рассматриваются не только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности. К перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая заключается в интеграции личностей в коллектив и коммуникации, состоящей в установлении горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно.

Основные функции руководителя

1. Административно-организационные

Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:

    распределять обязанности между сотрудниками;

    контролировать процесс выполнения заданий;

    оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.

2. Стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения

Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи. В структуру стратегических функций включается способность к прогнозированию, предвидению конечного результата, к оперативной переработке больших объемов информации, поступающей от подчиненных и вышестоящих инстанций, результатов деятельности коллектива. Руководитель должен также накапливать в своей памяти большой объем профессиональной информации.

К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:

    На каком этапе выполнения работы мы находимся в настоящее время (оценка реальных возможностей группы с учетом внешних и внутренних факторов)?

    Куда хотим двигаться, какие тактические задачи решать?

    Какими средствами собираемся это сделать?

3. Экспертно-консультативные

В процессе групповой деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация - одна из основных составляющих авторитета руководителя. Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.

4. Коммуникативные

Руководитель является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами. Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения - важные качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.

5. Воспитательные

Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель коллектива, если он хочет быть его воспитателем, должен стремиться стать «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».

В обязанности руководителя-лидера входит также формирование у сотрудников адекватной профессиональной мотивации. Очевидно, что даже самое совершенное планирование руководителем работы группы не дает эффекта, если люди не захотят качественно выполнять свою работу. Согласно теориям мотивации, люди всегда будут больше работать, если есть возможность больше заработать. Исследования современных психологов показали, что мотивация как внутреннее побуждение деятельности является продуктом сложного взаимодействия различных потребностей человека. По мере повышения культурного уровня деньги не всегда заставляют людей трудиться более усердно. Для людей важен интерес к работе, понимание сущности решаемых задач, общение, взаимопонимание, гуманность. Руководитель должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия, которые позволят удовлетворить эти потребности при хорошей работе.

К числу воспитательных функций можно отнести также психотерапевтическую. Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние своих сотрудников, поскольку оно в значительной степени влияет на их жизнедеятельность и психологический климат в коллективе. Оптимизм и чувство юмора, а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру, ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

6. Функция представительства

Руководитель - официальное лицо, представляющее коллектив во внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени всех членов коллектива, по его поведению судят о коллективе в целом. Поэтому поведение руководителя-лидера должно соответствовать высоким стандартам общественного поведения. Он обязан хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами, культурой речи. Важно также умение правильно одеваться, учитывая внешность и возраст, а также ситуацию общения.

Уровни управления

Многие люди, в том числе и сами руководители-практики, полагают, что повседневная работа начальника цеха, управления или отдела мало отличается от работы руководимых ими людей, тем более что они постоянно взаимодействуют. Но социально-психологические исследования показывают, что управленческая работа по своей сути весьма отличается от работы неуправленческой. Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой директора завода, чем с работой подчиненных. Инженер может потратить несколько месяцев на разработку важной конструкции, программист - на создание компьютерной программы. Работа руководителя не бывает такой однородной, поскольку для нее характерны оперативность, разнообразие методов деятельности. Подсчитано, например, что мастер на производстве выполняет в день в среднем 583 операции по управлению.

Вертикальное разделение труда приводит к формированию различных уровней управления. Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другим. Организации могут иметь разное количество уровней управления в зависимости от задач, целей, размеров, формальных структур и других внешних и внутренних факторов. И на каждом из уровней этой системы руководители выполняют свои специфические функции. Независимо от того, сколько существует уровней управления в конкретной компании, руководителей традиционно делят на три категории.

Руководитель низового звена. Этот уровень управления находится непосредственно над конкретными исполнителями работ. Большая часть руководителей в компаниях - это руководители низового звена. Их работа характеризуется оперативностью - частыми переходами от одной задачи к другой. Время принятия и реализации решения также непродолжительно. Больше половины рабочего времени руководители низового звена проводят в непосредственном общении с подчиненными, чуть меньше тратят на общение с другими руководителями низового звена и совсем немного - на общение со своим начальством.

Руководитель среднего звена координирует и контролирует работу низовых звеньев. За последние годы существенно увеличилась численность руководителей среднего звена и возросла их значимость. Характер работы среднего звена значительно варьируется в различных компаниях, но в основном эти руководители участвуют в процессе принятия решений: определяют проблемы, проводят обсуждения, дают рекомендации низовым руководителям по организации их деятельности. Руководители среднего звена часто возглавляют подразделения в своих организациях (начальники служб, главные специалисты). По результатам исследований, около трети рабочего времени руководители среднего звена занимаются переработкой служебной информации, изучением документации. Остальная часть рабочего времени у них уходит на деловое общение с другими руководителями средних и низовых звеньев.

Высший организационный уровень - это руководители высшего звена . Данный уровень самый малочисленный, даже в крупнейших компаниях таких руководителей может быть всего несколько человек. Они отвечают за принятие важнейших решений. Сильные руководители высшего звена зачастую определяют облик всей компании. Их работа характеризуется нервным и психическим напряжением, высоким темпом, объемом и огромной ответственностью. Обязанности руководителей высшего звена не имеют четких границ, поскольку компания все время действует, развивается, внешняя среда продолжает изменяться, всегда существует риск неудачи. Успешно действующие руководители высших звеньев в сложных социальных организациях во всем мире ценятся очень высоко.

Все уровни управления компанией взаимосвязаны, и успешность работы каждого из них обусловлена успешностью работы других, т. е. прежде всего тем, как реализуют свои основные функции руководители всех уровней, направляя компанию к успешному решению стратегических задач.

Стили управления

Стиль управления - это определенная система предпочитаемых руководителями методов и приемов управленческой деятельности. Выбор того или иного стиля управления детерминирован множеством взаимодействующих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести такие, как содержание выполняемой деятельности, мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение, иерархическая структура руководства и подчинения, социально-политическая ситуация, и др.

К субъективным факторам относятся типологические свойства нервной системы (темперамент), свойства характера, направленность, способности человека, привычные способы деятельности, общения, принятия решений.

Психологи различают три основных стиля руководства: автократический, демократический и либеральный. В основе такой классификации лежат порядок распределения обязанностей, методы разработки и выполнения решений, формы контактов руководителей с исполнителями, контроль над их деятельностью.

Автократический (авторитарный, директивный) стиль характеризуется чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Руководитель-автократ сам принимает решения и волевым порядком проводит их в жизнь. Он сам подбирает себе помощников, но использует их не как советчиков, а лишь как исполнителей своей воли. Он держит всю власть в своих руках; требует дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых исполнителей. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый психологический климат в группе. Руководитель такого типа оптимален там, где нет времени на совещания и обсуждения ситуации, где необходимо проявить волю и решительность, взять на себя всю ответственность за последствия принятых решений.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства строится на двойной основе: делового и личного авторитета. Руководитель-демократ умеет использовать свою власть, не апеллируя к ней. Он предпочитает активное участие своих помощников (инициативной группы) в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой. Действует он по принципу свободы мнений «сверху донизу» и «снизу доверху»; заботится о развитии деловой инициативы подчиненных; контактен с ними, тактичен, терпелив, оптимистичен. Такой стиль оптимален в управлении некоторыми видами производства, творческими коллективами, при нем поддерживается более теплый психологический климат в коллективе. Коллегиальный стиль управления наиболее подходит людям сангвинического, реже - холерического темперамента.

Либеральный (разрешительный) стиль руководства строится на полном доверии к исполнителю. Руководитель-либерал допускает полную свободу действий своих подчиненных в пределах их функциональных обязанностей. Такой стиль руководства неэффективен в сложных экстремальных ситуациях. Либеральный стиль присущ людям меланхолического темперамента, а также флегматикам и в меньшей мере - сангвиникам.

Разные стили руководства взаимосвязаны между собой, так как опытный руководитель способен использовать тот или иной стиль в зависимости от обстоятельств: содержания решаемых задач, конкретного состава руководимой группы. Влияет также уровень управленческой иерархии, на основе которой функционирует руководитель и связанная с этим уровнем мера ответственности. Есть данные, свидетельствующие о том, что на высших уровнях иерархии более предпочтителен авторитарный стиль, тогда как на более низких уровнях руководитель вступает с подчиненными в разнообразные неформальные отношения. В этом случае деловые и личностные контакты более тесные, поэтому преобладает коллегиальный стиль управления.

Эффективность руководства оценивается по таким показателям:

    производительность труда руководимого коллектива;

    успешность решения профессиональных задач;

    психологический климат в коллективе;

    здоровье сотрудников, наличие травматизма;

    текучесть кадров.

Личность руководителя

Руководитель - это лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий.

Цель влияния руководителя на сотрудников - побуждение их к определенному служебному поведению, которое соответствовало бы как требованиям организации, так и собственным представлениям.

Известны два способа воздействия на сотрудников: прямой (приказ, задание) и опосредствованный , мотивирующий (через стимулы). В первом случае возникает ситуация, когда невыполнение необходимых действий приводит к наказанию. Такая формула отношений между руководителем и подчиненным называется принуждением, когда цели руководителя непосредственно не связаны с интересами исполнителей, а иногда могут и противоречить им. Во втором случае складывается ситуация, когда за выполнение необходимых действий поощряют, оказывают влияние на потребности и мотивы сотрудников.

Важным свойством руководителя-лидера является умение быть управляющим, не афишируя этого. Управляющий лидер влияет на членов группы путем личного авторитета, морально-психологического воздействия, проявления инициативы, энергии, привлекательных личных качеств. Если хороший руководитель воспринимается как «мозг группы», то лидер - как «сердце группы». Руководитель-лидер должен объединять в себе эти качества.

Принятие роли руководителя - первый этап его работы. Обычно он сопровождается процессом обучения соответствующим функциям, выработкой определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой для человека роли руководителя - очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. В этот момент человеку очень важно обладать знаниями о себе, о своем психологическом портрете, умением понять и использовать свои сильные, а также нейтрализовать свои слабые стороны. Надо дать время начинающему руководителю на освоение этого сложного дела, на процесс вхождения в роль, налаживание деловых отношений с членами группы.

Следующий этап в системе ролевого поведения руководителя - исполнение роли. Такое исполнение имеет две стороны: поведение руководителя и оценка окружающих. Оценка делается как самим субъектом управленческой деятельности в виде самооценки, так и другими людьми, имеющими различный статус по отношению к нему: сверху (начальником), со стороны (сотрудниками равного статуса) и снизу (подчиненными).

Адекватное понимание и освоение своей роли, способность оправдать ожидания группы - первое и необходимое условие успешного налаживания руководителем отношений с управляемой группой.

Второе условие - хорошее знание состава группы, уровня образованности и квалификации ее членов. Это обеспечивает руководителю понимание интеллектуального и профессионального потенциала группы. Следует учитывать также пол и возраст членов группы. Для руководителя понимание этих особенностей очень важно, поскольку каждый возраст имеет свои психологические особенности. Многие социальные психологи считают благоприятным фактором сочетание в производственных группах мужчин и женщин, что способствует развитию группы и созданию положительного психологического климата.

Третье условие - правильный индивидуальный подход к подчиненным. Руководитель должен помнить, что каждый член коллектива является личностью и индивидуальностью, обладает особым сочетанием индивидуальных свойств: темпераментом, характером, интересами и идеалами, общими профессиональными способностями. Требовательность руководителя к подчиненным в отношении их профессиональных обязанностей должна сочетаться с адекватной оценкой их деятельности, с учетом возможностей, способностей, особенностью стиля их деятельности. Руководитель должен знать не только о производственной деятельности членов группы, но также об их личных делах, возникающих трудностях, а по возможности - способствовать их разрешению.

Четвертое условие - культура общения с членами коллектива. Проведение совещаний, заседаний, различных бесед, дискуссий, переговоров, выдача и разъяснение заданий подчиненным, отчеты перед начальством и т. п. - все это существенно зависит от культуры общения руководителя.

Отбор и аттестация руководящих кадров

Изучение свойств личности руководителя, его психологической пригодности к выполнению сложных функций управления людьми приобретает особую значимость в современных условиях выделения социальной теории управления (менеджмента) как особой прикладной области психологии. Обновленные пути оценки личности руководителя заключаются в использовании комплекса методов, среди которых следует выделить:

    наблюдение и анализ конкретной деятельности руководителя;

    опрос-анкетирование для выявления самооценки задач (деловые игры);

    экспертные оценки специалистов по управлению;

    психологическое тестирование с использованием интеллектуальных личностных и профессиональных тестов;

    социометрия с целью установления престижа в группе и психологической совместимости;

    биографический метод (изучение документов, анализ личности).

Личность - это сложная система разнообразных свойств, поэтому применение одного метода, даже такого, как метод тестов, не может дать правильного прогноза относительно пригодности человека к выполнению руководящих функций.

В Украине, как и в других странах, активные методы социально-психологической подготовки находят все более широкое распространение.

Использование этих методов способствует ускорению адаптации руководителей к изменившимся условиям своего труда или работы на новом месте, позволяет более обоснованно устанавливать организаторский потенциал претендентов на определенную руководящую должность, оказывает помощь руководителям в организации своей деятельности и самовоспитания.

проявлять строгость и требовательность (без придирчивости);

уметь критиковать и воспринимать критику;

уметь наказывать и поощрять;

быть приветливым, тактичным и доброжелательным;

уметь говорить, беседовать, а также слушать.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

дает понимание того, какой круг обязанностей возложен на сотрудника, занимающего эту должность, какие права ему даются и какое место он занимает в иерархии компании. Какой может быть структура такой инструкции и что нужно в ней обязательно упомянуть, будет рассказано в нашей статье.

О должности и должностных обязанностях руководителя структурного подразделения

Средние и крупные компании для работы по каждому из направлений своей деятельности обычно выделяют по целому структурному подразделению. Каждое структурное подразделение возглавляет свой руководитель, который отвечает за выполнение задач, поставленных перед отделом, хотя отдельные организационные вопросы, например, подбор кадров или обеспечение работников отдела канцелярией, оборудованием и инструментами, могут находиться и вне его компетенции.

К основным функциям руководителя подразделения относятся:

Не знаете свои права?

  • организация деятельности подразделения;
  • организация безопасных условий труда на рабочих местах в подразделении.

Эти функции обычно закрепляются в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником, конкретные же обязанности расписываются в его должностной инструкции.

Примерная структура должностной инструкции

При составлении должностных инструкций (они составляются для всех должностей организации) лучше применять единую структуру, которая в большинстве случаев включает следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

О содержании разделов расскажем далее, но хотим при этом заметить, что в рамках данной статьи будут описаны лишь общие условия, которые могут включаться в должностную инструкцию руководителя практически любого структурного подразделения. При составлении же инструкций на местах желательно использовать и единый квалификационной справочник, в котором описываются характеристики руководителей конкретных отделов (начальника финансового отдела, начальника хозяйственного отдела и пр.).

Раздел «Общие положения»

В этом разделе приводится характеристика должности и квалификационные требования к сотруднику, претендующему на занятие места руководителя подразделения. В большинстве случаев здесь указываются:

  • полное наименование должности в соответствии со штатным расписанием с указанием на то, что она относиться к категории руководителей;
  • порядок назначения и увольнения сотрудника (производится обычно по приказу гендиректора);
  • порядок подчиненности (руководитель структурного подразделения подчиняется гендиректору или одному из его замов);
  • порядок замены сотрудника на время его отсутствия;
  • указание сотрудников, которые находятся в подчинении у руководителя структурного подразделения;
  • перечень законов и других нормативных актов, которыми должен руководствоваться в своей работе руководитель структурного подразделения;
  • квалификационные требования (как правило, от сотрудника требуется высшее образование и стаж работы не менее 3 лет).

Раздел «Должностные обязанности»

Этот раздел должностной инструкции посвящается обязанностям руководителя структурного подразделения. Он конкретизирует те трудовые функции, которые закрепляются за сотрудником в трудовом договоре. Например, сюда могут включаться следующие обязанности:

  • организация работы структурного подразделения;
  • непосредственное руководство деятельностью сотрудников подразделения;
  • планирование работы подразделения;
  • координация работы подразделения с другими отделами компании;
  • организация повышения квалификации сотрудников подразделения;
  • контроль эффективности исполнения работниками своих трудовых обязанностей;
  • проведение инструктажей по технике безопасности с работниками подразделения.

Напоминаем, что это обязанности, характерные для любого руководителя структурного подразделения. При составлении должностной инструкции для начальника конкретного отдела необходим также блок должностных обязанностей, связанных со спецификой деятельности именно его подразделения.

Раздел «Права»

В этом разделе перечисляются те права, которыми наделяется руководитель подразделения для исполнения своих прямых обязанностей. Чаще всего здесь говорится, что он вправе:

  • вносить на рассмотрение гендиректора предложения, касающиеся улучшения деятельности подразделения;
  • получать от руководителей других структурных подразделений информацию и документы, необходимые для работы;
  • выносить на рассмотрение гендиректора предложения о наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников подразделения и их поощрении;
  • подписывать и визировать документы в рамках своей компетенции.

Раздел «Ответственность»

Раздел, касающийся ответственности руководителя структурного подразделения, кратко описывает виды ответственности, к которым тот может быть привлечен, и основания для этого. Например, здесь может быть сказано, что сотрудника можно привлечь:

  • к дисциплинарной ответственности, если он будет замечен в нарушении трудовой дисциплины и невыполнении должностных обязанностей;
  • к административной и даже уголовной ответственности, если будет уличен в совершении действий, имеющих признаки административного правонарушения или преступления соответственно;
  • к материальной ответственности, если им будет причинен ущерб организации.

Применение должностной инструкции

Должностную инструкцию руководитель структурного подразделения использует как ориентир при разграничении своих должностных обязанностей с обязанностями руководства, подчиненных и руководителей других подразделений. Именно поэтому важно, чтобы обязанности во всех инструкциях были прописаны четко и не дублировались. Также в инструкции важно закрепить за руководителем такой объем прав, который позволит без проблем решать поставленные перед ним задачи.

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения

  1. Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения.

1.2 Руководитель структурного подразделения относится к категории руководителей.

1.3 Руководитель структурного подразделения назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора комбината бытового обслуживания.

1.4 Взаимоотношения по должности:

1.4.1

Прямое подчинение

Директору комбината бытового обслуживания

1.4.2.

Дополнительное подчинение

‑‑‑

1.4.3

Отдает распоряжения

Сотрудникам структурного подразделения

1.4.4

Работника замещает

Заместитель руководителя структурного подразделения

1.4.5

Работник замещает

‑‑‑

  1. Квалификационные требования руководителя структурного подразделения:

2.1

образование

Высшее профессиональное образование

2.2

опыт работы

Не менее 2 лет

2.3

знания

постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов по вопросам бытового обслуживания населения;

правила бытового обслуживания населения;

стандарты, обязательным требованиям которых должны соответствовать бытовые услуги;

организацию материально-технического обеспечения

структурного подразделения (службы);

профиль, специализацию и особенности структуры организации бытового обслуживания населения;

производственные мощности и кадровые ресурсы руководителя структурного подразделения (службы);

технологию оказания бытовых услуг населению;

перспективы технического, экономического и социального развития руководителя структурного подразделения (службы);

основы планирования, стратегическое и оперативное планирование;

требования по защите окружающей среды;

основы экономики, организации производства, труда и

управления;

основы трудового законодательства;

порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности структурного подразделению (службы);

стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.);

средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

2.4

навыки

работы по специальности

2.5

дополнительные требования

---

  1. Документы, регламентирующие деятельность руководителя структурного подразделения

3.1 Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.

3.2 Внутренние документы:

Устав комбината бытового обслуживания, Приказы и распоряжения директора комбината бытового обслуживания; Положение о структурном подразделении, Должностная инструкция руководителя структурного подразделения, Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Должностные обязанности руководителя структурного подразделения

Руководитель структурного подразделения (службы) исполняет следующие обязанности:

4.1. Определяет и ставит перед структурным подразделением (службой) цели и задачи, связанные с осуществлением бытового обслуживания населения.

4.2. Осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности подразделения (службы), направленной на предоставление определенного набора бытовых услуг с наибольшим социально-экономическим эффектом.

4.3. Обеспечивает своевременное и качественное бытовое обслуживание населения.

4.4. Осуществляет контроль за рациональным расходованием материальных, технических и трудовых ресурсов, сокращением затрат и повышением эффективности бытового обслуживания населения.

4.5. Проводит анализ и дает оценку результатам деятельности подразделения (службы).

4.6. Осуществляет контроль качества и эффективности оказываемых структурным подразделением (службой) бытовых услуг.

4.7. Осуществляет разработку и внедрение мероприятий по улучшению деятельности подразделения (службы), увеличению объема и разнообразия предоставляемых бытовых услуг, повышению их качества.

4.8. Принимает участие в подборе и расстановке работников

структурного подразделения (службы).

4.9. Осуществляет контроль за рациональным использованием труда работников структурного подразделения (службы) и повышением их квалификации.

4.10. Контролирует соблюдение работниками структурного подразделения (службы) правил и норм охраны труда и техники безопасности при оказании бытовых услуг населению.

4.11. Обеспечивает правильное оформление и своевременное представление отчетности о результатах деятельности структурного подразделения (службы), организацию соответствующего учета.

4.12. Выполняет родственные по содержанию обязанности.

  1. Права руководителя структурного подразделения

Руководитель структурного подразделения (службы) имеет право:

5.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководителя организации.

5.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, Уставом организации, положением о структурном подразделении (службе).

5.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей

компетенции.

5.4. Инициировать совещания по организационным и финансово-экономическим вопросам.

5.5. Запрашивать и получать от других структурных подразделений (служб) необходимую информацию, документы.

5.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

5.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.),

соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

5.8. Вносить на рассмотрение руководителя организации представления о приеме, перемещении и увольнении работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающим трудовую дисциплину.

5.9. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

5.10. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

  1. Ответственность руководителя структурного подразделения

Руководитель структурного подразделения несет ответственность:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

  1. Условия работы руководителя структурного подразделения

7.1. Режим работы руководителя структурного подразделения определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в комбинате бытового обслуживания.

7.2. Для решения оперативных вопросов руководителю структурного подразделения может выделяться служебный автотранспорт.

  1. Условия оплаты труда

Условия оплаты труда руководителя структурного подразделения определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9 Заключительные положения

9.1 Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у комбината бытового обслуживания, другой - у работника.

9.2 Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

9.3 Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом директора комбината бытового обслуживания.

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.0000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.00

Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства. 2.12. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников организации. 2.13. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. 2.14. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы организации, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса. 2.15. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников. 2.16.

Должностная инструкция руководителя подразделения

Внимание

Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности подразделения. 3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей. 3.4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности структурного подразделения.


3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации. 3.6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации). 3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.8. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины. 3.9.

Должностные инструкции

Например, здесь может быть сказано, что сотрудника можно привлечь:

  • к дисциплинарной ответственности, если он будет замечен в нарушении трудовой дисциплины и невыполнении должностных обязанностей;
  • к административной и даже уголовной ответственности, если будет уличен в совершении действий, имеющих признаки административного правонарушения или преступления соответственно;
  • к материальной ответственности, если им будет причинен ущерб организации.

Применение должностной инструкции Должностную инструкцию руководитель структурного подразделения использует как ориентир при разграничении своих должностных обязанностей с обязанностями руководства, подчиненных и руководителей других подразделений. Именно поэтому важно, чтобы обязанности во всех инструкциях были прописаны четко и не дублировались.

Должностная инструкция начальника структурного подразделения

Совместно с отделом кадров обеспечивает своевременное рабочими предварительных и периодических медицинских осмотров.2.2.20. Отстраняет от работы работников, нарушающих правила безопасного ведения работ, а также таких, которые находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.2.2.21. Организует и непосредственно руководит работами по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в структурном подразделении, обеспечивает нормальное состояние воздушной среды и освещенности на рабочих местах.2.2.22.
Принимает участие в работе комиссии по аттестации рабочих мест в структурном подразделении по условиям труда, разработке мероприятий по улучшению условий и безопасности труда в структурном подразделении и организует их выполнение.2.2.23.

Пример должностной инструкции для руководителя филиала

ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. 1.4. Руководитель структурного подразделения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя]. 1.5.

Руководитель структурного подразделения

Важно


13. Руководит работниками подразделения, принимает меры по соблюдению ими правил внутреннего трудового распорядка. 14. Представляет предложения о поощрении или наложении взысканий на подчиненных работников, содействует повышению их квалификации. 15. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

Инфо

Самостоятельно принимать решение о поощрении отличившихся работников, о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности нарушителей производственной и трудовой дисциплины. 5. Требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации. 6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.


4. Ответственность руководителя подразделения Руководитель подразделения несет ответственность в следующих случаях: 1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации. 2.
Осуществляет контроль за сроками представления рукописей, подготовки их к набору и обработки корректурных оттисков, за выполнением полиграфическими предприятиями графиков по набору, печати и изготовлению тиража издания. 7. Организует своевременное оформление издательских договоров с авторами и договоров (контрактов) с внешними руководителя подразделениями, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы, заключение договоров и оформление заказов на выполнение различных полиграфических и оформительских работ сторонними организациями. 8. Контролирует правильность подготовки документов по расчетам за выполненные ими работы, установления авторских гонораров и размеров оплаты внештатным работникам.
9. Утверждает номиналы и тиражи изданий с учетом состояния и перспектив развития рынков их сбыта. 10.

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения предприятия

Обеспечивает технически правильное использование основных средств, создание безопасных и здоровых условий труда, а также своевременное предоставление работникам льгот и компенсаций за опасные и вредные условия труда.2.2.6. Осуществляет подбор работников, их расстановку и целесообразное использование их труда.2.2.7. Создает условия для выявления творческой инициативы и активности работников в достижении высоких результатов труда.2.2.8.


Предоставляет помощь и обеспечивает распространение творческих начинаний, проводит воспитательную работу в коллективе.2.2.9. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, правил промышленной санитарии и пожарной безопасности.2.2.10.
Вносить на рассмотрение руководителя организации представления о приеме, перемещении и увольнении работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающим трудовую дисциплину. 5.9. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей. 5.10. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

  1. Ответственность руководителя структурного подразделения

Руководитель структурного подразделения несет ответственность: 6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины. 6.2.
Рассматривает на совещаниях с участием уполномоченных по вопросам охраны труда и на рабочем собрании вопроса состояния охраны труда, заслушивает информацию о состоянии условий труда в структурном подразделении, разбирает отдельные нарушения правил безопасности.2.2.37. Собирает и обобщает замечания и предложения рабочих по вопросам охраны труда; разрабатывает на их основе конкретные мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда, повышению уровня безопасности труда и подает их директору предприятия для внесения в план комплексных мероприятий по улучшению условий и безопасности труда, организовывает своевременное выполнение запланированных мероприятий.2.2.38. В установленные сроки информирует руководство предприятия о состоянии условий труда в структурном подразделении, о выполнении работ по улучшению условий и безопасности труда, выполнении приказов, указаний и предписаний. 3.