Введение

Теоретические основы составления штатного расписания в организации

1 Сущность и значение штатного расписания в управлении предприятием

2 Основы составления штатного расписания

3 Порядок изменений в штатном расписании

Анализ ведения штатного расписания в ООО «Пумори-Оснастка»

1 Характеристика предприятия ООО «Пумори-Оснастка»

2 Анализ составления штатного расписания в ООО «Пумори-Оснастка»

Заключение

Библиографический список

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


Управленческие решения и действия организаций и предприятий фиксируются в служебных документах. В документах отражается и учитывается деятельность организации, предприятия, поэтому ведение многих документов предписано законами (организационные, кадровые и распорядительные документы и т.д.). Одним из них является штатное расписание.

Штатное расписание - это основной документ, который применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с учредительным документом (уставом или положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Этот документ дает руководству право на укомплектование организации и ее структурных подразделений работниками. На основе штатного расписания кадровая служба ведет подбор сотрудников на вакантные должности, формирует резерв на выдвижение, организует повышение квалификации кадров.

Необходимо отметить, что столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. А именно:

Обязательно ли штатное расписание для организации?

Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться?

Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты?

Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата?

Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания?

Желание разобраться в этих актуальных вопросах и определило выбор темы нашей дипломной работы: «Роль и структура штатного расписания в организации».

Целью исследования дипломной работы является изучение процесса составления штатного расписания в организации.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решались следующие задачи:

.изучить литературные источники по выбранной теме;

.определить сущность и значение штатного расписания в управлении предприятием;

.рассмотреть порядок составления штатного расписания организации;

.проанализировать ведение штатного расписания на примере конкретного предприятия.

Объектом исследования работы является процесс составления штатного расписания в организации.

Предметом исследования является деятельность по составлению штатного расписания.

В ходе исследования применялись такие общенаучные методы как: анализ, синтез, логический подход, а также классификации, группировки, обобщения и другие.

Теоретической основой работы являются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам теории и практики управления, кадрового планирования, менеджмента: Базарова Т.Ю., Зайцева Г.Г., Магуры М.И., Смирнова Б.М., Травина В.В. и др.

Исследовательской базой является машиностроительное предприятие ООО «Пумори-Оснастка», расположенное по адресу: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Фрунзе, д. 35а.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Сущность и значение штатного расписания в управлении предприятием

штатный расписание должность управление

В практической деятельности предприятий и их руководителей можно встретить самые различные подходы к составлению, утверждению и использованию штатных расписаний.

Есть руководители предприятий, которые считают, что им штатные расписания не нужны, что они вправе набирать любое количество работающих, не связывая себя никакими обязательствами по их должностному, профессиональному или квалификационному составу, равно как и по оплате работников, занимающих те или иные должности. Такая точка зрения и практика нередки на предприятиях, созданных в ходе реформирования экономики, особенно на малых предприятиях, принадлежащих частным лицам или обществам с ограниченной ответственностью.

Есть и другая практика, когда штатные расписания охватывают полностью весь персонал предприятия и переутверждаются при каждом изменении его численности или структуры, т. е. штатное расписание подгоняется под фактическую численность персонала.

Между этими полярными подходами существует множество промежуточных вариантов. Такая ситуация нередко вызывает споры, особенно между специалистами предприятий и различных контролирующих их организаций. И далеко не всегда эти споры разрешаются на справедливой основе, даже если какая-либо из сторон права.

В практике работы со штатными расписаниями многое сохранилось от прежней экономической системы, хотя, как известно, этой системы уже не существует. Как экономический нормативный документ предприятия штатное расписание отражало противоречия прежней экономической системы: с одной стороны, преследовалась цель рационализировать расход трудовых и денежных ресурсов, используемых на оплату труда, а с другой - преследовалась цель закрепить в штатном расписании излишнюю численность, чтобы можно было легче работать в рамках планового задания. Штатное расписание было одним из важнейших документов, с которым работали специалисты кадровых служб предприятий. Численность вакансий на предприятии определялась по незанятым должностям (профессионально-квалификационным группам) штатного расписания. На основе вакансий строилась работа по подбору новых работников, их подготовке и переподготовке, осуществлялось продвижение специалистов с одной должности на другую при росте их квалификации. Важная роль штатного расписания в экономической жизни предприятия привлекала к нему внимание всех организаций, контролирующих деятельность предприятия, а их было (да и остается) немало. Штатные расписания по подразделениям (когда их руководителем делегировались права утверждения соответствующих штатных расписаний) были предметом внутреннего контроля и проверок.

В то же время новая система не оформила в каком-либо четком виде свое отношение к такому документу предприятия, как штатное расписание.

В связи с этим следует, опираясь, прежде всего, на потребности практики, рассмотреть с различных позиций (юридической, экономической, организационной, социальной) вопрос о штатном расписании как нормативном документе предприятия.

Прежде всего, для этого необходимо дать штатному расписанию определенную терминологическую трактовку, т. е. охарактеризовать то, о чем идет речь, кому и для чего нужно штатное расписание.

Различные источники дают различные определения понятию «штатное расписание», но, в принципе, суть их сводится к следующему: штатное расписание - это форма отчетности юридического лица, организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура организации, численность отделов, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов. Также в штатном расписании отражается размер надбавок и доплат, существующих в данной организации, применительно к конкретным должностям.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденными постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее - Постановление № 1), штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом . Оно содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Для работодателя штатное расписание является весьма удобным «инструментом», выполняющим сразу несколько функций. В частности, оно:

позволяет четко проследить организационную структуру компании (ее структурные подразделения);

закрепляет штатную численность структурных подразделений и количество штатных единиц по каждой должности (профессии);

позволяет проследить систему оплаты труда работников структурных подразделений;

устанавливает и закрепляет размеры надбавок;

облегчает отслеживание вакансий и осуществление подбора персонала на данные вакансии .

Штатное расписание утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным лицом, полномочие по утверждению данного документа должно быть закреплено в письменной форме. В таком приказе в отличие от типовой формы приказа по основной деятельности отсутствует констатирующая часть, и приказ может начинаться со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», так как никаких дополнительных пояснений для введения в действие штатного расписания не требуется.

На основе штатного расписания устанавливаются наименования должностей, специальностей, профессий, которые отражаются в трудовых договорах и иной кадровой документации.

Штатное расписание как нормативный документ предприятия фиксирует в сводном виде сложившееся на предприятии разделение труда между работниками, описанное в должностных (рабочих) инструкциях.

Но штатное расписание - не просто документ, производный от должностных инструкций. Будучи составленным, оно начинает играть весьма активную роль в эффективном использовании работников. Штатное расписание - не алфавитный указатель имеющихся на предприятии должностей, а, как правило, оно группирует должности по подразделениям и позволяет сравнивать эти подразделения по численности занятых в них работников, набору должностей и квалификационных групп (т.е. по их квалификационному составу), уровню оплаты одноименных должностей и квалификационных групп. Такое сравнение заставляет вернуться к анализу загрузки работников, объема и качества выполняемых ими работ, целесообразности разделения и кооперации труда и к уточнению должностных (рабочих) инструкций, а от них - к структурному делению предприятия на те или иные подразделения, вопросам нормирования и качества труда. Особенно полезно для руководителей предприятий соотносить фактическую численность работающих (по подразделениям, в разрезе должностей) с тем, что предусмотрено по штатному расписанию.

Штатное расписание имеет код по ОКУД 0301017, составляется, как правило, в количестве трех экземпляров, срок его хранения по месту разработки и утверждения устанавливается руководством (постоянно или 3 года) .

На данный момент существуют две точки зрения относительно обязанности работодателя по ведению штатного расписания.

Согласно первой наличие данного локального нормативного акта является обязательным, поскольку непосредственно затрагивает трудовую функцию работника и оплату его труда . Так, в Трудовом кодексе РФ штатное расписание упоминается в ст. 15, содержащей определение трудовых отношений, и в ст. 57, согласно которой существенным условием трудового договора является трудовая функция, а именно: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.

Согласно другой точке зрения работодатель самостоятельно решает вопрос о необходимости ведения штатного расписания. Обоснованием такой позиции служат следующие аргументы. Во-первых, Постановлением № 1 утверждена рекомендуемая к использованию унифицированная форма штатного расписания (№ Т-3). Упоминается штатное расписание и в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69 (далее - Инструкция № 69). В частности, в п. 3.1 Инструкции отмечается, что записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации .

Как видим, ни в одном из перечисленных нормативных актов не закреплена обязанность работодателя по оформлению штатного расписания. Вместе с тем рекомендуем не пренебрегать ведением этого кадрового документа, поскольку проверяющие органы придерживаются именно первой точки зрения.

Так, Фонд социального страхования РФ обращает внимание страхователей (работодателей) на необходимость составления штатного расписания как документа, служащего для подтверждения правильности начисления страховых взносов <#"416" src="doc_zip1.jpg" /> <#"justify">Рисунок 1 - Образец заполнения штатного расписания


Постановлением Госкомстата России, которым введена унифицированная форма № Т-3, предусмотрено утверждение штатного расписания приказом руководителя организации. Для этого в отдельной графе проставляются дата и номер приказа, количество штатных единиц и месячный фонд заработной платы.

Первая колонка унифицированной формы называется «Наименование структурного подразделения». Если речь идет о коммерческой организации то, как правило, в наименованиях структурных подразделений нет никаких ограничений, не считая требований к терминологии и общепринятым понятиям и определениям (нежелательно называть структурные подразделения малопонятными иностранными словами). Однако существуют организации, в которых от наименования структурного подразделения, указанного в штатном расписании, зависит ряд льгот, предоставляемых работникам по выходе на пенсию (например, медицинские и образовательные учреждения, предприятия, в состав которых входят производства с вредными условиями труда). Поэтому задача правильного отражения в штатном расписании наименований структурных подразделений ложится на отдел кадров или отдел организации и оплаты труда. Для облегчения работы в данном направлении существуют отраслевые классификаторы вредных производств или номенклатуры наименований структурных подразделений, а также тарифно-квалификационные справочники, общероссийские классификаторы, Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Наименования подразделений указываются по группам:

руководство или административная часть (к таким подразделениям относятся дирекция, бухгалтерия, отдел кадров, др.);

производственные подразделения;

вспомогательные или обслуживающие подразделения.

Как правило, расположение наименований структурных подразделении в большинстве организаций соответствует этому порядку. Исключение составляют предприятия, основным бизнесом которых является торговля. В таких фирмах нет производственных подразделений, а существуют отделы продаж или коммерческие отделы, которые тесно связаны с логистическими подразделениями (последние в данном случае являются обслуживающими).

Код структурного подразделения обозначает место структурного подразделения в иерархической структуре организации. Посредством кодирования обозначается место более мелких подразделений в структуре крупных.

Графа «Профессия (должность)» заполняется в строгом соответствии с тарифно-квалификационными справочниками и Общероссийским классификатором должностей служащих и профессий рабочих. Последовательность заполнения этой графы по каждому структурному подразделению является индивидуальной с учетом специфики конкретной организации. Как правило, сначала располагаются должности руководителя структурного подразделения, его заместителей, далее - ведущих и главных специалистов, потом должности исполнителей. Если в составе структурного подразделения есть как инженерно-технический персонал, так и рабочие, необходимо выделить сначала ИТР, затем - рабочих.

На предприятиях с большим должностным и численным составом целесообразно разрабатывать и утверждать штатное расписание каждого структурного подразделения.

Форма может быть заполнена как ручным способом, так и с помощью машинной техники (печатной, вычислительной и т.п.), однако с обязательным резервным копированием информации на бумажном носителе.

Наименования структурных подразделений, как правило, указываются в алфавитном порядке, без сокращений, в именительном падеже единственного числа.

В графе 3 таблицы приводятся наименования профессий (должностей), которые могут дифференцироваться по специальностям и квалификации.

Наименование профессии берется из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Такой порядок определен ст. 57 ТК РФ .

В штатном расписании наименования профессий (должностей) указываются в составе структурных подразделений. Они приводятся, начиная с высшего звена и заканчивая младшим звеном: руководитель, заместитель руководителя, специалист, технический исполнитель и т.д. В штатном расписании допускается указывать двойные наименования должностей, разделяемых знаком "-", при этом должностной оклад устанавливается по первой должности в двойном наименовании .

В том случае, если в организации есть работники, не входящие в состав какого-либо структурного подразделения, они оформляются как "прочий персонал".

Наименование указывается полностью, в единственном числе именительного падежа. Сокращения "зав.", "зам.", "нач." не допускаются.

Количество штатных единиц (графа 4) указывается в единицах по каждой должности или профессии. Должности, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы, указываются в соответствующих долях (0,2; 0,4 и т.д.).

В графе 5 указываются оклады (тарифные ставки), устанавливаемые за выполнение работ в соответствии с профессиями (должностями), перечисленными в графе 3.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих .

Что же касается надбавок (графы 6 - 8), то они также должны быть предусмотрены системой оплаты труда. Виды и размеры надбавок устанавливаются в соответствии с ТК РФ, коллективными договорами и локальными нормативными актами.

В графе 9 определяется месячный фонд оплаты труда по каждому работнику. Согласно ст. 129 ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным Постановлением Госкомстата России N 1, в штатном расписании заработную плату можно указывать не только в рублях, но и с помощью процентов, коэффициентов и т.д.

Графа «Примечание» предназначена для внесения оперативных изменений или отражения особенностей по конкретному наименованию должности. Зачастую данная графа используется для указания фамилии и инициалов отдельных работников, занимающих управленческие должности.

После заполнения всех граф основной части таблицы в строке «Итого» указываются итоговые суммы по графам 4 - 9. По итоговым показателям 3-й и 9-й граф издается приказ (распоряжение) об утверждении штата с конкретным количеством штатных единиц и определенным месячным фондом оплаты труда. Приказ (распоряжение) утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Если при заполнении формы были допущены ошибки, то они могут быть исправлены только по установленным правилам, т.е. с помощью зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных. При этом исправления должны быть согласованы со всеми лицами, подписавшими документ, и подтверждены их подписями с указанием даты внесения исправлений.

При оформлении штатного расписания следует обратить внимание на то, чтобы в документе были заполнены все реквизиты, предусмотренные унифицированной формой. Только в этом случае оно будет считаться окончательно оформленным и может быть принято к утверждению. В частности, необходимо заполнять такие реквизиты, как наименование организации и код по ОКПО. Расшифровки подписей также являются реквизитами, обязательными к заполнению. Если в форме остаются незаполненные строки, то они должны быть обязательно прочеркнуты.

Проект штатного расписания подлежит согласованию с руководителями структурных подразделений, а также иными лицами, относящимися к высшему звену управления предприятием . Он изготавливается по количеству заинтересованных лиц и хранится 3 года после утверждения штатного расписания.

1.3 Порядок изменений в штатном расписании


Штатное расписание - документ долговременного действия, однако при необходимости в него могут вноситься изменения и дополнения. Внесение изменений и дополнений производится приказом руководителя предприятия или уполномоченного им лица (смотри рисунок 2).

Изменения в штатное расписание вносятся при сокращении численности или штата работников. При сокращении численности исключаются отдельные единицы, а при сокращении штата - отдельные подразделения. При этом работники, замещающие сокращаемые должности или работающие по сокращаемым профессиям, подлежат увольнению по соответствующим статьям Трудового кодекса РФ.

Изменения в штатное расписание вносятся также в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя.

Внести изменения в штатное расписание можно двумя путями :

) изменить само штатное расписание. Новое штатное расписание за следующим регистрационным номером утверждается приказом по основной деятельности;

) когда изменения, вносимые в штатное расписание, несущественны, их можно оформить посредством приказа по основной деятельности.


<#"justify">2. АНАЛИЗ ВЕДЕНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ В ООО «ПУМОРИ-ОСНАСТКА»


.1 Характеристика предприятия ООО «Пумори-Оснастка»


Объектом анализа является машиностроительное предприятие ООО «Пумори-Оснастка», расположенное по адресу: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Фрунзе, д. 35а.

ООО «Пумори-Оснастка» <#"justify">По территориальному признаку предприятие работает на рынке Уральского региона, в городе Екатеринбург.

Предприятие ООО «Пумори-Оснастка» на рынке изготовления технологической оснастки успешно работает в течение 10 лет.

Основным клиентами продукции ООО «Пумори-Оснастка» являются такие компании как ООО «УДМЗ», ООО ЗСО «Искра», ООО СИЗ, Воткинский машзавод, ООО «Виком», ОАО «КУЛЗ», ОАО «МЗМЗ-ВММ» и другие предприятия и фирмы.

Направлениями деятельности предприятия ООО «Пумори-Оснастка» являются:

разработка, производство и реализация опытных, единичных и серийных изделий, спецтехнологического оборудования, научно-технической продукции, продукции производственно-технического назначения;

внешнеэкономическая деятельность;

прочие виды деятельности, не запрещённые законом.

Целями деятельности ООО «Пумори-Оснастка» прежде всего, являются:

обеспечение предприятий различных отраслей промышленности современным высококачественным вспомогательным инструментом, технической оснасткой;

повышение эффективности производства путём снижения не производственных издержек;

создание условий для внедрения прогрессивных технологий;

увеличение доли рынка путём создания конкурентоспособной продукции и увеличения объёма продаж.

Основными видами деятельности ООО «Пумори-Оснастка» являются:

инструментальное производство А;

производство технической оснастки В.

Соотношение видов деятельности ООО «Пумори-Оснастка» представим на рисунке 3.


Рисунок 3 - Соотношение видов деятельности ООО «Пумори-Оснастка» в 2010 году

ООО «Пумори-Оснастка» является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ.

Организационная структура управления предприятием ООО «Пумори-Оснастка» представлена на рисунке 4.

ООО «Пумори-Оснастка» является дочерним предприятием одного из крупнейших российских производителей металлорежущего и сложного вспомогательного инструмента, оснастки, поставщиком современных станков и оборудования в Российской Федерации, входит в Уральскую машиностроительную корпорацию «Пумори-СИЗ».

Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ» была создана путем интеграции группы предприятий «Пумори» и Свердловского инструментального завода. Объединение технического, производственного, научного и творческого потенциала предприятий в рамках единой структуры способствовало успешному решению сложных задач, стоящих перед машиностроительной отраслью России. Сегодня УМК «Пумори-СИЗ» объединяет более десятка предприятий и имеет дочерние предприятия в городах Санкт-Петербург, Пермь и представительства в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах Российской Федерации. Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ» имеет обширные деловые связи в России и за рубежом.


Рисунок 4 - Организационная структура ООО «Пумори-Оснастка»


2.2 Анализ составления штатного расписания в ООО «Пумори-Оснастка»


Разработка штатного расписания на предприятии ООО «Пумори-Оснастка» применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом.

Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Разработкой штатного расписания на предприятии ООО «Пумори-Оснастка» занимается кадровая служба с непосредственным взаимодействием с отделом труда и экономическим отделом.

В связи с необходимостью разработки штатного расписания, в ООО «Пумори-Оснастка» сначала издается приказ о возложении на конкретного работника обязанностей по созданию проекта штатного расписания, где устанавливается срок создания проекта штатного расписания. Обязательным условием подготовки проекта штатного расписания является согласованность его с руководителями всех подразделений предприятия.

Утверждается штатное расписание приказом, подписанным генеральным директором организации.

Для составления штатного расписания в ООО «Пумори-Оснастка» используется форма № Т-3 Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004г. № 1.

Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем организации.

В каждое структурное подразделение включает штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном.

Общее количество штатных единиц по штатному расписанию соответствует расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной в смете.

Наименования структурных подразделений и должностей в штатном расписании пишутся в именительном падеже в соответствии с перечнями должностей служащих и рабочих профессий, утвержденными в квалификационных справочниках.

На данный момент существуют следующие справочники, которыми можно пользоваться при установлении профессии (должности) в штатном расписании:

ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

Единый квалификационный справочник должностей руководите лей, специалистов и служащих;

ОКПДТР - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Штатное расписание в ООО «Пумори-Оснастка» было разработано и утверждено в 2001 году, в последствии, в штатное расписание вносились изменения.

В качестве основания в приказе могут быть указаны следующие причины:

совершенствование организационной структуры компании;

проведение мероприятий, направленных на улучшение деятельности отдельных структурных подразделений;

реорганизация компании;

расширение или сокращение производственной основы компании;

изменение законодательства;

оптимизация управленческой работы;

планово-экономические расчеты отдела по работе с персоналом, устранение дублирования функций и т. д.

Последнее изменение штатного расписания в связи с массовым сокращением численности в период действия мирового финансового кризиса, было в январе 2009 года, путем внесения изменений в действующее расписание.

Согласно штатному расписанию, представленому в приложении А, количество штатных единиц предприятия ООО «Пумори-Оснастка» составляет 137,4 единиц.

Однако штат ООО «Пумори-Оснастка» сформирован не полностью, согласно штатной расстановке на август 2011 г., количество занимаемых ставок составляет 121 штатная единица, это составляет 88% от всего количества штатных единиц утвержденного штатного расписания.

При детальном анализе организационно-управленческой структуры ООО «Пумори-Оснастка», мы определили, что штатное расписание отвечает деятельности предприятия, загрузка сотрудников равномерная, обязанности и управленческие полномочия сотрудников четко распределены, согласно должностным инструкциям.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная работа была посвящена вопросу о роли штатного расписания в организации, а также определения его структуры.

Во введении мы определили актуальность темы работы, поставили цель, наметили задачи работы, определили объект и предмет исследования, обозначили теоретическую, исследовательскую базу работы, основные методы исследования.

В первой главе, на основе анализа литературных источников, мы рассмотрели теоретические аспекты составления штатного расписания.

Штатное расписание - это форма отчетности юридического лица, организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура организации, численность отделов, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов.

Утверждается штатное расписание приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.

Разработка штатного расписания в организации поручается, как правило отделу кадров, либо планово-экономическому отделу.

Способом оформления штатного расписания является заполнение унифицированной формы № Т-3.

При сокращении численности или штата работников в штатное расписание вносятся изменения. Изменения вносятся двумя путями: изменением всего штатного расписания или внесением изменений, вносимых в штатное расписание.

Мы полагаем, что штатное расписание очень важный документ, помогающий в работе руководителя и его должна иметь любая серьёзная организация.

Во второй главе работы был проведен анализ составления штатного расписания на конкретном предприятии - в ООО «Пумори-Оснастка».

При детальном анализе штатного расписания ООО «Пумори-Оснастка», мы определили, что оно отвечает деятельности предприятия, загрузка сотрудников равномерная, обязанности и управленческие полномочия сотрудников четко распределены, согласно должностным инструкциям.

Таким образом, написание работы проводилось согласно актуальности темы и цели поставленной перед ней. Задачи, поставленные в начале написания работы были решены в полной мере.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Т.Ю.Базаров, Б.Л.Еремина.- М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2010.

2.Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2005.

3.Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб. пос. - М.: ГЕЛАН, 2009.

4.Быкова Т.А. Делопроизводство: учебник/ Т.А. Быкова - М.: МЦФР, 2006.

.Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2003.

.Единый тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих// #"justify">7.Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2012.

8.Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом. М.: ИД "ФОРУМ", "ИНФРА-М", 2006.

.Захаркина О.И. Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база / О.И. Захаркина. - М.: Омега-Л, 2007.

.Какора Е.В. Актуальная кадровая информация способна влиять на успешное развитие бизнеса // Управление персоналом. 2009. №12. С. 40-41.

.Кибанов А. Я. /ред./ Управление персоналом организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.

12.Лагина, Шакирова Организация работы с кадрами и её совершенствовании. - М.: ВНИИЭгазпром, 2010.

13.Мансуров Р.Е. «Опыт формирования экономически и технологически обоснованного штатного расписания промышленного предприятия»//Управление персоналом, 2008, N 1.

14.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. М. - Новосибирск, 2009 г.

.Поршнев А. Г., Румянцева З. П., Саломатин Н. А. /ред./ Управление организацией: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»// #"justify">17.Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих//#"justify">18.Рогожин М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. - М.; Юстицинформ, 2011.

19.Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. - М.: ГАУ, 2006.

.Томилов В.В., Бабкина Л.Н., Песоцкая Е.В. и др. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2009.

21. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента/В.В.Травин, В.А.Дятлов. - 2-е изд. - М.: Дело, 2007.

22.Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2009 г.

23.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации /учебно-практическое пособие. Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002 г.

.Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма - Инфра - М, 2010.

25.Якимов В.Н., Томашевич В.Е., Постников М.А. Социальное развитие предприятия и работа с кадрами: Учебное пособие./ Под ред. В.Н. Якимова и др. - М.: Экономика, 2011.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение А


Штатное расписание ООО «Пумори Оснстка»Унифицированная форма № Т-3 Утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1КодФорма по ОКУД0301017Общество с ограниченной ответственностью "Пумори-Оснастка"по ОКПО63920061наименование организацииНомер документаДата составленияШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕУТВЕРЖДЕНО Приказом организацииот " " _______ 20 года № ___штат в количестве 137,4 единицСтруктурное подразделениеДолжность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификацииКол-во штатных единицТарифная ставка (оклад) и пр., руб.Надбавки, рубВсего, руб.наименованиекодРайонный коэффициентОтдел материально-технического снабжения и кооперации Группа кооперации96Заместитель начальника отдела110000,0015%11500,00Отдел материально-технического снабжения и кооперации Группа кооперации96Инженер по кооперации17000,0015%8050,00Аппарат управления1Директор135000,0015%40250,00Аппарат управления1Заместитель директора по марккетингу и сбыту120000,0015%23000,00Аппарат управления1заместитель директора по техническим вопросам120000,0015%23000,00Аппарат управления1Инженер по охране труда0,57000,0015%4025,00Аппарат управления1Инспектор по кадрам17000,0015%8050,00Аппарат управления1Менеджер по персоналу110000,0015%11500,00Аппарат управления1Начальник производства120000,0015%23000,00Аппарат управления1Секретарь руководителя17000,0015%8050,00Бухгалтерия8Бухгалтер37000,00 - 8000,0015%24150,00 - 27600,00Бухгалтерия8Главный бухгалтер120000,0015%23000,00Бухгалтерия8Экономист110000,0015%11500,00Отдел главного механика и энергетика68Главный механик0,520000,0015%11500,00Отдел главного механика и энергетика68Энергетик110000,0015%11500,00Отдел главного механика и энергетика. Группа инженеров-электроников69Инженер-электроник0,514000,0015%8050,00Отдел главного механика и энергетика. Группа инженеров-электроников69Инженер-электроник 1 категории0,57000,00 - 14000,0015%4025,00 - 8050,00Отдел главного механика и энергетика. Группа инженеров-электроников69Руководитель группы0,520000,0015%11500,00Отдел главного механика и энергетика. Группа ремонта и обслуживания оборудования цехов №2, №371Слесарь-ремонтник27000,0015%16100,00Отдел главного механика и энергетика. Группа ремонта и обслуживания станков с ЧПУ70Слесарь-ремонтник114000,0015%16100,00Отдел главного механика и энергетика. Участок по текущему ремонту электрооборудования72Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования17000,0015%8050,00Отдел маркетинга и сбыта11Заместитель начальника отдела210000,0015%23000,00Отдел маркетинга и сбыта11Менеджер по продажам37000,0015%24150,00Отдел маркетинга и сбыта11Начальник отдела112000,0015%13800,00Отдел материально-технического снабжения и кооперации92Начальник отдела112000,0015%13800,00Отдел материально-технического снабжения и кооперации. Гараж.93Водитель-экспедитор17000,0015%8050,00Отдел материально-технического снабжения и кооперации. Группа снабжения.95Инженер по снабжению17000,0015%8050,00Отдел материально-технического снабжения и кооперации. Склад металлов и ГСМ.94Грузчик-подсобный рабочий17000,0015%152950,00Отдел материально-технического снабжения и кооперации. Склад металлов и ГСМ.94Кладовщик17000,0015%8050,00Отдел технического контроля27Инженер-контролер17000,0015%8050,00Отдел технического контроля27Контролер37000,0015%24150,00Отдел технического контроля27Начальник ОТК0,520000,0015%11500,00Производственно-диспетчерский отдел3Диспетчер17000,0015%8050,00Производственно-диспетчерский отдел3Инженер по подготовке производства17000,0015%8050,00Производственно-диспетчерский отдел3Начальник отдела112000,0015%13800,00Технический отдел63Инженер-технолог по учету документации17000,0015%8050,00Технический отдел63Начальник отдела112000,0015%13800,00Технический отдел. Бюро моделирования и конструирования66Ведущий инженер-конструктор37000,0015%24150,00Технический отдел. Бюро моделирования и конструирования66Начальник бюро110000,0015%11500,00Технический отдел. Бюро нормирования64Инженер по нормированию труда17000,0015%8050,00Технический отдел. Бюро нормирования64Начальник бюро110000,0015%11500,00Технический отдел. Бюро управляющих программ станков с программным управлением65Инженер-программист27000,0015%16100,00Технический отдел. Бюро управляющих программ станков с программным управлением65Начальник бюро110000,0015%11500,00Технический отдел. Технологическое бюро вспомогательного инструмента59Инженер-технолог37000,0015%24150,00Технический отдел. Технологическое бюро вспомогательного инструмента59Начальник бюро110000,0015%11500,00Технический отдел. Технологическое бюро формообразующей оснастки58Инженер-технолог17000,0015%8050,00Технический отдел. Технологическое бюро формообразующей оснастки58Начальник бюро110000,0015%11500,00Участок упаковки74Начальник участка0,44000,0015%1840,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Заместитель начальника цеха110000,0015%11500,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Кладовщик17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Наладчик станков с ПУ (фрезерных)17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Начальник цеха112000,0015%13800,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Оператор станков с ПУ 6 разряда17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Оператор станков с ПУ37000,0015%24150,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Оператор станков с ПУ (фрезерных)17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Оператор станков с ПУ 5 разряда17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Распределитель работ 4 разряда17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Резчик на пилах и станках17000,0015%Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Слесарь -инструментальщик 5 разряда17000,0015%Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Слесарь инструментальщик 6 разряда27000,0015%Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4токарь 3 разряда17000,0015%Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4токарь 4 разряда17000,0015%Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4токарь 6 разряда27000,0015%Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Токарь-расточник17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Фрезеровщик17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4фрезеровщик 4 разряда17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Фрезеровщик 6 разряда17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Шлифовщик 6 разряда17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Шлифовщик 5 разряда17000,0015%8050,00Цех №2 Инструментальной оснастки, штампов и приспособлений.4Шлифовщик сухим способом 100% 6 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента5Водитель электро- и автотележки17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента5Инженер по подготовке производства17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента5Кладовщик17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента5Кладовщик-распределитель работ17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента5Начальник цеха112000,0015%13800,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента5Распределитель работ27000,0015%16100,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Мастер участка110000,0015%11500,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Наладчик станков с ПУ (токарных)27000,0015%16100,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Наладчик станков с ПУ (фрезерных)37000,0015%24150,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Оператор станков с ПУ (токарных) 4 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Оператор станков с ПУ (токарных)37000,0015%24150,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Оператор станков с ПУ (токарных) 3 разряда37000,0015%24150,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Оператор станков с ПУ (фрезерных)57000,0015%40250,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Оператор станков с ПУ (фрезерных) 3 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Токарь37000,0015%24150,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33токарь 4 разряда27000,0015%16100,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33токарь 6 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Фрезеровщик17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок предварительной обработки33Фрезеровщик 5 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Мастер участка110000,0015%11500,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Наладчик станков с ПУ (шлифовальных)17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Оператор станков с ПУ (лазерная установка)17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Оператор станков с ПУ (шлифовальных)17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Слесарь механосборочных работ27000,0015%16100,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Слесарь механосборочных работ 4 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Слесарь механосборочных работ 5 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Слесарь механосборочных работ 6 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Токарь-расточник17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Шлифовщик57000,0015%40250,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Шлифовщик (профильная шлифовка)27000,0015%16100,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Шлифовщик 4 разряда17000,0015%8050,00Цех №3 Вспомогательного и режущего инструмента. Участок чистовой обработки и сборки.34Шлифовщик 5 разряда27000,0015%16100,00

Кто отвечает за составление штатного расписания на предприятии

Штатное расписание (ШР) представляет собой один из первичных документов, применяемых в целях оплаты труда набранного персонала и ведения бухучета на предприятии. Кроме того, ШР незаменимо в кадровом делопроизводстве. Поэтому ответ на вопрос, кто составляет штатное расписание на предприятии, зависит от масштабов и организационной структуры предприятия.

Заполнение и ведение ШР может быть возложено:

  • на инспектора отдела кадров, если таковой функционирует, или сотрудника, на которого возложено ведение кадрового учета (последним может быть юрист, секретарь, офис-менеджер и т. д.);
  • главного бухгалтера или сотрудника бухгалтерии, когда такое подразделение создано;
  • генерального директора предприятия, когда главный бухгалтер в штате предприятия отсутствует.

В первом случае в принятии расписания участвуют все 3 звена (кадровик его составляет, главный бухгалтер проверяет и визирует, руководитель утверждает, издавая соответствующий приказ). В последнем случае все действия производятся непосредственно руководителем юрлица.

Как часто нужно заполнять штатное расписание

На вопрос, как часто нужно составлять штатное расписание, следует ответить, что расписание оформляется единожды и в дальнейшем корректируется по мере необходимости. Первоначальное ШР составляется, когда предприятие создается и руководство определяется с количеством работников тех или иных должностей и специальностей, необходимых для его функционирования. Для удобства этот момент пытаются соотнести с началом календарного года или первым числом месяца, чтобы избежать вопросов по начислению заработной платы.

При изменении данных ШР необходимо привести в соответствие с ними путем внесения изменений. О том, как это сделать грамотно, читайте в нашей статье Как правильно вносить изменения в штатное расписание? .

Как правильно сделать штатное расписание: составляем пример на 2018 - 2019 год

Нередко руководители небольших юрлиц задаются вопросом: как заполнить штатное расписание и где посмотреть образец его оформления? В этом разделе мы расскажем, как правильно сделать штатное расписание.

Существует унифицированная форма ШР (форма Т-3, утв. постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1), однако с 01.01.2013, дня вступления в силу закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, применять такую форму необязательно. Можно разработать собственный шаблон.

Проведем анализ образца заполнения штатного расписания на примере утвержденной формы. В ней рекомендуется прописать:

  1. Общие данные:
    • название предприятия;
    • номер и дату оформления, период действия штатного расписания;
    • реквизиты приказа, которым документ утвержден.
  2. Само расписание в табличной форме со следующими столбцами:
    • название структурного подразделения и его код (при наличии);
    • название необходимых специальностей и должностей персонала;
    • количество штатных единиц, причем число может быть как целым (1, 2), так и дробным (0,5 или 0,25), когда присутствие того или иного работника целый рабочий день не требуется;
    • должностной оклад;
    • надбавки (при наличии);
    • размер платежей по каждой должности и всему предприятию (определяется путем сложения оклада и надбавок по каждой должности и умножения на количество штатных единиц).
  3. Подписи:
    • инспектора отдела кадров (руководителя отдела при наличии);
    • главбуха или лица, исполняющего его обязанности на предприятии.

Пример заполнения штатного расписания можно скачать по ссылке: Образец заполнения штатного расписания на 2018 - 2019 год .

Мы рассмотрели, как составить штатное расписание. Для оформления данного документа можно использовать утвержденную форму или составить его в произвольном виде. Из ШР можно узнать о структуре предприятия, числе работников и ежемесячном размере денежных средств, требуемых, чтобы оплатить труд персонала.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПРИКАЗ

Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия

Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия: Номер государственной регистрации: N 032013255 от 5 июля 2013 года

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 03.04.2013 N 200-р и в целях совершенствования механизмов оценки эффективности расходования средств республиканского бюджета Республики Бурятия государственными учреждениями Республика Бурятия п р и к а з ы в а е м:

1. Утвердить Методические рекомендации по оптимизации штатной численности работников в государственных (муниципальных) учреждениях, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета, (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.

Полученные результаты учитывать при проведении оценки эффективности деятельности республиканских государственных учреждений, осуществляемой в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 ноября 2009 г. N 434 "О порядке оценки эффективности деятельности республиканских государственных учреждений" ;

В срок до 15.08.2013 г. установить пороговые значения предельной штатной численности и структуры штатного расписания для каждого подведомственного учреждения.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр экономики

Республики Бурятия

Т.Г. Думнова

Министр финансов

Республики Бурятия

И.Ю.Шутенков

Консультант сектора

кадрово-правовой

и специальной работы

Ч.Д-С. Нимаев

ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оптимизации штатной численности работников в государственных учреждениях, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу
Министерства экономики
Республики Бурятия и
Министерства финансов
Республики Бурятия
от 27.06.2013 N 45/149

1. Общие положения

1. Методические рекомендации по оптимизации штатной численности работников государственных учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета (далее - Методические рекомендации) предназначены для формирования исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия единого подхода при оптимизации структуры и штатных расписаний подведомственных государственных учреждений Республики Бурятия (далее - учреждения), обеспечения возможности проведения главными распорядителями бюджетных средств мониторинга эффективности использования трудовых ресурсов в подведомственных учреждениях.

2. При проведении оптимизации штатной численности необходимо руководствоваться действующим трудовым законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики и нормативное регулирование в социальной сфере.

3. Оптимизация штатной численности работников учреждений осуществляется в целях повышения эффективности внутреннего управления в учреждении, исключения избыточных, дублирующих функций работников учреждений, повышения эффективности труда работников учреждений, а также повышения эффективности расходов на оплату труда.

4. Оптимизация штатной численности работников учреждений осуществляется путем проведения структурного и количественного анализа штатных расписаний учреждений с последующим принятием органом исполнительной власти организационных решений о целесообразности сокращения или сохранения отдельных штатных единиц или структурных подразделений.

5. Анализ штатных расписаний учреждений проводится на основе принципа соответствия специфике и принципа оптимального соотношения.

1.6. Принцип соответствия специфике заключается в том, что структура штатного расписания должна соответствовать мощности и отраслевой специфике учреждения.

1.7. Принцип оптимального соотношения означает, что для эффективного построения штатного расписания необходимо определить оптимальное для группы однородных учреждений взаимное соотношение численности управленческого и прочего персонала, численности работников подразделений, выполняющих основные и вспомогательные функции, а также соотношение общего объема трудовых ресурсов с мощностью учреждения.

2. Проведение анализа штатных расписаний учреждений

2.1. Проведение анализа штатных расписаний осуществляется на основании полученных от учреждений утвержденных штатных расписаний, действующих в соответствующем периоде, в формате Excel.

2.2. Для проведения анализа полученных данных учреждения группируются по сфере деятельности, по однородным признакам, соответствующим группировке государственных услуг и специфике деятельности учреждения, независимо от ведомственного подчинения.

В сфере образования рекомендуется выделять следующие группы: учреждения общего образования (в отдельную группу выделяются школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционные школы-интернаты объединяются в две группы 1-5 видов и 6-8 видов), учреждения дополнительного образования, учреждения среднего профессионального образования.

В сфере социальной защиты и обслуживания рекомендуется выделять следующие группы: дома-интернаты для престарелых и инвалидов (специальные дома-интернаты выделяются в отдельную группу), психоневрологические интернаты, реабилитационные центры, комплексные центры социального обслуживания населения.

В случае если учреждение осуществляет различные виды деятельности и не может быть отнесено только к одной группе, его одновременно относят к нескольким соответствующим группам. В случае если учреждение имеет филиал, в целях анализа штатного расписания, рекомендуется рассматривать штатное расписание филиала отдельно от штатного расписания учреждения.

2.3. После распределения учреждений по группам проводится анализ количества учреждений, отнесенных к той или иной группе. Если в группе оказывается одно учреждение - оно признается нетиповым и не подлежащим унификации в силу уникальности их деятельности и/или особой значимости для региона. Анализ штатного расписания нетипового учреждения рекомендуется проводить экспертным путем. Если в группе оказывается более одного учреждения – такие учреждения признаются типовыми и подлежат анализу в общем порядке.

2.4. Независимо от существующей в учреждениях структуры штатного расписания, перед проведением анализа осуществляется перегруппировка штатного состава. Выделяются три основные категории персонала: административно-управленческий персонал, основной персонал, вспомогательный персонал, которые в свою очередь группируются по функциональным категориям персонала.

2.4.1. К административно-управленческому персоналу относятся:

Руководство (директор, главный врач, их заместители);

Административное обслуживание (инженеры по технике безопасности, секретари, делопроизводители, программисты, операторы персональных компьютеров и т.п.);

Бухгалтерское, кадровое и юридическое сопровождение (главный бухгалтер, его заместители, бухгалтеры, экономисты, кассиры, инспекторы и специалисты по кадрам, юристы и т.п.);

2.4.2. К основному персоналу относятся штатные единицы, в основные обязанности которых входит осуществление деятельности, непосредственно связанное с предоставлением услуг, закрепленных за учреждением в государственном задании. Если учреждение, в процессе типизации было отнесено к нескольким типовым группам, его штатная структура в части основного персонала разбивается на несколько соответствующих частей.

2.4.3. К вспомогательному персоналу относятся специалисты, осуществляющие:

Материальное обеспечение (заведующий складом, снабженцы, кастелянши, кладовщики, сестры-хозяйки и т.п.);

Хозяйственное обслуживание зданий и территорий (завхоз, рабочие по обслуживанию зданий, подсобные рабочие, слесари, электрики, уборщики, сторожа, дворники, кочегары и т.п.);

Транспортное обеспечение (начальник гаража, водители, автослесари);

Дополнительное обслуживание получателей услуг (библиотекари за исключением библиотек и архивов, парикмахеры, швеи, машинисты по стирке белья, банщики, гладильщицы, сапожники и т.п.);

Организация питания (повара, кондитеры, кухонные работники, мойщики посуды, буфетчицы и т.п.);

Обслуживание работников учреждения.

2.5. В целях приведения штатных расписаний к единой структуре проводится инвентаризация и упорядочивание штатных ставок.

При наличии в штатном расписании учреждений одного типа различных наименований должностей с одинаковыми функциональными обязанностями, подобные должности приводятся к единому наименованию.

Получившаяся в результате инвентаризации и упорядочивания номенклатура штатных должностей должна соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

2.6. Для проведения оценки количественного состава штатной численности учреждений используются следующие коэффициенты:

Коэффициент нормы управляемости;

Коэффициент основного обеспечения;

Коэффициент административного обеспечения;

Коэффициент технического обеспечения.

2.6.1. Коэффициент нормы управляемости рассчитывается по следующей формуле:

Купр = (Робщ-Ррук)/Ррук,

где Робщ - общее количество штатных ставок единиц в штатном расписании,

Ррук - количество штатных ставок единиц руководящих должностей. Коэффициент нормы управляемости отражает количество работников, приходящихся на одного руководителя, и может рассчитываться как в целом по учреждению, так и отдельно для каждого подразделения. При расчете в целом по учреждению суммируются все штатные ставки, занятые руководителями любого уровня, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих.

Целевое значение коэффициента нормы управляемости устанавливается в зависимости от вида деятельности учреждения или группы типовых учреждений, уровня стандартизации и автоматизации задач, выполняемых работниками учреждения.

2.6.2. Коэффициент основного обеспечения рассчитывается по следующей формуле:

Косн = М/Росн,

где М - количественный показатель, характеризующий мощность учреждения,

Росн - количество штатных ставок основного персонала. Показатель мощности устанавливается для каждого типа учреждения в соответствии с таблицей N 1

Таблица N 1. Показатель мощности учреждения

Тип учреждения

Показатель мощности

Учреждения общего образования

Количество учащихся

Учреждения дополнительного образования

Количество учащихся

Учреждения начального профессионального образования

Количество учащихся

Учреждения среднего профессионального образования

Количество учащихся

Учреждения больничного типа

Количество койко-дней

Учреждения амбулаторно-поликлинического типа

Количество прикрепленного населения

Дом ребенка

Количество коек

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов

Количество коек

Психоневрологические интернаты

Количество коек

Реабилитационные центры

Количество коек

Комплексные центры социального обслуживания населения

Численность населения

Количество зрительных мест

Библиотеки

Пропускная способность, посетителей

Центры народного творчества

Количество посетителей

Сопоставление полученных значений коэффициентов основного обеспечения проводится по группам учреждений каждого типа. Целевое значение коэффициента основного обеспечения устанавливается в соответствии с нормами, установленными нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики и нормативное регулирование в социальной сфере.

2.6.3. Коэффициент административного обеспечения рассчитывается по следующей формуле:

Кадм = (Робщ-Радм)/Радм,

где Робщ - общее количество штатных ставок в штатном расписании, Радм - количество штатных ставок должностей, в функциональные обязанности которых входит руководство учреждением, административное, бухгалтерское, кадровое и юридическое сопровождение.

Коэффициент административного обеспечения отражает количество работников учреждения, приходящихся на одного работника административно-управленческой категории, и рассчитывается в целом по учреждению. Целевое значение коэффициента административного обеспечения устанавливается в зависимости от выбранного способа обеспечения учреждения административными ресурсами, собственными силами учреждения или передача части административных функций на аутсорсинг.

2.6.4. Коэффициент технического обеспечения рассчитывается по следующей формуле:

Ктехн = (Робщ-Ртехн)/Ртехн, где Робщ - общее количество штатных ставок в штатном расписании, Ртехн - количество штатных ставок должностей, в функциональные обязанности которых входит техническое, транспортное сопровождение, обеспечение безопасности, организация питания, дополнительное обеспечение получателей услуг.

Коэффициент технического обеспечения отражает количество работников учреждения, приходящихся на одного работника вспомогательной категории, и рассчитывается в целом по учреждению. Целевое значение коэффициента технического обеспечения устанавливается в зависимости от выбранного способа обеспечения учреждения техническими ресурсами, собственными силами учреждения или передача части функций на аутсорсинг.

3. Принятие решения о необходимости оптимизации штатной численности.

3.1. Решение о необходимости оптимизации штатной численности конкретного учреждения или оптимизации штатной численности группы учреждений принимается учредителем на основании полученных в ходе проведения анализа данных. В случае, если все рассчитанные значения по учреждению отклоняются не более чем на 10% от установленных пороговых значений, принимается решение о том, что штатная численность не требует оптимизации.

При отклонении одного или двух коэффициентов от 10% до 20% от установленных пороговых значений руководителю учреждения рекомендуется предоставить учредителю анализ причин отклонения показателя и разработать мероприятия по его устранению.

При отклонении свыше двух коэффициентов более чем на 20% от установленных пороговых значений учредителем принимается решение о необходимости проведения оптимизации штатного расписания.

Таблица N 2. Матрица принятия решений по результатам анализа штатной численности учреждения

Количество коэффициентов

Отклонение

Штатная численность не требует оптимизации

Не более двух

от 10% до 20%

Свыше двух

Штатная численность требует оптимизации

3.2. Основными способами оптимизации являются:

Сокращение избыточных штатных ставок;

Использование внутреннего совмещения штатных ставок;

Вывод части функционала административных и вспомогательных подразделений на аутсорсинг.

3.3. При проведении оптимизации необходимо руководствоваться нормами штатной численности, установленными для учреждений отдельных отраслей социальной сферы.

3.4. В процессе проведения оптимизации для каждого учреждения определяется наиболее оптимальная штатная численность и структура штатного расписания, способная обеспечить выполнение учреждением поставленных перед ним задач.

3.5. При проведении оптимизации штатной численности путем сокращении отдельных штатных ставок необходимо учитывать нормы трудового законодательства, предусматривающие социальные гарантии работникам, увольняемым по сокращению.

3.6. На внешнее обслуживание (аутсорсинг) рекомендуется передавать функции подразделений учреждения, осуществляющих непрофильную деятельность, только после проведения оценки экономической эффективности такой передачи.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

Название документа:
Номер документа: 45/149
Вид документа: Приказ Министерства финансов Республики Бурятия

Приказ Минэкономики Республики Бурятия

Принявший орган: Министерство финансов Республики Бурятия

Минэкономики Республики Бурятия

Статус: Действующий
Опубликован: ДОКУМЕНТ ОПУБЛИКОВАН НЕ БЫЛ N от 19.07.2013
Дата принятия: 27 июня 2013
Дата редакции: 27 июня 2013

Должность - это перечень задач для некой позиции в организационной структуре. И в этом определении ясно видно, что для самого возникновения понятия должность необходимо существование структуры организации. Должность - составляющая механизма организации.
В небольшой компании - все люди на виду, возможны прямые коммуникации в любом направлении и, как следствие, есть ясность в том, куда и зачем движется команда.

Если Вы слышите в своей организации такие разговоры: «Я не знаю, чего от меня ждут», «ко мне не справедливо относятся», «не вижу, куда и для чего мне развиваться», то, скорее всего, в Вашей организации не описаны четко должности людей и Вам есть смысл прочесть эту статью.

Должность - составляющая механизма организации

При увеличении количества работников начинают происходить сбои коммуникаций, появляется возможность «делегировать свои обязанности» и возникает необходимость в четком структурировании команды и работ, описании ролей.

Вместе с бурным развитием организаций происходит глобальное изменение в характере работ. Работа, выполняемая людьми, все больше перестает быть механической. И все труднее описать рамки должностных обязанностей, особенно для высококвалифицированных работников и управляющего звена. Понятие «роль» больше соответствует современным реалиям. Человек в роли может быть более гибким и легче ориентироваться в своих обязанностях и полномочиях, принимать ответственность на себя.

Конечно, «хорошо было бы» учесть весь мировой опыт построения успешных организаций и спроектировать структуру нового предприятия с самого начала, учитывая миссию и цели будущей структуры. Но на практике, мы приходим к этому в тот момент, когда предприятие уже функционирует и часто успешно, но возникают сложности в управлении.

На многих предприятиях существуют должностные инструкции и положения про отделы, причем существуют они отдельно от процесса производства. Написанные когда-то и кем-то они покоятся каждая на своем месте, и мало находится смельчаков задуматься и переосмыслить их значение.

Вполне естественно, что спустя некоторое время позиция претерпевает существенные изменения. Поэтому, когда организация проводит ревизию, соответствующие руководители должны предпринять шаги и пересмотреть ту или иную должность в свете новых обстоятельств. В этом лежат истоки должностного анализа.

Что такое и для чего нужен анализ должностей?

Должностной анализ - это процесс сбора и анализа информации о должностных позициях в целях выделения свойственных им параметров (задачи и задания, ответственность, стандарты выполнения и т.д.).

В украинской практике этот инструмент пока еще не нашел достойного применения. Многие руководители задают себе вопрос: что даст проведение этого сложного, требующего больших ресурсов процесса должностного анализа?

Результатом анализа является обновление должностных инструкций (ДИ) или их создание.

Поведение анализа должностей и создание качественных ДИ дает такие преимущества:

Если при анализе работы линейного руководителя Вы обнаруживаете, что он выполняет множество рутинной работы (составление отчетов, ведение табеля присутствия на работе и др.), но не выполняет своих прямых обязанностей стратегическое(планирование работы одела, повышение эффективности работы сотрудников , мотивация и т.д.), При этом руководитель совершенно правомерно задает вопрос - кто это буде т делать, если не я? То, вероятно, есть необходимость изменить должностные инструкции сотрудников или ввести новую должность (например «заместитель начальника отдела»).

Для руководителей :

    Прояснение «настоящей ситуации» на предприятии и определение направлений повышения эффективности и интенсификации труда работников предприятия, в некоторых случаях вплоть до изменения структуры предприятия (особенно актуально для быстрорастущих организаций).

    Возможность ранжирования работ, установление иерархии должностей и определение рангов оплаты.

    Выработка критериев для подбора персонала на свободные и освобождающиеся позиции. Анализ работ может оказаться весьма полезным и конструктивным для комплексного подбора кадров.

    Возможность проведения оценки соответствия персонала и создание программ развития сотрудников в направлении достижения целей организации.

    Процедура ознакомления с ДИ при приеме на работу позволяет избежать недоразумений и является правовой основой при разрешении трудовых споров.

    Проведенные анализ, а затем оценка персонала позволяют составить комплексную программу обучения персонала.

Для персонала:

    Определение зон ответственности и четкость границ обязанностей.

    Направления развития и обучения для достижения желаемых позиций.

    Возможность требовать пересмотра заработной платы или уровня должности в случае регулярного выполнения работ, выходящих за рамки должностных обязанностей.

    Возможность планирования и согласования собственных целей с целями организации.

Подготовка к должностному анализу .

При подготовке к анализу можно выделять

следующие критерии рабочей позиции:

    Непосредственный руководитель (подчинение)

    Взаимоотношение с другими должностями (отделами)

    Цель должности (работы)

    Основные обязанности (зоны ответственности, ключевые задачи) - содержание работы.

    Полномочия и доступные ресурсы, использование техники (механизмов, оборудования, инструментов).

    Стандарты выполнения работы.

    Требования к работнику: уровень квалификации, образование, доп. навыки.

Проведение анализа - это процесс, к которому необходимо хорошо подготовиться, определиться - зачем вы проводите анализ, какие должности необходимо подвергнуть процедуре, что должно стать результатом анализа и т.д.

Чтобы ДИ была максимально полной и гармоничной, можно использовать модель Логических Уровней (Р. Дилтс, 1997 г.).

Вопросы, на которые нужно ответить:

    Какова миссия данной должности? Какова цель (причина) существования данной позиции?

    Какое место в иерархии должностей у этой позиции?

    Какие зоны ответственности у работника на этой должности?

    Какие убеждения (ценности) будут необходимы работнику на этой должности?

    Какие требования предъявляются к опыту и квалификации для качественного выполнения работ?

    Каковы требования к личности работника?

    Каковы ключевые задачи должности? Каковы стандарты выполнения работы?

    Какие полномочия распоряжаться ресурсами (в т.ч. финансовыми), проводить найм персонала, увольнение (отстранение от должности) сотрудников?

    Какой бюджет, сколько подчиненных, каково оборудование? С кем коммуницирует данная должность?

    Какие конечные результаты ожидаются от работника на данной позиции?

Логический Уровень.

Характерный вопрос.

Фокус внимания.

Миссия Духовность

Зачем?
Ради чего?

Взгляд в будущее.

Личностное своеобразие.

Кто Я?

Понимание своей роли.

Ценности. Убеждения.

Почему?

Разрешение,
мотивация.

Способности

КАК?

Направление.
Стратегия. План.

Поведение.

ЧТО?

Действие.
Реакция.

Окружение.

Где? Когда? С кем? Сколько?

Контекст

При проведении анализа работ необходимо помнить, что сотрудники, которые занимают подлежащие анализу должности, не являются объектом исследования (оценка персонала будет правомерна после проведения анализа должностей).

Рутинные позиции начального уровня лучше всего описывать, делая акцент на выполняемых задачах, в то время как позиция управленца требует акцента на достижении определенных результатов.

Исходя из критериев и списка должностей, которые подлежат анализу, выбирается метод проведения анализа.

Методы проведения должностного анализа.

    Структурированное интервью.

В рамках этого метода наибольшую ценность имеют собеседования с занимающими эту должность работниками. С ними можно беседовать по отдельности, а можно провести собеседование («мозговой штурм») с группой. Интервью с начальником или подчиненными даст дополнительную информацию.

Плюсы : наиболее адекватный анализ высококвалифицированного труда. Метод наиболее гибкий и легко изменяем для анализа разных позиций.

Минусы : для проведения и анализа интервью потребуется большое количество времени и мастерство проведения интервью. Возможно искажение информации интервьюируемым как вследствие неправильного понимания и различия толкований терминов, так и при прямой фальсификации.

    Анкетирование, опросные листы, шкалы.

Анкеты могут быть как стандартными, так и разработанными внутри организации. Адекватность метода зависит от тщательности разработки анкет. Наиболее применимый способ для позиций, на которых работает много людей.

Плюсы: экономия времени и средств, особенно, если надо получить информацию от большого количества людей.

Минусы: необходимость разработать анкету, удовлетворяющую целям анализа. Если вопросы в анкете будут составлены некорректно, двусмысленно, размыто - то результаты анкетирования будут некачественными. В случае большого количества анализируемых параметров - сложность в обработке анкет.

Для избегания подобных ошибок можно провести тестовое анкетирование на выбранном участке производства, а затем, после корректировки анкеты, проводить обширное исследование.

    Метод наблюдений (фотография рабочего дня).

Обычно используется для рутинного цикличного труда. Представляет собой процесс занесения информации о выполнении работы в специальные бланки. Другим способом наблюдения является фиксация на кинопленку с записью комментариев. Может использоваться вместе с другими способами анализа.

Плюсы: часто характеризуется как лучший (самый точный) метод сбора информации, особенно в сочетании с индивидуальными собеседованиями.

Минусы: требует аналогичную квалификацию наблюдателя. Занимает много времени. Этот метод не может быть использован для интеллектуального и творческого труда.

    Самонаблюдение.

Самоанализ своей работы и подготовка ее описания.

Плюсы: самая быстрая и экономичная форма анализа работ.

Минусы: требуется очень четкое описание задачи, иногда обучение людей.

Создание должностных инструкций

ДИ появляются в результате анализа работ. Из массы разнообразных сведений (анкет, описаний, конспектов) должны появиться четкие, реальные, понятные инструкции. Они представляют собой основную информацию о работе. При этом ДИ не должна описывать подробности и нюансы. Ее цель - прояснить, какой вклад ожидается от работника . Должностная инструкция - это правовой акт, поэтому ДИ должна быть согласована с законами (юристом на предприятии). ДИ утверждается директором, и существенные изменения в нее могут быть внесены только приказом директора. При оформлении на работу сотрудник знакомится со своей ДИ и расписывается о своем согласии с ней. На основе ДИ составляется трудовой контракт, проводится оценка деятельности персонала, установление класса или разряда работника.

Должностная инструкция может в себя включать

    Миссию должности

    Определение работы

    Описание рабочих функций

    Отношения подчинения и коммуникации

    Обязанности и ответственность

    Условия и организация труда, график работы.

    Требования к работнику (квалификация, опыт, личностные качества)

Создание точных немногословных и при этом понятных инструкций - задача не из легких.

Кроме мастерского владения «канцелярским языком», проводящему анализ человеку понадобится ряд навыков:

    навык ведения интервью;

    быстрого создания отношений с интервьюируемым;

    способность выделять главное, отсекая не нужное (не влияющее на достижение целей должности) и уделяя внимание деталям;

    аналитические способности;

    тактичность и дипломатия.

Сейчас на Украине есть достаточное количество консультационных организаций, которые обладают вышеперечисленными навыками и могут помочь вам в этом нелегком труде. Привлекая специалиста со стороны, вы также получаете возможность увидеть свое предприятие глазами стороннего «незаангажированного» наблюдателя. Минусом такого решения будет тот факт, что приглашенному специалисту понадобится время и усилия для того, что бы узнать организацию, увидеть все связи внутри ее и составить представление о типах позиций, которые необходимо вовлечь в анализ.


Должностная позиция: руководитель отдела по работе с персоналом

Дата анализа: январь 2004

Местоположение : молочный завод

Подчинение : Генеральному директору завода

Функциональное подчинение : Директору по персоналу головного офиса компании

Другие должностные взаимоотношения:

    Начальники производственных отделов

    Руководство завода

    Руководители цехов и отделов

    Местный центр занятости

Непосредственные подчиненные:

    Администратор отдела по работе с персоналом

    Служащий, руководитель отдела безопасности

    Менеджер по обучению персонала завода

Миссия:

О беспечивать руководство персоналом в подразделениях согласно корпоративной кадровой политике, создавать и поддерживать доверительную, дружескую атмосферу предприятия, способствующую качественному выполнению работы сотрудниками завода.

Основные обязанности:

    Обеспечивать эффективность найма: осуществлять подбор кадров необходимого количества и качества в соответствии с перечнем вакансий руководителей отделов

    Консультировать линейных менеджеров по вопросам трудового законодательства и взаимоотношений с персоналом.

    Планировать и проводить регулярные совещания с представителями персонала компаний

    Проводить систематические инспекции безопасности на территории завода и сообщать результаты таких проверок руководителям отделов.

    Проводить регулярную оценку персонала и на ее основе представлять программы обучения для новых кадров, руководителей и других сотрудников.

    Консультировать руководителей отделов по вопросам развития управленческих навыков.

Отведенные полномочия:

    Может использовать корпоративные финансовые ресурсы в рамках согласованного бюджета для найма и обучения персонала.

    Может осуществлять найм персонала для своего отдела в пределах бюджетных ограничений.

    Может определять размер индивидуальной оплаты/ставок труда для персонала своего отдела в оговоренных рамках.

    Может лишить персонал выплат в случае доказанных серьезных правонарушений.

Доступные ресурсы:

    Транспортные средства безопасности.

    Служебный автомобиль.

Необходимая квалификация:

Стаж работы руководителем персонала или линейного отдела производственного завода не менее 3-х лет. Знание нормативно-правовой базы Украины. Знание производства. Дополнительное психологическое образование желательно.


Знание - информация, которую необходимо знать при выполнении работы.

Навык - как применять эти знания на практике.

Компетенция - применение этого навыка таким образом, что работа может быть выполнена по определенному стандарту. При разработке компетенций в нее включают ряд утверждений, описывающих то, насколько хорошо должна быть выполнена работа.

Например , можно использовать знания об использовании Miсrosoft Word и навыки работы с клавиатурой для того, что бы набрать документ за определенное время и без ошибок по заданному стандарту. В таком случае мы говорим о компетенции работы с документами для секретаря.

Модель компетенций.

В последнее время HRы компаний, все чаще говорят о необходимости иметь модели компетенций (МК) для сотрудников своего предприятия. Как связаны модель компетенций и должностная инструкция?

МК часто используются как составляющая описания работы, для определения того, что ожидается от работника.

МК представляет собой список компетенций, относящихся к определенной работе, и становится основным помощником в определении людьми не только того, ЧТО от них ожидается, но и того, КАК им следует действовать.

Обычно такая модель может содержать в себе:

    Ключевые компетенции - это те компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и ценности. Они применимы к любой должности в организации. Определяя ключевые компетенции, организация четко дает понять, какие аспекты она ценит в людях.

    Общие компетенции - это такие компетенции, которые имеют универсальное определение и применяются к некоторым должностям (например, стратегическое мышление, лидерство).

    Специальные компетенции - это компетенции, которые применяются к определенным должностям (например, определенные технические компетенции).

МК позволяет еще легче и конкретнее проводить оценку персонала, выявлять потребности в обучении, планировать карьеру и многое другое. Наиболее простой способ использования МК заключается в самооценке человека по компетенциям, требуемым для его работы. Оценивая себя, сотрудники могут определить те области работы, в которых им следует стать лучше. В этом им может помочь линейный менеджер или наставник. Успешно овладев необходимыми компетенциями, требуемыми на данной позиции, сотрудник может самостоятельно развивать в себе компетенции для роста.

В заключение хочу еще раз процитировать гениального менеджера Ли Якокка:

«Все производственные операции можно описать тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят ЛЮДИ. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать.»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические особенности изучения профессиональных качеств работников сервисных служб, особенности оценки компетенций работников. Проведение анализа профессиограммы менеджера как нормативной основы сервисной деятельности на примере ООО "Ресторатор".

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Сущность и методика применения конкурсных испытаний на должности. Рассмотрение краткой характеристики предприятия ОАО "Дорремстрой". Анализ трудовых ресурсов и система подбора кадров на должности. База для создания резерва сотрудников в организации.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2012

    Основы анализа и описания работы и рабочего места. Понятие анализа работы, его сущность и необходимость, выбор и обоснование методики. Анализ и описание работы инспектора по кадрам в ООО "Вита". Понятие и методы определения требований к кандидатам.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2009

    Цели, элементы и подходы к организации и проведению конкурса. Методы определения требований к кандидату на замещение вакантной должности. Организация конкурса на замещение вакантной должности в ООО "Полярная звезда". Эффективность конкурсного отбора.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2007

    Особенности и характеристика должности гражданской службы. Анализ должностной структуры федерального гражданского управления. Классифкация чинов в гражданской службе. Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2011

    Методика конкурсного набора персонала на замещение вакантной должности. Подходы к организации, проведение конкурса. Организация и методика проведения конкурса на замещение вакантной должности в библиотеке. Создание конкурсной комиссии, порядок ее работы.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2011

    Методы получения первичной информации о кандидатах на вакантные должности. Характеристика производственной деятельности и качественного состава предприятия. Анализ существующей системы привлечения персонала в организацию. Проведение собеседования.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2012