О разрешение спора о расположении (наложении, пересечении) земельного участка, выявленного при установлении границы между субъектами РФ

Росреестр (его территориальные органы) осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, согласно которому Росреестр (его территориальные органы) не является органом нормативно-правового регулирования по установлению границ между субъектами Российской Федерации и не наделен полномочиями по их установлению и согласованию, а также по разрешению возникших территориальных споров о расположении (наложении, пересечении) земельного участка, выявленного при установлении границы между субъектами Российской Федерации.

Граница субъекта Российской Федерации является частью Государственной границы России либо границей иного субъекта Федерации, а также границей муниципального образования и границей административно-территориальной единицы (которые могут совпадать территориально) данного и сопредельного субъекта Федерации.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к объектам землеустройства относятся территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и земельных участков.

Требования к описанию местоположения границ объектов землеустройства, в том числе границ между субъектами Российской Федерации, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства». Исходя из требований действующего законодательства, границы между субъектами Российской Федерации устанавливаются на основании:

1) утвержденных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашениях об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации;

2) федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации;

3) ранее принятых указов Президиума Верховного Совета РСФСР, Президиумов Верховных Советов союзных республик.

Кроме того, при описании местоположения границ объектов землеустройства, в том числе границ между субъектами Российской Федерации, необходимо также руководствоваться нормативными правовыми актами, устанавливающими границы между субъектами Российской Федерации, утвержденными материалами территориального планирования, сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ), а также исторически и фактически сложившимся землепользованием.

Установление и согласование описания местоположения границы между субъектами Российской Федерации в целях обеспечения внесения соответствующих сведений о такой границе в ЕГРН осуществляют уполномоченные органы власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы Росреестра в рамках своих полномочий с учетом имеющихся в ГФДЗ документов и материалов, содержащих сведения по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, а также профессионального опыта, могут высказать свою позицию в части корректности подготовленного проекта описания местоположения границы между субъектами Российской Федерации, а также соответствия подготовленной землеустроительной документации требованиям землеустройства. Однако решение о прохождении границы между субъектами Российской Федерации принимают уполномоченные органы власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Также обращаем Ваше внимание на то, что согласно части 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации согласно статье 102 Конституции Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Источник:  И.о. начальника отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Саратовской области Н.П. Курбатова

Добавить комментарий