В каком порядке должно осуществляться внесение в ЕГРН сведений об охранной зоне магистрального трубопровода?

Росреестром направлены разъяснения Минэкономразвития России от 25.05.2017 № Д23и-3025 по вопросу внесения в ЕГРН сведений об охранной зоне магистрального трубопровода.

Согласно данным разъяснениям в настоящее время порядок внесения сведений в ЕГРН о зонах регулируется статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденными постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 (далее – Правила).

Указанные нормативные документы предусматривают подготовку землеустроительной документации в электронном формате, в состав которой входят текстовое и графическое описание местоположения границ зон, перечень координат характерных точек границ зон, а также документы- основания данных зон (решение об установлении, изменении или прекращении существования), принятых органами государственной власти или органами местного самоуправления. А также прописаны случаи направления данной документации в орган, уполномоченный Правительством РФ на государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН (далее – орган регистрации прав).

Порядок установления охранных зон магистральных трубопроводов определен Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9 (далее – Правила охраны магистральных трубопроводов).

Вместе с тем законодательством РФ, Правилами охраны магистральных трубопроводов не предусмотрены необходимость принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления специального акта об утверждении соответствующей охранной зоны магистрального трубопровода, а также направление в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) о такой охранной зоне собственником объекта недвижимого имущества, в связи обеспечением условий эксплуатаций которого устанавливается соответствующая охранная зона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.

Таким образом, по общему правилу ограничение прав на землю в виде ограничения хозяйственной деятельности в охранных зонах сопровождается принятием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Вместе с тем законодательство, касающееся порядка установления зон с особыми условиями использования территории, в настоящее время разрознено, не разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части принятия таких решений, что на практике создает правовую неопределенность, обусловливающую возникновение споров.

Урегулирование порядка установления зон с особыми условиями использования территорий предусматривается проектом федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в части совершенствования порядка архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов капитального строительства», который предусматривает единый порядок установления зон с особыми условиями использования территории, в частности законодательно закрепляется установление такой зоны только путем принятия уполномоченным органом соответствующего решения либо на основании решения суда.

При этом Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденными постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532, также не предусмотрена возможность направления в орган регистрации прав в порядке информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений) об охранных зонах магистральных трубопроводов, в отношении которых не принимаются решения органов государственной власти или органа местного самоуправления об их установлении

Таким образом, по мнению департамента недвижимости Минэкономразвития России, внесение сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории должно осуществляться в порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые будут нести ответственность за качество вносимых в ЕГРН сведений, либо по заявлению заинтересованного лица при наличии решения указанных органов об установлении, изменении или о прекращении существования зоны.

Добавить комментарий